|  |   Преподаватель математики Высшей категории спб гбпоу лсит| Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями
 
 Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее
 
 Аникиной Раисы Павловны
 
 Преподаватель математики
 
 Высшей категории СПб ГБПОУ ЛСИТ
 
 В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки.
 
 Как пробудить у учащегося желание учиться, а если оно у него есть, то, как его сберечь? Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации познавательной деятельности человека является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в настоящий период.
 
 Устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация познавательной деятельности – один из критериев эффективности педагогического процесса.
 
 Известно, что математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию учащегося, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха является интерес к математике как к предмету.
 
 В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность обучающихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
 
 Цели мотивации познавательной деятельности на уроках математики:
 
 - Поддержание интереса к предмету;
 
 - Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
 
 - Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций;
 
 - Умение переносить знания в незнакомые ситуации.
 
 Задачи:
 
 - Раскрыть сущность мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и ее роль в развитии творческих способностей учащихся;
 
 - Проанализировать реализацию мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в лицее;
 
 - Выявить, способствует ли познавательная деятельность учащихся развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных форм.
 
 Основными задачами каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС являются:
 
  Общекультурное развитие;
 
Личностное развитие;
 
Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся;
 
Формирование умения учиться;
 
Развитие коммуникативной компетентности.
 
 Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нетрадиционные уроки в нашем лицее по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями учащихся, основой данных уроков, оригинальностью их проведения, занятостью обучающихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
 
 Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.
 
 Одной из форм проведения нестандартных уроков я практикую проектную деятельность.
 
 Идея обучения на основе проектной деятельности возникла не на пустом месте. Я давно искала пути достижения, если не абсолютного, хотя бы среднего результата в работе с группой, совершенствовала средства, методы и формы учебной работы. Сейчас время за программами и технологиями, которые обучают преподавателей учить и воспитывать по-другому, прежде всего, учить учащихся думать в полном соответствии с требованиями завтрашнего дня.
 
 Все это подтолкнуло меня к поиску технологий, которые смогли бы побудить к активности всех учащихся. Назрела необходимость оживить учебно-воспитательный процесс с помощью современной деятельности. Я почувствовала, что нужны новые формы работы, которые бы качественно изменили содержание традиционных уроков. Надо было найти и апробировать метод, который бы стимулировал интерес и активность учащихся к определенным проблемам, взятым из реальной жизни.
 
 Я изучила метод проектов, который широко используется в педагогической практике. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, и главным образом, в сфере социальной:
 
  Необходимость не столько передавать учащимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
 
Значимость для развития учащегося умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
 
 Таким образом, наряду с традиционными формами технология проектной деятельности предполагает нетрадиционные часто интерактивные формы.
 
 Учащийся– это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача состоит в том, чтобы включить каждого учащегося в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы, а проектная деятельность позволяет эффективно достигать поставленных целей современной системы обучения и познавательной деятельности учащихся это:
 
  Рефлексивные умения;
 
Поисковые (исследовательские) умения;
 
Навыки оценочной самостоятельности;
 
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
 
Коммуникативные умения;
 
Презентационные умения и навыки.
 
 Так на первом курсе, проработав с учащимися два месяца, узнав их уровень знаний по математике, их заинтересованность изучения математики, познавательную мотивацию, я провожу урок - конкурс проектных работ «Зачем надо изучать математику», с целью:
 
  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную и  творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое и творческое мышление.
 
Расширять математический кругозор учащихся.
 
Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.
 
Содействовать развитию культуры коллективного труда,  формированию доброжелательных и дружеских отношений.
 
  Поисковые (исследовательские) умения;
 
Навыки оценочной самостоятельности;
 
Коммуникативные умения;
 
  Презентационные умения и навыки
 
 Тему проекта ребята выбирают сами, например, «Математика в природе», «Математика в космосе», «Математика в моей профессии» и т.д. После конкурса проектов ребята пишут небольшое сочинение «Зачем нужна математика». И вот что пишут ребята в своих сочинениях:
 
 Мне кажется, что математика в моей будущей профессии очень будет нужна, потому что в профессии повара всё нужно рассчитать, всё проверить, сравнить. Зиновьева Вероника.
 
 В любой профессии нужна математика, только в разной степени.
 
 Я хочу связать свою жизнь с исскуством, хочу стать художником. Мне очень пригодится и геометрия, и черчение. Солопов Олег
 
 В любой науке, с которой можно связать свою жизнь, математика просто необходима, потому, что наука всегда требует точности. Это формулы, расчёты, уравнения, графики и т. д. Бойков Федор.
 
 Такой урок повышает заинтересованность учащихся к изучению математики, их познавательную мотивацию.
 
 Кроме нестандартных уроков я провожу в лицее внеурочную работу по предмету в виде предметной недели.
 
 Целью её проведения является:
 
  Развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности,
 
Поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету,
 
Формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.
 
 Задачи проведения Недели математики в лицее:
 
 Учебные:
 
  Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
 
Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности.
 
Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
 
 Развивающие:
 
  Развивать у обучающихся мотивацию познавательной деятельности, интерес к занятиям математикой.
 
Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
 
Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
 
 Воспитательные:
 
  Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
 
Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
 
Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
 
 Принципы организации Недели математики:
 
  Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
 
Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
 
Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
 
Принцип соревновательности (Учащимся предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных групп).
 
 Формы организации учебной деятельности:
 
  Индивидуальные – взаимодействие преподавателя с одним учащимся, консультации по содержанию и оформлению творческих работ),
 
Решение задач занимательного характера,
 
Индивидуальная деятельность учащегося по выполнению конкретного задания на уроке или во время внеклассного мероприятия.
 
Групповые – работа групп учащихся приблизительно одного возраста по созданию проекта сценария мероприятия, стенной газеты и т.д. Участие группы (команды) в игре, соревнованиях, турнирах и т.д.
 
Коллективные – учащиеся группы занимаются как целостный коллектив, готовятся к внеклассным мероприятиям в рамках Недели математики.
 
Ролевые и организационно – деятельностные игры.
 
 Методы обучения:
 
  Объяснительно - иллюстративные.
 
Частично – поисковые (частично - творческие).
 
Творческие.
 
Исследовательские.
 
Методы стимулирования и мотивации.
 
Коммуникативные, познавательные.
 
Репродуктивные.
 
 Педагогические технологии, используемые при проведении Недели математики:
 
 1. Объяснительно – иллюстративные (в основе – дидактические принципы Я.А.Коменского).
 
 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение).
 
 3. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, групповые технологии).
 
 4. Частнопредметные технологии (технология обучения математике на основе решения задач)
 
 Ожидаемые результаты:
 
 1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики.
 
 2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
 
 3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
 
 4. Вовлечение мастеров, воспитателей, преподавателей других в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
 
 5. Расширение историка –научного кругозора учащихся в области математики.
 
 6. Развитие коммуникативных умений при общении с учащимися разного возраста.
 
 Таким образом, использование различных методов и форм проведения уроков математики, внеурочных мероприятий дают большой эффект в мотивации познавательной деятельности учащихся не только к математике, но и к предметам специальных дисциплин, знания и образование для учащихся становятся ключевыми понятиями.
 
 
 | 
 |  |