|
«право граждан российской федерации на обращение в органы социальной защиты населения российской федерации» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Уфимский колледж статистики, информатики и
вычислительной техники»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия профессиональной направленности
по дисциплине профессионального цикла МДК 02.01
«Организация работы органов и
учреждений социальной защиты населения и
управления Пенсионного Фонда РФ»
на тему:
«ПРАВО ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
| Автор: преподаватель
специальных юридических дисциплин
Павел Михайлович Чугунов
|
Уфа 2015
Содержание
Пояснительная записка
| 4
| 1. Информационная карта занятия
| 5
| 2. Основные сведения о мероприятии
| 7
| 3. Структура занятия
| 10
| 4. Технологическая карта занятия
| 11
| 5. Сценарий занятия
| 14
| Список используемой литературы
| 19
| Приложение Б Глоссарий
| 20
|
Пояснительная записка Предлагаемая методическая разработка занятия по междисциплинарному курсу МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и управления Пенсионного Фонда Российской Федерации» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) от 13 июля 2010 года № 770 для студентов специальности 030912 «Право и организация пенсионного обеспечения».
В настоящее время в рамках Федерального государственного образовательного стандарта особое место занимает компетентностный подход. Структура занятия, его специальная насыщенность способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций будущих специалистов: таких как формирование навыков приёма граждан по вопросам социальной защиты (ПК 1.2.); умение выявлять лиц, нуждающихся в социальном обеспечении, в том числе, посредством обращения в органы социальной защиты населения (ПК 2.2.); умение осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере социальной защиты (ПК 1.1.).
В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия используются разнообразные формы работы: фронтальная, индивидуальная, чередуются виды деятельности студентов.
Занятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении нового материала преподаватель опирается на субъективный опыт студентов, устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи, прослеживается тесная связь материала урока с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
Главная цель занятия – изучение юридических основ права на обращение в органы социальной защиты населения и умение работать с нормативно-правовыми актами в соответствующей области законодательства РФ.
Содержание данного занятия позволяет осуществить основные цели образовательного процесса, а практическая его направленность даёт студенту опыт работы с нормативно-правовыми актами.
На занятии сочетаются как инновационные способы обучения: технические средства – интерактивная доска, информационные технологии – презентационное сопровождение занятия, так и традиционные – выполнение студентами самостоятельной работы в рабочих тетрадях, устные ответы.
Материал излагается на основе логического построения объяснения и вопросов преподавателя, ответов обучающихся; студентам предоставляется возможность размышлять и по ходу изучения заполнять рабочую тетрадь.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями указанного выше курса (МДК 02.01), осуществляющими подготовку специалистов по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
1. Информационная карта занятия
1.
| Ф.И.О. преподавателя:
| Павел Михайлович Чугунов
| 2.
| Наименование дисциплины:
| «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и управления Пенсионного Фонда Российской Федерации»
| 3.
| Курс, специальность:
| 3 курс, 030912 «Право и организация социального обеспечения»
| 4.
| Тема занятия:
| «Право граждан Российской Федерации на обращение в органы социальной защиты Российской Федерации»
| 5.
| Форма занятия:
| комбинированный урок
| 6.
| Тип занятия:
| изучение и первичное закрепление нового материала.
| 7.
| Методы обучения:
| наглядный, сравнительный, самостоятельная работа, анализ ситуации, работа с источником, применение информационных технологий.
| 8.
| Цель занятия:
| Образовательная: изучение, закрепление нового материала по изучаемой теме и активация навыков работы с источниками права с ориентированностью на решение практической задачи;
Развивающая: развитие умения пользоваться полученными знаниями и расширение кругозора студентов в области прав и свобод человека и гражданина;
Воспитательная: формирование интереса к юриспруденции, формирование высокого уровня правовой просвещённости, формирование гражданственности позиционирования студента.
| 9.
| Методическое обеспечение:
| методическая разработка занятия, учебник «Право социального обеспечения» В.П.Галаганов. – 7-е изд., испр. – М.: «Академия», 2013, компьютерная презентация, раздаточный материал.
| 10.
| Продолжительность
| минут.
| 2.Основные сведения о мероприятии
Дисциплина:
| МДК 02.01 «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения и управления Пенсионного Фонда Российской Федерации»
| Тема занятия:
| «Право граждан Российской Федерации на обращение в органы социальной защиты Российской Федерации»
| Тип занятия:
| комбинированный урок
| Форма организации:
| Проблемно-развивающее занятие
|
Цели занятия
| Дидактические:
| -осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4);
-использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (ОК 5).
| Развивающие:
| - развитие умения пользоваться полученными знаниями;
- повышение уровня правовой просвещённости студентов;
-развитие специальных профессиональных компетенций, связанных с профессиональной деятельностью будущего специалиста;
- развитие нетерпимости к коррупционному поведению (ОК 13).
| Профессионально-ориентационные
| -выявление и осуществление учёта лиц, нуждающихся в социальной защите (ПК 2.2.);
- осуществлять приём граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК 1.2.)
| Воспитательные:
| -ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК 9);
- оказание влияние на формирование и развитие правового мышления студента;
-соблюдение делового этикета, культуры и психологических основ общения (ОК 12).
|
Дидактическая актуальность:
| посторенние логической цепочки от юридических дефиниций до сложных надпредметных умений: поиск и анализ правового акта, практикоориентированное толкование нормы права.
|
Требования к результатам освоения учебного материала:
| Студенты должны:
| иметь представление:
| - о правовой системе РФ;
- о системе органов исполнительной власти в РФ;
- о применении изученного материала в профессиональной деятельности.
| знать:
| -основные нормативно-правовые акты в системы социального обеспечения в РФ;
- основные акты органов государственной власти;
Конституционные права граждан РФ и гарантии их реализации.
| уметь:
| - апеллировать основными понятиями, применяемыми в юридической практике;
- работать со справочно-правовой системой Консультант Плюс: искать нужные НПА, анализировать их;
- толковать соответствующие нормативно правовые акты в рамках рассматриваемого вопроса;
-давать консультационные ответы по вопросам реализации прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту.
| владеть:
| - навыками толкования нормативных и индивидуально-правовых актов;
- основными способностями в области планирования и оптимальной организации своей деятельности.
|
Мотивация познавательной деятельности заключается:
| - в побуждении интереса к изучению соответствующих нормативно-правовых актов и появлению навыков толкования этих актов.
| - в сознании осознании способности отвечать на вопросы клиентов.
|
Интеграционные (междисциплинарные) связи:
| МДК 01.01. «Право социального обеспечения», МДК 01.02. «Психология социально-правовой деятельности», «Конституционное право», «Документационное обеспечение управления» и др.
|
Дидактическое оснащение занятия:
| Наглядные пособия:
| компьютерная презентация, раздаточный дидактический материал
| Технические средства обучения:
| интерактивная доска или проектор/экран, персональные компьютеры/ноутбуки
| Справочно-правовые системы:
| справочно правовая система Консультант Плюс
|
Инновационные технологии обучения:
| Диалоговая технология:
| развитие речевой и мыслительной деятельности студентов, инструментом в которой является диалог с преподавателем по теме занятия
| Информационно-коммуникационные технологии:
| реализуются в использовании современной мультимедийной техники, позволяющей обеспечить наглядность и большую самостоятельность процесса обучения
| 3.Структура занятия
1. Организационный момент:
| Ознакомление с целью и задачами урока. (3 мин.)
| 2. Рассмотрение
ситуативных моментов:
| Настраивание мыслительного процесса студентов в рамках правового поля(3 мин.)
| 3. Формирование
основных детерминант по теме:
| -введение новых категорий. Демонстрация соответствующих слайдов(3 мин.);
-поиск источника нормы права(5 мин.)
| 4. Изучение нового
материала:
| -анализ источника нормы права: выполнение упражнений в рабочей тетради(8 мин.)
-воспроизведение ранее изученного материала и построение логических связей с изучаемым материалом(5 мин.)
| 5. Закрепление материала:
| - заполнение рабочей тетради(2 мин.);
- ответы на вопросы преподавателя(3 мин.)
| 6. Самостоятельная работа
по теме:
| -заполнение итоговой таблицы в рабочей тетради;
- фронтальная проверка заполненных данных(7 мин.)
| 7. Заключительная часть:
| - подведение итогов занятия(2 мин.);
- устный самоанализ преподавателя(2 мин.)
| Итого:
| минут.
| 11.Технологическая карта занятия
Деятельность преподавателя
| Деятельность студента
| Достижение целей
| 1. Организационная часть:
| -взаимное приветствие, настрой на деловое сотрудничество;
-объявление темы, постановка цели занятия и определение этапов занятия.
| взаимное приветствие, ориентация в ходе занятия
| -воспитание организованности;
-психологическая подготовка преподавателя и студентов к занятию;
-формирование интереса к изучаемой теме.
| 2. Рассмотрение ситуативных элементов:
| тезисное описание ситуации
| -восприятие ситуации;
-краткое конспектирование основных моментов ситуации;
-участие в диалоге с преподавателем
| -выявление ключевых моментов моделируемой ситуации;
-фокусировка внимания на правовом анализе этих моментов.
| 3. Формирование основных детерминант по теме:
| -введение новых детерминантных связок;
-представление основных нормативно-правовых актов по теме посредством демонстрации слайдов презентации, посредством обращения к справочно правовой системе Консультант Плюс
| -вычленение основных признаков рассматриваемых понятий, их классификация;
-заполнение рабочей тетради;
-участие в диалоге с преподавателем
| -приобретение навыка работы со справочно-правовой системой Консультант Плюс;
-поиск определённых правовых конструкций в этой системе.
| 4. Изучение нового материала:
| -толкование нормы права;
-объяснение основных дефиниций рассматриваемых норм;
-объяснение общих принципов организации и работы справочно-правовых систем;
-объяснение значимости формирования правового восприятия окружающей действительности;
- оценка прав участников рассматриваемой ситуации;
-объяснение связей между изучаемыми положениями норм права и положениями норм других отраслей и подотраслей права российской правовой системы
| -анализ толкования нормы права;
-заполнение рабочей тетради и конспекта по основным дефинициям;
-обучение правильной работе со справочно правовыми системами;
Извлечение информации из диалога с преподавателем
| -развитие навыка профессиональной работы в справочно-правовой системе;
-формирование компетентного подхода в правоприменительной технике;
-активизация мыслительной деятельности студентов.
| 5. Закрепление материала:
| -проведение закрепления знания новых юридических детерминант путём совместного выполнения упражнений в рабочей тетради;
-совместная правоприменительная работа с модельной ситуацией
| -выполнение заданий в рабочей тетради;
-участие в обсуждении правоприменительной техники совместно с преподавателем
| -закрепление навыков по работе с источниками законодательства;
-закрепление практикориентированных компетенций по соответствующей теме.
| 6. Самостоятельная работа:
| проведение анализа компетентности при работе с источниками законодательства, при их применении к конкретной ситуации
| - заполнение итогового задания в рабочей тетради
| - развитие навыков самостоятельной работы студентов;
-развитие профессионального умения толкования нормы права.
| 7. Заключительная часть:
| -подведение итогов занятия;
-домашнее задание;
-устный самоанализ преподавателя
| -обобщение изученного материала;
-самооценка работы в рабочей тетради
| -развитие способности выделять главное в процессе обобщения изученного материала.
-развитие способности критического отношения к своим способностям.
| Предварительная подготовка
Подготовительно-организационный период занятия достаточно трудоёмкий и включает в себя следующие действия:
- определение целей и задач занятия;
- определение структуры занятия;
- составление вопросов по теме, ответы на которые раскрывают общее представление ситуации по теме;
- поиск, анализ, обработка дополнительного материала;
- подготовка слайдов презентации, иллюстрирующих ключевые дефиниции;
- подготовка аудитории, проекционного оборудования, персональных компьютеров с соответствующим программным обеспечением;
- разработка рабочей тетради.
5.Сценарий занятия
Организационная часть(3 мин.).
Преподаватель:
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Чугунов Павел Михайлович. Тема нашего занятия: «Право граждан Российской Федерации на обращение в органы социальной защиты Российской Федерации».
В рамках занятия вы познакомитесь с нормативно-правовыми актами в соответствии с указанной темой; освоите необходимые юридические дефиниции и приобретёте умение работы в справочно правовой системе Консультант Плюс. Всё это позволит вам получить практические навыки работы с источниками права в вопросах социального обеспечения, практике толкования норм права, формированию юридического мышления, в том числе, к повышению правового просвещения.
В ходе занятия нами буду рассмотрены нормы права, выполнены упражнения в рабочих тетрадях и усвоены необходимые пропозиции. Приобретённые вами компетенции будут проверены посредством выполнения вами итогового задания в рабочей тетради.
Пожалуйста, будьте внимательны, слушая преподавателя, активными в ответах и покажите усердие в усвоении новых знаний.
(во время все организационной части демонстрируется слайд №1)
Рассмотрение ситуативных моментов(3 мин.).
Преподаватель:
Большинство из нас являются гражданами Российской Федерации, либо временно пребывающими на её территории. Данный факт даёт право лицам, находящимся на территории РФ: гражданам, апатридам, бипатридам, временно пребывающим, временно проживающим пользоваться гарантированными государством правами и свободами человека и гражданина.
Одним из таких прав является право на обращение. Ребята, перед вами открыта справочно-правовая система Консультант Плюс. Давайте зайдём в неё и в строке быстрого поиска введём «статья 33 Конституции РФ». Получилось? О чём она говорит?(преподаватель показывает слайд № 2 со статьёй 33 КРФ).
Как вы думаете, почему право на обращение закреплено именно в Конституции РФ? (преподаватель показывает слайд №3 о характеристике обращения, его важности)
Формирование основных детерминант по теме(8 мин.).
Преподаватель:
А сейчас отойдём от понятия и конституционной важности обращения, как инструмента взаимодействия человека с органами власти и обратим своё внимание на наше государство, на его функции.
Ребята, как вы думаете, какие функции выполняет современное демократическое государство, к которому, объективно, можно отнести и Российскую Федерацию?(преподаватель показывает слайд № 4«ромашку»).
Давайте будем называть функции государства и выполнять задание №1 в рабочей тетради. Нам нужно заполнить схему «ромашка».
Как вы думаете, ребята, на какие виды можно подразделить эти функции? В какие группы объединить?
Изучение нового материала(13 мин.).
Преподаватель:
Очень хорошо! Молодцы!
Вы назвали одну очень важную функцию. А именно: социальную. Вы согласны со мной, что эта функция государства одна из самых важны?
Для лучшего усвоения этого знания давайте структурируем наши суждения в форме таблицы(преподаватель показывает слайд № 5 про функции государства).
Ребята, выполните, пожалуйста, задание №2 в рабочей тетради. – приведите по одному-двум примерам социальной функции государства.
Друзья, а как вы думаете, как социальная функция государства реализуется на нас с вами? Существует такое понятие, как социальная политика государства(преподаватель показывает слайд №6 про социальную политику государства). Ребята, опираясь на слайд, подпишите, пожалуйста, в задании №3 недостающий термин в схеме.
Верным является утверждение, что социальная функция выражается в социальной политике государства. Социальная политика государства притворяется в жизнь посредством реализации конституционных положений, положений иных нормативно-правовых актов в сфере права на социальную защиту. Поэтому, очень важными являются освоение соответствующей правовой базы и навыки работы с ней.
Закрепление материала(5 мин).
Преподаватель:
Таким образом, мы можем с вами вернуться к началу нашего диалога, к моменту, когда мы вели речь о нашем конституционном праве на обращение. Посмотрите на слайд(преподаватель показывает слайд № 7).
В задании № 4 в рабочей тетради проставьте недостающие номера статей в таблице. Мы видим с вами два основополагающих права: на социальную защиту и на обращение. И мы понимаем, что для реализации права на социальную защиту, мы применяем, реализуем своё право на обращение, в том числе, в органы социальной защиты населения, которые входят в систему органов государственной власти РФ.
Давайте посмотрим на слайд (преподаватель показывает слайд № 8) и заполним схему в задании № 5. Напишите, пожалуйста, недостающее понятие в схему.
Итак, что мы можем сказать про право на обращение? (преподаватель показывает слайд№ 10)
Самостоятельная работа(7 мин.).
Преподаватель:
В заключении нашего занятия проведём небольшую самостоятельную работу. Внимательно посмотрите на слайд № 12. Какие из перечисленных характеристик относятся к характеристикам права на обращения в органы социальной защиты населения, а какие были ошибочно добавлены из характеристики права на социальное обеспечение.
Поставьте себе оценку.
Заключительная часть(4 мин.), в том числе устный анализ деятельности преподавателя(2 мин.).
Преподаватель:
Дорогие друзья! Мы проделали большую и интересную работу по изучению темы «Право граждан Российской Федерации на обращение в органы социальной защиты Российской Федерации». Скажите, что нового вы узнали из нашего занятия? Чему научились?
В процессе изучения мы научились анализировать информацию, получили навыки работы с источником, освоили умение толкования нормы права и структурировали наше юридическое мышление. Успешно выполнив итоговое задание, мы показали свой компетентный подход при решении конкретной юридической задачи.
Благодарю за внимание! До скорой встречи!
(Урок окончен).
Список литературы
Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – 21 января.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014.
Федеральный закон от 21 апреля 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 24 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 24 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014.
Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П.Галаганов. – 7-е изд., испр. – М.: «Академия», 2013. – 448 с.
Приложение А
Глоссарий
Обращение- направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
Заявление-просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Жалоба- просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
Предложение- рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
Орган социальной защиты – это орган исполнительной власти федерации, субъекта или местного самоуправления, осуществляющий от имени государства социальную политику по отношению к нуждающимся гражданам в соответствии с установленной законодательством компетенцией;
Социальное обеспечение - это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности;
Социальная защита - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.
Гражданское общество - это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. |
|
|