Главная страница

Протокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии



НазваниеПротокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии
страница6/6
Дата05.04.2016
Размер0.9 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА




АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1.




Энциклопедия: Физическая и экономическая география России

2000

М.: Аванта-Плюс

2

Т.С. Майоров

География. Справочник школьника.

1996

Москва

Ключ-С

3

Ю.П.Пармузин

Словарь по физической географии

1994

М.: Просвещение

4

С.В. Кульневич

Не совсем обычный урок.

2001

Ростов-Н-Дону

Учитель

5

Максаковский В.П.

География. Справочные материалы

1995

Просвещение

6

Мезенцев В.А.

Энциклопедия чудес

1969

Знание

7

Максимов Н.А.

За страницами учебника географии

1981

Просвещение

8

Р.Х.Хабибуллин

Дидактические карточки-задания по географии: 8 класс

2005

М.: Экзамен

9

П.М. Юрков

Географические диктанты.

1984

Москва

Просвещение

10

А. Наумов

Задачи по географии

1993

Москва

Мирос

11

Сиротин В.И.

Практические работы по географии и методика их выполнения

1997

АРКТИ

12

В.В.Климанов

О.А.Климанова

География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие

2005

Дрофа

13

Данилова Е.А.

География в схемах и таблицах

2006

СПб.: Тригон

14

Низовцев В.А.

Школьные олимпиады. География. 6-10 классы

2006

М.: Айрис-пресс

15

Баринова К. К.

География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику под ред.. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы»

2010

М.: Дрофа

16

В. И. Сиротин


География России. . Природа. Население : рабочая тетрадь с комплектом контурных карт

2010

М.: Дрофа, ДИК

17

В. П. Дронов


География России: в 2 кн. Кн. 1. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : учеб. для 8-9 классов общеобразоват. учреждений

2010

М.: Дрофа

18

Наерова, Н. Ю.

Уроки географии. 8-9 классы

2004

М.: Дрофа

19

Зинченко Н. Н., Звонцова JI. А.


География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины

2011

Волгоград: Учитель

20

Пятунин Б. Б.

Новые контрольные и проверочные работы по географии : 8-9 классы : метод. пособие

2002

М.: Дрофа

21

Сиротин В. И.

География. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы

2006.

М.: Дрофа

22

Алексеев А.И.

Россия. Природа и население.

2008

М.: Дрофа

23

Р.Х.Хабибуллин

Дидактические карточки-задания по географии: 8 класс

2005

М.: Экзамен

24

Верещагина Н.О.

География. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс

2009

М.: Издательство «Экзамен»

25

Жижина Е.И.

Контрольно-измерительные материалы. 8 класс

2012

М.: ВАКО

26

Труднева С.Н.

География в кроссвордах

2006

М.: Дрофа

27

Блаженов В.А.

Приемы развивающего обучения географии

2006

М.: Дрофа

28

Блаженов В.А.

Географические детективы как средство развития мышления учащихся

2007

М.: Дрофа

29

Галеева Н.Л.

Сто приемов для успеха ученика на уроках географии

2006

М.: «5 за знания»

30

Понурова Г.А. Душина И.В.

Методика преподавания географии

1996

Московский лицей

31

Сиротин В.И.

Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.

2004

М.: Дрофа

32




География. Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения

2009-2012, 2013

Издательский дом «1 сентября»

33

Яворовская И.

Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды

2007

Ростов н/Д: Феникс


НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ


  1. Учебная карта «Агроклиматические ресурсы России» (матовое, 2-стороннее лам.)

  2. Учебная карта «Климатическая карта России» (матовое, 2-стороннее лам.)

  3. Учебная карта «Месторождение полезных ископаемых России» (матовое, 2-стороннее

лам.)

  1. Учебная карта «Почвенная карта России» (матовое, 2-стороннее лам.)

  2. Учебная карта «Природные зоны России» (матовое, 2-стороннее лам.)

  3. Учебная карта «Российская Федерация» (политико-административная) (матовое, 2-

стороннее лам.)

  1. Учебная карта «Российская Федерация» (социально-экономическая) (матовое, 1-

стороннее лам.)

  1. Учебная карта «Российская Федерация» (физическая) ср.школа (матовое, 2-стороннее

лам.)

  1. Учебная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России» (матовое, 2-стороннее

лам.)

  1. Европ.юг России. Физ.карта/Природ.зоны,биол.ресурсы России (2)

  2. Миграция населения

  3. Урал.Физ.карта/ Зем.ресурсы России.Вод.ресурсы России (2)

  4. Интерактивные карты (ИК)


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА


  1. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-8)

  2. География России. Природа и население. 8 класс / под ред. В. П. Дронова. - М. : 1C Мультимедиа, 2003. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция). (Д-8)

  3. География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. - I электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).

  4. География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).

  5. Большая Энциклопедия России. Природа России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)

  6. Большая Энциклопедия России. География России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)

  7. Интерактивные карты по географии +1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. - М. : 1C Муль¬тимедиа, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

https://ndce.ru/

https://ufomistery.com
https://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
https://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
https://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
https://egornature.by.ru/

https://abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
https://vitiaz.ru/

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml
www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1

www.geo-tur.narod.ru/moria.htm

100 дорог https://100dorog.ru/

https://flags.ru/


  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Практическая работа №1. Оценка осо­бенностей гео­графического положения России

Ход работы: 

  1. Обведите границу России.

  2. Астрономические границы проводятся по линиям градусной сети — параллелям и меридианам. Обозначьте границы Российского сектора Арктики, подпишите названия архипелагов и островов, которые в нем находятся.

  3. Орографические границы проходят по горным хребтам. Подпишите названия гор и рек, по которым проходит граница России.

  4. Гидрографические границы — по рекам и озерам.

  5. Обведите морские границы России с США и Японией. Морские границы также могут быть отнесены к гидрографическим.

  6. 2. Протяженность территории Российской Федерации

  7. Обозначьте крайние точки России и их географические координаты.

  8. По градусной сети карты рассчитайте протяженность территории России с севера на юг по 50° в.д. и по 120° в.д. и с запада на восток по 70° с.ш. и по 50° с.ш.

  9. По карте определите, на каком расстоянии от морей Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов находятся города: а) Пермь; б) Красноярск.



Практическая работа №2. Обозначение на контурной карте погра­ничных госу­дарств, выде­ление цветом государств, ранее входив­ших в состав СССР

Ход работы: 

На  контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу России;

  2. Государства, с которыми Россия имеет непосредственные границы, называются соседями 1-го порядка. Обозначьте территории этих государств определенным цветом и подпишите их названия.

  3. 2. Пограничные с Россией государства в свою очередь граничат с другими, которые будут для нашей страны соседями 2-го порядка. Обозначьте их территории другим цветом, подпишите их названия.

  4. 3. Обозначьте на карте субъект Российской Федерации, в котором вы живете. Обозначьте разными цветами его соседей 1-го порядка, 2-го порядка. Укажите названия этих субъектов. Уточните, есть ли среди выделенных территорий другие государства.


Практическая работа №3. Определение разницы во вре­мени отдельных территорий

Ход работы:

Вариант 1.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.

Вариант 2.

1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут

Для определения местного времени необходимо:

  1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;

  2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;

  3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;

  4. Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;

  5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.

Например:

Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.

  1. меридиан Самары - 51º в.д.;

  2. меридиан Магадана - 151º в.д.;

  3. расстояние в градусах:  151º  - 51º  = 100º

  4. разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;

  5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут


Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте земель, присоединен­ных в различ­ные периоды

Ход работы: 

На  контурной карте России:

Обозначьте территории России, присоединенные в различные периоды, используя фоновую раскраску.
Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наи­более крупных форм рельефа

Ход работы: 

1. Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:

Географический объект

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Вывод

                                 

Русская равнина

 

 

 

 

Хибины

 

 

 

 

Западно-Сибирская равнина

 

 

 

 

Урал

 

 

 

 

Сихотэ-Алинь

 

 

 

 

Большой Кавказ

 

 

 

 

2. Обозначьте на контурной карте России главные тектонические структуры и наи­более крупные формы рельефа, упоминающиеся в тексте учебника


Практическая работа №7. Сравнитель­ная характери­стика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния при­родных усло­вий на жизнь и хозяйствен­ную деятель­ность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышен­ность - Хиби­ны или Север­ный Кавказ)
Практическая работа №10. Характеристи­ка климатиче­ских областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степе­ни благоприят­ности климати­ческих условий для жизни насе­ления
Ход  работы:

Используя  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  литературу  и  другие  источники  информации,  дайте  оценку  основных  климатических  показателей  одного  из  регионов  России  для  жизни  и  хозяйственной  деятельности  населения  по  следующему  плану:

1.       В  какой  части  России  находится  описываемый  регион?

2.       В  каком  климатическом  поясе  и  в  какой  климатической  области  расположен  данный  регион?

3.       Основные  климатические  показатели  данной  территории:

- средняя  температура  января  и  июля;

- годовое  количество  осадков  и  их  сезонность;

- коэффициент  увлажнения.

4.       Вывод  о  степени  благоприятности  данной  территории  для  жизни  и  хозяйственной  деятельности  человека. 

Вариант  1.  Полуостров  Таймыр.

Вариант  2.  Прикубанская  низменность.
Практическая работа №11. Оценка влия­ния климатиче­ских условий на географию сельскохозяй­ственных культур. Работа с таблицей, агроклиматиче­скими картами

 Ход  работы:

  1. Используя  карты  атласа,  текст  и  карты  учебника , заполните  таблицу:


  1. Город

    Суммарная  солнечная  радиация  (ккал.см2/год)

    Средняя температура  января

    ( °С )

    Средняя температура  июля

    ( °С )

    Годовое  количество  осадков

    ( мм )

    Испаряемость

    ( мм )

    Коэффициент  увлажнения

     

     

     

     

     

     

     
    Сделайте  вывод  о  закономерностях  распределения  суммарной  солнечной  радиации,  температуры воздуха  и  коэффициента  увлажнения и их влиянии на географию сельскохозяйственных культур.

 Вариант  1.

Мурманск,  Санкт-Петербург,  Москва,  Самара,  Астрахань

Вариант  2.

Нарьян-Мар,  Архангельск,  Нижний  Новгород,  Волгоград,  Махачкала
Практическая работа №13 Характери­стика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования

 Ход  работы:

 Используя  текст  учебника,  физическую  (стр. 14–15),  климатическую  карты  (стр. 17),  карту  водных  ресурсов  (стр. 21)  и  климатограммы  атласа  (стр. 17),  карту  экологических  проблем  (стр. 26–27),  справочную  и  дополнительную  литературу,  дайте  описание  одной  из  рек  России  по  типовому  плану:

 Местонахождение  реки  на  территории  России  (в  какой  части  России  и  по  какой  территории  протекает  река);

  1. Местонахождение  истока  реки;

  2. Местонахождение  устья  реки  и  его  вид;

  3. К  бассейну  какого  океана  или  внутреннего  стока  относится  река;

  4. Площадь  бассейна;

  5. Длина  реки;

  6. Падение  и  уклон  реки;

  7. Величина  годового  стока;

  8. Питание  и  режим  реки;

  9. Крупнейшие  левые  и  правые  притоки;

  10. Крупнейшие  города  на  берегах  реки;

  11. Использование  реки  человеком  в  настоящее  время;

  12. Возможности  использования  реки  в  будущем;

  13. Проблемы  реки  и  пути  их  решения.

Вариант  1.  Енисей.

Вариант 2.  Лена.

Вариант  3.  Обь.

Вариант  4.  Амур.

Вариант  5.  Волга.

Вариант  6.  Дон.

Практическая работа №14. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер
Ход работы: 

На  контурной карте России обозначьте крупные реки и озера: Северная Двина, Дон, Волга, Урал, Терек, Обь с Иртышом, Енисей с притоками, Лена с притоками, Индигирка, Колыма, Яна, Анадырь, Амур, Печера, Байкал, Каспийское море, ладожское озеро, онежское, псковское, Чудское, Кроноцкое, Таймыр.
Практическая работа № 16. Сравнительная оценка обеспе­ченности водными ресурсами отдельных тер­риторий России (объяснение закономерно­стей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависи­мости от релье­фа и климата)


Ход работы

  1. Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами

  2. Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами.

  3. Каковы закономерности распределения речного стока?

  4. Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири.

  5. Высказать свои предложения по использованию вод данного региона.

Практическая работа №17. Анализ поч­венного про­филя и описа­ние условий его формирования
Ход работы:

       Используя  текст  учебник,  составьте  схему,  показывающую  влияние  важнейших  природных  почвообразующих  факторов  на  плодородие  почвы  и  использование  её  человеком.  Дайте  краткую  характеристику  каждого  названного  фактора  и  назовите  его  влияние  на  образование  почвы.  Сделайте  вывод  о  плодородии  почвы.

Вариант  1.  Тундрово-глеевые  почвы.

Вариант  2.  Подзолистые  почвы.

Вариант  3.  Мерзлотно-таёжные  почвы.

Вариант  4.  Дерново-подзолистые  почвы.

Вариант  5.  Чернозёмы  ( типичные ).

Вариант  6.  Бурые  полупустынные  почвы.

Образец выполнения работы:

Краснозёмы.

 

Практическая работа № 20. Выявление взаимосвязей между природ­ными компо­нентами на ос­нове анализа соответству­ющей схемы

Ход работы:

  1. Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных  компонентов  природы  в результате глобального потепления климата на планете и   спрогнозируйте  изменение  растительного  и  животного  мира:

 

 

Глобальное  потепление

климата

 

 

 

 

 

 

 

Опустынивание

 

Изменение годового

количества осадков:

_________________

_________________

 

Изменение внутренних вод:

_________________

_________________

 

 

 

 

 

Изменение почв:

_________________

_________________

 

Изменение растительности:

_________________

_________________

 

Изменение животного мира:

_________________

_________________

  1. Покажите  стрелками  возникающие  между  деятельностью  человека  и  компонентами   природы   причинно-следственные   связи;

  2. Сделайте   вывод   об   изменении   растительного   и  животного   мира   в   зависимости   от   изменения   хотя   бы   одного   другого  компонента   природы.


Практическая работа № 22. Природные зоны России. Нанесение на контурные карты природных зон

Ход работы

1.Используя тематические карты атласа, заполнить таблицу.

ПТК

Климат

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Хозяйственная деятельность людей






























































































  1. Нанести границы природных зон на контурную карту.



Практическая работа №30. Работа с кар­той и таблицей охраняемых территорий.

Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России
Ход работы

Рассмотрев карту особо охраняемых территорий России в атласе и учебнике, нанесите с помощью условных знаков на контурную карту заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы нашей страны.
Практическая работа №31. Составление описания при­родных осо­бенностей од­ного из видов охраняемых территорий

Ход работы.

Составьте описание одной из охраняемых территорий России по плану:

    1. Название и географическое положение

    2. Дата образования

    3. Объекты охраны

Подготовьтесь представить свою работу в виде презентации.
Практическая работа №32. Характери­стика полового и возрастного состава населения на основе разных источ­ников инфор­мации

1. Используя приведенные в таблице данные, определите, в каком из субъектов государства – А, Б или В – доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше.

Показатели

Страна А

Страна Б

Страна В

Общая численность населения, млн чел.

74,0

10,6

36,0

Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел.

36,6


1,7

18,0

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

3,7


1,9

1,8

Рождаемость, ‰

26

11

20

Смертность, ‰

6

10

7

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

69

77

70

Доля городского населения, %

45

53

65

Средняя плотность населения, чел./км²

74

115

100

2. Проанализируйте поло-возрастные пирамиды г.Москва и г.Магаданской области. Сделайте вывод о половых и возрастных особенностях данных регионов.



Практическая работа №34. Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России

Ход работы

1. Нанесите на контурную карту основные миграционные потоки населения России.

2. Определите, в каком году наблюдался наибольший эмиграционный прирост населения.



С помощью графика установите последовательность иммиграции по годам в порядке увеличения.

Определите, в каком году из показанных на графике, в России наблюдался наибольший миграционный прирост населения.
Практическая работа №36. Изучение осо­бенностей раз­мещения наро­дов России по территории страны на ос­нове работы с картой, срав­нение геогра­фии расселения народов и административно-территориального деле­ния России
Ход работы

1. Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации, республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения.


Республика

Площадь, тыс. км²

Населе-

ние

в 2000г., тыс. жителей

Доля городс-

кого населения

Плотность населения, чел./км²

Доля населения в %

коренная националь-

ность

Русс-

кие

Дагестан

50,3

2120

40,7

38

80,2

9,2

Тыва

170,5

311

47,5

1,8

64

32

Якутия (Саха)

3103,2

1000

64

0,3

33

50,3

Башкортостан

143,6

4110

65

28,2

21

39

Северная Осетия (Алания)

8,0

662,7

68

87

53,0

29,9

Коми

415,9

1151,4

75

3

23

58

Карелия

172,4

712

74

4,6

10

74

Хакасия

61,9

581

71

9,4

11,1

79,5



2. Определить название субъектов РФ, указанных на карте, их столицы.

В каком из указанных субъектов наибольшая плотность населения, в каком – наименьшая?


Практическая работа №37. Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России

Ход работы.

Составьте описание одного из народов России по плану:

1. Название и область проживания

2. Особенности одежды и жилища

3. особенности хозяйственной деятельности

Подготовьтесь представить свою работу в виде презентации.

Практическая работа №39. Выделение на контурной кар­те главной по­лосы расселе­ния. Объясне­ние различий в плотности населения отдельных терри­торий страны, отбор необхо­димых темати­ческих карт для выполне­ния задания

Ход работы

1. Нанесите на контурную карту главную полосу расселения России.

2. Используя приведенные в таблице данные, определите, в какой из стран – А, Б или В – средняя плотность населения наибольшая.

Показатели

Страна А

Страна Б

Страна В

Общая численность населения, млн чел.

74,0

10,6

36,0

Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел.

36,6


1,7

18,0

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

3,7


1,9

1,8

Рождаемость, ‰

26

11

20

Смертность, ‰

6

10

7

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

69

77

70

Доля городского населения, %

45

53

65

Средняя плотность населения, чел./км²

74

115

100

Используя данные таблицы расположите страны в порядке уменьшения рождаемости.

Используя данные таблицы, определите численность трудоспособного населения (от15 до 65 лет) страны А. Ответ запишите цифрами.

Практическая работа №40. Изучение фрагментов карт с целью выявления фак­торов, опреде­ливших свое­образие рисун­ка заселения территории
Ход работы

  1. Проведите анализ данных переписи населения России 2010 года, используя таблицу.

  2. Пользуясь статистическими данными таблицы, сравните их с данными переписи 2002 года.

  3. Выделите регионы, где наблюдается рост численности населения. Выделите на контурной карте эти регионы красным цветом.

  4. Определите регионы, где численность населения сократилась более чем на 10 % в сравнении с 2002 годом. Выделите на карте эти регионы синим цветом.

  5. Остальные регионы выделите зеленым цветом. Это будет среднероссийский уровень изменения численности населения, т.е. умеренная убыль, не превышающая 10 %.

  6. Как можно объяснить, что население именно этих регионов в межпереписной период прибывало? Ответ запишите в тетради для практических работ.

  7. Почему именно так расположились эти территории? Можно ли выбрать какие-либо географические факторы их размещения?

  8. Какие социальные и экономические факторы способствовали резкому уменьшению численности населения во второй группе регионов.

  9. Почему именно так расположились эти территории? Ответ оформите в тетради.

  10. По результатам работы сделайте вывод.


Практическая работа №41. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны

Ход работы


Пользуясь данными статистических таблиц, закрасьте красным цветом те регионы и обозначенные города-миллионеры, в которых наблюдался рост населения. Не забудьте тем же красным цветом заполнить соответствующий прямоугольник в легенде. Как можно объяснить, что население именно этих регионов и городов в межпереписной период прибывало?

Синим цветом закрасьте регионы и города, где по сравнению с 2002 г. население сократилось очень сильно, более чем на 10%, то есть те, нынешняя численность населения которых составляет менее чем 90% уровня 2002 года. Почему именно так расположились эти территории? Можно ли выделить какие-либо географические факторы их размещения?
Зеленым закрасьте все те места на карте России, которые остались белыми. Это будет среднероссийский уровень изменения численности населения, умеренная убыль, не превышающая 10%.

В каком регионе проживаем мы? Как у нас обстоят дела с динамикой численности населения? Лучше или хуже выглядят на карте наши соседи?

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ



1*

Практическая работа оценочная

I четверть

Всего часов -16

п/р - 8 оц. - 6

II четверть

Всего часов - 15

п/р - 12 оц. -7
III четверть

Всего часов - 20

п/р - 11 оц. - 3
IV четверть

Всего часов - 17

п/р -11 оц. - 7
Год

Всего часов - 68

п/р - 42 оц.-2
1   2   3   4   5   6