|
Протокол №1 от «28» августа 2013г. «Согласовано» Заместитель директора по нмр мбоу «сосош №2» МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа№2»
Еравнинского района Республики Бурятия
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /______________ /
ФИО
Протокол №1 от
«28» августа 2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по НМР МБОУ «СОСОШ № 2»
________ /Л.Д.Аюрова/
ФИО
«29» августа 2013г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОСОШ№2»
________ /В.Д.Иочис/
ФИО
Приказ № 66 от
«30» августа 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ФИО Цыбикова Сэндэма Дугаровна
категория высшая
по геометрии
класс 11
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от
«30» августа 2013г.
Сосново-Озерское
2013-2014уч. г.
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа№2»
Еравнинского района Республики Бурятия
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /______________ /
ФИО
Протокол №1 от
«28» августа 2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по НМР МБОУ «СОСОШ № 2»
________ /Л.Д.Аюрова/
ФИО
«29» августа 2013г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОСОШ№2»
________ /В.Д.Иочис/
ФИО
Приказ № 66 от
«30» августа 2013г.
|
Календарно-тематическое планирование
геометрии
по _________________________________________
Класс 11
Учитель _ Цыбикова Сэндэма Дугаровна
Количество часов 70
Всего __70_ час; в неделю ___2__ час.
Плановых контрольных уроков 5 тестов 12 ч.;
Административных контрольных уроков _____5__ ч.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения Учебник«Геометрия10-11-» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов - М.: Просвещение 2010
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература1. Дорофеев, Г. В. Математика. 11 класс : сборник заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы / Г. В. Дорофеев, Г. К. Муравин, Е. А. Седова. – М. : Дрофа, 2008.
2. Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразовательных учреждений / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2012.
3. Энциклопедия для детей : в 15 т. Т. 11. Математика / под ред М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 2010.
______________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания Сосново-Озерское
2013-2014уч. г
Календарно-тематическое планирование
Геометрия 11 класс
Учебник: Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2010.
Программа: Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
Составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по математике.
№
урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата по плану
| Дата по факту
|
| Векторы в пространстве
| 6
|
|
| 1
| Понятие вектора в пространстве
| 1
| 5.09
| 5.09
| 2-3
| Сложение и вычитание векторов.Умножение вектора на число
| 2
| 5.09,12.09
| 5.09,12.09
| 4-5
| Компланарные векторы
| 2
| 12.09,19.09
| 12.09,19.09
|
|
|
|
|
|
| Глава I. Метод координат в пространстве
| 18
|
|
| 7-8
| Прямоугольная система координат
| 2
| 19.09,
26.09,
| 19.09,
26.09,
| 9-10
| Координаты вектора
| 2
| 26.09 ,3.10,
| 26.093.10,
| 11-12
| Связь между координатами векторов и координатами точек
| 2
| 3.1010.10,
| 3.10 10.10,
| 13-15
| Простейшие задачи в координатах
| 3
| 10.10,17.10,17.10,
| 10.10
| 6
| Контрольная работа № 1 по теме «Векторы »
| 1
| 24.10,
|
| 16-18
| Угол между векторами Скалярное произведение векторов
| 3
| 24.11,31.11,31.11
|
| 19-21
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями
| 3
|
|
| 22-23
| Движения
| 2
|
|
| 24
| Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве
| 1
|
|
|
| Глава II. Цилиндр, конус, шар
| 20
|
|
| 25-28
| Анализ контрольной работы. Понятие цилиндра Площадь поверхности цилиндра
| 4
|
|
| 29-30
| Понятие конуса Площадь поверхности конуса
| 2
|
|
| 31
| Усеченный конус Площадь поверхности усечённого конуса
| 1
|
|
| 32
| Сфера и шар. Уравнение сферы
| 1
|
|
| 33
| Касательная плоскость к сфере
| 1
|
|
| 34-35
| Площадь сферы
| 2
|
|
| 36-43
| Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар
| 8
|
|
| 44
| Контрольная работа №3 по теме «Цилиндр, конус, шар»
| 1
|
|
|
| Глава III. Объёмы тел
| 19
|
|
| 45
| Анализ контрольной работы. Понятие объема
| 1
|
|
| 46
| Объем прямоугольного параллелепипеда
| 1
|
|
| 47
| Объем прямой призмы
| 1
|
|
| 48-50
| Объем цилиндра
| 3
|
|
| 51-52
| Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла
| 2
|
|
| 53-54
| Объем наклонной призмы
| 2
|
|
| 55
| Объем пирамиды
| 1
|
|
| 56
| Объем конуса
| 1
|
|
| 57-58
| Объем шара
| 2
|
|
| 59
| Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора
| 1
|
|
| 60
| Площадь сферы
| 1
|
|
| 61
| Обобщение по теме «Объем шара и площадь сферы»
| 1
|
|
| 62-63
| Контрольная работа№4по теме «Объем шара и площадь сферы»
| 2
|
|
|
| Итоговое повторение
| 7
|
|
| 64-65
| Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей, объемы
| 2
|
|
| 66-
| Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов
| 1
|
|
| 67-68
| Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей, объемы
| 2
|
|
| 69-70
| Итоговая контрольная работа
| 2
|
|
|
Рабочая программа по геометрии 11класса 1.Пояснительная записка.Рабочая программа по геометрии 11класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии (10-–11 классы), к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010.)
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
2. Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
овладеть символическим языком геометрии, выработать формально-оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
3. Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение геометрии отводится 70 ч из расчета 2 ч в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.В основе учебно - воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
предметным:
в результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. Должны знать:
Многогранники. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная. призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, параллелепипеде, призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Должны уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой.
Способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
6.Содержание курса 1.Векторы (6ч)Метод координат в пространстве (16 ч)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движение.
Основная цель – сформулировать умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длины отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве.
В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии.
2.Цилиндр, конус, шар (20 ч)
Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. Конус. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера. Шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения.Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматриваются на примере конкретных геометрических тел, изучается взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), происходит знакомство с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решение большого количества задач позволяет продолжить формирование логических и графических умений.
3. Объемы тел (24 ч)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сегмента.
Основная цель – продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
В курсе стереометрии понятие объема вводится по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулируется основные свойства объемов. Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства, так как вопрос об объемах принадлежит к трудным разделам высшей математики. Учебный материал главы в основном должен усваиваться в процессе решения задач.
4. Итоговое повторение (8 ч)
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
7.1.Учебно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе часов на
| Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
| уроки
| контрольные работы
|
| 11
|
Векторы.
| 6
| 5
| 1
| 3
| 22
|
Метод координат
| 16
| 15
| 1
| 5
| 3
| Цилиндр, конус, шар
| 20
| 19
| 1
| 8
| 44
|
Объемы тел
|
24
|
5
|
1
|
9
| 55
| Итоговое повторение
| 8
| 5
| 2
| 4
| |
|
|