Главная страница

Протокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии



НазваниеПротокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии
страница4/6
Дата05.04.2016
Размер0.9 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6

29.11

23

1

Озера, под­земные воды, болота

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения но­вого материала. Слайд-лекция

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озер­ных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода

Знают определения по­нятий озера и болота, показывают на карте, определяют возможно­сти хозяйственного ис­пользования

Беседа, учебное исследование по картам. Тестирование. Работа в контурных картах.

14.*Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§16,

о. 104-106, вопросы и задания 1-4 на

с. 109

3.12

24

1

Многолетняя

мерзлота,

ледники

Комбинирован­ный: лекция с элементами эвристической бесе­ды, исследование. Слайд-лекция

Многолетняя (вечная) мерзло­та - происхождение и мощ­ность. География многолетней мерзлоты, влияние на природ­ные условия местности, на ус­ловия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны

Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, грани­цы максимального по­кровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе

Чтение и анализ карт. Учебное исследование по картам и дру­гим источникам информации.

15.Нанесение на контурные карты границ максимального покровного и горно-долин­ного оледене­ния

§ 16,

с.107-109

6.12

25

1

Человек и вода

Урок комплекс­ного применения знаний - практи­кум. Слайд-лек­ция

Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние на окружающую среду. Реки - транспортные артерии страны. Каналы - рукотворные реки. Подземные воды - ценнейшее полезное ископаемое. Минеральные и термальные воды, проблемы рационального использования

Находят в разных ис­точниках и анализируют информацию, необходи­мую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ре­сурсов, адаптации чело­века к условиям окру­жающей среды

Практическая работа.

16.*Сравнительная оценка обеспе­ченности водными ресурсами отдельных тер­риторий России (объяснение закономерно­стей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависи­мости от релье­фа и климата)

§ 17, вопросы и задания на с. 114

10.12

26

1

Обобщение знаний по теме «Внутренние воды»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний




Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач









Почвы – национальное достояние страны (4ч)


13.12

27

1

Почвы - «особое при­родное тело»

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материа­ла. Слайд-лекция

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваи­вающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитиче­ская революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы - «особое природное тело». Факто­ры почвообразования. Гумус - ве­щество, присущее только почве.

В. В. Докучаев - основатель науч­ного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизон­тах и почвенном профиле. Почва - «зеркало ландшафта»

Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Ха­рактеризуют основ­ные типы почв России

Индивидуальный опрос, анализ рис. 83 на с. 119 ирис, 80нас. 116

17.* Анализ поч­венного про­филя и описа­ние условий его формирования

§ 18,

с. 115-116, вопросы и задания нас. 120

17.12

28

1

География почв России

Урок-исследова­ние. Слайд-лекция

География почв России. Их осо­бенности, распространение по территории России и хозяйст­венное использование. Почвен­ная карта

Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использова­ния и охраны почвен­ных ресурсов

Сопоставление почвенной карты с картами клима­тической и при­родных зон, ана­лиз рис. 84-86.

18.Установление связей между типами почв и характером растительности

§ 19, вопросы и задания на с. 125

20.12

29

1

Почвы и урожай

Практикум. Слайд-лекция

Почвы и урожай. Плодородие - главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухе- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановле­ние и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприя­тия, механические приемы обра­ботки почвы, внесение удобрений


Характеризуют меха­нический состав и струк­туру почв, мероприя­тия по поддержанию их плодородия

Самостоятельная работа, анализ почвенной карты.

19.Знакомство с образцами почв своей ме­стности и особенностями их использования

§20

24.12

30

1

Рациональное использова­ние и охрана почв

Урок закрепления знаний, их кон­троля и оценки. Слайд-лекция

Рациональное использование и охрана почв. Основные сис­темы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воз­действием хозяйственной деятельности человека. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загряз­нением почв


Знают важнейшие сред­ства охраны почв. Приводят примеры ра­ционального использо­вания и охраны почвен­ных ресурсов, районов, нуждающихся в ком­плексных мелиоратив­ных мероприятиях

Анализ рис. 91- 96

Тестирование

Решение творческих задач




§21



В природе все взаимосвязано (4ч)


27.12

31

1

Понятие о природном территори­альном ком­плексе

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Природный территориальный комплекс. Факторы формиро­вания ПТК. Зональность и азональность природных комп­лексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК


Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирова­ния. Объясняют значе­ние физико-географи­ческого районирования

Анализ схемы ПТК: рис. 97

20.* Выявление взаимосвязей между природ­ными компо­нентами на ос­нове анализа соответству­ющей схемы

§22, вопросы и задания нас. 138

14.01

32

1

Свойства природных территори­альных ком­плексов

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала

Свойства природных террито­риальных комплексов: целост­ность, устойчивость, ритмич­ность развития и их значение для планирования хозяйствен­ной деятельности


Объясняют свойства природных территори­альных комплексов: це­лостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК

Фронтальный опрос, анализ рис. 98




§23, вопросы и задания нас. 141

17.01

33

1

Человек в ландшафте

Урок обобщения и систематизации знаний

Человек и ландшафты. Ланд­шафт и его компоненты - основные ресурсы жизнедея­тельности людей. Природно­антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесо­хозяйственные и промышлен­ные ландшафты - причины их возникновения и условия су­ществования. Городские ланд­шафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты - ландшафты бу­дущего

Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйствен­ный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры по­ложительного и отрица­тельного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов

Индивидуальный опрос. Сообще­ния. Решение проблемных за­дач. Заполнение таблицы «При­родно-антропогенные ландшаф­ты»




§24, вопросы и задания нас. 147

21.01

34

1

Обобщение знаний по теме «Природа России»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний




Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Решение творческих задач. Работа с физической картой России












Тема 2. Природно-хозяйственные зоны (10ч)


24.01

35

1

Учение о природных зонах

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала

Учение о природных зонах.

В. В. Докучаев и JI. С. Берг - основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловлен­ность жизнедеятельности че­ловека. Человеческая деятель­ность - важнейший фактор современного облика и со­стояния природных зон, пре­вращения их в природно­хозяйственные

Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйст­венные, приводят при­меры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздей­ствию

Анализ рис. 107, сопоставление карты природных зон и плотности населения


21.Работа с фраг­ментами карт и текстом учебника с целью выяс­нения влияния природных ус­ловий на рассе­ление населе­ния в разных природных зо­нах

§25, задания на с. 152

28.01

36

1

«Безмолвная»

Арктика

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

«Безмолвная» Арктика. По­лярные дни и ночи. Натиск современной цивилизации - плюсы и минусы. Экологические проблемы

Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повы­шенный интерес к терри­тории, где практически нет постоянных жителей

Учебное исследование по кар­там. Решение проблемных за­дач. Заполнение таблицы.


22.* Природные зоны России.

Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь

§26, вопросы и задания 4,5

нас. 156

31.01

37

1

Чуткая Субарктика

Урок-исследо­вание. Слайд- лекция

Чуткая Субарктика, тундра и лесотундра - северная поло­са России. Вечная мерзлота, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «При­рода - человек» при традици­онном хозяйстве. Экологические проблемы


Показывают на карте природные объекты, на­зывают коренные наро­ды тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятель­ности

Анализ рис. 117- 120. Сравнение тундровых и ле­сотундровых ландшафтов. Решение про­блемных задач.


23.Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесо­тундры, горо­дов (продолжение)

§27, вопросы и задания 6-8

нас. 164

4.02

38

1

Таежная зона

У рок-практикум. Слайд-лекция

Характерные особенности та­ежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специ­фика жизни в таежных ланд­шафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги

Знают отличительные природные условия тай­ги, видовой состав рас­тительного и животного мира. Объясняют при­чины изменения таеж­ных ландшафтов

Тестирование Сопоставление карты природных зон, плотности населения и по­лезных ископа­емых.

Тестирование

24.Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ис­копаемых (продолжение)

§28, вопросы и задания 3,4

нас. 171

7.02

39

1

Болота

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала

Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль бо­лот в природе. Что дают боло­та человеку?

Объясняют причины образования болот, опре­деляют закономерности их распространения и значение, прогнозиру­ют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого

Фронтальный опрос. Практиче­ская работа: со­ставление списка негативных по­следствий сведе­ния болот

25.Прогнозирова­ние изменения одного из ком­понентов природно-территориального ком­плекса при за­данном изме­нении другого

§29

11.02

40

1

Зона смешан­ных широколиствен

но- хвойных ле­сов

Урок-практикум. Слайд-лекция

Смешанные леса - самая пре­образованная деятельностью человека природная зона; Фак­торы разнообразия ее ланд­шафтов. Смешанные леса Вос­точно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное осво­ение и расселение. Современ­ные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны

Составляют краткую географическую харак­теристику разных терри­торий, сравнивают при­родные условия и про­блемы освоения евро­пейской зоны смешан­ных лесов и уссурийской тайги

Заполнение сравнительной таблицы. Решение проблемных за­дач.

26.Нанесение на контурные карты зоны смешанных ле­сов, крупных городов (продолжение)

§30, вопрос 4 на с. 181

14.02

41

1

Лесостепи и степи

Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний.

Освоение степных ландшаф­тов - история приобретений и потерь. Характерные лесо­степные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов - зона «сплошного» освоения. Значе­ние степной зоны для народ­ного хозяйства России

Характеризуют лесостепные и степные при­родные комплексы. Объясняют причины господства антропоген­ных ландшафтов, значе­ние степной зоны для народного хозяйства

Тестирование. Решение про­блемных задач.




§31, вопросы и задания 4-6

на с. 188

18.02

42

1

Полупусты­ни, пустыни, субтропики

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материа­ла.

Полупустыни и пустыни, суб­тропики - южная полоса Рос­сии. Основные свойства при­роды. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия


Описывают природу субтропиков полупус­тынь и пустынь. Знают ограничивающие факто­ры хозяйственного ос­воения пустынь

Самостоятельная работа.

27.Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных горо­дов (продолжение)

§32, вопросы и задания нас. 196

21.02

43

1

«Многоэтаж-ность» при­роды гор. Че­ловек и горы

Урок-исследова- ние. Слайд-лекция


Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особен­ности природы гор. Различия природных условий гор и рав­нин. Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Раз­нообразие природных ресур­сов. Хрупкое природное рав­новесие горных ландшафтов


Описывают особенности природы гор, показыва­ют горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Вос­тока. Приводят приме­ры, доказывающие влия­ние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность

Учебное исследование по кар­там атласа. Вопросы и зада­ния на с. 201.




§ 33, 34, вопросы и задания на с. 205- 206

25.02

44

1

Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зо­ны»

Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний

Жизнь и хозяйственная дея­тельность людей на равнинах в горах. Расселение населения. Опасные природные явления

Составляют краткую географическую харак­теристику разных терри­торий

Вопросы и зада­ния на с. 205-206. Практическая работа

28.Выявление вза­имосвязей и вза­имозависимо­сти природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах






Тема 3. Природопользование и охрана природы (5ч)


28.02

45

1

Природная среда, при­родные усло­вия, природ­ные ресурсы

Урок актуализа­ции знаний и уме­ний, изучения нового материала

Понятие о природной среде, природных условиях и при­родных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Нега­тивные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления

Знают определения по­нятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресур­сы по их исчерпаемости

Анализ рисунка 161, работа по вопросам и заданиям на с. 209




§35

4.03

46

1

Рациональное использова­ние природ­ных ресурсов

Урок обобщения и систематизации знаний. Дискус­сия

Рациональное использование природных ресурсов. Альтер­нативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресур­сов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека

Прогнозируют возмож­ные изменения природы в случаях рационального и нерационального при­родопользования

Работа по вопро­сам и заданиям на с. 214, пред­ставление прогнозов о развитии природы

29.Составление прогноза о раз­витии природы в будущем

§36, подгото­вить со­общения об охра­няемых террито­риях (пре­зентации)

7.03


47

1

Охрана при­роды и охра­няемые тер­ритории

Урок обобщения и систематизации знаний. Слайд- лекция

Охрана природы и охраня­емые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы

Решают проблемные вопросы, устанавлива­ют причинно-следствен­ные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

Анализ рис. 165, практи­ческая работа.

30.*Работа с кар­той и таблицей охраняемых территорий.

Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России

§37, вопросы и задания на с. 218

11.0314.03

48-49

2

Охраняемые территории России

Урок-презентация

Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы

Выступают с со­общениями об охра­няемых террито­риях (пре­зентации)

Сообщения об охраняемых территориях (презентации)

31.*Составление описания при­родных осо­бенностей од­ного из видов охраняемых территорий







Раздел 3. Население России (18ч)




1   2   3   4   5   6