Главная страница

Протокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии



НазваниеПротокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии
страница3/6
Дата05.04.2016
Размер0.9 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6

5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КЛАСС 8 УЧИТЕЛЬ Егоркина Г.К.


Дата

№ урока



Кол-во часов

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание



Введение (1ч)


3.09

1

1

Зачем мы изучаем гео­графию Рос­сии

Комбинирован­ный. Слайд-лекция

Разнообразие территории Рос­сии. География и краеведение. Географический взгляд на мир

Рисуют картосхему ок­ружающего мира; анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии

Анализ состав­ленных карто­схем.









Раздел 1. Пространства России (7ч)


6.09

2

1

Россия на карте мира

Вводная лекция с элементами бе­седы. Слайд-лек­ция

Россия на карте мира. Доля России в населении и террито­рии мира, Европы и Азии. Гео­графическое положение и раз­меры территории. Крайние точки территории, ее протя­женность. Административно- территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации

Понимают уникаль­ность и знают специфи­ку географического по­ложения Российской Федерации. Сравнивают географическое положе­ние России и других стран

Самостоятельная работа с контур­ными картами.

1.*Оценка осо­бенностей гео­графического положения России

С. 12-14, §1,

вопросы и задания нас. 18

10.09

3

1

Границы Рос­сии

Актуализация знаний и умений. Слайд-лекция

Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами. Воздушное про­странство, территориальные воды

Знают особенности гра­ниц России. Составля­ют краткую географиче­скую характеристику территории на основе разнообразных источни­ков географической ин­формации

Исследование карт атласа, рабо­та с контурными картами. Тестирование

Практика

2.*Обозначение на контурной карте погра­ничных госу­дарств, выде­ление цветом государств, ранее входив­ших в состав СССР

§2,

вопросы и задания на с. 24

13.09

4

1

Россия на карте ча­совых поясов

Слайд-лекция

Россия на карте часовых поя­сов. Время поясное, декретное. Часовые пояса на территории России. Воз­действие разницы во времени на жизнь населения

Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей.

Анализ рис. 8, 9

Определение часового пояса населенных пунктов




§3,

вопросы и задания на с. 27

17.09

5

1

Решение задач на определение поясного времени

Практикум.

Часовые пояса, поясное время, линия перемены дат.

Умеют опреде­лять местное, поясное, декретное время

Решение задач на определение по­ясного времени.

3.*Определение разницы во вре­мени отдельных территорий

§3


20.09

6

1

Формирова­ние террито­рии России

Урок-иссследо- вание. Слайд-лек­ция

Формирование территории России. Расширение Москов­ского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сиби­ри и Дальнего Востока. Осво­ение «Дикого поля». Новорос­сия. Дальний Восток на рубе­же XIX-XX вв. Завершение процесса расширения террито­рии в XX в., перелом в миграциях расселения

Знают историю осво­ения государственной территории России, име­на исследователей. Уме­ют находить и анализи­ровать различные источ­ники информации

Анализ рис. 10,

12, карт атласа.

4.*Обозначение на контурной карте земель, присоединен­ных в различ­ные периоды

§4,

сообще­ния об ос­воении новых зе­мель, во­просы и задания на с. 34

24.09

7

1

Географиче­ское изучение территории России

Изучение нового материала

Географическое изучение тер­ритории России. Задачи гео­графии на первых этапах ос­воения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического зна­ния - выявление географиче­ских закономерностей. Разра­ботка программ преобразова­ния территории

Понимают и объясняют задачи географии в раз­ные исторические пе­риоды; используют раз­личные источники гео­графических знаний

Анализ карт, за­слушивание со­общений, состав­ление картотеки «Их имена - сим­вол мужества»

5.Обозначение географических объектов, на­званных в честь путешествен­ников

§ 5, под­готовить­ся к тес­тирова­нию

27.09

8

1

Обобщение знаний по разделу «Пространст­ва России»

Урок обобщения знаний







Итоговое тести­рование; вопросы и задания на с. 38




§5



Раздел 2. Природа и человек (41ч)




Тема 1. Природа России (26ч)




Рельеф и недра (5ч)


1.10

9

1

Строение земной коры (литосферы) на террито­рии России

Изучение нового материала. Урок- исследование. Слайд-лекция

Строение земной коры на тер­ритории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические Структуры: литосферные пли­ты, платформы, зоны складча­тости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектониче­ские карты

Знают особенности гео­логического строения территории России, тек­тонические структуры, области современного горообразования; чита­ют геологическую кар­ту, сопоставляют текто­ническую и физическую карты, анализируют раз­личные источники ин­формации

Анализ геологи­ческой карты, рис. 17 и геохро­нологической таблицы на с. 44- 45.




§6,

вопросы и задания на с. 49

4.10

10

1

Важнейшие особенности рельефа Рос­сии

Урок-исследо­вание, практи­кум. Слайд- лекция


Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения

Объясняют понятия: «платформа», «складча­тый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понима­ют взаимосвязь основ­ных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тек­сты, решают проблем­ные вопросы

Анализ тектони­ческой и физиче­ской карты. Заполнение таб­лицы. КиМ-8 - тестирование, тренажер.

Д-8 - тестирова­ние, практика (задание 1)

6.* Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наи­более крупных форм рельефа

§7,

вопросы и задания на с. 53

8.10

11

1

Современное

развитие

рельефа

Урок комплекс­ного применения знаний

Современное развитие релье­фа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человече­ской деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетря­сения, цунами - опасные про­явления внутренних сил

Показывают на карте тектонические структу­ры и соответствующие им формы рельефа. На­ходят в разных источни­ках и анализируют ин­формацию, необходи­мую для изучения гео­графических объектов

Сопоставление районов интен­сивных тектони­ческих движений и физической карты

7.* Сравнитель­ная характери­стика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния при­родных усло­вий на жизнь и хозяйствен­ную деятель­ность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышен­ность - Хиби­ны или Север­ный Кавказ)

§8,

с. 53-57

11.10

12

1

Роль внеш­них сил в формирова­нии рельефа

Урок закрепления знаний.

Рельефообразующая деятель­ность древних покровных лед­ников. Моренный и водно­ледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятель­ность ветра, влияние хозяйст­венной деятельности человека на рельеф

Знают основные рельефо­образующие процессы, объясняют понятие «по­кровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладаю­щем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека

Сопоставление карты плотности населения и рис. 27 на с. 56.

Тестирование




§8,

с. 57-60, вопросы и задания на с. 60

15.10

13

1

Использова­ние недр

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и до­быче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторож­дения основных полезных ис­копаемых и их связь с тектони­кой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресур­сов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель

Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «от­крытая разработка», «террикон», «рекульти­вация», приводят приме­ры использования и ох­раны минеральных ре­сурсов, адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

Характеристика рельефа и полез­ных ископаемых своей области, оценка их влия­ния на хозяйст­венную деятель­ность людей.

8.Установление взаимосвязей тектонических структур, рель­ефа и полезных ископаемых на основе рабо­ты с разными источниками географической информации на примере своего края

§9,

вопросы и задания на с. 66



Климат (7ч)


18.10

14

1

Общая характеристика климата России

Вводная лекция с элементами эв­ристической бесе­ды. Слайд-лекция

Общие особенности климата. Влияние географического по­ложения и рельефа на количе­ство тепла. Сезонность - глав­ная особенность климата Рос­сии. Россия - холодная страна. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиа­ция, их различия на разных широтах

Знают факторы, опреде­ляющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверх­ность», «тепловое излу­чение Земли». Приводят примеры влияния клима­та на различные компо­ненты природы

Эвристическая беседа с исполь­зованием карт атласа, анализ рис. 38-41.




§10,

вопросы и задания на с. 73

22.10

15

1

Закономерно­сти циркуля­ции воздуш­ных масс

Урок актуализа­ции знаний и умений, изуче­ния нового мате­риала. Слайд- лекция

Закономерности циркуляции воздушных масс

Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания поня­тия: «воздушные массы», «области постоянного давления»

Анализ рис. 42, 43 физической и климатической карт. Тестирование




§11,

с. 73-77

25.10

16

1

Атмосферные фронты, ци­клоны, анти­циклоны

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция


Атмосферные фронты, цикло­ны, антициклоны

Применяют в процессе учебного познания поня­тия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антицикло­нов. Прогнозируют по­году в связи с приближе­нием атмосферного фронта

Учебное иссле­дование по кар­там, анализ рис. 44-47.

-

§ 11 до конца, вопросы и задания на с. 80

8.11

17

1

Распределе­ние темпера­тур и осадков

Изучение нового материала. Слайд-лекция

Распределение тепла и влаги по территории страны

Объясняют закономер­ности распределения тепла и влаги на терри­тории страны и понятия: «температурная анома­лия», «континентальность климата»

Учебное иссле­дование синоп­тической карты, анализ рис. 48-50.

9.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, сред­них температур января и июля, годового коли­чества осадков по территории страны

§12, вопросы и задания на с. 85

12.11

18

1

Типы клима­та нашей страны

Урок-практикум. Слайд-лекция

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Уме­ренно континентальный, кон­тинентальный, резко конти­нентальный, муссонный, арк­тический, субарктический, субтропический климат: рай­оны распространения и основ­ные характеристики этих ти­пов климата

Выделяют, описывают и объясняют разнообра­зие типов климатов на территории страны. Анализируют климато­граммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий

Анализ физиче­ской и климати­ческой карт, рис. 51, климато­грамм на с. 87-89 в учебнике.

10.*Характеристи­ка климатиче­ских областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степе­ни благоприят­ности климати­ческих условий для жизни насе­ления

§ 13, вопросы и задания на с. 90, нанести на кон­турную карту климати­ческие пояса и области

15.11

19

1

Климат и человек

Урок-практикум. Слайд-лекция

Климат и человек. Агроклима­тические ресурсы. Агроклима­тическая карта. Требования важнейших сельскохозяйст­венных культур к климатиче­ским условиям. Агроклимати­ческие ресурсы своей местно­сти. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогно­зирования погоды

Составляют краткую географическую характе­ристику климата на осно­ве разнообразных источ­ников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

Поиск и анализ информации для заполнения таблицы.


11.*Оценка влия­ния климатиче­ских условий на географию сельскохозяй­ственных культур. Работа с таблицей, агроклиматиче­скими картами

§ 14, вопросы и задания на с. 95

19.11

20

1

Обобщение знаний по теме «Рельеф и климат»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний




Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Итоговое тести­рование

12.Определение по синоптиче­ской карте особенностей по­годы для различных пунктов, Составле­ние прогноза погоды






Богатство внутренних вод (6ч)


22.11

21

1


Реки

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные об­ласти. Жизнь реки. Формиро­вание и строение речной доли­ны. Базис эрозии. Речные бас­сейны и водоразделы

Объясняют роль воды и значение рек, особен­ности речной сети, пока­зывают на карте реки, о которых идет речь в параграфе, приводят примеры влияния речных систем на расселение людей

Анализ физиче­ской карты, рабо­та с контурными картами, рис. 62- 67 в учебнике.




§ 15, с. 96-99

26.11

22

1

Особенности

рек

Урок актуализа­ции опорных знаний. Практи­кум. Слайд-лек- ция

Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режи­мы российских рек. Значение этих характеристик для хозяй­ства и жизни населения. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводне­ния - их причины и последст­вия

Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, пи­тание и режим реки. Определяют их зависи­мость от рельефа и кли­мата. Знают и показы­вают крупные реки бас­сейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют воз­можности ее хозяйствен­ного использования

Анализ физиче­ской и климати­ческой карты, практическая ра­бота.

13.*Характери­стика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования

§15

до конца, вопросы и задания на с. 103
1   2   3   4   5   6