Главная страница

Протокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии



НазваниеПротокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии
страница5/6
Дата05.04.2016
Размер0.9 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6

6. ПОВЫШЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Тема 1. Сколько нас – россиян? (2ч)


18.03

50

1

Численность

населения

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Как изменялась численность населения России в XVIII-XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демогра­фические кризисы

Объясняют понятия демография, естествен­ное движение, демогра­фический кризис. Уме­ют читать график изме­нения численности насе­ления

Анализ рис. 168. 169,вопросы и задания на с. 225.





§38

21.03

51

1

Воспроизвод­ство населе­ния

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизвод­ства. Графики изменения чис­ленности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации

Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения насе­ления, прогнозируют изменение численности населения России

Анализ рис. 170— 172, самостоя­тельная работа.




§39


Тема 2. Кто мы? (2ч)


1.04

52

1

Соотношение мужчин и жен­щин (половой состав насе­ления)

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материа­ла. Слайд-лекция

Соотношение мужчин и жен­щин в населении. Причины по­вышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продол­жительность жизни. Необходи­мость «самосохранительного поведения». Мужские и жен­ские профессии. Регионы и ме­стности России с преобладани­ем мужчин или женщин


Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни, объяс­няют разницу в продол­жительности жизни муж­чин и женщин, оценивают факторы, опреде­ляющие преобладание мужчин или женщин в разных районах

Решение проблемных вопро­сов, вопросы и задания на с. 232.





§40

4.04

53

1

Возрастной состав насе­ления

Урок закрепле­ния новых зна­ний. Слайд-лекция

Половозрастная пирамида на­селения России - «запечатлен­ная демографическая исто­рия», ее анализ. Регионы Рос­сии с наибольшей и наимень­шей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факто­ры старения населения и сохранения высокой доли моло­дежи. Диаграммы как источ­ники географической инфор­мации. Их виды


Анализируют половозра­стные пирамиды и диа­граммы, прогнозируют половозрастной состав населения в 2035 году. Показывают на карте регионы России с высо­кой и низкой долей насе­ления старших возрастов и детей

Анализ рис. на с. 175- 178, чтение поло­возрастных пи­рамид, задания на с. 236. Прак­тическая работа. (зада­ния 1,2)

32.* Характери­стика полового и возрастного состава населения на основе разных источ­ников инфор­мации

§41, вопросы и задания на с. 237


Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3ч)


8.04

54

1

Миграции населения в России

Урок-исследование. Слайд- лекция


Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграци­онной подвижности на тради­ции, характер и поведение людей. Картограмма как вид гео­графической информации


Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы

Тестирование. Чтение карто­грамм, рис. 182, 183. Решение проблемных во­просов.




§42, вопросы и задания на с. 243

11.04

55

1

Внешние ми­грации

У рок-пракгику м

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России


Приводят примеры эко­номических и политиче­ских миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему

Анализ рис. 184, 185, чтение кар­тосхемы, состав­ление схемы «Виды мигра­ций»

33.Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве

§43, вопросы и задания 1,2, 4,5 на с. 247

15.04

56

1

Территори­альная по­движность населения

Урок комплекс­ного применения

знаний

Территориальная подвижность населения. Суточные, недель­ные, годовые циклы передви­жений населения. Факторы по­вышения территориальной подвижности. Воздействие массо­вых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей

Называют причины территориальной подвижности населения и фак­торы ее повышения. Составляют краткую географическую зари­совку

Анализ рис. 186- 189. Географиче­ская зарисовка «Перемещения населения в на­шем городе по сезонам года»

34.*Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России

§44, задания 1,2,4 на с. 250


Тема 4. Человек и труд (1ч)


18.04

57

1

География рынка труда

Урок-исследо­вание. Слайд- лекция

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География без­работицы. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем

Тестирование. Анализ рис. 190— 193. Решение проблемных во­просов.


35.Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособно­го возраста, мо­ложе и старше трудоспособно­го возраста

§45,

задания

3-5

на с. 255


Тема 5. Народы и религии (5ч)


22.04

58

1

Этнический состав насе­ления

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала. Слайд-лекция

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этниче­ское самосознание. Этнический состав населения России

Объясняют понятия: этнос, этнография, само­сознание, межнацио­нальные конфликты. Приводят примеры эт­нических проблем

Вопросы и зада­ния на с. 258.




§46

Подготовить сообщение о народах России (презентация)

25.04


59

1

Этническая мозаика Рос­сии

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

«Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чте­ния и анализа. Связь геогра­фии народов и административно-территориального деле­ния России. История России - история взаимодействия ее народов. География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культур­ного достояния России. Значе­ние русского языка для нерус­ских народов России

Объясняют понятия: языковая семья, авто­номный округ, титуль­ные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России

Анализ рис. 198— 200. Самостоя­тельная работа.

36.* Изучение осо­бенностей раз­мещения наро­дов России по территории страны на ос­нове работы с картой, срав­нение геогра­фии расселения народов и ад- министратив- но-территори- ального деле­ния России

§ 47,

29.042.05

60-61

2

«Народы России» - презентации учащихся

Урок-презентация

Народы России

Выступают с со­общениями об одном из народов, проживающем на территории России (пре­зентации)

Сообщения об одном из народов, проживающем на территории России (пре­зентации)

37.*Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России




6.05

62

1

Религии на­родов России

Урок-исследо­вание. Слайд- лекция

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религи­озного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику госу­дарства

Называют преоблада­ющие религии и религи­озные центры страны. Объясняют влияние ре­лигии на повседневную жизнь людей и на внеш­нюю политику государ­ства

Тестирование

Работа с текстом учеб­ника и картами.

38.Нанесение на контурную карту территорий, где соприкасаются рай­оны распространения раз­личных рели­гий

§48


Тема 6. Где и как живут люди? (5ч)


13.05

63

1

Плотность

населения

Урок-практикум. Слайд-лекция

Плотность населения. Сопос­тавление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плот­ности населения на хозяйство, жизнь людей, природную среду

Объясняют понятия: средняя плотность насе­ления, комфортные рай­оны проживания, рек­реационная территория. Показывают на карте главную полосу расселе­ния. Объясняют разли­чия в плотности населе­ния отдельных террито­рий страны

Анализ рис. 207, 208, практиче­ская работа.

39.*Выделение на контурной кар­те главной по­лосы расселе­ния. Объясне­ние различий в плотности населения отдельных терри­торий страны, отбор необхо­димых темати­ческих карт для выполне­ния задания

§49, вопросы и задания на с. 273

16.05

64

1

Расселение и урбаниза­ция

Урок-практикум. Слайд-лекция

Расселение людей, типы насе­ленных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбани­зации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отли­чие сельского и городского образа жизни

Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни от сельского

Вопросы и зада­ния на с. 273, анализ рис. 209, 210, практиче­ская работа.

40.*Изучение фрагментов карт с целью выявления фак­торов, опреде­ливших свое­образие рисун­ка заселения территории

§50, вопросы и задания на с. 279

20.05

65

1

Города

России

Урок-практикум. Слайд-лекция

Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информа­ции о городах

Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории

Вопросы и зада­ния на с. 279. Ха­рактеристика города-миллионера по плану.


41.*Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны

§51,

задания

4,7

на с. 284

23.05

66

1

Сельская

Россия

Урок-практикум. Слайд-лекция

Сельское расселение, его осо­бенности. Влияние природных условий на использование зе­мель и на характер сельского расселения. Различные функ­ции сельской местности, необ­ходимость их рационального сочетания. Условия и образ жизни людей в различных ти­пах поселений. Влияние вели­чины (людности) и специали­зации поселения, положения в системе расселения

Описывают условия и образ жизни людей в различных типах посе­лений. Объясняют влия­ние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

Задания 4, 7 на с. 284. Прак­тическая работа.

42.Моделирование возможных ва­риантов ис­пользования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

§52, вопросы и задания на с. 288

27.05

67

1

Обобщение знаний по разделу «Население России»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний

Люди - главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего разви­тия и процветания России

Используют приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности

Вопросы и зада­ния на с. 288










Обобщение знаний (2ч)

30.05

68

1

Обобщение знаний по теме «Природа и население России»

Урок закрепления и проверки знаний и умений







Тестирование. Решение творческих задач.







Модуль

Возможность углубления


Введение

Называть и показывать основные элементы береговой линии России( острова, полуострова, заливы, проливы и пр.).

Определять протяженность территории в градусах и километрах; географическое положение своего населенного пункта (на местности).

Объяснять различия и преимущества наземных и космических методов исследования; особенности евроазиатского положения страны и их влияние на природу и жизнь общества; влияние северного положения Росси на комплекс природных условий и особенности организации жизни населения.

Пространства России

Называть и /или показывать основные природные ресурсы районов; различия, характерные особенности природных районов.

Определять влияние азональных и зональных факторов в формировании природы района; основные виды ресурсов (территориальные, земельные, растительные, водные, рекреационные, минеральные и др.); районы благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условий жизни человека.

Объяснять способы адаптации человека к разнообразным природным условиям.

Прогнозировать пути дальнейшего освоения природных районов.

Природа и человек

Называть и/или показывать виды природных ресурсов; формы рельефа своей местности, антропогенные нарушения рельефа своей местности; причины влияния климата и погоды на состояние здоровья человека; основные показатели зональных комплексов; высотные пояса в горах.

Определять влияние широты местности, климата, рельефа на формирование облика и структуры природного комплекса; природные ресурсы зональных и высотных комплексов.

Объяснять особенности природных комплексов; влияние окружающей природы на развитие материальной и духовной культуры человека.

Население России

Объяснять различия показателей естественного прироста населения отдельных частей страны; различия в степени заселенности отдельных территорий; направление миграций населения.

Прогнозировать численность населения отдельных территорий.

Предлагать пути решения проблемы рационального использования трудовых ресурсов на примере отдельных регионов.


7. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ




АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1

А.И.Алексеев

Россия. Природа и население.

2008

М.: Дрофа.

2




География России в 2 ч. Ч. 1. Природа и население. 8 класс: атлас.

2011

М.: ДИК, Дрофа

3




География России: в 2 ч. Ч. 1. Природа и население. 8 класс: контурные карты.

2011

М.: ДИК, Дрофа

4

Петрушина, Н. П.

География России. Природа и население. 8 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Природа и население»: методическое пособие

2009

М.: Дрофа

5

С.А.Малиновская

География. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева

2007

Волгоград: Учитель


1   2   3   4   5   6