|
Какую шляпу носил Незнайка Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач , связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.
Слайд 1
Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К ним относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи.
Слайд 2
Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.
«1. Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа. 2. Произвести вычитание чисел с одинаковым количеством сотен. 3. Сравнить результаты. Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9. Числа взаимосвязаны: 9+27=36 36-9=27 36-27=9 9 в 3 раза < 27 4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного? ( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»
Слайд 3
Заметную роль в воспитании у детей познавательного интереса играют занимательные упражнения. Например. (слайд) Часто на своих уроках использую загадки-шутки. Например,
- Золушкин башмачек-простой или золотой?
- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?
- Сколько человек тянули репку?
- У колобка на шее был бантик или галстук?
- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Слайд 4
Решая задачи развивающего характера заметила,что даже слабые ученики рассуждают, строят доказательство, делают выводы.
На устном счете использую вот такие задания:
«Даны выражения 1. Что можно сказать об этих множителях? ( Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях одинаковый набор цифр: 2, 1, 8, 7 2. Предположите, значение произведения какого выражения может быть больше. Почему? Найдите значения выражений. Что заметили интересного? А) Одинаковый набор цифр б) Сумма цифр значений произведений равна 18
3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? ( сумма цифр равна 9)
4. разделите полученные числа на 9
5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486? ( Четное, сумма цифр равна 18)
6. разделите 486 на 18, получится 27.
Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один из множителей. »
Слайд 5
На этом слайде вы видите задания, развивающее внимание, быстроту реакции.
Слайд 6
При изучении темы « Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания:
Сколько получится. если сложить числа: наименьшее двузначное. Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?
В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.
Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.
Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?
Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?
Слайд 7 Стала на уроках математики вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Например,
«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: ( двузначное, соседи, 12 мес.
установите закономерность
продолжите до трехзначного числа, в записи которого ест число 12
Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? ( значения сумм равны)
Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что заметили интересного? ( Значения разности – числа данного ряда, расположенные в обратном порядке.
Найдите интересные числа: 12 и 120 – 12 на множестве двузначного и трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.
– перевертыш, 108 и 120 – трехзначные числа, 48 и 84 – одинаковые цифры в записи. »
Слайд 8
При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы, следует учитывать межпредметные связи. В связи с этим использую след. задания. « В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры»
Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще прислушиваться к людям и учите этому детей.
Проверь себя _____________________________________________
Соедини отрывки из мифов с их названиями.
«Он обещал, что, пропев песню, сам Древнегреческий миф «Дедал и Икар»
лишит себя жизни». «Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в Славянский миф «Ярило-Солнце»
широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня». |
|
|