ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
| АВТОРЫ
| НАЗВАНИЕ
| ГОД ИЗДАНИЯ
| ИЗДАТЕЛЬСТВО
| 1.
|
| Энциклопедия: Физическая и экономическая география России
| 2000
| М.: Аванта-Плюс
| 2
| Т.С. Майоров
| География. Справочник школьника.
| 1996
| Москва
Ключ-С
| 3
| Ю.П.Пармузин
| Словарь по физической географии
| 1994
| М.: Просвещение
| 4
| С.В. Кульневич
| Не совсем обычный урок.
| 2001
| Ростов-Н-Дону
Учитель
| 5
| Максаковский В.П.
| География. Справочные материалы
| 1995
| Просвещение
| 6
| Мезенцев В.А.
| Энциклопедия чудес
| 1969
| Знание
| 7
| Максимов Н.А.
| За страницами учебника географии
| 1981
| Просвещение
| 8
| Р.Х.Хабибуллин
| Дидактические карточки-задания по географии: 8 класс
| 2005
| М.: Экзамен
| 9
| П.М. Юрков
| Географические диктанты.
| 1984
| Москва
Просвещение
| 10
| А. Наумов
| Задачи по географии
| 1993
| Москва
Мирос
| 11
| Сиротин В.И.
| Практические работы по географии и методика их выполнения
| 1997
| АРКТИ
| 12
| В.В.Климанов
О.А.Климанова
| География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие
| 2005
| Дрофа
| 13
| Данилова Е.А.
| География в схемах и таблицах
| 2006
| СПб.: Тригон
| 14
| Низовцев В.А.
| Школьные олимпиады. География. 6-10 классы
| 2006
| М.: Айрис-пресс
| 15
| Баринова К. К.
| География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику под ред.. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы»
| 2010
| М.: Дрофа
| 16
| В. И. Сиротин
| География России. . Природа. Население : рабочая тетрадь с комплектом контурных карт
| 2010
| М.: Дрофа, ДИК
| 17
| В. П. Дронов
| География России: в 2 кн. Кн. 1. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : учеб. для 8-9 классов общеобразоват. учреждений
| 2010
| М.: Дрофа
| 18
| Наерова, Н. Ю.
| Уроки географии. 8-9 классы
| 2004
| М.: Дрофа
| 19
| Зинченко Н. Н., Звонцова JI. А.
| География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины
| 2011
| Волгоград: Учитель
| 20
| Пятунин Б. Б.
| Новые контрольные и проверочные работы по географии : 8-9 классы : метод. пособие
| 2002
| М.: Дрофа
| 21
| Сиротин В. И.
| География. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы
| 2006.
| М.: Дрофа
| 22
| Алексеев А.И.
| Россия. Природа и население.
| 2008
| М.: Дрофа
| 23
| Р.Х.Хабибуллин
| Дидактические карточки-задания по географии: 8 класс
| 2005
| М.: Экзамен
| 24
| Верещагина Н.О.
| География. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс
| 2009
| М.: Издательство «Экзамен»
| 25
| Жижина Е.И.
| Контрольно-измерительные материалы. 8 класс
| 2012
| М.: ВАКО
| 26
| Труднева С.Н.
| География в кроссвордах
| 2006
| М.: Дрофа
| 27
| Блаженов В.А.
| Приемы развивающего обучения географии
| 2006
| М.: Дрофа
| 28
| Блаженов В.А.
| Географические детективы как средство развития мышления учащихся
| 2007
| М.: Дрофа
| 29
| Галеева Н.Л.
| Сто приемов для успеха ученика на уроках географии
| 2006
| М.: «5 за знания»
| 30
| Понурова Г.А. Душина И.В.
| Методика преподавания географии
| 1996
| Московский лицей
| 31
| Сиротин В.И.
| Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.
| 2004
| М.: Дрофа
| 32
|
| География. Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения
| 2009-2012, 2013
| Издательский дом «1 сентября»
| 33
| Яворовская И.
| Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды
| 2007
| Ростов н/Д: Феникс
|
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Учебная карта «Агроклиматические ресурсы России» (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Климатическая карта России» (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Месторождение полезных ископаемых России» (матовое, 2-стороннее
лам.)
Учебная карта «Почвенная карта России» (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Природные зоны России» (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Российская Федерация» (политико-административная) (матовое, 2-
стороннее лам.)
Учебная карта «Российская Федерация» (социально-экономическая) (матовое, 1-
стороннее лам.)
Учебная карта «Российская Федерация» (физическая) ср.школа (матовое, 2-стороннее
лам.)
Учебная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России» (матовое, 2-стороннее
лам.)
Европ.юг России. Физ.карта/Природ.зоны,биол.ресурсы России (2)
Миграция населения
Урал.Физ.карта/ Зем.ресурсы России.Вод.ресурсы России (2)
Интерактивные карты (ИК)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-8)
География России. Природа и население. 8 класс / под ред. В. П. Дронова. - М. : 1C Мультимедиа, 2003. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция). (Д-8)
География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. - I электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
Большая Энциклопедия России. Природа России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
Большая Энциклопедия России. География России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
Интерактивные карты по географии +1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. - М. : 1C Муль¬тимедиа, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
www.geo.ru
https://ndce.ru/
https://ufomistery.com https://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm https://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm https://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm https://egornature.by.ru/
https://abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html https://vitiaz.ru/
www.videodive.ru/scl/ocean.shtml www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1
www.geo-tur.narod.ru/moria.htm
100 дорог https://100dorog.ru/
https://flags.ru/
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Практическая работа №1. Оценка особенностей географического положения России
Ход работы:
Обведите границу России.
Астрономические границы проводятся по линиям градусной сети — параллелям и меридианам. Обозначьте границы Российского сектора Арктики, подпишите названия архипелагов и островов, которые в нем находятся.
Орографические границы проходят по горным хребтам. Подпишите названия гор и рек, по которым проходит граница России.
Гидрографические границы — по рекам и озерам.
Обведите морские границы России с США и Японией. Морские границы также могут быть отнесены к гидрографическим.
2. Протяженность территории Российской Федерации
Обозначьте крайние точки России и их географические координаты.
По градусной сети карты рассчитайте протяженность территории России с севера на юг по 50° в.д. и по 120° в.д. и с запада на восток по 70° с.ш. и по 50° с.ш.
По карте определите, на каком расстоянии от морей Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов находятся города: а) Пермь; б) Красноярск.
Практическая работа №2. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР
Ход работы:
На контурной карте России:
Красным цветом обозначьте государственную границу России;
Государства, с которыми Россия имеет непосредственные границы, называются соседями 1-го порядка. Обозначьте территории этих государств определенным цветом и подпишите их названия.
2. Пограничные с Россией государства в свою очередь граничат с другими, которые будут для нашей страны соседями 2-го порядка. Обозначьте их территории другим цветом, подпишите их названия.
3. Обозначьте на карте субъект Российской Федерации, в котором вы живете. Обозначьте разными цветами его соседей 1-го порядка, 2-го порядка. Укажите названия этих субъектов. Уточните, есть ли среди выделенных территорий другие государства.
Практическая работа №3. Определение разницы во времени отдельных территорий
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
меридиан Самары - 51º в.д.;
меридиан Магадана - 151º в.д.;
расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º
разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут
Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте земель, присоединенных в различные периоды
Ход работы:
На контурной карте России:
Обозначьте территории России, присоединенные в различные периоды, используя фоновую раскраску. Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа
Ход работы:
1. Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:
-
Географический объект
| Тектоническая структура
| Форма рельефа
| Полезные ископаемые
| Вывод
| Русская равнина
|
|
|
|
| Хибины
|
|
|
|
| Западно-Сибирская равнина
|
|
|
|
| Урал
|
|
|
|
| Сихотэ-Алинь
|
|
|
|
| Большой Кавказ
|
|
|
|
| 2. Обозначьте на контурной карте России главные тектонические структуры и наиболее крупные формы рельефа, упоминающиеся в тексте учебника
Практическая работа №7. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ) Практическая работа №10. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:
1. В какой части России находится описываемый регион?
2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?
3. Основные климатические показатели данной территории:
- средняя температура января и июля;
- годовое количество осадков и их сезонность;
- коэффициент увлажнения.
4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Вариант 1. Полуостров Таймыр.
Вариант 2. Прикубанская низменность. Практическая работа №11. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами
Ход работы:
Используя карты атласа, текст и карты учебника , заполните таблицу:
Город
| Суммарная солнечная радиация (ккал.см2/год)
| Средняя температура января
( °С )
| Средняя температура июля
( °С )
| Годовое количество осадков
( мм )
| Испаряемость
( мм )
| Коэффициент увлажнения
|
|
|
|
|
|
|
| Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха и коэффициента увлажнения и их влиянии на географию сельскохозяйственных культур.
Вариант 1.
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань
Вариант 2.
Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала Практическая работа №13 Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования
Ход работы:
Используя текст учебника, физическую (стр. 14–15), климатическую карты (стр. 17), карту водных ресурсов (стр. 21) и климатограммы атласа (стр. 17), карту экологических проблем (стр. 26–27), справочную и дополнительную литературу, дайте описание одной из рек России по типовому плану:
Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);
Местонахождение истока реки;
Местонахождение устья реки и его вид;
К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
Площадь бассейна;
Длина реки;
Падение и уклон реки;
Величина годового стока;
Питание и режим реки;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Крупнейшие города на берегах реки;
Использование реки человеком в настоящее время;
Возможности использования реки в будущем;
Проблемы реки и пути их решения.
Вариант 1. Енисей.
Вариант 2. Лена.
Вариант 3. Обь.
Вариант 4. Амур.
Вариант 5. Волга.
Вариант 6. Дон.
Практическая работа №14. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Ход работы:
На контурной карте России обозначьте крупные реки и озера: Северная Двина, Дон, Волга, Урал, Терек, Обь с Иртышом, Енисей с притоками, Лена с притоками, Индигирка, Колыма, Яна, Анадырь, Амур, Печера, Байкал, Каспийское море, ладожское озеро, онежское, псковское, Чудское, Кроноцкое, Таймыр. Практическая работа № 16. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России (объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата)
Ход работы
Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами
Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.
Каковы закономерности распределения речного стока?
Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.
Высказать свои предложения по использованию вод данного региона.
Практическая работа №17. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования Ход работы:
Используя текст учебник, составьте схему, показывающую влияние важнейших природных почвообразующих факторов на плодородие почвы и использование её человеком. Дайте краткую характеристику каждого названного фактора и назовите его влияние на образование почвы. Сделайте вывод о плодородии почвы.
Вариант 1. Тундрово-глеевые почвы.
Вариант 2. Подзолистые почвы.
Вариант 3. Мерзлотно-таёжные почвы.
Вариант 4. Дерново-подзолистые почвы.
Вариант 5. Чернозёмы ( типичные ).
Вариант 6. Бурые полупустынные почвы.
Образец выполнения работы:
Краснозёмы.
Практическая работа № 20. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы
Ход работы:
Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:
|
| Глобальное потепление
климата
|
|
|
|
|
|
|
| Опустынивание
|
| Изменение годового
количества осадков:
_________________
_________________
|
| Изменение внутренних вод:
_________________
_________________
|
|
|
|
|
| Изменение почв:
_________________
_________________
|
| Изменение растительности:
_________________
_________________
|
| Изменение животного мира:
_________________
_________________
| Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонентами природы причинно-следственные связи;
Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависимости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.
Практическая работа № 22. Природные зоны России. Нанесение на контурные карты природных зон
Ход работы
1.Используя тематические карты атласа, заполнить таблицу. ПТК
| Климат
| Почвы
| Растительный мир
| Животный мир
| Хозяйственная деятельность людей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нанести границы природных зон на контурную карту.
Практическая работа №30. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий.
Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России Ход работы
Рассмотрев карту особо охраняемых территорий России в атласе и учебнике, нанесите с помощью условных знаков на контурную карту заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы нашей страны. Практическая работа №31. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий
Ход работы.
Составьте описание одной из охраняемых территорий России по плану:
Название и географическое положение
Дата образования
Объекты охраны
Подготовьтесь представить свою работу в виде презентации. Практическая работа №32. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации
1. Используя приведенные в таблице данные, определите, в каком из субъектов государства – А, Б или В – доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше.
Показатели
| Страна А
| Страна Б
| Страна В
| Общая численность населения, млн чел.
| 74,0
| 10,6
| 36,0
| Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел.
| 36,6
| 1,7
| 18,0
| Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.
| 3,7
| 1,9
| 1,8
| Рождаемость, ‰
| 26
| 11
| 20
| Смертность, ‰
| 6
| 10
| 7
| Ожидаемая продолжительность жизни, лет
| 69
| 77
| 70
| Доля городского населения, %
| 45
| 53
| 65
| Средняя плотность населения, чел./км²
| 74
| 115
| 100
| 2. Проанализируйте поло-возрастные пирамиды г.Москва и г.Магаданской области. Сделайте вывод о половых и возрастных особенностях данных регионов.
Практическая работа №34. Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России
Ход работы
1. Нанесите на контурную карту основные миграционные потоки населения России.
2. Определите, в каком году наблюдался наибольший эмиграционный прирост населения.
С помощью графика установите последовательность иммиграции по годам в порядке увеличения.
Определите, в каком году из показанных на графике, в России наблюдался наибольший миграционный прирост населения. Практическая работа №36. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России Ход работы
1. Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации, республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения.
Республика
| Площадь, тыс. км²
| Населе-
ние
в 2000г., тыс. жителей
| Доля городс-
кого населения
| Плотность населения, чел./км²
| Доля населения в %
| коренная националь-
ность
| Русс-
кие
| Дагестан
| 50,3
| 2120
| 40,7
| 38
| 80,2
| 9,2
| Тыва
| 170,5
| 311
| 47,5
| 1,8
| 64
| 32
| Якутия (Саха)
| 3103,2
| 1000
| 64
| 0,3
| 33
| 50,3
| Башкортостан
| 143,6
| 4110
| 65
| 28,2
| 21
| 39
| Северная Осетия (Алания)
| 8,0
| 662,7
| 68
| 87
| 53,0
| 29,9
| Коми
| 415,9
| 1151,4
| 75
| 3
| 23
| 58
| Карелия
| 172,4
| 712
| 74
| 4,6
| 10
| 74
| Хакасия
| 61,9
| 581
| 71
| 9,4
| 11,1
| 79,5
|
2. Определить название субъектов РФ, указанных на карте, их столицы.
В каком из указанных субъектов наибольшая плотность населения, в каком – наименьшая?
Практическая работа №37. Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России
Ход работы.
Составьте описание одного из народов России по плану:
1. Название и область проживания
2. Особенности одежды и жилища
3. особенности хозяйственной деятельности
Подготовьтесь представить свою работу в виде презентации.
Практическая работа №39. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания
Ход работы
1. Нанесите на контурную карту главную полосу расселения России.
2. Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран – А, Б или В – средняя плотность населения наибольшая.
Показатели
| Страна А
| Страна Б
| Страна В
| Общая численность населения, млн чел.
| 74,0
| 10,6
| 36,0
| Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел.
| 36,6
| 1,7
| 18,0
| Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.
| 3,7
| 1,9
| 1,8
| Рождаемость, ‰
| 26
| 11
| 20
| Смертность, ‰
| 6
| 10
| 7
| Ожидаемая продолжительность жизни, лет
| 69
| 77
| 70
| Доля городского населения, %
| 45
| 53
| 65
| Средняя плотность населения, чел./км²
| 74
| 115
| 100
| Используя данные таблицы расположите страны в порядке уменьшения рождаемости.
Используя данные таблицы, определите численность трудоспособного населения (от15 до 65 лет) страны А. Ответ запишите цифрами.
Практическая работа №40. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории Ход работы
Проведите анализ данных переписи населения России 2010 года, используя таблицу.
Пользуясь статистическими данными таблицы, сравните их с данными переписи 2002 года.
Выделите регионы, где наблюдается рост численности населения. Выделите на контурной карте эти регионы красным цветом.
Определите регионы, где численность населения сократилась более чем на 10 % в сравнении с 2002 годом. Выделите на карте эти регионы синим цветом.
Остальные регионы выделите зеленым цветом. Это будет среднероссийский уровень изменения численности населения, т.е. умеренная убыль, не превышающая 10 %.
Как можно объяснить, что население именно этих регионов в межпереписной период прибывало? Ответ запишите в тетради для практических работ.
Почему именно так расположились эти территории? Можно ли выбрать какие-либо географические факторы их размещения?
Какие социальные и экономические факторы способствовали резкому уменьшению численности населения во второй группе регионов.
Почему именно так расположились эти территории? Ответ оформите в тетради.
По результатам работы сделайте вывод.
Практическая работа №41. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны
Ход работы
Пользуясь данными статистических таблиц, закрасьте красным цветом те регионы и обозначенные города-миллионеры, в которых наблюдался рост населения. Не забудьте тем же красным цветом заполнить соответствующий прямоугольник в легенде. Как можно объяснить, что население именно этих регионов и городов в межпереписной период прибывало?
Синим цветом закрасьте регионы и города, где по сравнению с 2002 г. население сократилось очень сильно, более чем на 10%, то есть те, нынешняя численность населения которых составляет менее чем 90% уровня 2002 года. Почему именно так расположились эти территории? Можно ли выделить какие-либо географические факторы их размещения? Зеленым закрасьте все те места на карте России, которые остались белыми. Это будет среднероссийский уровень изменения численности населения, умеренная убыль, не превышающая 10%.
В каком регионе проживаем мы? Как у нас обстоят дела с динамикой численности населения? Лучше или хуже выглядят на карте наши соседи?
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1*
| Практическая работа оценочная
| I четверть
Всего часов -16
п/р - 8 оц. - 6
II четверть
Всего часов - 15
п/р - 12 оц. -7 III четверть
Всего часов - 20
п/р - 11 оц. - 3 IV четверть
Всего часов - 17
п/р -11 оц. - 7 Год
Всего часов - 68
п/р - 42 оц.-2 |