|
Народные подвижные игры детей Сибири и Дальнего Востока. «Прыжки горностая» Народные подвижные игры детей Сибири и Дальнего Востока.
«Прыжки горностая» (прыжки).
На земле начерчена стартовая линия. Участники становятся у нее. Присев, отталкиваются одновременно руками и ногами, прыгают вперед, во время полета хлопают в ладоши. За первым прыжком следуют прыжок с бревна, прыжки на дальность на одной ноге, прыжки на дальность с места (толчок двумя ногами). Заключительными в игре являются прыжки на одной ноге через положенные по длине площадки препятствия: камни разной величины, палки, шкуры лисы, зайца. Побеждает тот, кто сделает большее число прыжков.
«Прыжки через препятствия с тяжестями» (прыжки).
Нужно взять в руки камень (его величина заранее оговаривается), прижать его к груди и сделать несколько прыжков. Соревнующимся детям заранее показывают, до какой метки они будут прыгать. Упражнение усложняется, если в месте его проведения есть дополнительные препятствия: кочки, небольшие камни, бревна, ребра кита. Побеждает тот, кто обладает хорошей координацией, прыгучестью, смелостью.
«Перепрыгивание через мяч» (прыжки).
Многократное перепрыгивание на двух ногах через травяной набивной мяч диаметром 20 см. Ребенок встает перед мячом, перепрыгивает через него, поворачивается на 180 градусов и снова перепрыгивает через мяч. Упражнение выполняется многократно.
Прыжки ворона (прыжки).
Чукчи эту игру-состязание называли «валвыпин кун» - прыжки на корточках. Участники игры - мальчики. Они встают на корточки и прыгают, подражая прыжкам ворона. Кто прыгает дольше, тот и победитель.
«Оленеводы и волки («Качикан»).
Выбирают самого рослого мальчика или девочку - это пастух-оленевод, один ребенок - «волк», остальные - «олени», они составляют цепочку, держа друг друга руками за пояс. Первым стоит «оленевод». Его задача - помешать «волку» оторвать от цепочки последнего ребенка. В игре дети-«олени» должны проявить быстроту и ловкость, «пастух-оленевод» - находчивость, увертливость, ребенок-«волк» - решительность, энергичность и силу.
Игра в моржовое ребро и китовый череп (метание).
Участники делятся на две команды: девочки и мальчики. Для игры необходимы два чучела: кита, тюленя, моржовое ребро, камень небольшого размера. Команды выстраиваются в линию на расстоянии 20 м друг от друга. В середину игрового поля кладут большое чучело кита и моржовое ребро. Одной команде дают камень. Игроки бросают с места камень, стараясь попасть в кита. Как только камень ударяется о чучело, бегут к нему и пытаются не дать другой команде завладеть ребром и ударять им по чучелу кита.
Лучший охотник (метание).
На определенном расстоянии от охотников устанавливается мишень (палочка, чурочка, рога - это «олень»). Охотники начинают стрелять из луков из разных положений: с колена, стоя. Победителем считается тот, у кого больше всех попаданий в мишень.
Борьба-возня мальчиков.
Мальчики борются (по двое), стоя на коленях (или присев на полу, согнув ноги) и обхватив друг друга через плечо. Победителем считается тот, кто окажется сверху или заставит противника коснуться площадки любой частью тела.
Игра в чукотский мяч (кэплю-чит).
Дети делятся на две команды. Количество участников не ограничивается. Выбирается ведущий. Он должен хорошо знать возможности каждого игрока своей команды и команды противника. Члены первой команды бегут с мячом и на ходу перекидывают его друг другу; при этом мяч должен побывать у каждого из них, а игроки стараются без задержки передать его товарищу. Игроки другой команды стараются перехватить или отобрать мяч. В игре не разрешается толкать, сбивать с ног, звать на помощь или звать того, кому хочешь передать мяч. Победителем считается команда, у которой мяч был дольше и не падал.
Игра с травяным мячом («Капле-вэчватгыргын»).
Мяч сделан из рогожи (кожи), плотно набит травой; для придания тяжести его время от времени смачивают водой. Мальчики становятся в круг, девочки в центре. По команде мальчики начинают перебрасывать мяч друг другу по кругу, девочки стараются его поймать. Как только мяч будет пойман, команды меняются местами.
Традиционная игра «Тянуть веревку на себя».
В состязании принимают участие две команды. Два самых сильных участника садятся на землю и упираются друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садятся за ними на колени друг за другом и двумя руками берутся за веревку. По сигналу, соревнующиеся начинают тянуть веревку на себя. Состязание проводится до тех пор, пока не будет «перетянут» первый игрок либо кто-то из игроков встанет, или повалится набок, или выпустит веревку.
Конкурс с игрушками (головоломки).
Девочки, сидя рядом, по сигналу ведущего распутывают две-три веревочки, «хитро» запутанные и обязательно имеющие узелки, или клубок веревочек в узлах и различного рода завязках. Побеждает девочка, которая быстрее распутает клубок и развяжет все узелки.
Конкурс с палочками.
Соревнуются два ребенка. Они берут аккуратно сложенные палочки, руку крепко сжимают в кулак, затем быстро разжимают
пальцы - палочки, рассыпаясь, ложатся кучкой. Задача - рассыпавшиеся палочки осторожно вытаскивать одну за другой из кучки, не задевая рядом лежащие палочки. Игра развивает внимательность, сосредоточенность, терпение и смекалку.
«Корачет».
По десять детей от каждой команды с чаатами в руках становятся в две шеренги друг против друга. Северячок стремительно пробегает по образованному коридору, волоча за собой олений рог; при этом он периодически дёргает веревку, чтобы «охотникам» было труднее поймать «оленя». Остальные дети набрасывают свои чааты на бегущего «оленя», стараясь стянуть его петлёй.
Торбаса.
Оленеводы, охотники носят тёплую чукотскую обувь. Как она называется? Праздничные торбаса красиво украшены. Сейчас девочки примут участие в конкурсе «Ловкие руки»: одни быстро и ловко украсят красивыми узорами торбаса, другие - рукавицы.
На выкройках торбасов и рукавиц девочки на скорость выкладывают узоры из цветных геометрических фигур.
«Полярная сова и евражки».
Полярная сова находится в углу площадки. Евражки под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке, под громкий удар бубна становятся «столбиком», не шевелятся. Полярная сова обходит евражек и того, кто шевелится или стоит не «столбиком», забирает и уводит с собой.
Евражки.
Мы евражки тундровые, мы в тундре живём.
Там ласковый ветер качает траву,
Там дождик весёлый нам песни поёт,
Там звонкий кузнечик подковки куёт.
Мы вырыли норку в земле глубоко,
Песцу в эту норку пролезть нелегко.
Но семечек вкусных отведает тот,
Кто с доброй улыбкой плясать начнёт.
Стой, олень! (Сует, кор!).
Играющие находятся в разных местах площадки (границы её обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.
Невод (Тыв).
Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют её. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто её догнал.
Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.
Охота на оленей (Коръясос нярталаон куталом).
Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя.
Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.
Варианты. Ловить одного оленя, т. е. набрасывать арканы на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу. Для усложнения игра проводится на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки, у каждой команды по мауту. Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.
Ловля оленей (Коръясос куталом).
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
Волк и жеребята (Боро уонна кулуннар).
Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят.
Лошадки огораживают чертою поле — пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определённом месте, куда их приведет волк. Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.
Ястреб и утки (Кырбый уонна кустар).
На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более — в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета.
Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом — две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелёт уток с одного озера на другое, причем перелёт начинается с озера, где находятся две группы, например, сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп. Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток, например:
Чирки: Я чирушка-свистунок, голосок мой, как звонок.
Нет, бедняжка ястребок,
Не поймать меня, дружок!
Ястреб: Нет, поймаю я тебя, не надейся на себя.
Шилохвосты: Я — известный шилохвост,
Сила есть и большой рост.
А бедняжки ястребка не страшусь я никогда. Ястреб: Поймаю, проглочу, проглочу, поймаю!
Нырки: Быстро летающую нырку-утку
Тебе не поймать, Тебе не поймать.
Ястреб: Поймаю, поймаю, проглочу, проглочу!
Правила игры. Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.
Стрельба в цель с кружением (Салгыдый).
Берётся картонный диск диаметром 20—25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3—5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель).
Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.
Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.
Летящий диск (Тэлэрик).
Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20—25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом.
Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука.
Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.
Игра в мяч.
Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.
Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.
Соколиный бой (Мохсоцол охсупуута).
Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют её на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадёт, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.
Перетягивание на палках (Мае тардыпыыта).
Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.
Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.
Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта).
Играющие садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут— корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укреплённое. На площадке это может быть столб. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».
Правила игры. Победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его. Количество участников определяется заранее. Игру надо начинать по сигналу.
Один лишний (Биир ордук).
Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении. Сокол и лиса (Мохоцол уонна сапыл).
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперёд) и ещё придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
Пятнашки (Атах тэпсиитэ).
Двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника. Игра ведется ритмично в виде танца.
Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.
Солнце (Хейро).
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Каюр и собаки.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.
Олени и пастухи.
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры. Бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Ловля оленей.
Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
Куропатки и охотники.
Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.
Ручейки и озера.
Игроки стоят в пяти — семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Льдинки, ветер и мороз.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки. Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь - дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
Рыбаки и рыбки.
На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Здравствуй, догони!
Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребёнок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.
Полярная сова и евражки.
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Смелые ребята.
Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)
—- Вы смелые ребята?
— Смелые!
— Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?
— Я! Я!..
— Бегите!
Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.
Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увёртываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.
Солнце.
Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:
Нянь-нянь (хлеб), кежи-кежи (нож). Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.
Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.
Нарты-сани.
Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.
Бег в снегоступах.
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя (взмах флажком), ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдаёт снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.
Отбивка оленей.
Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом — это олени. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.
Оленьи упряжки.
Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряжённого оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.
Важенка и оленята.
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка, с нею — оленята,
Объясняет каждому всё, что непонятно...
Топают по лужам оленята малые.
Терпеливо слушая наставления мамины
— играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идёт!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
На новое стойбище.
Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.
Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.
Перетягивание каната.
На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!», каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.
Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой.
Волк и олени.
Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.
Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
Белый шаман.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Рыбаки.
Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами
Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.
Тройной прыжок.
На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперёд: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.
Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырёх человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.
Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.
Охота на волка.
Охотник встает в 4—5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за верёвочки и передвигают её то влево, то вправо.
Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.
Ловкий оленевод.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет
в оленя.
Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.
Борьба на палке.
Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.
Охота на куропаток.
Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре, но сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.
Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.
Успей поймать!
На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.
Нанайская борьба.
Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.
Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий. |
|
|