Заключение Воспитание «в духе экологии и сотрудничества» считается необходимой предпосылкой создания стабильного мирового сообщества. Под стабильным мировым сообществом подразумевается общество, которое осознаёт и признаёт свою зависимость от природы, взаимную зависимость и взаимную ответственность всех обитающих на Земле людей. Это не значит, что пытаются предопределить или предсказать конечный результат социального развития – какой-нибудь идеальный общественный строй. Речь идёт о другом, о нашем развитии в определённом направлении, а именно о жизни на основе уважения к природе, человечеству, на основе социальной справедливости.
В связи с этим значительно возрастает роль социальной работы и социальной педагогики. Социальная работа становится особенно актуальной тогда, когда общество, страна переживает периоды, резкого обострения социальных проблем.
В настоящее время в условиях реформирования нашей страны десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой специальности – социальные педагоги и социальные работники.
Хотя социальная работа в России имеет долгую, богатую событиями и славную историю, однако на государственный уровень она была выведена лишь в 1990 году. Сегодня социальные педагоги и работники выполняют функции, которые раньше делили между собой различные государственные структуры (органы здравоохранения, образования, социального обеспечения и др.) и общественные организации, которые крайне слабо взаимодействовали.
В связи с этим для повышения профессионального уровня социальных педагогов встаёт задача конкретизации их функций.
В общем, плане без учёта специализации социальный педагог выполняет следующие функции: организационную, диагностическую, прогностическую, координационно-коммуникативную, воспитательную, социально-педагогическую, адаптационную, социально-медицинскую, рекламно-пропагандистскую, нравственно-гуманистическую, предупредительно-профилактическую, охранно-защитную.
Однако в нашей работе нас интересовали функции социального педагога детского объединения. Ведь дети и подростки существуют в обществе не только как младшее поколение, но и как социальная группа, связанная с обществом, включённая в общественные отношения, участвующая в общественной деятельности. Вполне возможно, что через детское движение легче будет установить доверие между нациями, народами как у нас в стране, так и в мире.
Однако социальные изменения в нашей стране в последнее время влекут за собой обнищание большей части населения, увеличение доли занятости на производстве, следствием чего является понижение жизненного уровня семьи, нарастание конфликтности. Массовым явлением становится детская беспризорность, падение интеллекта, криминогенная среда. Сфера детского досуга всё в большей мере становится объектом коммерческой деятельности. Снижение активности детских организаций в сфере социальной реабилитации и других областях социальной службы усугубляет для общества проблемы детства.
В период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков, возрастает задача становления личности ребёнка. От того, какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленная на создание условий для социализации ребёнка. Среди этих институтов особое место занимают детские объединения, работа которых строится, прежде всего, с учётом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.
Однако сложившиеся содержание, методы и формы деятельности детских объединений вошли в явное противоречие с теми процессами, которые изменяют всю систему социальных отношений в стране. При этом существующая тенденция сохранения традиционных отношений детских объединений, государства и общества не может сегодня удовлетворить ни детей, ни взрослых и затрудняет процесс социализации личности ребёнка.
В соответствии с этим, в педагогической теории и на практике ведутся поиски путей обновления содержания работы детского объединения. Детское объединение нового типа должно содействовать росту творческого потенциала ребёнка и формированию его готовности к социальным действиям. Участие в детском общественном объединении – это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою индивидуальность.
Наиболее эффективный путь обновления детского объединения – это создание условий самореализации, развития детей; в том, чтобы они сумели правильно определить своё место в системе отношений с другими. В этом ценность вариативно-программного подхода. Такой подход создаёт конкуренцию, которая становится дополнительным стимулом к поиску и созданию наиболее оптимальных вариантов программ.
Таким образом, умение разрабатывать программы деятельности становится одним из основных профессиональных умений социального педагога детского объединения, так как процесс программирования даёт социальному педагогу детского объединения понимание сущности своей деятельности.
Когда в процессе программирования ты чётко осознаёшь, что и для чего ты делаешь, это в дальнейшем значительно облегчает процесс реализации программы.
Итак, если социальный педагог при программировании деятельности своего детского объединения чётко знает свои функции, это повышает продуктивность его работы, способствует его профессиональному росту, создаёт все условия для разработки таких программ деятельности детского объединения, при реализации которых процесс социализации ребёнка будет протекать наиболее успешно.
Библиография 1. Алиева Л.В. Психолого-педагогические основы программирования воспитательной работы с младшими школьниками. / Тропинками педагогического поиска. Выпуск 1.- М.: Совет ФДО «Юная Россия», 1993г.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. –SvR – Аргус, 1994 г.
3. Возьмёмся за руки друзья! / Сборник материалов игротехнических семинаров «Взрослые и дети» в рамках программы регионального взаимодействия. – Авторский коллектив. – ВДЦ «Орлёнок» - 1996 г.
4. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. ( Из опыта работы всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок») – М.: Педагогика, 1982 г.
5. Кабатченко М.В. Педагогика мира: постановка проблемы, её обоснование. // Советская педагогика. – 1989 -№1.
6. Ковалёва Г. Воспитание в духе мира, социальная ответственность, сотрудничество. /Приоритеты современной педагогики: Мир – Экология – Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е.
7. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания: Учебное пособие. Якутск: Издательство Якутского госуниверситета, 1992 г.
8. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993 г.
9. Материалы Ассоциации исследователей детского движения. / Москва, Пресс соло, 1995
10. Никитина Л. Гармония нежного возраста: потребности и права детей во все времена.//Социальная работа. – 1994 -№1/4
11. Никитина Л. Дружба, милосердие, вдохновение (социально-педагогическое общественное движение детско-молодёжных социальных инициатив в системе дополнительного образования детей //Социальная работа. –1997.- №1/9
12. Норланд Ева. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышления о новой парадигме. /Приоритеты современной педагогики: Мир – Экология – Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е.
13. Петраченко О.В. О воспитании детей на общечеловеческих идеалах и ценностях. //Государство и дети: реальности России: Материалы научно-практической конференции. /Москва, 1995 г.
14. Психология. Словарь /Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского,-2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990 г.
15. Рабочая книга по прогнозированию. / Редкол.: И.В.Бестужев Лада. М.: Мысль, 1982 г.
16. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1994 г.
17. Советский энциклопедический словарь. /Гл. редактор А.М.Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1984 г.
18. Сорочинская Е.Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1996 г.
19. Таран Ю.Н. Как разработать программу детского объединения. /Липецк, 1997 г.
20. Титов Б.А. Досуговая деятельность подростков. Санкт-Петербург, 1987 г.
21. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е, М.: Политиздат, 1975 г.
22. Философский энциклопедический словарь. /Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
23. Шаронов А.В. Основы государственной поддержки работы с детьми и молодёжью.//Государство и дети: реальности России: Материалы научно-практической конференции/ Москва, 1995 г.
24. Эйдес Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование./Издательство «Мир», 1971 г.
|