|
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выпускник научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выпускник научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах.
Учебный план начального общего образования.
Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — базисный учебный план) фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Базисный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Учебный план МОУ «СОШ с УИОП №14» является нормативным документом, в нём:
определена обязательная и максимальная нагрузка учащихся;
определены линии преемственности в содержании образования между ступенями образования;
сохранены все образовательные области и учебные предметы обязательной части базисного учебного плана;
содержание образования национально-регионального компонента реализуется в рамках учебных предметов.
Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
·формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
·готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
·формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
·личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Использование часов из части, формируемой участниками образовательного процесса нацелено на:
решение проблем, выявленных в процессе обучения и направленных на обеспечение достижений учащимися уровня государственных образовательных стандартов;
создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, готовности к социальной адаптации;
дальнейшее саморазвитие, самообразование и совершенствование учащихся.
Исходя из вышесказанного, часы, формируемые участниками образовательного процесса, использованы:
на углублённое изучение английского языка (в классах по УМК «Школа 2100»;
на организацию индивидуальных и групповых занятий;
на организацию со слабоуспевающими и одарёнными детьми.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Начальная школа предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.
Внеурочная деятельность в МОУ «СОШ с УИОП №14» имеет следующие направления:
Спортивно – оздоровительное направление обеспечивает комплексное физическое развитие ребёнка через систему оздоровительных мероприятий.
Художественно – эстетическое направление предполагает развитие творческой индивидуальности ребёнка и его художественного вкуса, развитие способностей к хдожественно-образному, эмоционально - ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Научно познавательное направление представлено программами:
«Умняша» - формирует спобность к эффективному нестандартному мышлению, которое учащиеся переносят на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем.
«В мире слов» - расширяет представление о лексическом и грамматическом значении слов, многозначности, прямом и переносном значении слов, сложных и сокращённых словах, синонимах, антонимах, профессиональных, заимствованных, устаревших и новых словах.
Патриотическое направление представлено программой «Историко-литературного кружка», которая направлена на формирование любви к малой Роине, месту рождения и проживания ребёнка.
Базовое образование обеспечивает общественно- необходимый уровень начального общего образования учащихся. В МОУ «СОШ с УИОП №14» определена следующая направленность классов:
классы общеобразовательные, занимаются по УМК «Школа России»: 1 а, в, г; 2 а; 3 а; 4 а
классы с углублённым изучением английского языка, занимаются по УМК «Школа 2100»: 1 б; 2 б; 3 б; 4 б
В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» занятия проводятся в 1 и во 2 смены (5 дневная учебная неделя).
Начало учебного года с 1 сентября, продолжительность учебного года в 1 классе — 33 недели с 35 минутными уроками, во 2-4 классах- 34 учебные недели с 35 минутными уроками.
Учебный год делится в 1-4 классах по четвертям. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы в феврале месяце.
Максимальный объём учебной нагрузки составляет:
1 классы – 20 уроков в неделю;
2,3 классы – 22 урока в неделю;
4 классы - 22,5 уроков в неделю;
Занятия начинаются в 8 часов 20 минут, во 2 смену в 13 часов.
Продолжительность перемен: 2 перемены по 20 мин, 2 перемены по 15 мин, на каждом уроке проводятся динамические паузы.
Наполняемость классов не более 25 человек.
Основной формой организации обучения является классно – урочная. Основные задачи реализации содержания:
Филология
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Математика и информатика
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание
Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основы духовно- нравственной культуры народов России
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Искусство
Развитие способностей к художественно- образному, эмоционально –ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Физическая культура
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Базисный учебный план
Предметные области
| Предметы
| Количество часов в неделю
| Всего
| Обязательная часть
| 1 кл
| 2 кл.
| 3 кл
| 4 кл
|
|
Филология
| Русский язык
| 5
| 5
| 5
| 5
| 20
| Литературное чтение
| 4
| 4
| 4
| 4
| 16
| Иностранный язык
| 0
| 2
| 2
| 2
| 8
| Математика и информатика
| Математика
| 4
| 4
| 4
| 4
| 16
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| Основы духовно – нравственной культуры народов России
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
|
|
| 0/1
| 0,5
| Искусство
| Музыка
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Технология
| Технология
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Физическая культура
| Физическая культура
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| Итого
|
| 20
| 22
| 22
| 22,5
| 86,5
| Часть формируемая участниками образовательного процесса
|
| -
| 3
| 3
| 2,5
| 8,5
| Максимально допустимая недельная нагрузка
|
| 20
| 25
| 25
| 25
| 95
| Внеурочная деятельность
|
| 10
| 10
| 10
| 10
| 40
| спортивно - оздоровительное
|
| 2
|
|
|
|
| художественно- эстетическое
|
| 3
|
|
|
|
| научно-познавательное
|
| 3
|
|
|
|
| патриотическое
|
| 1
|
|
|
|
| духовно-нравственное
|
| 1
|
|
|
|
| Всего к финансированию
|
| 40
| 45
| 45
| 45
| 135
|
Базисный учебный план годовой
Предметные области
| Предметы
| Количество часов в неделю
| Всего
| Обязательная часть
| 1 кл
| 2 кл.
| 3 кл
| 4 кл
|
|
Филология
| Русский язык
| 165
| 170
| 170
| 170
| 675
| Литературное чтение
| 132
| 136
| 136
| 136
| 540
| Иностранный язык
| -
| 68
| 68
| 68
| 204
| Математика и информатика
| Математика
| 132
| 136
| 136
| 136
| 540
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
| 66
| 68
| 68
| 68
| 204
| Основы духовно – нравственной культуры народов России
| Основы духовно-нравственной культуры народов России
| -
| -
| -
| 17
| 17
| Искусство
| Музыка
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Изобразительное искусство
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Технология
| Технология
| 33
| 34
| 34
| 34
| 135
| Физическая культура
| Физическая культура
| 66
| 68
| 68
| 68
| 270
| Итого
|
| 660
| 748
| 748
| 765
| 2921
| Часть формируемая участниками образовательного процесса
|
| -
| 102
| 102
| 85
| 289
| Максимально допустимая годовая нагрузка
|
| 660
| 850
| 850
| 850
| 3210
| Внеурочная деятельность
|
| 330
| 340
| 340
| 340
| 1350
| Всего к финансированию
|
| 990
| 1190
| 1190
| 1190
| 4560
|
IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.
Цель программы – формирования универсальных учебных действий как обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательных систем «Школа 2100» и «Школа России».
Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:
1) определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования;
2) обозначить связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
3) обеспечение преемственности программы формирование универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образовании.
4) сформировать систему типовых заданий для:
формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;
оценки сформированности универсальных учебных действий.
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования
Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций».
Ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, это:
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе
формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа.
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма
принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Одно из ключевых понятий предметных программ – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.
Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются:
предметное содержание;
образовательные технологии деятельностного типа;
продуктивные задания.
4.2 Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания Русский язык
Наряду с достижением предметных результатов, содержание предмета нацелено на личностное развитие ученика, так как формирует:
представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения;
воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия. Литературное чтение
Способствует личностному развитию ученика:
обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»;
формирует «первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности», индивидуальный эстетический вкус.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через:
обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях;
передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Математика
Содержание предмета направлено прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий учит:
использованию начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
оцениванию их количественных и пространственных отношений,
овладению основами логического и алгоритмического мышления.
Но наряду с этой всем очевидной ролью математики у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Данный предмет учит:
Окружающий мир
Через две главные линии развития обеспечивает формированию личностных и метапредметных результатов.
Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает:
осознание целостности окружающего мира;
освоение доступных способов изучения природы и общества;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире».
Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;
воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Технология
Предмет имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём:
приобретения навыков самообслуживания,
овладения технологическими приемами
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий:
формирование представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии».
Данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика. Искусство
Включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Способствуют личностному развитию ученика, обеспечивая сформированность:
первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
основ культуры, понимание красоты как ценности;
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
4.3 Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках – в момент поступления детей в школу и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.
Исследования готовности к обучению в лицее при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.
Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста, желание детей поступить в школу, с другой – развитие любознательности и умственной активности.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфических детских видов деятельности:
сюжетно-ролевой игры;
изобразительной деятельности;
конструирование;
восприятие сказки и т.д.
Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей при переходе обучающихся на следующую ступень общего образования. Трудности такого перехода:
ухудшение успеваемости и дисциплины;
рост негативного отношения к учению;
возрастание эмоциональной нестабильности;.
Это обусловлено следующими причинами:
необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения;
совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);
недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).
Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий. V. Программа отдельных учебных предметов.
5.1 ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Пояснительная записка.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения в девятилетней школе, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методических комплектов «Школа России» и «Школа 2100». Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи курса.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе звуко – символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель – изучение русского языка в начальной школе – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты – повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные палочки». Его продолжительность (24 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обученности учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, предложениях. Из области фонетики они знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими; твёрдыми и мягкими; с ударением; ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь, наблюдают над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи-ши, ча- ща, чу – щу, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого – звуковой и звуко – буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают над тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означают, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букваря» идёт целенаправленное формирование у них правильного типа читательской деятельности.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико- орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уровне русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учётом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии.
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковый материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковый уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.)
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность)
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Результаты изучения учебного предмета «Русский язык».
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УДД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте в оглавлении, в условных обозначениях)
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения русского языка является сформированность следующих умений:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; Основное содержание начального общего образования по учебному предмету.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей.(описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.)
Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значение. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различие гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различие звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости –мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (к переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слов как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различие слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу- щу, жи-ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
|
|
|