Главная страница

Народные подвижные игры детей Сибири и Дальнего Востока. «Прыжки горностая»



Скачать 223.08 Kb.
НазваниеНародные подвижные игры детей Сибири и Дальнего Востока. «Прыжки горностая»
Дата13.03.2016
Размер223.08 Kb.
ТипДокументы

Народные подвижные игры детей Сибири и Дальнего Востока.

«Прыжки горностая» (прыжки).

На земле начер­чена стартовая линия. Участники стано­вятся у нее. Присев, отталкиваются од­новременно руками и ногами, прыгают вперед, во время полета хлопают в ладо­ши. За первым прыжком следуют пры­жок с бревна, прыжки на дальность на одной ноге, прыжки на дальность с мес­та (толчок двумя ногами). Заключительными в игре являются прыжки на одной ноге через положенные по длине пло­щадки препятствия: камни разной вели­чины, палки, шкуры лисы, зайца. Побеж­дает тот, кто сделает большее число прыжков.

«Прыжки через препятствия с тя­жестями» (прыжки).

Нужно взять в руки камень (его величина заранее оговаривается), прижать его к груди и сделать несколь­ко прыжков. Соревнующимся детям заранее показывают, до какой метки они будут прыгать. Упражнение усложняется, если в месте его проведения есть дополни­тельные препятствия: кочки, небольшие камни, бревна, ребра кита. Побеждает тот, кто обладает хорошей координаци­ей, прыгучестью, смелостью.

«Перепрыгивание через мяч» (прыжки).

Мно­гократное перепрыгивание на двух но­гах через травяной набивной мяч диа­метром 20 см. Ребенок встает перед мя­чом, перепрыгивает через него, повора­чивается на 180 градусов и снова пере­прыгивает через мяч. Упражнение вы­полняется многократно.

Прыжки ворона (прыжки).

Чукчи эту игру-состязание называли «валвыпин кун» - прыжки на корточках. Участники игры - мальчики. Они встают на корточки и прыгают, подражая прыжкам ворона. Кто прыгает дольше, тот и победитель.

«Оленеводы и волки («Качикан»).

Выбирают самого рослого мальчика или девочку - это пастух-оленевод, один ребенок - «волк», остальные - «олени», они составляют цепочку, держа друг друга руками за пояс. Первым сто­ит «оленевод». Его задача - помешать «волку» оторвать от цепочки последне­го ребенка. В игре дети-«олени» должны проявить быстроту и ловкость, «пастух-оленевод» - находчивость, увертли­вость, ребенок-«волк» - решительность, энергичность и силу.

Игра в моржовое ребро и кито­вый череп (метание).

Участники де­лятся на две команды: девочки и маль­чики. Для игры необходимы два чучела: кита, тюленя, моржовое ребро, камень небольшого размера. Команды выстра­иваются в линию на расстоянии 20 м друг от друга. В середину игрового поля кладут большое чучело кита и моржовое ребро. Одной команде дают камень. Иг­роки бросают с места камень, стараясь попасть в кита. Как только камень уда­ряется о чучело, бегут к нему и пытают­ся не дать другой команде завладеть ре­бром и ударять им по чучелу кита.

Лучший охотник (метание).

На определен­ном расстоянии от охотников устанав­ливается мишень (палочка, чурочка, ро­га - это «олень»). Охотники начинают стрелять из луков из разных положе­ний: с колена, стоя. Победителем счита­ется тот, у кого больше всех попаданий в мишень.

Борьба-возня мальчиков.

Мальчи­ки борются (по двое), стоя на коленях (или присев на полу, согнув ноги) и об­хватив друг друга через плечо. Победи­телем считается тот, кто окажется свер­ху или заставит противника коснуться площадки любой частью тела.

Игра в чукотский мяч (кэплю-чит).

Дети делятся на две команды. Количество участников не ограничива­ется. Выбирается ведущий. Он должен хорошо знать возможности каждого игрока своей команды и команды про­тивника. Члены первой команды бегут с мячом и на ходу перекидывают его друг другу; при этом мяч должен побывать у каждо­го из них, а игроки стараются без за­держки передать его товарищу. Игроки другой команды стараются перехватить или отобрать мяч. В игре не разрешает­ся толкать, сбивать с ног, звать на по­мощь или звать того, кому хочешь пере­дать мяч. Победителем считается ко­манда, у которой мяч был дольше и не падал.

Игра с травяным мячом («Капле-вэчватгыргын»).

Мяч сделан из рогожи (кожи), плотно набит травой; для придания тяжести его время от времени смачивают водой. Мальчики становятся в круг, девочки в центре. По команде мальчики начинают перебрасывать мяч друг другу по кругу, девочки стараются его поймать. Как только мяч будет пой­ман, команды меняются местами.

Традиционная игра «Тянуть ве­ревку на себя».

В состязании прини­мают участие две команды. Два самых сильных участника садятся на землю и упираются друг в друга ступнями пря­мых ног. Остальные игроки садятся за ними на колени друг за другом и двумя руками берутся за веревку. По сигналу, соревнующиеся начинают тянуть ве­ревку на себя. Состязание проводится до тех пор, пока не будет «перетянут» первый игрок либо кто-то из игроков встанет, или повалится набок, или выпу­стит веревку.

Конкурс с игрушками (голово­ломки).

Девочки, сидя рядом, по сигна­лу ведущего распутывают две-три вере­вочки, «хитро» запутанные и обязатель­но имеющие узелки, или клубок верево­чек в узлах и различного рода завязках. Побеждает девочка, которая быстрее распутает клубок и развяжет все узелки.

Конкурс с палочками.

Соревнуют­ся два ребенка. Они берут аккуратно сложенные палочки, руку крепко сжи­мают в кулак, затем быстро разжимают

пальцы - палочки, рассыпаясь, ложатся кучкой. Задача - рассыпавшиеся палоч­ки осторожно вытаскивать одну за дру­гой из кучки, не задевая рядом лежащие палочки. Игра развивает вниматель­ность, сосредоточенность, терпение и смекалку.

«Корачет».

По десять детей от каждой коман­ды с чаатами в руках становятся в две шеренги друг против друга. Северячок стремительно пробегает по образо­ванному коридору, волоча за собой оле­ний рог; при этом он периодически дёр­гает веревку, чтобы «охотникам» было труднее поймать «оленя». Остальные дети набрасывают свои чааты на бе­гущего «оленя», стараясь стянуть его петлёй.

Торбаса.

Оленеводы, охотники но­сят тёплую чукотскую обувь. Как она называется? Праздничные торба­са красиво украшены. Сейчас девочки примут участие в конкурсе «Ловкие руки»: одни быстро и ловко украсят красивыми узорами торбаса, другие - рукавицы.

На выкройках торбасов и рукавиц девочки на скорость выкладывают узо­ры из цветных геометрических фигур.

«Полярная сова и евражки».

Полярная сова находится в углу площадки. Евражки под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке, под громкий удар бубна становятся «столбиком», не шевелятся. Полярная сова обходит евражек и то­го, кто шевелится или стоит не «столбиком», забирает и уводит с собой.

Евражки.

Мы евражки тундровые, мы в тундре живём.

Там ласковый ветер качает траву,

Там дождик весёлый нам песни поёт,

Там звонкий кузнечик подковки куёт.

Мы вырыли норку в земле глубоко,

Песцу в эту норку пролезть нелегко.

Но семечек вкусных отведает тот,

Кто с доброй улыбкой плясать начнёт.

Стой, олень! (Сует, кор!).

Играющие находятся в разных местах пло­щадки (границы её обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбе­гаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные от­ходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Невод (Тыв).

Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5—2 м от хоро­вода устанавливают четыре украшенных лен­тами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют её. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она воз­вращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто её догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

Охота на оленей (Коръясос нярталаон куталом).

Играющие делятся на две команды. Все ста­новятся за чертой, проведенной на расстоя­нии 1,5 м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается за­арканить (поймать) оленя.

Правила игры. Выигрывает тот, кто боль­ше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, т. е. набра­сывать арканы на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу. Для усложнения игра проводится на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки, у каждой команды по мауту. Ведущий сталкивает санки с прикреплен­ными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.


Ловля оленей (Коръясос куталом).

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи нахо­дятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается ко­личество пойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Волк и жеребята (Боро уонна кулуннар).

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.

Лошадки огораживают чертою поле — паст­бище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра на­чинается. Пасущиеся лошадки распростер­тыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жере­бят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определённом месте, куда их приведет волк. Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.


Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар).

На земле в противоположных концах площад­ки очерчиваются два озера, на которых пла­вают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Рас­стояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более — в зависимости от количества играющих) выби­раются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свобод­ное для перелета.

Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на дру­гом — две группы (чирки и нырки). По сиг­налу начинается перелёт уток с одного озера на другое, причем перелёт начинается с озера, где находятся две группы, например, сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп. Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (драз­нилками) для ястребов и уток, напри­мер:

Чирки: Я чирушка-свистунок, голосок мой, как звонок.

Нет, бедняжка ястребок,

Не поймать меня, дружок!

Ястреб: Нет, поймаю я тебя, не надейся на себя.

Шилохвосты: Я известный шилохвост,

Сила есть и большой рост.

А бедняжки ястребка не страшусь я никогда. Ястреб: Поймаю, проглочу, проглочу, поймаю!

Нырки: Быстро летающую нырку-утку

Тебе не поймать, Тебе не поймать.

Ястреб: Поймаю, поймаю, проглочу, проглочу!

Правила игры. Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбы­вают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый).

Берётся картонный диск диаметром 20—25 см, разрисованный якутским орнаментом (в ста­рину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3—5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель).

Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее догова­риваться, сколько раз надо обойти круг. Бро­сать в цель точно с определенного расстояния.

Летящий диск (Тэлэрик).

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20—25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом.

Вариант. Игру можно организовать под руко­водством взрослого со старшими детьми, ко­торые стреляют в подброшенный диск из лука.

Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

Игра в мяч.

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему на­против, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обрат­ную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше иг­роков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.

Соколиный бой (Мохсоцол охсупуута).

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются пра­вым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют её на левую. И тогда соответственно меняются толчки пле­ча. Если при грубом толчке один из играю­щих упадёт, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.



Перетягивание на палках (Мае тардыпыыта).

Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.

Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с мес­та несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта).

Играющие садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут— корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укреп­лённое. На площадке это может быть столб. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Правила игры. Победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его. Количество участников определяется заранее. Игру надо начинать по сигналу.



Один лишний (Биир ордук).

Играющие становятся по кругу парами. Каж­дая пара в кругу располагается по возмож­ности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указан­ной паре, все стоящие в паре вторыми ме­няются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже стано­вятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Остав­шийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в ука­занном направлении.
Сокол и лиса (Мохоцол уонна сапыл).

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперёд) и ещё придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро при­седают на корточки, чтобы лиса их не за­метила.

Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.


Пятнашки (Атах тэпсиитэ).

Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.

Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.

Солнце (Хейро).

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, ру­ками делают равномерные взмахи вперед-на­зад и на каждый шаг говорят хейро. Веду­щий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увёрты­ваться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки.

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети трой­ками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая бы­стрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препят­ствия.

Олени и пастухи.

Все игроки — олени, на головах у них атри­буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду­щих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет­лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, ко­торые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увёрты­ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.


Ловля оленей.

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно толь­ко по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени ста­раются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники.

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охот­ники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продол­жается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Ручейки и озера.

Игроки стоят в пяти — семи колоннах с оди­наковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ру­чейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли­ваются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Льдинки, ветер и мороз.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки. Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь - дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у ко­торых в кругу оказалось большее число иг­роков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. До­говорившиеся берутся за руки. Менять дви­жения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или бы­стрый бег, боковой галоп и т. д.

Рыбаки и рыбки.

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы ры­баки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.


Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстоя­ние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает пра­вую руку тому, с кем он стоял в паре, го­воря: «Здравствуй!» Ребёнок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно толь­ко правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-раз­ному: важно, не торопясь; радостно, впри­прыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Полярная сова и евражки.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — ев­ражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.


Смелые ребята.

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

—- Вы смелые ребята?

Смелые!

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

Я! Я!..

Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегаю­щих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увёртываясь от веду­щего. Ловить за шнуром нельзя.



Солнце.

Играющие становятся в круг. Выбирают солн­це. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб), кежи-кежи (нож). Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуют­ся две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, ко­торые придумали наиболее интересные фигуры.

Нарты-сани.

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее при­бежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.



Бег в снегоступах.

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком), ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каж­дый огибает свой флажок и бежит обратно, отдаёт снегоступы следующему игроку коман­ды. Победителем считается та команда, ко­торая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по прин­ципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Отбивка оленей.

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом — это олени. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он под­считывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.



Оленьи упряжки.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряжённого оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере­ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятст­вия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для бере­говых чукчей.

Важенка и оленята.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка, с нею оленята,

Объясняет каждому всё, что непонятно...

Топают по лужам оленята малые.

Терпеливо слушая наставления мамины

— играющие оленята свободно бегают по тунд­ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идёт!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойман­ного оленёнка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ло­вить только по сигналу и только вне до­мика.

На новое стойбище.

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последова­тельности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со­храняется и после привала.


Перетягивание каната.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!», каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов.

Правила игры. Начинать перетягива­ние каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­беждённой.

Волк и олени.

Из числа играющих выбирается волк, осталь­ные — олени. На одном конце площадки очер­чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (кос­нуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга мож­но только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Белый шаман.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это бе­лый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Рыбаки.

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Тройной прыжок.

На снегу проводится черта, играющие стано­вятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперёд: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырёх человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого пры­гают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на волка.

Охотник встает в 4—5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол­жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за верёвочки и передвигают её то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка сле­дует с заданного расстояния.


Ловкий оленевод.

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Пооче­рёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим счи­тается тот, кто большее число раз попадет

в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.



Борьба на палке.

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Дер­жась за палку двумя руками и упираясь ступ­нями ног о ступни другого, начинают пере­тягивать друг друга. Выигрывает тот, кто пере­тянет соперника за черту. Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять по­ложения ступней ног.

Охота на куропаток.

Дети изображают куропаток. Они разме­щаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно вле­зать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре, но сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Веду­щий подбрасывает мяч вверх. Если мяч пой­мают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девоч­кам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя ка­саться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

Нанайская борьба.

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.