|
Общеучебные цели:
создать условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
создать условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
формировать умение использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
формировать умение свободно переходить с одного математического языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
создать условия для плодотворной работы в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
формировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
создать условия для интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации.
Общепредметные цели:
формирование представлений об идеях и методах математики; математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создание математического анализа, возникновение и развитие геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь:
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Уравнения и неравенства
уметь:
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для построения и исследования простейших математических моделей;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
На уроках периодически проводится работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация в обучении):
- разноуровневые задания (обучающие и контролирующие);
- обучение самостоятельной работе (работа самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой);
- развивающие задачи, в том числе олимпиадные задачи;
- творческие задания (составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д.). ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:
Предусмотрено данной программой применение на уроках ИКТ, в форме наглядных презентаций для устного счета, при изучении материала, для контроля знаний, Кимы ГИА что обусловлено:
улучшением наглядности изучаемого материала,
увеличением количества предлагаемой информации,
уменьшением времени подачи материала
Источники:
Уроки математики 5-10 классы с применением ИКТ, Издательство "Планета",2012
Уроки алгебры 7-11 классы: функции, графики и свойства, Издательство "Планета",2012
Приложения к рабочей программе по алгебре для 10 класса (к учебнику Алимова Ш.А.)СD, 2009.
Интернет-ресурсы:
https://metodsovet.moy.su/, https://zavuch.info/, https://nsportal.ru и др.
5. Авторские презентации. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Список литературы:
Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра и начало математического анализа для 10-11 классов, составитель Т.А. Бурмистрова, издательство Просвещение, 2011 г.,
Алгебра и начала анализа.10-11 классы: рабочие программы по учебникам Ю.М. Колягина, М.В. Ткачевой, Н.Е. Федоровой, М.И. Шабунина: базовый и профильный уровни/авт.-сост. Н.А. Ким.- Волгоград: Учитель, 2011.
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учебник для общеобразоват. учреждений : базовый и профильный уровни / Ю. М. Колягин [и др.] ; под ред. А. В. Жижченко. - М. : Просвещение, 2011.
Изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе : книга для учителя / Н. Е. Федорова, М. В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008.
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : дидактические материалы. Углубленный уровень / М. И. Шабунин [и др.]. - М. : Просвещение, 2008.
Тематические тесты. 10 класс : дидактические материалы. Углубленный уровень / М.В. Ткачева [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
Григорьева Г.И. Поурочное планирование по алгебре и началам анализа к учебнику Ш.А. Алимова «Алгебра и начала анализа 10-11 классы». – Волгоград: Учитель, 2009.
Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 11 класс. СD- диск, 2009.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс/ Сост. А.Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2011.- 96 с.
Семенов Ф.Л. Ященко И.В.ЕГЭ 3000 задач с ответами Математика с теорией вероятностей и статистикой МИОО 2012-2013 г.
Сборники тестовых заданий ЕГЭ, 2011-2013 Изд. Легион-М, АСТ-Астрель, «Экзамен» и др.
Интернет ресурсы:
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
и др.
4. www.alleng.ru КАЛЕНДАрНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ п/п
| Тема раздела, урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид контроля, измерители
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта)
| Планируемые результаты
освоения уровня подготовки обучающихся
| Дополнительные знания, умения (требования повышенного уровня)
| Оборудование для демонстраций
| Дополнительное домашнее задание
|
Работа с одаренными
| календарные сроки
| план
| факт/
корр.
|
| Алгебра.
9 класс (повторение)
| 9
| Основная цель: формирование представлений о целостности и непрерывности курса «Алгебра. 7-9 классы»; овладение умением обобщения и систематизации знаний, учащихся по основным темам курса «Алгебра. 7-9 классы»; развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики
| 1
| Алгебраические выражения. Числовые неравенства
и неравенства первой
степени
с одним не
известным.
Квадратные
корни
|
| Поисковый
| Проблемные задания, фронтальный
опрос, упражнения
| Стандартный вид
числа, стандартный
вид многочлена, основное свойство дроби, действие с алгебраическими дробями;
числовые неравенства, неравенства с одним неизвестным,
система неравенств
с одной неизвестной; арифметический квадратный корень, свойства корня, иррациональные уравнения
| Умеют: разлагать много
член на множители; определять значения переменных, при которых имеет
смысл выражение; решать
неравенства с одним неизвестным; выполнять действия с многочленами и одно
членами; решать простейшие иррациональные уравнения; сравнивать числа,
в которых есть корень. (П)
| Умеют: представлять многочлен в виде произведения
и возводить его в степень,
применив формулы сокращенного умножения; доказывать верность числовых
неравенств; решать неравенство с одним неизвестным, содержащим модуль;
решать квадратные уравнения, корнями которого являются иррациональные числа; выносить из-под корня и вносить под корень множитель. (ТВ)
| Слайд
лекция
«Обобщаем и систематизируем курс
"Алгебра.
7-9 классы"»
|
| Задания более сложного уровня
|
|
| 2
| Линейные
уравнения
и системы
уравнений.
Линейная
функция.
Свойства
и графики
функций
| 1
| Комбинированный
| Построение
алгоритма
действия,
решение
упражнений, ответы
на вопросы
| Основные свойства
решений уравнений,
решение практической задачи, решение системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными; взаимное расположение графиков
линейных функций, графическое решение систем уравнений и неравенств; область определения функции, множество значений, свойства функции, преобразование графика функции
| Умеют: решать системы
уравнений с двумя неизвестными методом подстановки и сложения; решать
графически систему уравнений; не строя графика
функции, определять, какая
из точек принадлежит графику этой функции; строить
графики и описывать свойства элементарных функций. (П)
| Умеют: решать практические задачи, составляя математическую модель; с по
мощью графика решать
неравенства; изображать
на координатной плоскости
множество решений системы неравенств; преобразовывать графики функций,
выполнять сжатие и сдвиг; строить графики кусочнозаданных функций. (ТВ)
| Слайд
лекция
«Обобщаем и систематизируем курс
"Алгебра.
7—9 классы"»
| поиск
нужной
информации по за
данной
теме
|
|
|
| 3
| Квадратные уравнения. Квадратичная функция. Квадратные неравенства
| 1
| Учебный практикум
| Решение проблемных задач
| Решение квадратного уравнения, теорема Виета, теорема, обратная теореме Виета, биквадратное уравнение; построение графика квадратичной функции, преобразование графика; квадратное неравенство, решение квадратного уравнения, метод интервалов
| Умеют: разложить на множители квадратный трехчлен; находить корни квадратного уравнения, пользуясь теоремой, обратной теореме Виета; находить нули, координаты точек пересечения с осями, координаты вершины параболы; решать квадратные неравенства, применяя метод интервалов или используя график функции. (П)
| Умеют: решать биквадратное уравнение, практические задачи, составляя математическую модель; по графику квадратичной функции находить коэффициенты квадратичной функции; решать квадратные неравенства, применяя разложение на множители квадратичного трехчлена; решать рациональные неравенства методом интервалов. (ТВ)
| Слайдлекция «Обобщаем и систематизируем курс "Алгебра. 7-9 классы"»
| Изучение дополнительной литературы
| Задания более сложного уровня
|
|
| 4
| Прогрессии и сложные проценты. Начала статистики
| 1
| Комбинированный
| Построение алгоритма действия, решение упражнений, ответы на вопросы
| Рекуррентная формула, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия, формула сложного процента; генеральная совокупность, мера центральной тенденции, мода, медиана,
среднее значение, размах вариации, относительная частота события, статистическая вероятность, отклонение от среднего значения, сумма квадратов
| Умеют: выяснять, является ли число членом последовательности; записывать несколько членов последовательности, заданной рекуррентной формулой; находить моду, медиану, среднее значение, размах выборки, значения элементов которой заданы частотной таблицей. (П)
| Умеют: решать задачи практического содержания на применение свойств арифметической и геометрической прогрессий; использовать формулу сложного процента; находить отклонение от среднего значения по частотной таблице
и оценивать центральную тенденцию выборки с помощью суммы квадратов. (ТВ)
| Слайдлекция «Обобщаем и систематизируем курс "Алгебра. 7-9 классы"»
| Поиск нужной информации по заданной теме
|
|
|
| 5
| Множество
| 1
| Комбинированный
| Построение алгоритма действия, решение упражнений, ответы на вопросы
| Множество, подмножество, элемент множества, пустое множество, равные множества, круги Эйлера, разность множеств, дополнение до множества, числовые множества, пересечение и объединение
| Умеют: записывать все подмножества множества; находить дополнение одного множества до другого; проводить самооценку собственных действий; определять понятия, приводить доказательства. (П)
| Умеют: записывать решение квадратного неравенства, используя символику теории множеств; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; решать проблемные задачи и ситуации; владеть навыками самоанализа и самоконтроля. (ТВ)
| Слайдлекция «Обобщаем и систематизируем курс "Алгебра. 79 классы"»
| Составление обобщающих информационных таблиц
| Творческое задание
|
|
| 6
| 1
| Частично-поисковый
| Взаимопроверка в парах. Работа с опорным материалом
| множеств, непересекающиеся множества
| Умеют: находить пересечение и объединение отрезков; самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. (П)
| Умеют: находить пересечения и объединения множеств; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. (ТВ)
| Опорные конспекты учащихся
| Поиск нужной информации по заданной теме
|
|
|
| 7
| Логика
| 1
| Комбинированный
| Построение алгоритма действия, решение упражнений, ответы на вопросы
| Высказывание, ложное и истинное высказывание, отрицание высказывания, предложение с переменной, множество истинности, равносильные предложения, отрицание предложения, символ общности, символ существования, контрпример, условие и заключение теоремы, обратная и взаимнообратная теорема, необходимые и достаточные условия, прямая теорема, обратная теорема, противоположная теорема, теорема, противоположная обратной, доказательство методом от противного
| Умеют: находить множество истинности предложения, для каждого предложения определять, истинно или ложно оно; составлять текст в научном стиле; передавать информацию сжато, полно, выборочно. (П)
| Умеют: доказать или опровергнуть высказывание; приводить контр-пример, который опровергает утверждение; самостоятельно готовить обзоры, конспекты, проекты, обобщая данные, полученные из различных источников. (ТВ)
| Сборник задач, тетрадь с конспектами
| Составление обобщающих информационных таблиц
|
|
|
| 8
| 1
| Проблемное изложение
| Проблемные задания, фронтальный
опрос, упражнения
| Умеют: выделять условие
и заключение теоремы,
сформулировать теорему,
обратную данной; давать
оценку информации, фактам, процессам, определить их актуальность. (П)
| Умеют: определять необходимые, достаточные, не
обходимые и достаточные
условия, чтобы полученное
утверждение было истинным; участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение. (ТВ)
| Слайд
лекция
«Обобщаем и систематизируем курс "Алгебра. 79 классы"»
| Анализ
условий
задач, со
ставлениематематической модели
|
|
|
| 9
| Диагности-
ческая работа
| 1
| Урок
контроля,
обобщения
и коррекции
знаний
| Индивидуальное решение контрольных
заданий
|
| Умеют: оформлять решения, выполнять задания
по заданному алгоритму;
работать с чертежными инструментами; предвидеть
возможные последствия
своих действий. (П)
| Умеют: правильно оформлять работу, аргументировать свое решение, умело
выбирать задания, соответствующие своим знаниям;
контролировать и оценивать
свою деятельность. (ТВ)
| Дифференцированные
контрольно-измерительные
материалы
| Создание
базы тестовых заданий по теме
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Делимость
чисел
| 10
| Основная цель:
формирование представлений о делимости числа, частном от деления, взаимно простых числах, наибольшем общем дели
теле, свойствах делимости чисел, формулах целочисленных решений, о числах, сравнимых по модулю;
формирование умений применять признаки делимости на 2, 10, 5, 4, 3, 9
в задачах на доказательство,
применять основные
свойства сравнений;
овладение умением доказывать свойства делимости суммы, разности и произведения чисел, основные свойства сравнений,
представлять натуральное число сумой слагаемых вида аk • 10k;
овладение навыками решения уравнений вида ах + bx = с в целых числах
| 10
| Понятие
делимости.
Делимость
суммы
и произведения
| 1
| Практикум
| Решение
качественных задач
| Делитель числа, частное от деления, взаимно простые числа,
наибольший общий
делитель, свойства
делимости суммы, разности и произведения чисел
| Умеют: доказывать делимость куба четного числа
или разности квадратов
двух нечетных чисел на не
которое число; приводить
примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. (Р)
| Умеют: доказывать свойства делимости суммы, разности и произведения чисел; добывать информацию
по заданной теме в источниках различного типа; находить и использовать информацию. (П)
| Проблемные дифференцированные
задания
| Поиск
нужной
информации по за
данной
теме
|
|
|
| 11
| 1
| Проблемный
| Проблемные задачи,
фронтальный опрос, упражнения
| Умеют: доказывать, что
квадрат четного числа делится на 4; определять понятия, приводить доказательства; развернуто обосновывать суждения; находить и устранять причины возникших трудностей. (П)
| Умеют: доказывать, что
если к произведению четырех последовательных натуральных чисел прибавить единицу, то получится число, равное квадрату натурального числа; передавать информацию сжато, полно, выборочно. (ТВ)
| Слайд
лекция
«Делимость чисел»
| Анализ
условий
задач, составление математической модели
|
|
|
| |
|
|