Тема 1. Сколько нас – россиян? (2ч)
|
18.03
| 50
| 1
| Численность
населения
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Как изменялась численность населения России в XVIII-XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы
| Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис. Умеют читать график изменения численности населения
| Анализ рис. 168. 169,вопросы и задания на с. 225.
|
| §38
|
21.03
| 51
| 1
| Воспроизводство населения
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства. Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации
| Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения населения, прогнозируют изменение численности населения России
| Анализ рис. 170— 172, самостоятельная работа.
|
| §39
|
Тема 2. Кто мы? (2ч)
|
1.04
| 52
| 1
| Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция
| Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин
| Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни, объясняют разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин, оценивают факторы, определяющие преобладание мужчин или женщин в разных районах
| Решение проблемных вопросов, вопросы и задания на с. 232.
|
| §40
|
4.04
| 53
| 1
| Возрастной состав населения
| Урок закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Половозрастная пирамида населения России - «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и сохранения высокой доли молодежи. Диаграммы как источники географической информации. Их виды
| Анализируют половозрастные пирамиды и диаграммы, прогнозируют половозрастной состав населения в 2035 году. Показывают на карте регионы России с высокой и низкой долей населения старших возрастов и детей
| Анализ рис. на с. 175- 178, чтение половозрастных пирамид, задания на с. 236. Практическая работа. (задания 1,2)
| 32.* Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации
| §41, вопросы и задания на с. 237
|
Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3ч)
|
8.04
| 54
| 1
| Миграции населения в России
| Урок-исследование. Слайд- лекция
| Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Картограмма как вид географической информации
| Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы
| Тестирование. Чтение картограмм, рис. 182, 183. Решение проблемных вопросов.
|
| §42, вопросы и задания на с. 243
|
11.04
| 55
| 1
| Внешние миграции
| У рок-пракгику м
| Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России
| Приводят примеры экономических и политических миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему
| Анализ рис. 184, 185, чтение картосхемы, составление схемы «Виды миграций»
| 33.Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве
| §43, вопросы и задания 1,2, 4,5 на с. 247
|
15.04
| 56
| 1
| Территориальная подвижность населения
| Урок комплексного применения
знаний
| Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей
| Называют причины территориальной подвижности населения и факторы ее повышения. Составляют краткую географическую зарисовку
| Анализ рис. 186- 189. Географическая зарисовка «Перемещения населения в нашем городе по сезонам года»
| 34.*Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России
| §44, задания 1,2,4 на с. 250
|
Тема 4. Человек и труд (1ч)
|
18.04
| 57
| 1
| География рынка труда
| Урок-исследование. Слайд- лекция
| Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
| Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем
| Тестирование. Анализ рис. 190— 193. Решение проблемных вопросов.
| 35.Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособного возраста, моложе и старше трудоспособного возраста
| §45,
задания
3-5
на с. 255
|
Тема 5. Народы и религии (5ч)
|
22.04
| 58
| 1
| Этнический состав населения
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция
| Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание. Этнический состав населения России
| Объясняют понятия: этнос, этнография, самосознание, межнациональные конфликты. Приводят примеры этнических проблем
| Вопросы и задания на с. 258.
|
| §46
Подготовить сообщение о народах России (презентация)
|
25.04
| 59
| 1
| Этническая мозаика России
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России - история взаимодействия ее народов. География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России
| Объясняют понятия: языковая семья, автономный округ, титульные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России
| Анализ рис. 198— 200. Самостоятельная работа.
| 36.* Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и ад- министратив- но-территори- ального деления России
| § 47,
|
29.042.05
| 60-61
| 2
| «Народы России» - презентации учащихся
| Урок-презентация
| Народы России
| Выступают с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (презентации)
| Сообщения об одном из народов, проживающем на территории России (презентации)
| 37.*Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России
|
|
6.05
| 62
| 1
| Религии народов России
| Урок-исследование. Слайд- лекция
| Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства
| Называют преобладающие религии и религиозные центры страны. Объясняют влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства
| Тестирование
Работа с текстом учебника и картами.
| 38.Нанесение на контурную карту территорий, где соприкасаются районы распространения различных религий
| §48
|
Тема 6. Где и как живут люди? (5ч)
|
13.05
| 63
| 1
| Плотность
населения
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, природную среду
| Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория. Показывают на карте главную полосу расселения. Объясняют различия в плотности населения отдельных территорий страны
| Анализ рис. 207, 208, практическая работа.
| 39.*Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания
| §49, вопросы и задания на с. 273
|
16.05
| 64
| 1
| Расселение и урбанизация
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни
| Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни от сельского
| Вопросы и задания на с. 273, анализ рис. 209, 210, практическая работа.
| 40.*Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории
| §50, вопросы и задания на с. 279
|
20.05
| 65
| 1
| Города
России
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах
| Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории
| Вопросы и задания на с. 279. Характеристика города-миллионера по плану.
| 41.*Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны
| §51,
задания
4,7
на с. 284
|
23.05
| 66
| 1
| Сельская
Россия
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) и специализации поселения, положения в системе расселения
| Описывают условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Объясняют влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах
| Задания 4, 7 на с. 284. Практическая работа.
| 42.Моделирование возможных вариантов использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах
| §52, вопросы и задания на с. 288
|
27.05
| 67
| 1
| Обобщение знаний по разделу «Население России»
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний
| Люди - главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России
| Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности
| Вопросы и задания на с. 288
|
|
|
| Обобщение знаний (2ч)
|
30.05
| 68
| 1
| Обобщение знаний по теме «Природа и население России»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
|
|
6. ПОВЫШЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Модуль
| Возможность углубления
|
Введение
| Называть и показывать основные элементы береговой линии России( острова, полуострова, заливы, проливы и пр.).
Определять протяженность территории в градусах и километрах; географическое положение своего населенного пункта (на местности).
Объяснять различия и преимущества наземных и космических методов исследования; особенности евроазиатского положения страны и их влияние на природу и жизнь общества; влияние северного положения Росси на комплекс природных условий и особенности организации жизни населения.
|
Пространства России
| Называть и /или показывать основные природные ресурсы районов; различия, характерные особенности природных районов.
Определять влияние азональных и зональных факторов в формировании природы района; основные виды ресурсов (территориальные, земельные, растительные, водные, рекреационные, минеральные и др.); районы благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условий жизни человека.
Объяснять способы адаптации человека к разнообразным природным условиям.
Прогнозировать пути дальнейшего освоения природных районов.
|
Природа и человек
| Называть и/или показывать виды природных ресурсов; формы рельефа своей местности, антропогенные нарушения рельефа своей местности; причины влияния климата и погоды на состояние здоровья человека; основные показатели зональных комплексов; высотные пояса в горах.
Определять влияние широты местности, климата, рельефа на формирование облика и структуры природного комплекса; природные ресурсы зональных и высотных комплексов.
Объяснять особенности природных комплексов; влияние окружающей природы на развитие материальной и духовной культуры человека.
|
Население России
| Объяснять различия показателей естественного прироста населения отдельных частей страны; различия в степени заселенности отдельных территорий; направление миграций населения.
Прогнозировать численность населения отдельных территорий.
Предлагать пути решения проблемы рационального использования трудовых ресурсов на примере отдельных регионов.
|
7. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
№
| АВТОРЫ
| НАЗВАНИЕ
| ГОД ИЗДАНИЯ
| ИЗДАТЕЛЬСТВО
|
1
| А.И.Алексеев
| Россия. Природа и население.
| 2008
| М.: Дрофа.
|
2
|
| География России в 2 ч. Ч. 1. Природа и население. 8 класс: атлас.
| 2011
| М.: ДИК, Дрофа
|
3
|
| География России: в 2 ч. Ч. 1. Природа и население. 8 класс: контурные карты.
| 2011
| М.: ДИК, Дрофа
|
4
| Петрушина, Н. П.
| География России. Природа и население. 8 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Природа и население»: методическое пособие
| 2009
| М.: Дрофа
|
5
| С.А.Малиновская
| География. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева
| 2007
| Волгоград: Учитель
|