Главная страница

Методические рекомендации Реализация функций социального педагога при программировании деятельности



НазваниеМетодические рекомендации Реализация функций социального педагога при программировании деятельности
страница3/6
Дата02.03.2016
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6

Глава 2. Организационно-содержательные аспекты работы социального педагога по программированию деятельности детского объединения.

2.1 Квалификационные требования социального педагога в детском объединении.



Социальный педагог детско-юношеских объединений обеспечивает специальную работу с детьми, подростками и взрослыми в детских общественных организациях, а также в тех учреждениях, которые открыты для объединений детей.

Из данных, приведённых в исследовании Е.Н. Сорочинской [18], следует, что для того, чтобы завоевать авторитет в глазах общества, взрослых и детей, педагоги детских объединений должны иметь профессиональную подготовку, особые личностные качества, педагогические способности, тесные связи с государственными учреждениями, финансовую независимость, знание детской субкультуры.

Для успешной профессиональной деятельности социальный педагог детского объединения должен обладать определённым набором знаний и умений. Е.Н. Сорочинская [18] разработала примерный круг знаний социального педагога детско-юношеского объединения:

Профессионально значимые знания:

1. Знания о государстве и обществе: закономерности социального развития; Сущность социальных, экономических и политических процессов в нашем обществе; проблемы международной жизни – выживания, борьбы за мир и другие глобальные проблемы современности.

2. Знания о предмете труда (детях, подростках и взрослых): знания особенности детской и взрослой физиологии и психологии, физиологические и психологические закономерности развития личности, физиологические особенности мальчиков и девочек, юношей и девушек, дифференцированный, индивидуально-личностный подход к воспитанию членов детских сообществ, основы этнопедагогики и этнопсихологии, понятие ценностей, мотивов, позиции личности, методы изучения личности ребёнка, подростка, охрана жизни детей и подростков.

3. Знания в области социальной педагогики и психологии: содержание форм и методов работы в микро- и макросоциуме социально-педагогические и экологические особенности среды, в которой организуется работа; основные функции социального педагога; массовые явления в детской среде, стихийные, полууправляемые и неуправляемые процессы в детской и молодёжной среде; особенности функционирования и развития официальных и неформальных детских, подростковых и молодёжных сообществ, руководства ими, общение с коллективом и с коллективами детей и подростков, способы воздействия в процессе общения, методы психолого-педагогической диагностики детских и подростковых коллективов, личности.

- Знания в области социологии: основы социальной организации общества, закономерности социализации, политизации и воспитания в детских обществах; социальные системы, общности, социальные организации, социальные структуры общества, социальные институты; методы изучения социальных процессов.

- Знание общих основ педагогики: сущность воспитания, основные концепции воспитания; новые воспитательные системы и социально-педагогические модели, методика и проблемы педагогического воздействия, пути и способы преодоления социально-педагогического конфликта, сущность коллективно-творческого воспитания, педагогики сотрудничества, методы изучения личности и коллектива в воспитательном процессе.

- Социально-педагогические знания:

а). Знания о профессии: социальный педагог, особенности его работы, ведущие направления его деятельности (семейный психотерапевт, организатор работы с подростками и подростками с девиантным поведением, организатор культурно-массовой работы в микрорайоне, организатор работы детских общественных объединений). Деятельность социального педагога как профессия. Место этой профессии в системе педагогических профессий. Основы профессионального самовоспитания социального педагога детско-юношеских объединений.

б). Теория и методика работы в детских и подростковых объединениях: концепции воспитания детей и законы, правовые и юридические акты, регламентирующие деятельность детских организаций и объединений, права и обязанности их членов; становление и развитие международного молодёжного движения; специфика цели, задач, принципов деятельности детских и молодёжных организаций различного типа, психолого-педагогические основы их деятельности; экономические аспекты функционирования детских объединений и организаций; демократизация и гуманизация жизнедеятельности детских сообществ, пути сотрудничества детей, подростков и взрослых в организациях и объединениях.

в). Основы управления детскими объединениями и организациями: основы научного управления коллективом, понятие основных этапов управленческого процесса – целеполагание, выработка и принятие управленческого решения, организация, регулирование (нейтрализация дезорганизующих влияний), контроль, учёт, анализ результатов, постановка новых целей, задач, научная организация труда социального педагога и др.

Общая эрудиция: знания той или иной области науки, техники, культуры, туризма, спорта (по выбору).

Применяя данные знания в практической деятельности социальный педагог детско-юношеского объединения должен обладать следующими профессионально значимыми умениями: [18]

  • анализировать нормативные акты государства и общества, определяющие отношение к ребёнку, его положению в обществе, деятельности детских сообществ различного типа;

  • владеть навыками целеполагания;

  • проектировать развитие детского коллектива на разный период;

  • организовать коллективное планирование;

  • владеть разнообразными средствами включения детей и подростков в деятельность объединений и организаций;

  • развивать организаторские умения и навыки детей и подростов;

  • помогать в овладении методикой педагогического воздействия взрослым огранизаторам-непрофессионалам;

  • ориентироваться в общественно-политических явлениях и процессах;

  • владеть основами дискуссивной культуры;

  • уметь использовать подростковую субкультуру (символику, моду, сленг и пр.) в интересах воспитания;

  • уметь составлять отчётную документацию;

  • владеть основами профессионального самовоспитания;

  • обеспечивать сотрудничество детских общественных объединений с государственными учреждениями и общественными организациями;

  • укреплять связи с родителями, привлекать их к работе детского общественного объединения;

  • реализовывать индивидуальный, дифференцированный, личностный подход к воспитанию детей и подростков – членов объединений и организаций на основе психофизиологических, этнических, возрастных и иных особенностей детей и подростков;

  • сочетать в работе методику индивидуального и коллективного воздействия;

  • опираться на интересы и активность детей и подростков.

Прикладные умения:

  • профессионально владеть одним из видов деятельности;

  • владеть методикой игровой, спортивной и туристической деятельности;

  • умение пользоваться аудиовизуальными средствами, компьютерной техникой;

  • уметь оказать первую помощь;

  • владеть методикой оформительской работой и методикой изготовления простых поделок;

  • уметь петь и танцевать;

  • владеть основами сценической речи и выразительной пластикой.

Социальная работа с детьми представляет собой многообразие непредсказуемых ситуаций, поэтому огромное значение играют личностные качества социального педагога детского объединения.

Е.Н. Сорочинская [18] выделяет следующие наиболее значимые личностные качества социального педагога детского объединения:

Группа. А (качества, связанные со способностью понимать другого человека):

Добрый, любит детей, внимателен к людям; человек, которому интересны и нужны люди, с которыми он общается; умеет сочувствовать ребёнку и принимать его беды как свои; уважает личность ребёнка.

Группа. Б (качества, дающие возможность влиять на другого человека):

Для него это не работа, а образ жизни; обладает чертами неформального лидера; вдохновитель детей, оптимист в жизни, внимательный к людям, мудрый, духовно богатый, много знает и умеет; требователен и внимателен, порядочен и остроумен; аккуратный, мобильный, точный.

Группа. В (качества, позволяющие быть личным примером для ребят): много знает и умеет; способен научить хорошему; умеет раскрыть способности детей; умеет развивать личностные качества и умения подростков; умеет подготовить ребят к жизни; специалист узкого профиля.

Важнейшими задачами профессиональной деятельности социальных педагогов детских объединений становятся: [18]

  1. Признание самоценности самого ребёнка, удовлетворение его интересов и потребностей, нереализованных в школе и в семье, как духовных, так и физических;

  2. Создание в детском коллективе стиля и тона семейных отношений сотрудничества, содружества, сотворчества;

  3. Изучение интересов, мнений, запросов детей и подростков, а также их родителей и педагогов, условий окружающей среды;

  4. Построение работы с учётом культурных традиций данного региона, данного объединения и помощь в развитии разносторонней общественно значимой деятельности;

  5. Отстаивания интересов детей в государственных органах и общественных организациях.

Проанализировав работы В.Г. Бочаровой, Е.Н. Сорочинской, А.Г. Корниловой, Л. Никитиной [2, 18, 7, 10], определим примерный круг функций, которые выполняет социальный педагог детского объединения.

Общими функциями социального педагога, работающего с детьми, считают следующие:

1. Воспитательная функция. В отличие от обычного педагога, работающего в учебном заведении, у социального педагога на первом месте – не обучающая, не образовательная, а воспитательная функция. Реализуя данную функцию, социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона – семьи, трудовых коллективов, школы, средств массовой информации, микросоциума.

2. Диагностическая функция. Социальный педагог всесторонне изучает и реально оценивает особенности семьи, групп сверстников, объединений взрослых и позицию подростка в них, его роль в деятельности социума. Всё это помогает ему узнать интересы, наклонности воспитуемых, выделить в них те качества, то ценное, положительное, на котором должна строиться воспитательная работа с ним. Социальный педагог ставит «социальный диагноз» на основе проводимого изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний, проблем.

3. Прогностическая функция. Данная функция реализуется при программировании деятельности детского объединения, при разработке программ, проектов, планов социального развития микрорайона, учреждения, его структур, при социально-педагогическом проектировании личности ребёнка, групп детей, при экспертизе аналогичных документов и материалов.

4. Организаторская функция. Социальный педагог организует общественную деятельность детей и взрослых, педагогов и волонтёров (общественных деятелей) в решении задач социальной защиты, поддержки, воспитания и развития членов детского объединения, оказывает противодействие засилью индустрии досуга с помощью разумной организации свободного времени детей в рамках педагогики досуга. Социальный педагог выполняет данную функцию также при реализации планов, проектов и программ.

5. Координационно-коммуникативная функция. Социальный педагог устанавливает деловые и личностные контакты с родителями и общественностью, включает их в воспитательный процесс, налаживает отношения между социальными институтами в организации воспитательной деятельности. Данная функция реализуется при гармонизации «социального поля» ребёнка в его интересах, требующая извлечения различных ресурсов социума, привлечения союзников и помощников, и нейтрализации негативных воздействий. Социальный педагог детского объединения выполняет координационно-коммуникативную функцию в процессе сбора и обмена информацией между специалистами.

6. Охранно-защитная функция. Социальный педагог использует весь имеющийся у него арсенал правовых норм и специальных льгот для защиты прав и интересов детей, состоящих в детском объединении. Социальный педагог имеет право применять меры государственного принуждения и призывать к юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.

7. Предупредительно-профилактическая функция. В.Г. Бочарова определяет эту функцию следующим образом «социальный педагог предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодёжи в период их социального и профессионального определения». [2,c.23] Социальный педагог детского объединения ведёт профилактическую работу по предупреждению возможного в юношеском возрасте отчуждения, возникновения различных комплексов.

8. Социально-медицинская функция. Главной заботой социального педагога детского объединения является обеспечение охраны жизни и здоровья детей. В связи с этим он организует оздоровительную деятельность, знакомит детей с санитарно-гигиеническими нормами, развивает у детей любовь к труду, ведёт профилактику здорового образа жизни.

9. Адаптационная функция. Социальный педагог оказывает помощь подростку в период его социальной адаптации, поиск своего «Я».

10. Социально-педагогическая функция. Социальный педагог выявляет интересы и потребности детей своего детского объединения в культурно-досуговой, спротивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества, туризма и т.д. Привлекает к сотрудничеству для организации этой деятельности различные учреждения, организации общественные и творческие объединения.

Вслед за Е.Н. Сорочинской [18], к специфическим функциям социального педагога детского объединения мы относим:

1. Социально-компенсаторная функция. Она подразумевает разработку и реализацию комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, выполнению или компенсации социальной ущербности ребёнка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств.

2. Инновационная функция. Данная функция связана с возможностями социальных педагогов детских объединений изменять характер деятельности, способы взаимодействия с внешними системами, внутренние отношения в зависимости от изменения среды (внутренней и внешней).

3. Интергативная функция. Эта функция связана со способностью координации усилий внутренней и внешних систем, отдельных личностей для обеспечения стабильности детских сообществ в среде, ориентацией отдельных членов детских объединений на совместную деятельность, направленную на достижение общезначимой цели.

4. Административная функция. Предусматривает постановку цели, координацию деятельности структурных звеньев детского объединения, обеспечение достаточной дисциплины в системе, необходимой финансовой базы детского объединения.

Резюмируя, можно подчеркнуть, что социальный педагог является одновременно участником двух видов педагогической деятельности: взаимодействия с воспитанниками и сотрудничества с другими общественными воспитателями, производственными коллективами. Оба вида деятельности относительно самостоятельны, имеют свою специфику. Однако только в результате их взаимодействия формируется социально-педагогическая деятельность. Основное её содержание составляет:

а) организация системы воспитательных воздействий на личность ребёнка;

б) включение воспитуемого в эту систему в качестве активного субъекта деятельности;

в) координация деятельности всех социальных институтов, выходящих на формирующуюся личность.

Таким образом, функции социального педагога детского объединения обеспечивают условия для социализации ребёнка. Однако для того, чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо, чтобы вся практическая деятельность социального педагога была обоснована теоретически и велась на высоком профессиональном уровне.

Человек, выбравший специализацию социального педагога детского объединения, должен соответствовать квалификационным требованиям, а также знать и уметь реализовывать вышеперечисленные функции.

Как уже отмечалось выше, при сложившихся условиях в отношении детского движения России огромную роль играет вариативно-программный подход. При таком подходе к деятельности детского объединения для социального педагога формируются наиболее оптимальные условия реализации его функций.


1   2   3   4   5   6