Главная страница


Дешко Раиса Анатольевна программа разработана на основе учебной литературы пояснительная записка



Скачать 119.69 Kb.
НазваниеДешко Раиса Анатольевна программа разработана на основе учебной литературы пояснительная записка
Дата24.02.2016
Размер119.69 Kb.
ТипПояснительная записка


Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

пос. Бичевого

муниципального образования

Ленинградский район
УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета

от 30 августа 2012 года

протокол № 1

Председатель педсовета

_______________ Л.Ш.Морозова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(второго вида)
практикума по математике

Ступень обучения, класс – среднее (полное) общее образование, 11 класс

Количество часов – 34 ч. Уровень - базовый

Учитель – Дешко Раиса Анатольевна
Программа разработана на основе учебной литературы.

1. Пояснительная записка.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Данный курс является базовым общеобразовательным, отражает обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлен на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Элективный курс «Математика: подготовка к ЕГЭ» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 11 классов и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой и историей).

Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении и повторении курса алгебры и подготовке к экзаменам.

Задачи курса: 

1) подготовить учащихся к экзаменам;

2) дать ученику возможность проанализировать и раскрыть свои   способности.

Для работы с учащимися, безусловно, применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество. "Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности" (Клайн).

Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. При решении ряда задач необходимо рассмотреть несколько случаев. Одной группе учащихся полезно дать возможность самим открыть эти случаи. В другой - учитель может сузить требования и рассмотреть один из случаев.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников.

Функции практикума:

  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

  • компенсация недостатков обучения по математике.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Требования к уровню освоения курса.

Материал курса должен быть освоен на базовом уровне. Учитель может провести самостоятельные работы, пробный экзамен, зачёты по конкретным темам.

Организация и проведение аттестации учащихся.

Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений, а также опыт внеурочной деятельности, содержательно связанной с предметным полем – математикой. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий, а также итоговое тестирование учащихся.


Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:

  • Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.

  • Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.

При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.

Возможная форма итоговой аттестации:

  • Итоговая контрольная работа (по заданиям ЕГЭ прошлых лет).


Ожидаемый результат изучения курса.

Учащийся должен

знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • значение математики как науки и значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;

  • решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ (части В и части С).

иметь опыт (в терминах компетентностей):

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне их;

  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.


Методические рекомендации по реализации программы.

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.

Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.

Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами или медиаресурсы.

Данный курс рассчитан на 34  тематических занятия.
Таблица тематического распределения часов:





п/п


Разделы, тема

Количество часов

Рабочая программа



Арифметика. Контроль на входе.

1



Арифметика.

1



Тождественные преобразования алгебраических выражений.

1



Тождественные преобразования алгебраических выражений.

1



Тождественные преобразования выражений с корнем.

1



Рациональные уравнения.

1



Рациональные уравнения.

1



Иррациональные уравнения.

1



Системы уравнений.

1



Рациональные неравенства и системы неравенств.

1



Модули. Уравнения и неравенства с модулем.

1



Модули. Уравнения и неравенства с модулем.

1



Логарифмы.

1



Логарифмические уравнения.

1



Показательные уравнения.

1



Показательные и логарифмические неравенства.

1



Тригонометрические функции и тригонометрические выражения.

1



Тригонометрические выражения, тригонометрические уравнения и неравенства.

1



Функция.

1



Функция.

1



Прогрессии.

1



Тождественные преобразования степенных выражений.

1



Тождественные преобразования логарифмических выражений, нахождение их значений. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Исследование логарифмических функций.

1



Решение логарифмических уравнений и неравенств. Исследование логарифмических функций.

1



Задания, содержащие логарифмы.

1



Обобщающее повторение темы «Показательные функции, уравнения и неравенства».

1



Обобщающее повторение темы «Тригонометрические функции, уравнения и неравенства».

1



Обобщающее повторение темы «Тригонометрические функции, уравнения и неравенства».

1



Иррациональные неравенства.

1



Тест ЕГЭ (раздел В и С).

1



Интегралы и производные.

1



Геометрические задачи.

1



Тестовые задачи и задачи «на проценты».

1



Повторение.

1

ИТОГО

34ч

2. Содержание обучения.


  1. Вводная лекция «Чем занимается алгебра».

Предмет, изучению которого посвящен данный курс. Исторические сведения. Связь с базовым курсом школьной математики. Организационные моменты о формах работы с элективным курсом.

2. Входное тестирование: составляет учитель, ориентируясь на базовый курс алгебры и соответственно класс, в котором проводится тест (база 9-10 класс).

  1. Об эволюции понятия числа.

Историческая справка о развитии понятия числа (экскурс в историю математики).

4. Основные законы и формулы алгебры.

Основные законы алгебры. Исторические справки. Формулы сокращенного умножения, их применение в различных сферах деятельности человека.

  1. Уравнение.

Определение уравнения. Определение решения уравнения. Что значит решить уравнение. Виды уравнений. Классификация уравнений.

Задания для самостоятельной работы:

  • Придумайте свои примеры для каждого названного в классификации вида уравнений.

  • Вспомните известные вам способы и алгоритмы решения уравнений.

  • Используя их, решите те из составленных уравнений, которые сможете решить сами.

Определение линейного уравнения. Классификация линейных уравнений. Алгоритм решения линейного уравнения. Примеры задач, решение которых сводится к решению линейных уравнений.

Решение квадратных уравнений в мировой математике.

Определение квадратного уравнения. Разновидности квадратных уравнений. Способы решения квадратных уравнений.

Задания для самостоятельной работы:

  • Заслушать подготовленные дополнения по теме.

  • Обсудите сообщения и выберете лучшие, выясните, в чем удача этих групп.

  • Решите самостоятельно

  1. Функции.

  2. Логарифмы. Определение логарифма. Классификация заданий. Алгоритм решения логарифмического уравнения, неравенства. Примеры задач.

  3. Неравенства. Определение и классификация неравенств. Алгоритм решения линейного неравенства, неравенств, решаемых методом интервалов. Примеры задач, решение которых сводится к решению неравенств.

  4. Итоговый тест.

  5. Итоговая контрольная работа.

В зависимости от уровня подготовленности учащихся в конце курса возможно провести итоговую контрольную работу по заданиям ЕГЭ прошлых лет.
3. Перечень практических, лабораторных работ и др.


п/п

Вид деятельности

Количество



Контрольных работ

нет



4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1.Авторская программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарского края: Алгебра и начала анализа, 10 – 11 классы (автор – составитель Е. А. Семенко). Департамент образования и науки Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2010;

  1. Методические рекомендации ККИДППО о преподавании математики в 2012/2013 учебном году;

  2. Алгебра и начала математического анализа, 10-11 классы, учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н.Колмогорова, Москва -Просвещение-2009;

  3. А.Г. Мордкович «Алгебра и начала математического анализа 10-11» издательство «Мнемозина», 2008;

  4. ЕГЭ. 2010. Математика. Типовые задания / под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2010;

  5. Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010;

  6. Готовимся к ЕГЭ по математике. Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа / под ред. Семенко Е.А., Васильева И.В., Канюка М.В., Фоменко М.В.- Краснодар: Просвещение – Юг, Ч.1;

  7. Текстовые задания по алгебре и началам анализа. Базовый уровень. / Под редакцией Семенко Е.А., Фоменко М.В., Белай Е.Н., Ларкин Г.Н.-Краснодар: Просвещение – Юг, 2008;

  8. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике / Семенко Е.А.-Краснодар: 2008.




СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания ШМО учителей математики и информатики от 28 августа 2012 года

Руководитель ШМО ______________ О. И. Погорелая


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

_____________ Н. В. Самойленко

30 августа 2012 год