|
Развитие познавательных способностей детей на уроках математики
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.
Основа развития познавательных способностей - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяют: внимание, воображение, память и мышление.
Развитие познавательных способностей более эффективно, когда учитель ставит перед собой задачу описания дополнительного материала к действующему курсу содержания. Это помогает развивать способности учащегося с первых дней учебы в школе и наиболее полно использовать специфику самого учебного предмета математики.
В начальной школе методы обучения и приемы организации учебной деятельности детей в большей степени, чем ранее, ориентированы на развитие основных характеристик мышления на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.
Задания на развитие познавательных процессов включается в каждый урок в течении всего учебного года. Задания на развитие и совершенствование внимания Каждое задание должно нести в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку детей.
• Учащиеся выполняют задания по отыскиванию правильных путей продвижения по лабиринтам, большая часть которых является числовым лабиринтом. Степень сложности повышается в каждом году обучения.
Задание 1.
Найдите в лабиринте путь перехода из клетки в соседнюю и наберите при этом сумму:
В 1 классе 10 очков
Один из возможных путей: 1+2+4+2+1=10.
Во 2 классе 50 очков
Один из возможных путей: 5+4+1+20+15+5=50.
В 3 классе 100 очков
Один из возможных путей: 40+7+3+15+5+8+2+20=100.
В 4 классе 150 очков
Один из возможных путей: 6+8+60+15+5+4+7+11+26+2+6=150. Все варианты при выполнении данных заданий перебрать не возможно. Но даже если не все учащиеся найдут правильный ответ, это не пройдет даром: они будут упражняться в сложении чисел, развивать внимание, память.
Задание 2.
Выпишите все треугольники и квадраты, которые вы видите на фигуре АВСДЕ. Введите для этого дополнительные обозначения.
В
А С
Е Д
Одно из ведущих мест для развития внимания детей занимают дидактические игры с предварительной целевой установкой на внимание, выраженной в разных формах, а также различные варианты игр «Сложить и вычесть», «Умножить и разделить», «Давай посчитаем» и др.
Выполняя различные дидактические игры на развитие и совершенствование внимания, в дальнейшем служит основой развития других познавательных процессов. Задания на развитие восприятия и воображения.
Задание 1.
Найдите на глаз отрезок, длина которого точно равна высоте нарисованной ели. 1 2 3 4 5 Такие задания очень интересны и эффективны для пространственного развития у младших школьников.
Задание 2.
Из пункта А велосипедист проехал 10 км. на восток, затем повернул на север и проехал еще 20 км., после чего ехал на запад 10км. и на юг 10 км. Наконец опять повернул на восток и проехал 10 км.
Начертите путь велосипедиста.
Задание такого уровня предлагаются ученикам, проявляющим повышенные способности и интерес к изучению математики и быстро выполнившим задания обязательного уровня.
Задание на развитие памяти.
В младшем школьном возрасте отводится большое внимание по развитию всех видов памяти:
1.Наглядно-образной и словесно-логической.
2. Слуховой и зрительной
Для развития всех видов памяти используются игры: «Цепочка слов», «Повтори-ка»
Задание 1.
Зрительный диктант «Запомни фигуру».
В течении 1 минуты учитель показывает рисунок, а затем дети рисуют его у себя в тетради по памяти.
Задание 2.
Запоминание в течении минуты, а затем изображение в тетради.
Выполняя такие задания дети быстрее запоминают геометрические фигуры и развивают все виды памяти. Задание ни развитие мышления. В начальной школе особое внимание уделяется развитию основных характеристик мышления. Большое значение придается отработке умений проводить сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений.
Задание 1.
Сравните:
два числа 9 и 4009
найдите значения выражений
5р. 10коп. + 50коп.
40мин. + 5ч.10мин.
решите уравнение
5*у=45 х*8=48
4. чем числа записанные слева, отличаются от чисел, записанных справа
1000 10
45600 456
130500 1305
Выполняя задания на развитие мышления, у младших школьников развивается самостоятельность мышления, что оказывает положительное влияние на воспитание личности, способной проявлять инициативу и творчество. Постоянное использование на уроках математики системы специальных задач и знаний, которые направлены на развитие всех познавательных возможностей и способностей, в первую очередь расширяют математический кругозор младших школьников, повышают качество математической подготовленности, способствуют математическому развитию учащихся и позволяют детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и лучше использовать свои математические знания в повседневной жизни.
Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебы. Стараюсь, чтобы мои уроки были запоминающимися, яркими, занимательными, чему способствуют дидактические игры, которые направлены на развитие всех познавательных способностей у учащихся. Играя на уроках математики и выполняя задания на развитие внимания, мышления, памяти , ученики с большим интересом решают, запоминают названия чисел и геометрических фигур, различают цифры. |
|
|