|
29.11
| 23
| 1
| Озера, подземные воды, болота
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция
| Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода
| Знают определения понятий озера и болота, показывают на карте, определяют возможности хозяйственного использования
| Беседа, учебное исследование по картам. Тестирование. Работа в контурных картах.
| 14.*Обозначение на контурной карте крупных рек и озер
| §16,
о. 104-106, вопросы и задания 1-4 на
с. 109
|
3.12
| 24
| 1
| Многолетняя
мерзлота,
ледники
| Комбинированный: лекция с элементами эвристической беседы, исследование. Слайд-лекция
| Многолетняя (вечная) мерзлота - происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты, влияние на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны
| Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, границы максимального покровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе
| Чтение и анализ карт. Учебное исследование по картам и другим источникам информации.
| 15.Нанесение на контурные карты границ максимального покровного и горно-долинного оледенения
| § 16,
с.107-109
|
6.12
| 25
| 1
| Человек и вода
| Урок комплексного применения знаний - практикум. Слайд-лекция
| Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние на окружающую среду. Реки - транспортные артерии страны. Каналы - рукотворные реки. Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое. Минеральные и термальные воды, проблемы рационального использования
| Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
| Практическая работа.
| 16.*Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России (объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата)
| § 17, вопросы и задания на с. 114
|
10.12
| 26
| 1
| Обобщение знаний по теме «Внутренние воды»
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Тестирование. Решение творческих задач
|
|
|
Почвы – национальное достояние страны (4ч)
|
13.12
| 27
| 1
| Почвы - «особое природное тело»
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция
| Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы - «особое природное тело». Факторы почвообразования. Гумус - вещество, присущее только почве.
В. В. Докучаев - основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва - «зеркало ландшафта»
| Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Характеризуют основные типы почв России
| Индивидуальный опрос, анализ рис. 83 на с. 119 ирис, 80нас. 116
| 17.* Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования
| § 18,
с. 115-116, вопросы и задания нас. 120
|
17.12
| 28
| 1
| География почв России
| Урок-исследование. Слайд-лекция
| География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта
| Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов
| Сопоставление почвенной карты с картами климатической и природных зон, анализ рис. 84-86.
| 18.Установление связей между типами почв и характером растительности
| § 19, вопросы и задания на с. 125
|
20.12
| 29
| 1
| Почвы и урожай
| Практикум. Слайд-лекция
| Почвы и урожай. Плодородие - главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухе- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений
| Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия
| Самостоятельная работа, анализ почвенной карты.
| 19.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования
| §20
|
24.12
| 30
| 1
| Рациональное использование и охрана почв
| Урок закрепления знаний, их контроля и оценки. Слайд-лекция
| Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв
| Знают важнейшие средства охраны почв. Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов, районов, нуждающихся в комплексных мелиоративных мероприятиях
| Анализ рис. 91- 96
Тестирование
Решение творческих задач
|
| §21
|
В природе все взаимосвязано (4ч)
|
27.12
| 31
| 1
| Понятие о природном территориальном комплексе
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
| Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК
| Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирования. Объясняют значение физико-географического районирования
| Анализ схемы ПТК: рис. 97
| 20.* Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы
| §22, вопросы и задания нас. 138
|
14.01
| 32
| 1
| Свойства природных территориальных комплексов
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности
| Объясняют свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК
| Фронтальный опрос, анализ рис. 98
|
| §23, вопросы и задания нас. 141
|
17.01
| 33
| 1
| Человек в ландшафте
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты - основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природноантропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты - причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты - ландшафты будущего
| Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйственный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов
| Индивидуальный опрос. Сообщения. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы «Природно-антропогенные ландшафты»
|
| §24, вопросы и задания нас. 147
|
21.01
| 34
| 1
| Обобщение знаний по теме «Природа России»
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Решение творческих задач. Работа с физической картой России
|
|
|
|
Тема 2. Природно-хозяйственные зоны (10ч)
|
24.01
| 35
| 1
| Учение о природных зонах
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Учение о природных зонах.
В. В. Докучаев и JI. С. Берг - основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность - важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природнохозяйственные
| Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйственные, приводят примеры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздействию
| Анализ рис. 107, сопоставление карты природных зон и плотности населения
| 21.Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах
| §25, задания на с. 152
|
28.01
| 36
| 1
| «Безмолвная»
Арктика
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| «Безмолвная» Арктика. Полярные дни и ночи. Натиск современной цивилизации - плюсы и минусы. Экологические проблемы
| Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повышенный интерес к территории, где практически нет постоянных жителей
| Учебное исследование по картам. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы.
| 22.* Природные зоны России.
Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь
| §26, вопросы и задания 4,5
нас. 156
|
31.01
| 37
| 1
| Чуткая Субарктика
| Урок-исследование. Слайд- лекция
| Чуткая Субарктика, тундра и лесотундра - северная полоса России. Вечная мерзлота, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «Природа - человек» при традиционном хозяйстве. Экологические проблемы
| Показывают на карте природные объекты, называют коренные народы тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятельности
| Анализ рис. 117- 120. Сравнение тундровых и лесотундровых ландшафтов. Решение проблемных задач.
| 23.Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесотундры, городов (продолжение)
| §27, вопросы и задания 6-8
нас. 164
|
4.02
| 38
| 1
| Таежная зона
| У рок-практикум. Слайд-лекция
| Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги
| Знают отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объясняют причины изменения таежных ландшафтов
| Тестирование Сопоставление карты природных зон, плотности населения и полезных ископаемых.
Тестирование
| 24.Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ископаемых (продолжение)
| §28, вопросы и задания 3,4
нас. 171
|
7.02
| 39
| 1
| Болота
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
| Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распространения и значение, прогнозируют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого
| Фронтальный опрос. Практическая работа: составление списка негативных последствий сведения болот
| 25.Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого
| §29
|
11.02
| 40
| 1
| Зона смешанных широколиствен
но- хвойных лесов
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Смешанные леса - самая преобразованная деятельностью человека природная зона; Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны
| Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги
| Заполнение сравнительной таблицы. Решение проблемных задач.
| 26.Нанесение на контурные карты зоны смешанных лесов, крупных городов (продолжение)
| §30, вопрос 4 на с. 181
|
14.02
| 41
| 1
| Лесостепи и степи
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний.
| Освоение степных ландшафтов - история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов - зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России
| Характеризуют лесостепные и степные природные комплексы. Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов, значение степной зоны для народного хозяйства
| Тестирование. Решение проблемных задач.
|
| §31, вопросы и задания 4-6
на с. 188
|
18.02
| 42
| 1
| Полупустыни, пустыни, субтропики
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.
| Полупустыни и пустыни, субтропики - южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия
| Описывают природу субтропиков полупустынь и пустынь. Знают ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь
| Самостоятельная работа.
| 27.Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных городов (продолжение)
| §32, вопросы и задания нас. 196
|
21.02
| 43
| 1
| «Многоэтаж-ность» природы гор. Человек и горы
| Урок-исследова- ние. Слайд-лекция
| Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин. Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов
| Описывают особенности природы гор, показывают горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Приводят примеры, доказывающие влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность
| Учебное исследование по картам атласа. Вопросы и задания на с. 201.
|
| § 33, 34, вопросы и задания на с. 205- 206
|
25.02
| 44
| 1
| Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны»
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний
| Жизнь и хозяйственная деятельность людей на равнинах в горах. Расселение населения. Опасные природные явления
| Составляют краткую географическую характеристику разных территорий
| Вопросы и задания на с. 205-206. Практическая работа
| 28.Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах
|
|
Тема 3. Природопользование и охрана природы (5ч)
|
28.02
| 45
| 1
| Природная среда, природные условия, природные ресурсы
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления
| Знают определения понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресурсы по их исчерпаемости
| Анализ рисунка 161, работа по вопросам и заданиям на с. 209
|
| §35
|
4.03
| 46
| 1
| Рациональное использование природных ресурсов
| Урок обобщения и систематизации знаний. Дискуссия
| Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека
| Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования
| Работа по вопросам и заданиям на с. 214, представление прогнозов о развитии природы
| 29.Составление прогноза о развитии природы в будущем
| §36, подготовить сообщения об охраняемых территориях (презентации)
|
7.03
| 47
| 1
| Охрана природы и охраняемые территории
| Урок обобщения и систематизации знаний. Слайд- лекция
| Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы
| Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности
| Анализ рис. 165, практическая работа.
| 30.*Работа с картой и таблицей охраняемых территорий.
Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России
| §37, вопросы и задания на с. 218
|
11.0314.03
| 48-49
| 2
| Охраняемые территории России
| Урок-презентация
| Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы
| Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентации)
| Сообщения об охраняемых территориях (презентации)
| 31.*Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий
|
|
Раздел 3. Население России (18ч)
|
|