|
Преподаватель математики Высшей категории спб гбпоу лсит Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями
Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее
Аникиной Раисы Павловны
Преподаватель математики
Высшей категории СПб ГБПОУ ЛСИТ
В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки.
Как пробудить у учащегося желание учиться, а если оно у него есть, то, как его сберечь? Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации познавательной деятельности человека является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в настоящий период.
Устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация познавательной деятельности – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Известно, что математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию учащегося, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха является интерес к математике как к предмету.
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность обучающихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Цели мотивации познавательной деятельности на уроках математики:
- Поддержание интереса к предмету;
- Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
- Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций;
- Умение переносить знания в незнакомые ситуации.
Задачи:
- Раскрыть сущность мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и ее роль в развитии творческих способностей учащихся;
- Проанализировать реализацию мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в лицее;
- Выявить, способствует ли познавательная деятельность учащихся развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных форм.
Основными задачами каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС являются:
Общекультурное развитие;
Личностное развитие;
Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся;
Формирование умения учиться;
Развитие коммуникативной компетентности.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нетрадиционные уроки в нашем лицее по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями учащихся, основой данных уроков, оригинальностью их проведения, занятостью обучающихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.
Одной из форм проведения нестандартных уроков я практикую проектную деятельность.
Идея обучения на основе проектной деятельности возникла не на пустом месте. Я давно искала пути достижения, если не абсолютного, хотя бы среднего результата в работе с группой, совершенствовала средства, методы и формы учебной работы. Сейчас время за программами и технологиями, которые обучают преподавателей учить и воспитывать по-другому, прежде всего, учить учащихся думать в полном соответствии с требованиями завтрашнего дня.
Все это подтолкнуло меня к поиску технологий, которые смогли бы побудить к активности всех учащихся. Назрела необходимость оживить учебно-воспитательный процесс с помощью современной деятельности. Я почувствовала, что нужны новые формы работы, которые бы качественно изменили содержание традиционных уроков. Надо было найти и апробировать метод, который бы стимулировал интерес и активность учащихся к определенным проблемам, взятым из реальной жизни.
Я изучила метод проектов, который широко используется в педагогической практике. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, и главным образом, в сфере социальной:
Необходимость не столько передавать учащимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
Значимость для развития учащегося умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Таким образом, наряду с традиционными формами технология проектной деятельности предполагает нетрадиционные часто интерактивные формы.
Учащийся– это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача состоит в том, чтобы включить каждого учащегося в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы, а проектная деятельность позволяет эффективно достигать поставленных целей современной системы обучения и познавательной деятельности учащихся это:
Рефлексивные умения;
Поисковые (исследовательские) умения;
Навыки оценочной самостоятельности;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения и навыки.
Так на первом курсе, проработав с учащимися два месяца, узнав их уровень знаний по математике, их заинтересованность изучения математики, познавательную мотивацию, я провожу урок - конкурс проектных работ «Зачем надо изучать математику», с целью:
Развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную и творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление.
Расширять математический кругозор учащихся.
Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.
Содействовать развитию культуры коллективного труда, формированию доброжелательных и дружеских отношений.
Поисковые (исследовательские) умения;
Навыки оценочной самостоятельности;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения и навыки
Тему проекта ребята выбирают сами, например, «Математика в природе», «Математика в космосе», «Математика в моей профессии» и т.д. После конкурса проектов ребята пишут небольшое сочинение «Зачем нужна математика». И вот что пишут ребята в своих сочинениях:
Мне кажется, что математика в моей будущей профессии очень будет нужна, потому что в профессии повара всё нужно рассчитать, всё проверить, сравнить. Зиновьева Вероника.
В любой профессии нужна математика, только в разной степени.
Я хочу связать свою жизнь с исскуством, хочу стать художником. Мне очень пригодится и геометрия, и черчение. Солопов Олег
В любой науке, с которой можно связать свою жизнь, математика просто необходима, потому, что наука всегда требует точности. Это формулы, расчёты, уравнения, графики и т. д. Бойков Федор.
Такой урок повышает заинтересованность учащихся к изучению математики, их познавательную мотивацию.
Кроме нестандартных уроков я провожу в лицее внеурочную работу по предмету в виде предметной недели.
Целью её проведения является:
Развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности,
Поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету,
Формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.
Задачи проведения Недели математики в лицее:
Учебные:
Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности.
Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
Развивать у обучающихся мотивацию познавательной деятельности, интерес к занятиям математикой.
Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Принципы организации Недели математики:
Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
Принцип соревновательности (Учащимся предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных групп).
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальные – взаимодействие преподавателя с одним учащимся, консультации по содержанию и оформлению творческих работ),
Решение задач занимательного характера,
Индивидуальная деятельность учащегося по выполнению конкретного задания на уроке или во время внеклассного мероприятия.
Групповые – работа групп учащихся приблизительно одного возраста по созданию проекта сценария мероприятия, стенной газеты и т.д. Участие группы (команды) в игре, соревнованиях, турнирах и т.д.
Коллективные – учащиеся группы занимаются как целостный коллектив, готовятся к внеклассным мероприятиям в рамках Недели математики.
Ролевые и организационно – деятельностные игры.
Методы обучения:
Объяснительно - иллюстративные.
Частично – поисковые (частично - творческие).
Творческие.
Исследовательские.
Методы стимулирования и мотивации.
Коммуникативные, познавательные.
Репродуктивные.
Педагогические технологии, используемые при проведении Недели математики:
1. Объяснительно – иллюстративные (в основе – дидактические принципы Я.А.Коменского).
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение).
3. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, групповые технологии).
4. Частнопредметные технологии (технология обучения математике на основе решения задач)
Ожидаемые результаты:
1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики.
2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
4. Вовлечение мастеров, воспитателей, преподавателей других в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
5. Расширение историка –научного кругозора учащихся в области математики.
6. Развитие коммуникативных умений при общении с учащимися разного возраста.
Таким образом, использование различных методов и форм проведения уроков математики, внеурочных мероприятий дают большой эффект в мотивации познавательной деятельности учащихся не только к математике, но и к предметам специальных дисциплин, знания и образование для учащихся становятся ключевыми понятиями.
|
|
|