|
Исследование уникального растения на природном материале Межпредметный проект как фактор формирования метапредметных результатов
Учитель математики Бисеналиева В.К., учитель биологии и экологии Трушалиева С.Р. В рамках межпредметного взаимодействия и интеграции был разработан проект «Дикий тюльпан», направленный не только на решение проблемы сохранения редкого растения Саратовской области дикого тюльпана, но и формирования метапредметных результатов.
Предметом исследования в нашем проекте стал дикий тюльпан, сохранившийся в заволжских степях. Участниками проекта стали учителя и школьники МБОУ СОШ с. Луков Кордон
Цель проекта - исследование уникального растения на природном материале.
Задачи: В школе с. Луков Кодон работа по реализации задач проекта, началась с февраля 2014 г. Были сформированы три группы «Биологи», «Экологи», «Математики». Нужно отметить серьезный настрой учащихся, неподдельный интерес ребят к предстоящим исследованиям. Участники вели подготовительную работу, готовились к выезду на природный объект, изучали теоретический материал по растительности степей, почвенному составу, ландшафту. Были изучены математические методы обработки результатов, статистические характеристики исследования.
Первым делом провели анкетирование учащихся и взрослых « Моё отношение к уникальному явлению «Дикий тюльпан». С просветительской целью выпущены и расклеены листовки, призывающие не уничтожать удивительный дар природы, стенгазеты (2 номера) познавательно-экологического содержания, которые были помещены как в школе, так и в центре села. Среди учащихся школы проведены конкурс рисунков «Лучше нарисуем, чем сорвём», конкурс стихов. Результаты этого этапа работы по проекту « Дикий тюльпан» были представлены на общешкольной линейке. В течение всей работы вёлся дневник мероприятий, поддерживалась связь с учителями школ, участвующих в проекте. Был организован предварительный выезд на тюльпанное поле для определения его местонахождения, расстояния от села. Изготовлены рамка для статистических исследований, информационные щитки о статусе дикорастущего тюльпана , а также последствиях незаконного сбора тюльпанов. Эти щитки размещены на тюльпанном поле.
Поездка на природный объект состоялась 28 апреля 2014 года. Когда прибыли на место, то все участники распределились на группы и получили задания по проведению исследований. Несмотря на нахлынувшие эмоции от неописуемой и захватывающей дух красоты, ребята очень серьезно отнеслись к заданиям. Нужно было видеть, с каким восторгом и восхищением наши исследователи воспринимали каждый цветок! И все время казалось, что рядом еще красивей, и обязательно их все нужно сфотографировать!
Ребята получили не только огромный положительный эмоциональный заряд, но и приобрели новые для себя навыки работы в полевых условиях. Школьники под руководством учителей математики и биологии проводили наблюдения и измерения, заносили полученные результаты в подготовленные таблицы. На 1 кв.м. они отыскали массу разнообразных растений. Ребята определили видовой состав исследуемой площадки, тип и видовой состав фитоценоза, подсчитали количество тюльпанов на1 кв.м. и сколько на каждой площадке их в вегетативной и генеративной фазе. Работа в группах включала изучение природных компонентов фитоценоза и их взаимосвязей
По программе преподавания математики в каждом классе несколько уроков отводится на изучение элементов статистики. Как правило эти темы не вызывают у детей особого интереса. Участие в проекте значительно облегчило проведение статистических вычислений, наполнив сухие формулы живым и ярким содержанием. Было проведено исследование и по количеству листьев на каждом растении, по окраске цветка, по высоте тюльпанов. Собранный материал затем был подвергнут аналитической обработке и результаты оформлены в виде таблиц и диаграмм. По результатам измерений были вычислены такие величины как кратность, частота, среднее значение, мода, медиана, дисперсия.
Проект способствовал развитию таких метапредметных качеств как: работа в команде, наблюдательность, умение ставить цели и составлять план, умение анализировать и делать выводы, бережно относиться к природе (во время исследований и замеров ни одно растение не было повреждено). Мы считаем, что проект смог существенно повлиять на формирование научного мировоззрения учащихся, а также показал преимущества межпредметного сотрудничества и взаимодействия. И все это на фоне непередаваемой красоты – не нужно было специальных слов о воспитании, сама подготовка и участие в проекте оказальсь мощным воспитательным фактором. Часы, проведенные на лоне природы заронили чувство прекрасного в души наших детей, дали им почувствовать, что они выполняют что – то важное, значимое, они – защитники этих хрупких созданий. Соприкоснувшись раз с прекрасным, человек запомнит свои эмоции на всю жизнь, и, уж точно не поднимет руку на беззащитное существо. Творчеству научить невозможно, значит надо вовлекать школьников в изучение экологических проблем через научно-исследовательскую и практическую работу, а это создаст условия для самостоятельной продуктивной учебной и познавательной деятельности школьника.
Кроме того хочется отметить самый главный положительный результат проведенной нами работы – реакция населения нашего села. Итоговое анкетирование, проведенное среди жителей села и учащихся, показало их положительное отношение к мероприятиям в защиту дикорастущего тюльпана. |
|
|