|
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Пояснительная записка. Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4
В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции;
• расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Цели
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. Данная рабочая программа составлена из учета 5 ч в неделю (профильный курс).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации.
Содержание программы (профильный уровень)
Требования к уровню подготовки десятиклассников В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать / понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
– значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
– возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
– роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
– выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
– проводить преобразование числовых и буквенных выражений. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. Функции и графики
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;
– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
уметь:
– находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
– вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы;
– исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
– решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
– решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения прикладных задач, в том числе на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
уметь:
– решать тригонометрические уравнения;
– доказывать несложные неравенства;
– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– построения и исследования простейших математических моделей. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
– решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера. Тематическое планирование составлено к УМК А.Г. Мордковича и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Мнемозина», 2010 год, на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала.
Примерное календарно-тематическое планирование по алгебре 10 класс 5ч в неделю (170ч в год)
Номер урока
| Дата по плану
| Дата по факту
| Название темы урока
| Цели и задачи
| Вид контроля
|
| Повторение курса математики 7-9 классов (4 ч)
| 1
| 2.09
|
| Формулы сокращенного умножения. Преобразование рациональных выражений
| повторение с учащимися действий с дробями, используя формулы сокращенного умножения; закрепление навыков учащихся в доказательстве рациональных тождеств.
|
| 2
| 3.09
|
| Арифметический квадратный корень. Свойства квадратного корня
|
| 3
| 7.09
|
| Решение рациональных уравнений
|
| 4
| 7.09
|
| Решение неравенств
| СР
|
| Действительные числа. (16 ч.)
| 5
| 8.09
|
| Натуральные и целые числа. Делимость натуральных чисел.
| Знать и понимать:
алгоритм Евклида (линейное представление НОД, критерий заимной простоты двух чисел); алгоритм Евклида для определения соизмеримости отрезков, несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной; условие разрешимости уравнения a+x=b в множестве натуральных чисел и операция вычитания; условие разрешимости уравнения ax=b в множестве натуральных чисел и операция деления; идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики; аксиоматику действительных чисел; роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики; принцип математической индукции
Уметь:
выполнять каноническое разложение числа; выполнять переход от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной; решать уравнения и неравенства с модулем (линейные, квадратные); строить простейшие графики с модулем; выполнять арифметические действия с действительными
числами (точными и приближенными), сравнивать числа; применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач; применять метод математической индукции
|
| 6
| 9.09
|
| Признаки делимости. Простые и составные числа
|
| 7
| 10.09
|
| Натуральные и целые числа. Деление с остатком. НОД и НОК.
|
| 8
| 14.09
|
| Уравнения в целых числах. Основная теорема алгебры
|
| 9
| 14.09
|
| Рациональные числа. Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную.
| СР
| 10
| 15.09
|
| Иррациональные числа
|
| 11
| 16.09
|
| Иррациональные числа
|
| 12
| 17.09
|
| Множество действительных чисел. Действительные числа и числовая прямая.
|
| 13
| 21.09
|
| Множество действительных чисел. Числовые неравенства.
|
| 14
| 21.09
|
| Модуль действительного числа. Решение уравнений, содержащие знак модуля
|
| 15
| 22.09
|
| Модуль действительного числа. Решение неравенств, содержащие знак модуля
| СР
| 16
| 23.09
|
| Модуль действительного числа. Ускоренные методы построения графиков с модулем
|
| 17
| 24.09
|
| Обобщение. Подготовка к контрольной работе
| СР
| 18
| 28.09
|
| Контрольная работа №1 по теме «Действительные числа»
| КР
| 19
| 28.09
|
| Метод математической индукции
|
| 20
| 29.09
|
| Метод математической индукции
|
| Числовые функции. (11 ч.)
| 21
| 30.09
|
| Числовая функция. Определение и способы задания.
| Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся сведения о числовых функциях, углубить и расширить функциональные представления учащихся
Знать и понимать:
понятие числовой функции; способы задания функции; область определения; область значений; график функции, преобразование графиков функций (параллельный перенос, растяжения и сжатия вдоль осей координат, симметрия относительно осей координат и относительно прямой y=x); свойства функций (четность, нечетность; возрастание и убывание; нули функции и промежутки знакопостоянства; наибольшее и наименьшее значения, периодичность); отражение свойств функции на графике; понятие функции как соответствие между множествами; элементарные функции, их свойства и графики; функции y=[x], y={x}, обратную функцию
Уметь:
определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков; описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций; описывать и исследовать с помощью функций реальные зависимости; строить графики кусочно-заданных функций; функций, связанных с модулем; взаимообратных функций
|
| 22
| 1.10
|
| Свойства функций. Область определения. Множество значений.
|
| 23
| 5.10
|
| Свойства функций. Монотонность, экстремумы, выпуклость, ограниченность, четность.
|
| 24
| 5.10
|
| Свойства функций. Монотонность, экстремумы, выпуклость, ограниченность, четность.
| СР
| 25
| 6.10
|
| Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке
|
| 26
| 7.10
|
| Периодические функции
|
| 27
| 8.10
|
| Периодические функции
| СР
| 28
| 12.10
|
| Обратная функция
|
| 29
| 12.10
|
| Обратная функция
|
| 30
| 13.10
|
| Обобщение. Подготовка к контрольной работе
| СР
| 31
| 14.10
|
| Контрольная работа №2 по теме «Числовые функции»
|
| Тригонометрические функции. (26ч.)
| 32
| 15.10
|
| Числовая окружность.
| Цель: сформировать у учащихся представления о числовой окружности на координатной плоскости; сформировать умения находить значение синуса, косинуса, тангенса и котангенса на числовой окружности; овладеть умением применять тригонометрические функции числового аргумента, при преобразовании тригонометрических выражений; овладеть навыками и умениями построения графиков функций y = sin x, y = cos x, y = tg x, y = ctg x
Знать и понимать:
понятие числовой окружности;
радианное измерение углов;
определение синуса, косинуса любого действительного числа, связь этих определений с определениями тригонометрических функций, введенных в курсе планиметрии;
соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента (угла, числа);
знаки тригонометрических функций в зависимости от расположения точки, изображающей число на числовой окружности.
тригонометрические функции;
синусоида, тангенсоида;
свойства и графики тригонометрических функций
Уметь:
строить графики основных тригонометрических функций;
читать по графикам их свойства;
применять теоретический материал при выполнении письменных заданий
Знать и понимать:
арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс;
математическое представление гармонических колебаний; графики гармонических колебаний;
свойства и графики функций y = tg x, y = ctg x;
обратные тригонометрические функции, их свойства и графики;
преобразование графиков тригонометрических функций (параллельный перенос, растяжения и сжатия вдоль осей координат, симметрия относительно осей координат и относительно прямой y=x)
Уметь:
вычислять обратные тригонометрические функции некоторых числовых значений;
строить графики основных тр. функций;
строить графики функций вида y = m f(x), путем преобразования графика y = f(x);
строить графики функций вида y = f(kx), путем преобразования графика функции y = f(x);
описывать свойства тригонометрических функций y = tg x, y = ctg x;
уметь определять период, частоту и амплитуду гармонических колебаний
|
| 33
| 19.10
|
| Числовая окружность. Запись интервалов
|
| 34
| 19.10
|
| Числовая окружность на координатной плоскости
| СР
| 35
| 20.10
|
| Синус и косинус
|
| 36
| 21.10
|
| Синус и косинус
| СР
| 37
| 22.10
|
| Тангенс и котангенс
|
| 38
| 26.10
|
| Тангенс и котангенс
| СР
| 39
| 26.10
|
| Тригонометрические функции числового аргумента
|
| 40
| 27.10
|
| Тригонометрические функции числового аргумента
|
| 41
| 28.10
|
| Тригонометрические функции числового аргумента
|
| 42
| 29.10
|
| Тригонометрические функции углового аргумента
| СР
| 43
| 9.11
|
| Функции и , их свойства и графики
|
| 44
| 9.11
|
| Функции и , их свойства и графики
|
| 45
| 10.11
|
| Функции и , их свойства и графики
| СР
| 46
| 11.11
|
| Функции и , их свойства и графики
|
| 47
| 12.11
|
| Контрольная работа №3 по теме «Тригонометрические функции»
| КР
| 48
| 16.11
|
| Построение графиков функции
|
| 49
| 16.11
|
| Построение графиков функции . Растяжение и сжатие вдоль осей координат
|
| 50
| 17.11
|
| Построение графиков функции . Растяжение и сжатие вдоль осей координат
|
| 51
| 18.11
|
| График гармонического колебания
| СР
| 52
| 19.11
|
| Графики и , их свойства и графики
|
| |
|
|