|
Примерное тематическое планирование изучения учебного материала 1 класс 132 ч (4 ч в неделю) № урока Тема урока, страницы учебника Тема и цели урока Характеристика М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова МАТЕМАТИКА
1 класс
132 ч (4 ч в неделю)
№ урока
| Тема урока,
страницы учебника
| Тема и цели урока
| Характеристика
учебной деятельности учащихся1
| 1-е полугодие
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10
| 1-я четверть (32 ч)
Давайте знакомиться (3 ч)
| 1
| Часть 1
Как мы будем
сравнивать
С. 3—5
| Тема. Форма, цвет, размер
Цель. Знакомство с учебником. Знакомство с признаками, по которым сравнивают предметы: по форме, размеру цвету, количеству, расположению
| Сравнивать изображённые предметы, находить сходства и различия.
Пересчитывать предметы на рисунке, сравнивать количество предметов в группах (больше, меньше, столько же).
Различать геометрические фигуры.
Выявлять закономерность в чередовании узоров, воспроизводить и продолжать узор по образцу
| 2
| Как мы будем
считать
С. 6—7
| Тема. Пересчитывание предметов
Цель. Формирование навыка пересчитывания предметов. Актуализация понятий «больше», «меньше», «столько же»
| 3
| Что мы будем рисовать
С. 8—9
| Тема. Геометрические фигуры
Цель. Актуализация знаний о геометрических фигурах. Знакомство с понятиями «число» и «цифра»
| Сравниваем предметы (4 ч) | 4
| Сравниваем
Фигуры
С. 12—13
| Тема. Сравнение геометрических фигур
Цели. Формирование умений сравнивать геометрические фигуры по форме, размеру и цвету. Знакомство с символическим обозначением предметов, изображённых на рисунке
| Соотносить количество предметов на рисунке и количество символов (точек, палочек) в тетради.
Сравнивать форму, цвет, размер изображённых предметов.
Упорядочивать изображённые предметы по размеру.
Моделировать геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник) из подручного материала (карандаши, счётные палочки).
Ориентироваться в таблице (различать строки и столбцы).
Выявлять закономерность в расположении изображённых предметов в таблице, «заполнять» пустые клетки таблицы в соответствии с этой закономерностью.
Задавать друг другу вопросы при работе в парах
| 5
| Сравниваем
форму и цвет
С. 14—15
| Тема. Сравнение предметов (по форме и цвету)
Цели. Формирование умений сравнивать предметы по форме и цвету. Знакомство с табличной формой представления информации
| 6
| Больше, меньше.
Выше, ниже
С. 16—17
| Тема. Сравнение предметов (по высоте)
Цели. Знакомство с понятиями «увеличение», «уменьшение». Формирование умения упорядочивать предметы по размеру
| 7
| Длиннее, короче.
Шире, уже
С. 18—19
| Тема. Сравнение размеров предметов (по длине, ширине)
Цели. Актуализация понятий «длиннее», «короче», «шире», «уже». Формирование умения сравнивать предметы по размеру
| Считаем предметы (6 ч)
| 8
| Числа 1, 2, 3
С. 20—21
| Тема. Числа 1, 2, 3
Цели. Формирование умения соотносить числа 1, 2, 3 с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 1)
| Соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.
Тренировать письмо цифр.
Моделировать цифры из проволоки и с помощью рисунков (геометрических фигур).
Устанавливать последовательность рисунков в соответствии с логикой сюжета.
Определять положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).
Использовать порядковые числительные в речи.
Прогнозировать результат игры (в паре) и выстраивать стратегию игры.
Наблюдать за положением чисел, обозначающих парные предметы, в числовом ряду.
Классифицировать предметы в группе по разным признакам (форма, цвет, размер).
Соотносить положение чисел в таблице и схем, задающих порядок движения по клеткам таблицы
| 9
| Числа 4, 5
С. 22—23
| Тема. Числа 4, 5
Цели. Формирование умения соотносить числа 4, 5 с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 4)
| 10
| Расставляем
по порядку
С. 24—25
| Тема. Порядковый счёт
Цели. Формирование первоначальных представлений о порядковом счёте.
Формирование навыка письма (цифра 2)
| 11
| Числа 6, 7
С. 26—27
| Тема. Числа 6, 7
Цели. Формирование умения соотносить числа 6,7 с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 7)
| 12
| Числа 8, 9
С. 28—29
| Тема. Числа 8, 9
Цели. Формирование умения соотносить числа 8, 9 с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 6 и 9)
| 13
| Числа от 1 до 9
С. 30—31
| Тема. Числа от 1 до 9
Цели. Повторение и обобщение темы «Считаем предметы». Пропедевтика свойств числового ряда. Формирование навыка письма (цифра 5)
| Сравниваем числа (7 ч)
| 14
| Больше. Меньше.
Столько же
С. 32—33
| Тема. Сравнение количества предметов
Цели. Знакомство учащихся с принципом сравнения количества предметов (составление пар предметов). Формирование умений обозначать предметы символами. Формирование навыка письма (цифра 3)
| Сравнивать числа: 1) разбивая предметы в группах на пары, 2) с помощью числового ряда.
Читать равенства и неравенства, использовать знаки >, <, = при письменной записи равенств и неравенств.
Увеличивать и уменьшать число на 1, называя следующее и предыдущее число.
Восстанавливать пропущенные числа в числовом ряду.
Определять с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.
Наблюдать на рисунках и схемах закономерность увеличения и уменьшения чисел в числовом ряду, делать выводы.
Моделировать данные текстовой задачи с помощью символов.
Моделировать разрезание фигуры на части. Предлагать разные способы разрезания.
Соблюдать очерёдность действий при выполнении заданий в паре
| 15
| Сравниваем
числа
С. 34—35
| Тема. Сравнение чисел. Знаки >, <, =
Цели. Знакомство со знаками > , < , = .
Формирование первоначальных представлений о сравнении чисел.
Формирование навыка письма (цифра 8)
| 16
| Равенство
и неравенство
С. 36—37
| Тема. Равенство и неравенство
Цели. Знакомство с понятиями «равенство» и «неравенство». Формирование умения составлять равенства и неравенства с опорой на предметную деятельность и наглядные изображения
| 17
| Увеличиваем
на 1
С. 38—39
| Тема. Принцип построения числового ряда. Следующее число
Цели. Формирование первоначальных представлений о принципе построения числового ряда (знакомство с понятием «следующее число», увеличение чисел в числовом ряду на 1)
| 18
| Уменьшаем на 1
С. 40—41
| Тема. Принцип построения числового ряда. Предыдущее число
Цели. Знакомство с понятием «предыдущее число». Уменьшение чисел в числовом ряду на 1
| 19
| Сравниваем
числа с помощью
числового ряда
С. 42—43
| Тема. Сравнение чисел с помощью числового ряда
Цель. Формирование умения сравнивать числа с помощью числового ряда
| 20
| Больше на…
Меньше на…
С. 44—45
| Тема. Сравнение количества предметов
Цели. Актуализация понятий «больше на…», «меньше на…». Формирование умения сравнивать числа с помощью числового ряда
|
Рисуем и измеряем (12 ч)
| 21
| Продолжаем знакомство
С. 46—47
| Тема. Точка, отрезок. Распознавание геометрических фигур
Цель. Знакомство с новыми геометрическими фигурами (точка, отрезок, овал, прямоугольник)
| Различать отрезок, ломаную, замкнутую и незамкнутую линии, отличать многоугольник от других ломаных.
Проводить с помощью линейки прямые линии, ломаные, отрезки.
Измерять длину отрезка (в сантиметрах) с помощью измерительной линейки.
Тренировать письмо цифр.
Сравнивать числа от 0 до 10.
Увеличивать и уменьшать числа на 1.
Восстанавливать пропуски в числовом ряду, пропущенные числа в неравенстве.
Ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.
Описывать линии, используя слова прямые, кривые, пересекаются, не пересекаются.
Наблюдать за свойствами геометрических фигур, определять сходства и различия, делать выводы.
Моделировать процесс движения на числовом луче.
Сравнивать «на глаз» длины отрезков на бумаге в клетку.
Строить симметричное изображение на бумаге в клетку.
Распределять роли при работе в парах.
| 22
| Проводим линии
С. 48—49
| Тема. Линии
Цель. Знакомство с понятиями «прямая линия», «кривая», «пересекающиеся линии», «непересекающиеся линии». Тренировка в проведении линий по линейке
| 23
| Отрезок
и ломаная
С. 50—51
| Тема. Отрезок и ломаная
Цель. Формирование представлений об отрезке и ломаной и умения чертить отрезки и ломаные по линейке
| 24
| Многоугольники
С. 52—53
| Тема. Многоугольники
Цель. Формирование представлений о многоугольниках
| 25
| Рисуем
на клетчатой бумаге
С. 54—55
| Тема. Ориентирование на плоскости и в пространстве (лево-право)
Цель. Развитие пространственных представлений (различение направлений «право» и «лево» в пространстве и на листе бумаги)
| 26
| Ноль и десять
С. 56—57
| Тема. Числа 0, 10
Цели. Формирование представлений о числах 0 и 10 и умения соотносить их с цифрами и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 0)
| 27
| Измеряем
длину
С. 58—59
| Тема. Измерение длины
Цель. Формирование первоначальных представлений о процессе измерения
| 28
| Измеряем
отрезки
С. 60—61
| Тема. Измерение длины отрезка
Цель. Формирование умения измерять длину отрезка с помощью линейки
| 29
| Числовой луч
С. 62—63
| Тема. Числовой луч
Цель. Формирование графического образа числового ряда (числовой луч)
| 30
| Вспоминаем, повторяем
С. 64—65
| Тема. Закрепление изученного
Цель. Формирование пространственных представлений учащихся
| 31, 32
| Повторение, обобщение изученного
С. 66—69
| Отмечать числа на числовом луче, сравнивать, увеличивать и уменьшать числа с помощью числового луча.
Применять знания и умения в нестандартной ситуации (различать геометрические фигуры с заданными свойствами; восстанавливать деформированный числовой ряд; восстанавливать двойное неравенство; определять закономерность в чередовании чисел и восстанавливать пропуски; зрительно выделять заданные фигуры на геометрическом чертеже)
| 2-я четверть (28 ч)
Учимся складывать и вычитать (14 ч)
| 33
| Складываем
числа…
С. 70—71
| Тема. Сложение
Цели. Знакомство с понятием «сумма», знаком + . Формирование первоначальных представлений о действии сложения
| Составлять числовые равенства, иллюстрирующие состав однозначных чисел.
Использовать знаки + и – для записи сложения и вычитания.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на наглядность разной степени абстрактности (рисунки, схемы, геометрические модели чисел).
Использовать при сложении знание переместительного закона, при вычитании взаимосвязь сложения и вычитания.
Восстанавливать равенства: подбирать пропущенные числа, выбирать знак + или – в соответствии со смыслом равенства.
Решать задачи в 1 действие на нахождение суммы и остатка.
Читать схемы, иллюстрирующие количество предметов. Классифицировать предметы в группе по разным основаниям.
Соотносить количество изображённых предметов со схемой, схему с числовым равенством, числовое равенство с рисунком.
Обозначать количество предметов символами.
Наблюдать за перестановкой слагаемых в равенствах, за взаимосвязью действий сложения и вычитания, делать выводы, использовать их при вычислениях.
Моделировать состав чисел с помощью геометрических фигур на бумаге в клетку.
Читать схемы, иллюстрирующие движение.
Конструировать геометрические фигуры (достраивать до заданных фигур, выбирать составные части из предложенного набора).
Предлагать несколько вариантов решения комбинаторной задачи.
Наблюдать за чередованием чётных и нечётных чисел в числовом ряду.
Исследовать свойства чётных и нечётных чисел на геометрических моделях
| 34
| …и вычитаем
С. 72—73
| Тема. Вычитание
Цели. Знакомство с понятием «разность», знаком – . Формирование первоначальных представлений о действии вычитания
| 35
| Считаем
до трёх
С. 74—75
| Тема. Состав числа 3
Цели. Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава чисел 2 и 3. Пропедевтика вычитания чисел на основе знания состава чисел
| 36
| Два да два —
четыре
С. 76—77
| Тема. Состав числа 4
Цели. Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 4. Пропедевтика вычитания чисел на основе знания состава чисел
| 37
| Отличное число
С. 78—79
| Тема. Состав числа 5
Цели. Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5. Пропедевтика вычитания чисел на основе знания состава чисел
| 38
| «Секрет»
сложения
С. 80—81
| Тема. Перестановка чисел в сумме
Цели. Формирование умения выполнять сложение чисел, применяя перестановку чисел в сумме. Повторение состава чисел 2, 3, 4, 5
| 39
| Самое
красивое число
С. 82—83
| Тема. Состав числа 6
Цели. Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5. Пропедевтика вычитания чисел на основе знания состава чисел
| 40
| Семь дней
недели
С. 84—85
| Тема. Состав числа 7
Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 7
| 41
| Складываем…
и вычитаем
С. 86—87
| Тема. Закрепление изученного
Цели. Формирование представлений о взаимосвязи действий сложения и вычитания. Повторение состава чисел 4, 5, 6, 7
| 42
| Сколько ног
у осьминога
С. 88—89
| Тема. Состав числа 8
Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 8
| 43
| Загадочное число
С. 90—91
| Тема. Состав числа 9
Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 9
| 44
| Десять братьев
С. 92—93
| Тема. Состав числа 10
Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 10
| 45
| Чёт и нечет
С. 94—95
| Тема. Чётные и нечётные числа
Цели. Знакомство с понятиями «чётное» и «нечётное число». Формирование представлений о чередовании чётных и нечётных чисел в числовом ряду
| 46
| Вспоминаем, повторяем
С. 96—97
| Тема. Закрепление изученного
Цель. Повторение темы «Учимся складывать и вычитать»
| |
|
|