|
Рабочая программа по физической культуре для 5 9 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
МО учителей – предметников
естественно – математического цикла Зам. директора Аксенова Е.Е. Директор Пронина Л.В.
__________________________ _____________________ ____________________
«_____» __________________2014 г. «____» _______________2014 г. «____»______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 5 – 9 КЛАССОВ Срок реализации: 2014 – 2015 г.г. Название программы, автора, год издания, на основе которой составлена рабочая программа: программа общеобразовательных учреждений физическая культура основная школа (5 – 9 классы) – А.П.Матвеев, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующий лабораторией содержания образования по физической культуре Института общего среднего образования РАО.
(М; Просвещение, 2009 год).
Учебники: - физическая культура 6 – 7 классы. А.П. Матвеев (М; Просвещение, 2010 год);
- физическая культура 8 – 9 классы. А.П. Матвеев (М; Просвещение, 2010 год).
Сведения об учителе – составителе рабочей программы: Зотова Марина Георгиевна, учитель физической культуры,
первая квалификационная категория
г. Югорск
2014 год
Основная школа (5 – 9 классы)
Пояснительная записка.
Программа разработана в полном соответствии со стандартом основного общего образования по физической культуре, на основе авторской программы – А.П.Матвеева.
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Цель
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся ориентируется на достижение следующих задач:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной деятельности, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения. Структура и содержание учебной программы.
Программа состоит из разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент); Модульный курс «Подвижные и спортивные игры» (здорвьесберегающий компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры, раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:
В познавательной деятельности:
- использование наблюдений, измерений и моделирования;
- исследование несложных практических ситуаций. В информационно-коммуникативной деятельности:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- умение составлять сообщения;
- умение составлять по образцу комплекс упражнений.
В рефлексивной деятельности:
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- владение умениями взаимодействия с партнерами во время занятий физическими
упражнениями. Результаты обучения
Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать» приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Основное содержание (5 класс)
105 часов Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх. Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные её характеристики и параметры (положении головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.) Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений. Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды). Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции её нарушений. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями. Физическое совершенствование
Физкультурно – оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учётом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции телосложения. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Спортивно – оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики (14 ч)
Организующие команды и приёмы: перестроение в движении из колонны в колонну по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Кувырок вперёд (назад) в группировке; кувырок вперёд ноги скрестно с последующим поворотом на 180; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приёма (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки)
Упражнения общей физической подготовки. Лёгкая атлетика (24 ч) Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяжённость дистанций регулируется учителем). Прыжки в длину с места, с разбега в высоту. Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.
Упражнения общей физической подготовки. Лыжные гонки (18 ч) Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении. Подъём «полуёлочкой», «ёлочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций.
Упражнения общей физической подготовки. Спортивные игры (12 ч)
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой». Игра в баскетбол по упрощенным правилам.Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Модульный курс «Подвижные и спортивные игры» (37 ч)
Подвижные игры: сюжетно – образные подвижные игры; специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах. Подвижные игры и задания для развития координационных и кондиционных способностей. Упражнения общей физической подготовки, комплексы упражнений: по профилактике нарушения осанки, по профилактике плоскостопия, для мышечного корсета, для мышц брюшного пресса; самоконтроль в процессе физического воспитания; влияние физической культуры на ЗОЖ; влияние общей физической подготовки на физическую и умственную работоспособность учащихся; закаливание; мониторинг физической подготовленности; функциональные пробы.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; приём и передача мяча снизу, приём и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Игра в волейбол по упрощенным правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки. Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения, с чередованием скорости передвижения; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой». Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 учебный год
5 класс (105 часов)
Раздел
| Дата
| № урока
| Тема урока
|
Легкая атлетика
| 02.09
|
1
| I четверть (27 ч)
Вводный. Легкая атлетика: Инструктаж по ТБ. Влияние л/а на организм школьника.
| 04.09
| 2
| Спринтерский бег. Высокий и низкий старт.
| 06.09
| 3
| Бег 30м, техника финиширования. Эстафетный бег.
| 09.09
| 4
| Бег в медленном темпе. Прыжки в длину.
| 11.09
| 5
| Бег на средние дистанции. Бег 500 м.
| 13.09
| 6
| Беговые и прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места (тест).
| 16.09
| 7
| Мониторинг физической подготовленности.
| 18.09
| 8
| Кроссовая подготовка. Техника метания мяча.
| 20.09
| 9
| Бег 1000 м на результат.
| 23.09
| 10
| Преодоление препятствий. Челночный бег 3 х 10 м
(тест).
| 25.09
| 11
| Кросс. Метание мяча в цель.
| 27.09
| 12
| Зачетный урок по разделу легкая атлетика.
|
Спортивные игры
| 30.09
| 13
| Баскетбол. Инструктаж по ТБ. История возникновения игры баскетбол.
| 02.10
| 14
| Стойки и передвижения игроков. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком.
| 04.10
| 15
| Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах.
| 07.10
| 16
| Бросок мяча двумя руками от груди и головы на месте. Игра "Мяч капитану".
| 09.10
| 17
| Бросок двумя руками от головы после ловли мяча. Игра "Малый баскетбол".
| 11.10
| 18
| Оценка техники стойки и передвижений игроков. Игра в мини-баскетбол.
| 14.10
| 19
| Ведение мяча правой и левой рукой в средней стойке. Игра.
| 16.10
| 20
| Оценка техники ведения мяча.
| 18.10
| 21
| Игровые упражнения. Игра "Малый баскетбол".
| 21.10
| 22
| Волейбол. Теоретические сведения.
| 23.10
| 23
| Стойки и передвижения игрока. Техника владения в/мячом.
| 25.10
| 24
| Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой.
| 28.10
| 25
| Прием мяча снизу двумя руками в парах. Игра "Пионербол".
| 30.10
| 26
| Нижняя прямая подача. Игра "Пионербол".
| 01.11
| 27
| Игровые упражнения. Игра. Подведение итогов.
|
Гимнастика
|
11.11
|
28
| II четверть (21 ч)
Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Теоретические сведения. Строевая подготовка.
| 13.11
| 29
| Акробатика. Кувырки вперед, стойка на лопатках.
| 15.11
| 30
| Техника выполнения элементов: два кувырка вперед и назад, стойка на лопатках.
| 18.11
| 31
| Техника выполнения равновесия на одной ноге, "моста" из положения лежа.
| 20.11
| 32
| Составление акробатической комбинации, упражнения на гибкость.
| 22.11
| 33
| Оценка техники выполнения акробатической комбинации из разученных элементов.
| 25.11
| 34
| Опорный прыжок и упражнения со скакалкой.
| 27.11
| 35
| Техника выполнения опорного прыжка и лазания по канату.
| 29.11
| 36
| Опорный прыжок. Прыжки через скакалку (тест).
| 02.12
| 37
| Оценка техники выполнения опорного прыжка.
| 04.12
| 38
| Упражнения на перекладине и лазание по канату.
| 06.12
| 39
| Оценка техники выполнения лазания по канату.
| 09.12
| 40
| Оценка выполнения: подтягивание на перекладине (м), поднимание ног в висе (д).
|
Спортивные игры
| 11.12
| 41
| Баскетбол. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах и шагом.
| 13.12
| 42
| Ведение мяча в движении. Броски с места. Игра в мини-баскетбол.
| 16.12
| 43
| Ведение мяча с изменением скорости и передачи различным способом.
| 18.12
| 44
| Оценка техники ловли и передачи меча. Игра в мини-баскетбол.
| 20.12
| 45
| Правила соревнований. Игра в мини-баскетбол.
| 23.12
| 46
| Бросок мяча двумя руками снизу в движении. Игра в мини-баскетбол.
| 25.12
| 47
| Сочетание приемов: ведение-остановка-бросок. Игра в мини – баскетбол.
| 27.12
| 48
| Игры и эстафеты с элементами гимнастики и баскетбола. Подведение итогов.
|
| 13.01
|
49
| III четверть (30 ч)
Волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в парах и тройках через зону и сетку.
| 15.01
| 50
| Передача мяча сверху и прием мяча снизу в парах и через сетку.
| 17.01
| 51
| Подача мяча. Игра по упрощенным правилам.
| 20.01
| 52
| Прием мяча после подачи.
| 22.01
| 53
| Нижняя прямая подача. Нападающий удар после подбрасывания мяча.
| 24.01
| 54
| Оценка техники приема мяча двумя руками снизу в парах
| 27.01
| 55
| Комбинации из разученных элементов в парах.
|
Лыжная подготовка
| 29.01
| 56
| Передачи, прием мяча, подачи. Игра по упрощенным правилам.
| 31.01
| 57
| Игровые упражнения. Игра по упрощенным правилам.
| 03.02
| 58
| Лыжная подготовка. Инструктаж по ТБ. Теоретические сведения.
| 05.02
| 59
| Скользящий шаг и попеременный двухшажный ход.
| 07.02
| 60
| Попеременный двухшажный ход-оценка техники выполнения.
| 10.02
| 61
| Одновременный бесшажный и попеременный двухшажный ход.
| 12.02
| 62
| Одновременный бесшажный ход. Встречная эстафета.
| 14.02
| 63
| Прохождение дистанции 1 км со средней скоростью.
| 17.02
| 64
| Техника спусков со склона в средней стойке. Повороты переступанием.
| 19.02
| 65
| Подъем «елочкой» и спуски на склоне.
| 21.02
| 66
| Прохождение дистанции до 2 км в медленном темпе.
|
Спортивные игры
| 24.02
| 67
| Техника спусков и подъемов со склона в среднем темпе.
| 26.02
| 68
| Техника поворота и торможения «плугом» и упором.
| 28.02
| 69
| Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью.
| 03.03
| 70
| Подъем «елочкой» и спуск в средней стойке-оценка техники выполнения.
| 05.03
| 71
| Игры и эстафеты с катанием на лыжах.
| 07.03
| 72
| Одновременный одношажный ход (основной вариант).
| 10.03
| 73
| Совершенствование техники лыжных ходов, спусков и подъемов.
| 12.03
| 74
| Контрольное прохождение дистанции 1-2 км.
| 14.03
| 75
| Игры и эстафеты с катанием на лыжах.
| 17.03
| 76
| Баскетбол. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах шагом.
| 19.03
| 77
| Бросок двумя руками снизу в движении после ловли мяча. Игровые действия.
| 21.03
| 78
| Броски по кольцу после ведения. Игра. Подведение итогов.
|
02.04
|
79
| IV четверть (27 ч)
Сочетание приемов: ведение-остановка-бросок. Игра в мини – баскетбол.
| 04.04
|
80
| Бросок одной рукой от плеча на месте. Игра в мини – баскетбол.
| 07.04
| 81
| Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини – баскетбол.
| 09.04
| 82
| Бросок одной рукой от плеча на месте. Игра в мини – баскетбол.
|
Спортивные игры
| 11.04
| 83
| Учебная игра в мини – баскетбол.
| 14.04
| 84
| Волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в зоне и через зону.
| 16.04
| 85
| Прием мяча снизу двумя руками в парах и после подачи.
| 18.04
| 86
| Оценка техники нижней прямой подачи мяча.
| 21.04
| 87
| Прямой нападающий удар после подбрасывания.
| 23.04
| 88
| Тактика игры. Игра по упрощенным правилам.
| 25.04
| 89
| Правила соревнований. Учебная игра.
| 28.04
| 90
| Мониторинг физической подготовленности.
|
Легкая атлетика
|
02.05
| 91
| Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Виды соревнований по л/а.
| 05.05
| 92
| Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивания".
| 07.05
| 93
| Упражнения на технику прыжка в высоту и метания мяча.
| 12.05
| 94
| Оценка техники выполнения прыжка в высоту с разбега.
| 14.04
| 95
| Спринтерский бег. Стартовый разгон. Бег 30 м.
| 16.05
| 96
| Эстафетный бег с передачей по этапам.
| 19.05
| 97
| Кроссовая подготовка, преодоление препятствий.
| 21.05
| 98
| Бег 1000 м на результат.
| 23.05
| 99
| Теоретическое тестирование «Основы физической культуры».
| 26.05
| 100
| Урок – многоборье по видам легкой атлетики.
| 28.05
| 101
| Урок – игра спортсмены.
| 30.05
| 102
| Игры и эстафеты на свежем воздухе.
| 02.06
| 103
| Игра «Путешествие в «спортландию».
| 04.06
| 104
| Подвижные игры на свежем воздухе.
| 06.06
| 105
| Обобщающий урок. Подведение итогов за год.
|
Учебные нормативы: 5 класс
№
п./п
| Контрольные
упражнения
| Мальчики
| Девочки
| «3»
| «4»
| «5»
| «3»
| «4»
| «5»
| 1
| Бег 30метров, сек.
| 6,3
| 6,1
| 5,0
| 6,4
| 6,3
| 5,1
| 2
| Бег 60метров, сек.
| 11,6
| 10,8
| 10,2
| 12,0
| 11,0
| 10,7
| 3
| Бег 1000метров, мин/сек.
| 5.40
| 5.10
| 4.20
| 6.30
| 5.50
| 5.00
| 4
| Кросс 1500метров, мин/сек.
| 10,0
| 8,30
| 7,30
| 10,30
| 8,40
| 8,30
| 5
| Прыжок в высоту с разбега, см.
| 80
| 95
| 105
| 70
| 80
| 95
| 6
| Метание мяча 150 гр.,м.
| 20
| 27
| 34
| 14
| 17
| 21
| 7
| Подтягивание на высокой перекладине, раз.
| 3
| 4
| 6
| -
| -
| -
| 8
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз.
| -
| -
| -
| 5
| 10
| 19
| 9
| Бег на лыжах 1000метров мин/сек.
| 7,40
| 7,00
| 6,00
| 8,10
| 7,30
| 6,30
| 10
| Тесты:
Прыжки со скакалкой за 1 минуту, раз.
|
30
|
50
|
60
|
40
|
60
|
70
| 11
| Прыжок в длину с места, см.
| 125
| 145
| 160
| 110
| 130
| 155
| 12
| Челночный бег 3х10м, сек.
| 9,7
| 9,3
| 8,5
| 10,1
| 9,7
| 8,9
| 13
| Наклон вперед из положения сидя, см
| 2
| 6
| 10
| 4
| 8
| 15
| 14
| Поднимание туловища из положения лежа за 30 секунд, раз
| 12
| 19
| 31
| 11
| 18
| 28
|
|
|
|