Главная страница


Развитие познавательных способностей детей на уроках математики



Скачать 54.12 Kb.
НазваниеРазвитие познавательных способностей детей на уроках математики
Дата11.02.2016
Размер54.12 Kb.
ТипДокументы


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.

Основа развития познавательных способностей - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяют: внимание, воображение, память и мышление.

Развитие познавательных способностей более эффективно, когда учитель ставит перед собой задачу описания дополнительного материала к действующему курсу содержания. Это помогает развивать способности учащегося с первых дней учебы в школе и наиболее полно использовать специфику самого учебного предмета математики.

В начальной школе методы обучения и приемы организации учебной деятельности детей в большей степени, чем ранее, ориентированы на развитие основных характеристик мышления на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.

Задания на развитие познавательных процессов включается в каждый урок в течении всего учебного года.
Задания на развитие и совершенствование внимания
Каждое задание должно нести в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку детей.

• Учащиеся выполняют задания по отыскиванию правильных путей продвижения по лабиринтам, большая часть которых является числовым лабиринтом. Степень сложности повышается в каждом году обучения.

Задание 1.

Найдите в лабиринте путь перехода из клетки в соседнюю и наберите при этом сумму:

В 1 классе 10 очков

Один из возможных путей: 1+2+4+2+1=10.

Во 2 классе 50 очков

Один из возможных путей: 5+4+1+20+15+5=50.

В 3 классе 100 очков

Один из возможных путей: 40+7+3+15+5+8+2+20=100.

В 4 классе 150 очков

Один из возможных путей: 6+8+60+15+5+4+7+11+26+2+6=150.
Все варианты при выполнении данных заданий перебрать не возможно. Но даже если не все учащиеся найдут правильный ответ, это не пройдет даром: они будут упражняться в сложении чисел, развивать внимание, память.

Задание 2.

Выпишите все треугольники и квадраты, которые вы видите на фигуре АВСДЕ. Введите для этого дополнительные обозначения.

В





А С



Е Д

Одно из ведущих мест для развития внимания детей занимают дидактические игры с предварительной целевой установкой на внимание, выраженной в разных формах, а также различные варианты игр «Сложить и вычесть», «Умножить и разделить», «Давай посчитаем» и др.

Выполняя различные дидактические игры на развитие и совершенствование внимания, в дальнейшем служит основой развития других познавательных процессов.
Задания на развитие восприятия и воображения.

Задание 1.

Найдите на глаз отрезок, длина которого точно равна высоте нарисованной ели.tree
1 2 3 4 5
Такие задания очень интересны и эффективны для пространственного развития у младших школьников.

Задание 2.

Из пункта А велосипедист проехал 10 км. на восток, затем повернул на север и проехал еще 20 км., после чего ехал на запад 10км. и на юг 10 км. Наконец опять повернул на восток и проехал 10 км.

Начертите путь велосипедиста.











Задание такого уровня предлагаются ученикам, проявляющим повышенные способности и интерес к изучению математики и быстро выполнившим задания обязательного уровня.

Задание на развитие памяти.

В младшем школьном возрасте отводится большое внимание по развитию всех видов памяти:

1.Наглядно-образной и словесно-логической.

2. Слуховой и зрительной

Для развития всех видов памяти используются игры: «Цепочка слов», «Повтори-ка»

Задание 1.

Зрительный диктант «Запомни фигуру».

В течении 1 минуты учитель показывает рисунок, а затем дети рисуют его у себя в тетради по памяти.




Задание 2.

Запоминание в течении минуты, а затем изображение в тетради.










Выполняя такие задания дети быстрее запоминают геометрические фигуры и развивают все виды памяти.
Задание ни развитие мышления.
В начальной школе особое внимание уделяется развитию основных характеристик мышления. Большое значение придается отработке умений проводить сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений.

Задание 1.

Сравните:

  1. два числа 9 и 4009

  2. найдите значения выражений

5р. 10коп. + 50коп.

40мин. + 5ч.10мин.

  1. решите уравнение

5*у=45 х*8=48

4. чем числа записанные слева, отличаются от чисел, записанных справа

1000 10

45600 456

130500 1305

Выполняя задания на развитие мышления, у младших школьников развивается самостоятельность мышления, что оказывает положительное влияние на воспитание личности, способной проявлять инициативу и творчество.
Постоянное использование на уроках математики системы специальных задач и знаний, которые направлены на развитие всех познавательных возможностей и способностей, в первую очередь расширяют математический кругозор младших школьников, повышают качество математической подготовленности, способствуют математическому развитию учащихся и позволяют детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и лучше использовать свои математические знания в повседневной жизни.

Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебы. Стараюсь, чтобы мои уроки были запоминающимися, яркими, занимательными, чему способствуют дидактические игры, которые направлены на развитие всех познавательных способностей у учащихся. Играя на уроках математики и выполняя задания на развитие внимания, мышления, памяти , ученики с большим интересом решают, запоминают названия чисел и геометрических фигур, различают цифры.