|
Методические рекомендации Реализация функций социального педагога при программировании деятельности
Методические рекомендации
Реализация функций социального педагога
при программировании деятельности
детского объединения.
| Составила социальный педагог О.Ю. Сидоренко
|
Северск
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
| 3
| Глава 1.Социально-педагогический феномен детского объединения.
|
6
| Детское объединение: характеристика понятия, сущность
и нормативно-правовая база.
|
6
| 1.2. Детское объединение как фактор социализации ребёнка.
| 12
| Глава 2. Организационно-содержательные аспекты работы социального педагога по программированию деятельности детского объединения.
|
17
| 2.1 Квалификационные требования социального педагога детского объединения.
|
17
| 2.2 Сущность процесса программирования деятельности детского
объединения.
|
22
| 2.3 Функции социального педагога детского объединения при программировании деятельности детского объединения на примере программы «Заколдованный остров» .
|
28
| Заключение.
| 33
| Библиография. 35
|
Введение В жизни человека наступает период, когда он начинает осознавать своё призвание, своеобразие его личности. Вместе с этим приходит способность предвидеть и предотвращать опасности, угрожающие существованию. Остальная часть жизненного пути во многом зависит от того, насколько тот или иной индивид сможет реализовать заключённые в нём и во внешних обстоятельствах возможности счастливой и полноценной судьбы, закалить себя на случай непредвиденных и опасных испытаний.
Немало стран, в том числе и Россия, где жизненный уровень людей оставляет желать лучшего. Усиливающаяся нищета порождает обиды, разочарования и ненависть. Тысячи и миллионы людей, по существу, лишены основных прав человека. Неравенство влечёт за собой неверие и становится миной замедленного действия. Рост преступности достигает фантастических размеров.
С каждым днём эти проблемы становятся острее и злободневнее. Весь мир сейчас бьёт тревогу, сообщая об уровне преступности среди подростков. В число основных правонарушений, совершаемых подростками, входят уголовные преступления (убийство, грабёж, поджёг, изнасилование), преступления с применением силы (насилие, нанесение телесных повреждений, запугивание, шантаж), воровство, посягательство на общественную мораль (азартные игры, непристойная брань). Дети всё чаще и чаще втягиваются в употребление наркотиков, алкоголя, табакокурения. Параллельно с этим растёт уровень детских самоубийств.
Помня о том, что перспективы любого общества в значительной степени связаны с образованием и воспитанием, правомерно провозгласить безопасный мир, экологию и сотрудничество приоритетами современной педагогики.[12]
Педагогика сотрудничества является одним из примеров реализации новых педагогических идей. Взаимозависимый и взаимообогащающий характер сотрудничества проявляется на двух уровнях единого по сути явления.
Внутренний уровень определяет опыт отдельных стран в реализации сотрудничества детей и взрослых, значимого для обеих сторон и направленного в целом на формирование у молодёжи нового видения современного мира, ответственности за его судьбу.
На внешнем уровне сотрудничество означает объединение усилий педагогов и всех заинтересованных лиц в разработке теории миротворческого сотрудничества и её реализации на практике. Это сотрудничество создано в целях совместного поиска содержательных и методических элементов учебного и воспитательного процесса, то есть средств, способных оказывать наибольшее влияние на становление социальной ответственности и активности личности на всех этапах её формирования.[6]
В педагогике сотрудничества огромную роль берут на себя социальная работа и социальная педагогика. Социальная работа как профессия возникла в начале ХХ века, а понятие «социальный педагог», обозначающее специалиста, занятого либо в сфере социальной работы, либо в воспитательной деятельности, появилось лишь после второй мировой войны и то не во всех странах.
В настоящее время понятие «социальная работа» это собирательный термин, обозначающий всю разветвлённую систему социальной помощи и защиты человека.
В последнее десятилетие специалисты отказываются от простой благотворительности как основной функции. Они видят цель социальной работы в улучшении условий жизни человека вообще, что свидетельствует об усилении гуманистической её направленности. Это отражается в её новых принципах, новой установке – от индивида в его конкретной ситуации к целостному подходу, к целостному видению человека в его взаимосвязях с природой, обществом, глобальными проблемами, продиктованными особенностями и реалиями ядерного века, общечеловеческой культурой, а также такими историческими общечеловеческими ценностями, которые уходят корнями в семейную среду и фундаментальные основы нравственности. Другой принцип, о котором сегодня говорят, это принцип искусства помощи или принцип «помощь самопомощи». Его суть заключается в том, что если человек сам не хочет себе помочь, то никто уже не в силах сделать это за него. Поэтому задача социального педагога – научить человека помогать самому себе через развитие собственных сил и использование всех потенциальных резервов.
В каждой стране социальная работа имеет свою национальную специфику, которую нельзя не учитывать. Вместе с тем, есть немало общего для всех стран. Это, прежде всего – единство целей, общее предназначение социальной работы, потребности в ней и надежды на помощь людям, нуждающимся в милосердии, защите и т.п. Есть и общее для каждой страны социальные проблемы, такие как: безработица, переселенцы, беженцы, проблемы образования и профподготовки молодёжи, проблемы преступности, наркомании, алкоголизма, сексуального насилия и т.д.
Работа в области детского, подросткого и молодёжного движения в открытой социальной среде – одна из важнейших специализаций социальной педагогики, всем известно, что духовный потенциал нации возрастает в детстве. Мировое сообщество это осознало и предпринимает решительные шаги в области решения актуальных проблем детства.
Международно-правовое закрепление определённого объёма прав ребёнка и принципиального порядка их осуществления имеет уже длительную традицию, началом которой явилась Женевская декларация прав ребёнка 1924 года. «Конвенция о правах ребёнка», принятая ООН 20 ноября 1989 года, вобрала в себя новейшие идеи и положения мирового сообщества в области прав человека. Этот правовой документ высокого международного стандарта, наряду с обеспечением защиты и безопасности жизни и здоровья детей, созданием условий для образования, получения профессии, утверждает права детей на активное участие в общественной жизни общества.
Кроме того, 30 сентября 1990 года в Нью-Йорке на Всемирной встрече президентов и премьер – министров на высшем уровне в ООН была провозглашена новая этика по отношению к детям. В резолюции говорится: «Только тем, как общество защищает своих детей и заботится о них, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается будущее». Таким образом, основные нужды ребёнка становятся главной заботой общества.
В области социальной работы и социальной педагогики Россия немного отстаёт от западных стран. В нашей стране переход к рынку породил массу проблем в детских трудовых и творческих коллективах. Спаянные общей гражданской идеей в работе с детьми, энтузиасты – педагоги остались в полной изоляции, духовном вакууме, не зная, не ведая об опыте друг друга. Нестабильность жизни заставляет их больше бороться за себя, чем за жизнь, права, здоровье и полноценное развитие детей.
В интересах наших политиков дети стали занимать одно из последних мест. Они почему – то забыли, что успешное решение задач создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве, зная свои конституционные права и свободы, которые дают возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы помимо обучения, подростки получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению социальными отношениями людей. И здесь важную роль играют детские общественные объединения, где самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.
В нашей стране долгие годы для детских организаций характерно было единообразие в содержании деятельности. В социальном опыте, формируемом у ребёнка, доминировали идеологические установки. Новые социальные условия требуют существенного переосмысления теории и методики социализации личности ребёнка. В связи с этим нуждаются в уточнении содержание, формы и методы работы детских объединений.
Перед социальным педагогом стоит сейчас сложная задача – поиск таких методов направляющей и исправляющей педагогической деятельности, которые не воспринимались бы подростком, как навязанные сверху, а давали бы простор детской инициативе, стимулируя детское творчество.
Большую роль в данном направлении играет вариативно – программный подход, который создаёт оптимальные условия для создания и реализации различных вариантов программ, помогая тем самым находить пути обновления детского объединения.
В связи с этим, одним из наиболее значимых профессиональных умений социального педагога детского объединения становится умение разрабатывать программы, программировать деятельность своего детского объединения.
|
|
|