Главная страница

Задания аналитического типа. Мини-лекции



Скачать 62.31 Kb.
НазваниеЗадания аналитического типа. Мини-лекции
Дата27.08.2016
Размер62.31 Kb.
ТипБиография

Задания аналитического типа .

Мини-лекции. Весь материал(например, биография писателя или элементы морфологической характеристики частей речи) разбивается на небольшие порции и к каждой составляется список ключевых слов. Каждое слово отрабатывается: расшифровывается, выписывается в словарь. Изучив или прослушав тот или иной блок информации, учащиеся с помощью ключевых слов стараются передать его смысл.

Работа с тестами. Очень действенный способ, причем наибольшую результативность такой прием приносит не когда учащиеся выполняют готовый тест по тексту, а тогда, когда они сами составляют задания к нему в определенном ключе (например, с точки зрения смыслового анализа текста).

В зависимости от того, на уроке русского языка и литературы учитель применяет такой прием, школьникам предлагается прочитать текст произведения или параграфа и попытаться составить тест на знание или понимание текста (индивидуально, в парах, группой). Очень важно в завершение предложить озвучить и отредактировать то, что получилось.

«Сворачивание-разворачивание» термина.

Понятие записывается посредине листа, над ним располагаются понятия, которые «поглощают» центральный термин, под ним - понятия, входящие в его состав. Получается пирамида с узкой вершиной и широким основанием. Упражнение помогает выявить взаимосвязи между терминами, включенными в пирамиду, и требует от учащихся понимания всех используемых понятий. Например, такая работа может проводиться при закреплении темы «Лексика» - верх пирамиды – раздел морфологии, в основании – типы лексических единиц.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения»,  «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», можно предложить  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Прием «Синквейн». Название дает учитель. Учащиеся из текста отбирают материал, нужный для синквейна. Название(например, синквейн о литературном герое) школьник может выбрать и сам.

Структура:

1-я строчка - одно существительное,

2-я строчка - 2 прилагательных,

3-я строчка - 3 глагола,

4-я строчка - вывод из слов,

5-я строчка - завершающее слово.

Учебная ситуация

как способ реализации деятельностного подхода.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Кратко и ясно. Составить Таблицу, график, диаграмму на основе текста параграфа или книги. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить Старший - младшему. Объяснить содержание прочитанного текста соседу по парте.

Пересказ с помощью опор. Школьник готовит дома опорный лист для пересказа материала параграфа и сообщения.

Устная презентация. Учащиеся могут представить устный критический анализ книги или фильма, проблемы в классе, наличия домашних животных у учеников класса.

Драматизация. Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя. Цель: в тексте отобрать информацию по образу героя или его поступку и передать так, чтобы зрители «поверили».

В классе гость. Пригласите в класс гостя. Напишите с учащимися пригласительное письмо. Проведите мозговой штурм и наметьте возможные вопросы для интервью; обсудите с детьми, какие могут быть ответы на эти вопросы. Учащиеся, индивидуально или в группах, составляют свои варианты вопросов. Во время посещения учащиеся задают свои вопросы, внимательно выслушивают ответы посетителя, а затем задают следующие вопросы. После посещения обсудите с учащимися, что удалось узнать про посетителя.

Дискуссия в классе. Поместите в углу плакат с провокационным «новым правилом» (например, "Учащимся разрешается есть конфеты только по выходным" или "Учащиеся должны посещать школу семь дней в неделю"). Дайте возможность детям обсудить это положение. Открыто следите за соблюдением правил ведения дискуссии. Учащиеся обсуждают положение, пользуясь правилами ведения дискуссий.

Предлагаем версии. Подготовьте две версии какого-либо рассказа (например, использованные при его экранизации). Прочтите оригинал и обе версии, обсудите, сравните и противопоставьте различные версии. Учащиеся могут обсудить, сравнить и противопоставить различные версии рассказа. Они распознают и детально описывают главные элементы, включая композицию, героев, сюжет и тему. Учащиеся подчеркивают сходство и различия между версиями. Учащиеся могут создать другую версию того же самого рассказа, изменив некоторые элементы. Они могут исполнить художественное чтение оригинальной и ученической версий.

Берем интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью друг у друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

Читаем в паре. Учащиеся работают в парах с двумя копиями одного и того же рассказа. Они проглядывают рассказ и решают, будут ли они читать это про себя или вслух. Учащиеся обсуждают способы организации рассказа и решают, как часто они будут останавливаться, чтобы обсудить прочитанное. Учащиеся внимательно выслушивают друг друга и отвечают. После прочтения, учащиеся обсуждают сам процесс чтения в паре и размышляют о том, что удалось узнать и понять.

Два автора. Сравните стиль двух авторов. В «читательских кружках» отберите примеры стилистических особенностей каждого автора и, сгруппировав, подготовьте о них сообщение. Сравните и противопоставьте стили.

Пишем параграф. Учащиеся пишут параграф, чтобы сообщить о каком-либо событии.

Друзья по переписке. Учащиеся пишут письмо другу. После первого письма с представлением, письма должны писаться по определенному плану, включая следующие компоненты: благодарность за полученное письмо, комментарии или ответы на поставленные вопросы, новости (например, личные, классные, в развитии предыдущего письма), свои вопросы и слова приветствия.