Главная страница

Рабочая программа по физической культуре для 5 9 классов



НазваниеРабочая программа по физической культуре для 5 9 классов
страница1/6
Дата12.02.2016
Размер1.28 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»


«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»

МО учителей – предметников

естественно – математического цикла Зам. директора Аксенова Е.Е. Директор Пронина Л.В.

__________________________ _____________________ ____________________

«_____» __________________2014 г. «____» _______________2014 г. «____»______________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 5 – 9 КЛАССОВ
Срок реализации: 2014 – 2015 г.г.
Название программы, автора, год издания, на основе которой составлена рабочая программа: программа общеобразовательных учреждений физическая культура основная школа (5 – 9 классы) – А.П.Матвеев, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заведующий лабораторией содержания образования по физической культуре Института общего среднего образования РАО.

(М; Просвещение, 2009 год).

Учебники: - физическая культура 6 – 7 классы. А.П. Матвеев (М; Просвещение, 2010 год);

- физическая культура 8 – 9 классы. А.П. Матвеев (М; Просвещение, 2010 год).

Сведения об учителе – составителе рабочей программы: Зотова Марина Георгиевна, учитель физической культуры,

первая квалификационная категория

г. Югорск

2014 год

Основная школа (5 – 9 классы)

Пояснительная записка.

Программа разработана в полном соответствии со стандартом основного общего образования по физической культуре, на основе авторской программы – А.П.Матвеева.

Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся ориентируется на достижение следующих задач:

- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной деятельности, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения.
Структура и содержание учебной программы.

Программа состоит из разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент); Модульный курс «Подвижные и спортивные игры» (здорвьесберегающий компонент).

Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры, раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

- использование наблюдений, измерений и моделирования;

- исследование несложных практических ситуаций.
В информационно-коммуникативной деятельности:

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- умение составлять сообщения;

- умение составлять по образцу комплекс упражнений.

В рефлексивной деятельности:

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- владение умениями взаимодействия с партнерами во время занятий физическими

упражнениями.
Результаты обучения

Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать» приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Основное содержание (5 класс)

105 часов
Знания о физической культуре

История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные её характеристики и параметры (положении головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.) Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.

Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.
Физическое совершенствование

Физкультурно – оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учётом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции телосложения. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно – оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики (14 ч)

Организующие команды и приёмы: перестроение в движении из колонны в колонну по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.

Кувырок вперёд (назад) в группировке; кувырок вперёд ноги скрестно с последующим поворотом на 180; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.

Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки).

Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).

Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приёма (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки)

Упражнения общей физической подготовки.
Лёгкая атлетика (24 ч) Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяжённость дистанций регулируется учителем). Прыжки в длину с места, с разбега в высоту. Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.

Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки (18 ч) Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении. Подъём «полуёлочкой», «ёлочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций.

Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры (12 ч)

Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой». Игра в баскетбол по упрощенным правилам.Упражнения специальной физической и технической подготовки.

Модульный курс «Подвижные и спортивные игры» (37 ч)

Подвижные игры: сюжетно – образные подвижные игры; специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах. Подвижные игры и задания для развития координационных и кондиционных способностей. Упражнения общей физической подготовки, комплексы упражнений: по профилактике нарушения осанки, по профилактике плоскостопия, для мышечного корсета, для мышц брюшного пресса; самоконтроль в процессе физического воспитания; влияние физической культуры на ЗОЖ; влияние общей физической подготовки на физическую и умственную работоспособность учащихся; закаливание; мониторинг физической подготовленности; функциональные пробы.

Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; приём и передача мяча снизу, приём и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Игра в волейбол по упрощенным правилам.

Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения, с чередованием скорости передвижения; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места; ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой». Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

Упражнения специальной физической и технической подготовки.

Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

5 класс (105 часов)


Раздел

Дата

урока

Тема урока


Легкая атлетика

02.09


1

I четверть (27 ч)

Вводный. Легкая атлетика: Инструктаж по ТБ. Влияние л/а на организм школьника.

04.09

2

Спринтерский бег. Высокий и низкий старт.

06.09

3

Бег 30м, техника финиширования. Эстафетный бег.

09.09

4

Бег в медленном темпе. Прыжки в длину.

11.09

5

Бег на средние дистанции. Бег 500 м.

13.09

6

Беговые и прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места (тест).

16.09

7

Мониторинг физической подготовленности.

18.09

8

Кроссовая подготовка. Техника метания мяча.

20.09

9

Бег 1000 м на результат.

23.09

10

Преодоление препятствий. Челночный бег 3 х 10 м

(тест).

25.09

11

Кросс. Метание мяча в цель.

27.09

12

Зачетный урок по разделу легкая атлетика.


Спортивные игры

30.09

13

Баскетбол. Инструктаж по ТБ. История возникновения игры баскетбол.

02.10

14

Стойки и передвижения игроков. Ведение мяча на месте. Остановка прыжком.

04.10

15

Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах.


07.10

16

Бросок мяча двумя руками от груди и головы на месте. Игра "Мяч капитану".

09.10

17

Бросок двумя руками от головы после ловли мяча. Игра "Малый баскетбол".

11.10

18

Оценка техники стойки и передвижений игроков. Игра в мини-баскетбол.

14.10

19

Ведение мяча правой и левой рукой в средней стойке. Игра.

16.10

20

Оценка техники ведения мяча.

18.10

21

Игровые упражнения. Игра "Малый баскетбол".

21.10

22

Волейбол. Теоретические сведения.


23.10

23

Стойки и передвижения игрока. Техника владения в/мячом.

25.10

24

Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой.

28.10

25

Прием мяча снизу двумя руками в парах. Игра "Пионербол".

30.10

26

Нижняя прямая подача. Игра "Пионербол".

01.11

27

Игровые упражнения. Игра. Подведение итогов.



Гимнастика


11.11


28

II четверть (21 ч)

Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Теоретические сведения. Строевая подготовка.

13.11

29

Акробатика. Кувырки вперед, стойка на лопатках.


15.11

30

Техника выполнения элементов: два кувырка вперед и назад, стойка на лопатках.

18.11

31

Техника выполнения равновесия на одной ноге, "моста" из положения лежа.

20.11

32

Составление акробатической комбинации, упражнения на гибкость.

22.11

33

Оценка техники выполнения акробатической комбинации из разученных элементов.

25.11

34

Опорный прыжок и упражнения со скакалкой.


27.11

35

Техника выполнения опорного прыжка и лазания по канату.

29.11

36

Опорный прыжок. Прыжки через скакалку (тест).

02.12

37

Оценка техники выполнения опорного прыжка.

04.12

38

Упражнения на перекладине и лазание по канату.

06.12

39

Оценка техники выполнения лазания по канату.

09.12

40

Оценка выполнения: подтягивание на перекладине (м), поднимание ног в висе (д).



Спортивные игры

11.12

41

Баскетбол. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах и шагом.

13.12

42

Ведение мяча в движении. Броски с места. Игра в мини-баскетбол.

16.12

43

Ведение мяча с изменением скорости и передачи различным способом.

18.12

44

Оценка техники ловли и передачи меча. Игра в мини-баскетбол.

20.12

45

Правила соревнований. Игра в мини-баскетбол.

23.12

46

Бросок мяча двумя руками снизу в движении. Игра в мини-баскетбол.

25.12

47

Сочетание приемов: ведение-остановка-бросок. Игра в мини – баскетбол.

27.12

48

Игры и эстафеты с элементами гимнастики и баскетбола. Подведение итогов.




13.01


49

III четверть (30 ч)

Волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в парах и тройках через зону и сетку.

15.01

50

Передача мяча сверху и прием мяча снизу в парах и через сетку.

17.01

51

Подача мяча. Игра по упрощенным правилам.

20.01

52

Прием мяча после подачи.

22.01

53

Нижняя прямая подача. Нападающий удар после подбрасывания мяча.

24.01

54

Оценка техники приема мяча двумя руками снизу в парах

27.01

55

Комбинации из разученных элементов в парах.



Лыжная подготовка

29.01

56

Передачи, прием мяча, подачи. Игра по упрощенным правилам.

31.01

57

Игровые упражнения. Игра по упрощенным правилам.

03.02

58

Лыжная подготовка. Инструктаж по ТБ. Теоретические сведения.

05.02

59

Скользящий шаг и попеременный двухшажный ход.

07.02

60

Попеременный двухшажный ход-оценка техники выполнения.

10.02

61

Одновременный бесшажный и попеременный двухшажный ход.

12.02

62

Одновременный бесшажный ход. Встречная эстафета.

14.02

63

Прохождение дистанции 1 км со средней скоростью.

17.02

64

Техника спусков со склона в средней стойке. Повороты переступанием.

19.02

65

Подъем «елочкой» и спуски на склоне.

21.02

66

Прохождение дистанции до 2 км в медленном темпе.



Спортивные игры

24.02

67

Техника спусков и подъемов со склона в среднем темпе.


26.02

68

Техника поворота и торможения «плугом» и упором.

28.02

69

Прохождение дистанции до 2 км со средней скоростью.

03.03

70

Подъем «елочкой» и спуск в средней стойке-оценка техники выполнения.

05.03

71

Игры и эстафеты с катанием на лыжах.

07.03

72

Одновременный одношажный ход (основной вариант).


10.03

73

Совершенствование техники лыжных ходов, спусков и подъемов.

12.03

74

Контрольное прохождение дистанции 1-2 км.

14.03

75

Игры и эстафеты с катанием на лыжах.

17.03

76

Баскетбол. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах шагом.

19.03

77

Бросок двумя руками снизу в движении после ловли мяча. Игровые действия.

21.03

78

Броски по кольцу после ведения. Игра. Подведение итогов.


02.04


79

IV четверть (27 ч)

Сочетание приемов: ведение-остановка-бросок. Игра в мини – баскетбол.

04.04


80

Бросок одной рукой от плеча на месте. Игра в мини – баскетбол.

07.04

81

Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини – баскетбол.


09.04

82

Бросок одной рукой от плеча на месте. Игра в мини – баскетбол.


Спортивные игры

11.04

83

Учебная игра в мини – баскетбол.

14.04

84

Волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в зоне и через зону.

16.04

85

Прием мяча снизу двумя руками в парах и после подачи.

18.04

86

Оценка техники нижней прямой подачи мяча.

21.04

87

Прямой нападающий удар после подбрасывания.

23.04

88

Тактика игры. Игра по упрощенным правилам.

25.04

89

Правила соревнований. Учебная игра.

28.04

90

Мониторинг физической подготовленности.


Легкая атлетика


02.05

91

Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Виды соревнований по л/а.

05.05

92

Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивания".

07.05

93

Упражнения на технику прыжка в высоту и метания мяча.

12.05

94

Оценка техники выполнения прыжка в высоту с разбега.

14.04

95

Спринтерский бег. Стартовый разгон. Бег 30 м.

16.05

96

Эстафетный бег с передачей по этапам.

19.05

97

Кроссовая подготовка, преодоление препятствий.

21.05

98

Бег 1000 м на результат.

23.05

99

Теоретическое тестирование «Основы физической культуры».

26.05

100

Урок – многоборье по видам легкой атлетики.

28.05

101

Урок – игра спортсмены.

30.05

102

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

02.06

103

Игра «Путешествие в «спортландию».

04.06

104

Подвижные игры на свежем воздухе.

06.06

105

Обобщающий урок. Подведение итогов за год.


Учебные нормативы: 5 класс




п./п

Контрольные

упражнения

Мальчики

Девочки

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

1

Бег 30метров, сек.

6,3

6,1

5,0

6,4

6,3

5,1

2

Бег 60метров, сек.

11,6

10,8

10,2

12,0

11,0

10,7

3

Бег 1000метров, мин/сек.

5.40

5.10

4.20

6.30

5.50

5.00

4

Кросс 1500метров, мин/сек.

10,0

8,30

7,30

10,30

8,40

8,30

5

Прыжок в высоту с разбега, см.

80

95

105

70

80

95

6

Метание мяча 150 гр.,м.

20

27

34

14

17

21

7

Подтягивание на высокой перекладине, раз.

3

4

6

-

-

-

8

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз.

-

-

-

5

10

19

9

Бег на лыжах 1000метров мин/сек.

7,40

7,00

6,00

8,10

7,30

6,30

10

Тесты:

Прыжки со скакалкой за 1 минуту, раз.


30


50


60


40


60


70

11

Прыжок в длину с места, см.

125

145

160

110

130

155

12

Челночный бег 3х10м, сек.

9,7

9,3

8,5

10,1

9,7

8,9

13

Наклон вперед из положения сидя, см

2

6

10

4

8

15

14

Поднимание туловища из положения лежа за 30 секунд, раз

12

19

31

11

18

28



  1   2   3   4   5   6