Дата
| № урока
| Кол-во часов
| Тема урока
| Вид урока
| Элементы обязательного минимума
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Формы контроля
| Практические работы
| Домашнее задание
|
Введение (1ч)
|
3.09
| 1
| 1
| Зачем мы изучаем географию России
| Комбинированный. Слайд-лекция
| Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир
| Рисуют картосхему окружающего мира; анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии
| Анализ составленных картосхем.
|
|
|
Раздел 1. Пространства России (7ч)
|
6.09
| 2
| 1
| Россия на карте мира
| Вводная лекция с элементами беседы. Слайд-лекция
| Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно- территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации
| Понимают уникальность и знают специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран
| Самостоятельная работа с контурными картами.
| 1.*Оценка особенностей географического положения России
| С. 12-14, §1,
вопросы и задания нас. 18
|
10.09
| 3
| 1
| Границы России
| Актуализация знаний и умений. Слайд-лекция
| Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами. Воздушное пространство, территориальные воды
| Знают особенности границ России. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации
| Исследование карт атласа, работа с контурными картами. Тестирование
Практика
| 2.*Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР
| §2,
вопросы и задания на с. 24
|
13.09
| 4
| 1
| Россия на карте часовых поясов
| Слайд-лекция
| Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения
| Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей.
| Анализ рис. 8, 9
Определение часового пояса населенных пунктов
|
| §3,
вопросы и задания на с. 27
|
17.09
| 5
| 1
| Решение задач на определение поясного времени
| Практикум.
| Часовые пояса, поясное время, линия перемены дат.
| Умеют определять местное, поясное, декретное время
| Решение задач на определение поясного времени.
| 3.*Определение разницы во времени отдельных территорий
| §3
|
20.09
| 6
| 1
| Формирование территории России
| Урок-иссследо- вание. Слайд-лекция
| Формирование территории России. Расширение Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX-XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения
| Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации
| Анализ рис. 10,
12, карт атласа.
| 4.*Обозначение на контурной карте земель, присоединенных в различные периоды
| §4,
сообщения об освоении новых земель, вопросы и задания на с. 34
|
24.09
| 7
| 1
| Географическое изучение территории России
| Изучение нового материала
| Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания - выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории
| Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды; используют различные источники географических знаний
| Анализ карт, заслушивание сообщений, составление картотеки «Их имена - символ мужества»
| 5.Обозначение географических объектов, названных в честь путешественников
| § 5, подготовиться к тестированию
|
27.09
| 8
| 1
| Обобщение знаний по разделу «Пространства России»
| Урок обобщения знаний
|
|
| Итоговое тестирование; вопросы и задания на с. 38
|
| §5
|
Раздел 2. Природа и человек (41ч)
|
Тема 1. Природа России (26ч)
|
Рельеф и недра (5ч)
|
1.10
| 9
| 1
| Строение земной коры (литосферы) на территории России
| Изучение нового материала. Урок- исследование. Слайд-лекция
| Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические Структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты
| Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации
| Анализ геологической карты, рис. 17 и геохронологической таблицы на с. 44- 45.
|
| §6,
вопросы и задания на с. 49
|
4.10
| 10
| 1
| Важнейшие особенности рельефа России
| Урок-исследование, практикум. Слайд- лекция
| Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения
| Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы
| Анализ тектонической и физической карты. Заполнение таблицы. КиМ-8 - тестирование, тренажер.
Д-8 - тестирование, практика (задание 1)
| 6.* Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа
| §7,
вопросы и задания на с. 53
|
8.10
| 11
| 1
| Современное
развитие
рельефа
| Урок комплексного применения знаний
| Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами - опасные проявления внутренних сил
| Показывают на карте тектонические структуры и соответствующие им формы рельефа. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов
| Сопоставление районов интенсивных тектонических движений и физической карты
| 7.* Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ)
| §8,
с. 53-57
|
11.10
| 12
| 1
| Роль внешних сил в формировании рельефа
| Урок закрепления знаний.
| Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водноледниковый рельеф. Вода - «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф
| Знают основные рельефообразующие процессы, объясняют понятие «покровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладающем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека
| Сопоставление карты плотности населения и рис. 27 на с. 56.
Тестирование
|
| §8,
с. 57-60, вопросы и задания на с. 60
|
15.10
| 13
| 1
| Использование недр
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель
| Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «открытая разработка», «террикон», «рекультивация», приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
| Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей области, оценка их влияния на хозяйственную деятельность людей.
| 8.Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края
| §9,
вопросы и задания на с. 66
|
Климат (7ч)
|
18.10
| 14
| 1
| Общая характеристика климата России
| Вводная лекция с элементами эвристической беседы. Слайд-лекция
| Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность - главная особенность климата России. Россия - холодная страна. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах
| Знают факторы, определяющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «тепловое излучение Земли». Приводят примеры влияния климата на различные компоненты природы
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа, анализ рис. 38-41.
|
| §10,
вопросы и задания на с. 73
|
22.10
| 15
| 1
| Закономерности циркуляции воздушных масс
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция
| Закономерности циркуляции воздушных масс
| Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «области постоянного давления»
| Анализ рис. 42, 43 физической и климатической карт. Тестирование
|
| §11,
с. 73-77
|
25.10
| 16
| 1
| Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны
| Применяют в процессе учебного познания понятия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антициклонов. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта
| Учебное исследование по картам, анализ рис. 44-47.
| -
| § 11 до конца, вопросы и задания на с. 80
|
8.11
| 17
| 1
| Распределение температур и осадков
| Изучение нового материала. Слайд-лекция
| Распределение тепла и влаги по территории страны
| Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны и понятия: «температурная аномалия», «континентальность климата»
| Учебное исследование синоптической карты, анализ рис. 48-50.
| 9.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны
| §12, вопросы и задания на с. 85
|
12.11
| 18
| 1
| Типы климата нашей страны
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата
| Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий
| Анализ физической и климатической карт, рис. 51, климатограмм на с. 87-89 в учебнике.
| 10.*Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения
| § 13, вопросы и задания на с. 90, нанести на контурную карту климатические пояса и области
|
15.11
| 19
| 1
| Климат и человек
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Климат и человек. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды
| Составляют краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды
| Поиск и анализ информации для заполнения таблицы.
| 11.*Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами
| § 14, вопросы и задания на с. 95
|
19.11
| 20
| 1
| Обобщение знаний по теме «Рельеф и климат»
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Итоговое тестирование
| 12.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов, Составление прогноза погоды
|
|
Богатство внутренних вод (6ч)
|
22.11
| 21
| 1
|
Реки
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы
| Объясняют роль воды и значение рек, особенности речной сети, показывают на карте реки, о которых идет речь в параграфе, приводят примеры влияния речных систем на расселение людей
| Анализ физической карты, работа с контурными картами, рис. 62- 67 в учебнике.
|
| § 15, с. 96-99
|
26.11
| 22
| 1
| Особенности
рек
| Урок актуализации опорных знаний. Практикум. Слайд-лек- ция
| Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения - их причины и последствия
| Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, питание и режим реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата. Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования
| Анализ физической и климатической карты, практическая работа.
| 13.*Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования
| §15
до конца, вопросы и задания на с. 103
|