Глава 1. Социально-педагогический феномен детского объединения. Детское объединение: характеристика понятия, сущность и нормативно–правовая база.
Дети существуют в обществе не только как демографическая группа, то есть младшее, подрастающее поколение, но и как социальная группа, то есть связанная с жизнью общества, включающаяся в общественные отношения, участвующая в общественной деятельности по мере своих сил и возможностей.
Детское движение – не изолированное явление общественной жизни. Оно обладает всеми качествами социальных систем и немыслимо без взаимоотношений, взаимодействия с окружающей жизнью, с действительностью.
Как социальное явление, направленное на пользу общества, детское движение, в силу специфики, во многом способствует гуманизации, демократизации и прогрессу общества.
Однако здесь следует отметить, что понятие «детское движение» в настоящее время может употребляться в нескольких значениях, отображающих разномасштабные явления. В общем, значении под детским движением понимается совокупность действий и деятельности всех детских общественных объединений на определённой территории.
Е.Н. Сорочинская [18] следующим образом раскрывает суть детского движения:
1. Совокупность действий (деятельности) детских сообществ, направленных на изменение их жизнедеятельности, положения в обществе, достижение социально значимой цели, посильное преобразование окружающей среды, развитие социального творчества в детской среде.
2. Совокупность координированных действий различных детских сообществ (в том числе и временных детских общественных объединений, коллективов, групп и т.д.), направленных на реализацию какой – либо идеи (цели), связанной с изменением социальной действительности или своего положения в обществе.
Иными словами, объединение – это то, что структурно определено; движение – это процесс изменений, происходящий во всей совокупности объединений на территории одного или нескольких государств. Любая организация может стать частью движения. Субъектами детского движения также считают подростковые объединения и клубы, деятельность которых направлена на организацию свободного времени детей, реализацию их собственных интересов.
В таком значении понятие «детское движение» можно употреблять, обозначая им общее социальное явление, имея в виду, например, детское движение России, то есть в масштабах всего государства в целом.
Однако в рамках этого общего социального явления можно видеть специфику отдельных видов детского движения, отличающихся, прежде всего содержанием и направленностью деятельности определённого типа объединений и организаций, а также степенью их координированности. Для обозначения отдельных видов детского движения, как правило, используется понятие «движение» с указанием его видовой специфики. Например, детское экологическое движение, скаутское движение и др.
Можно выделить ещё одно значение, в котором употребляется понятие «движение», когда оно становится очень близким по смыслу понятию «общественное объединение» так как может быть официально зарегистрировано в государственных органах под наименованием, включающем слово «движение». Участники такого рода движения могут быть индивидуальные и коллективные детские формирования, в том числе общественные организации и объединения. Они могут включаться в деятельность, осуществляемую в рамках конкретных программ и акций данного движения, как на постоянной, так и на временной основе. Отличительной чертой таких движений является нефиксированность состава участников и отсутствие регламентированных связей между ними, при том, что, как правило, имеется некое ядро постоянных участников. И непременно существует инициативный, координирующий орган, состоящий в основном из взрослых и определяющий содержание и формы деятельности участников движения, представляющий их интересы в отношениях с государственными органами, учреждениями.[9]
По определению Е.Н. Сорочинской [18], детскими объединениями являются общественные организации, союзы, дома и дворцы творчества детей и юношества, клубы и другие добровольные формирования детей и связанных с ними совместной деятельностью совершеннолетних граждан, объединяющиеся для удовлетворения и развития интересов и творческих способностей детей, а также для защиты их прав и свобод
В зависимости от статуса учреждения детские объединения могут быть:
1. Общественные – если учредителем является взрослое общественное объединение, осуществляющее свою деятельность на основе Закона « Об общественных объединениях», если деятельность этого объединения осуществляется вне зависимости от государственных институтов (системы народного образования и т.д.). В качестве примера такого объединения можно назвать Ассоциацию Возрождения Российского Скаутизма.
2. Общественно – государственные – если учредители и государственные институты (народное образование, государственные учреждения) совместно обеспечивают эту деятельность, если она является объединением (союзом, федерацией) общественных и государственных организаций. Примером такого рода объединения может послужить Федерация Пионерских детских и подростковых организаций РСФСР.
3. Государственные – если цели и задачи, характер деятельности, структура, форма, обеспечение кадрами, методическое обслуживание – прерогатива государства, то есть роль учредителя выполняет государственный институт. Ярким примером была Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина.
Детские объединения носят персонифицированный и формализованный характер:
Персонифицированные – это команды, клубы, центры, организации, кружки, секции, где ясно просматривается взаимодействие взрослого и детей.
Формализованные – ассоциации, федерации, объединения, организации.
Детские объединения могут быть официальными, если они зарегистрированы в государственных органах власти на основе законодательства об общественных объединениях. Любое общественное объединение имеет право на получение статуса юридического лица, если в его составе есть хотя бы один совершеннолетний гражданин. Для этого в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» необходимо зарегистрировать свой Устав в органах юстиции. Общественное объединение вправе не регистрировать свой Устав в государственных органах. В этом случае оно не приобретает права юридического лица, но сохраняет все остальные права, предоставляемые законодательством.
Детские объединения могут быть неформальными, то есть существующими на базе какого – то учреждения (школа, центр творчества и т.д.). По мнению С.И. Панченко [3], такое детское объединение может быть:
традиционным (клуб Боевой Славы в школе);
постоянно действующим филиалом какой – то детской организации;
временным;
- ситуационным (собрались вместе для проведения, какого – то интересного дела)
Детскими организациями являются общественные организации детей и связанных с ними совместной деятельностью по реализации детских потребностей и интересов взрослых. Ими являются также ассоциации детских организаций.
Детские организации обладают следующими признаками: [18]
наличие Устава и иных учредительных документов, фиксированное членство детей и взрослых;
указание в Уставе организации на пребывание в ней детей не старше 18 лет и порядок продления членства в ней для взрослых, сохраняющие членство в детской организации;
целостная идея (цель), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;
добровольное вступление в организацию и свободный выход из неё;
организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;
чётко выраженная структура, определяющая положение в ней каждого члена детской организации, установленные для всех нормы и правила;
гарантированные для всех членов организации права субъектов деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности);
преобладание в её составе несовершеннолетних граждан, объединённых на добровольной основе взрослыми.
Детские клубы (объединения) по интересам, как правило, создаются по месту жительства – реже по месту учёбы или работы родителей. Однако они не попадают под регулирование законодательства об общественных объединениях. Тем не менее, их создание и деятельность – права юных граждан объединяться в общественные объединения, закреплённого в международных и республиканских декларациях прав и свобод личности.
Клубный тип объединения отличается большой вариативностью выбора, поскольку здесь нет строго заданной программы. Однако преобладающее проявление организаторской активности находится на стороне взрослых. Отличительной же чертой детских организаций является преобладание активности детей и подростков.
Деятельность детских и молодёжных общественных объединений регламентируется рядом законодательных документов, таких как: Конвенция о правах ребёнка (ратифицирована Верховным Советом СССР в июне 1990 года), Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «Об общественных объединениях», Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». (См. Приложение)
Государство гарантирует детям и молодёжи право выражать своё собственное мнение во всех касающихся их делах и уважает право детей и молодёжи на свободу мнений и вероисповедания.
Государство обязано гарантировать и финансировать выполнение задач в области работы с молодёжью, оно ответственно за общее планирование развития в этой области.
Однако воспитание детей и подростков является общественной задачей. Она не может выполняться лишь государственными инстанциями.
Все дети должны рассматриваться как социально уязвимая категория населения. Социальная работа, социальная защита и помощь детям – суперактуальная общественная проблема.
Первый уровень социальной работы с детьми обеспечивает права на выживание и на защиту. На этом уровне идёт решение уже возникшей проблемы: создание системы обеспечения гарантированного государством уровня материальной поддержки детей; прямое вмешательство в судьбы детей для защиты их права на выживание, на достойную жизнь, определяемых законодательством (усыновление, лишение родительских прав в судебном порядке, помещение в специальное образовательное учреждение и др.); оказание социальной помощи особым группам детей (дети из семей безработных, беженцев, жертв межнациональных конфликтов; дети с отклонением в здоровье – с недостатками в умственном, физическом, психическом развитии; дети с психолого-педагогическими отклонениями – социально дезадаптированных, склонных к правонарушениям).
Второй уровень социальной работы с детьми – целенаправленное социальное воспитание. Оно не носит принципиально проблемного характера. Это процесс социализации личности ребёнка применительно к общественным потребностям и условиям. В обобщённом виде можно объяснить социализацию как разнонаправленный процесс врастания ребёнка в общество.[10]
Несмотря на то, что социальная работа с детьми делится на два уровня, это совсем не значит, что второй уровень менее значим, чем первый. В последнее время общество всё увереннее подходит к выводу о том, что не надо дожидаться пока возникнет проблема и только затем искать пути разрешения этой проблемы, а надо устранять причины, по которой эти проблемы могут возникнуть.
В значительной мере правовые, социальные и собственно детские проблемы решаются в деятельности различных детских организаций, объединений и движений.
В ряде документов определено положение о том, что поддержка детских и молодёжных организаций со стороны государства является одним из приоритетных направлений государственной молодёжной политики.[23]
Одним из важных направлений государственной политики в последние годы стала организация летнего отдыха детей. Большую роль здесь играют детские центры и лагеря отдыха.
О.С.Газман [4] выделяет три особенности детского лагеря, как временного детского объединения:
- сборность (собираются ребята из разных школ, городов, с разными характерами, с разным уровнем знаний). Преимущество этого в том, что детей не сковывают оценки прежнего окружения, так как в постоянном коллективе ребёнок не всегда находит себе удовлетворяющую его роль и позицию. В новом коллективе у него появляется возможность раскрыть себя, стать таким, каким хотелось бы;
- кратковременность (всего одна смена – это обычно 21 день). Такой небольшой период времени требует динамизма общения и деятельности. У детей появляется желание «всё успеть», что в свою очередь позволяет педагогам – организаторам лучше выявить личностные качества ребёнка;
- автономность (изолированность от семьи, школы, улицы). Такой отрыв от прежнего окружения отвечает потребности детей в самостоятельности, позволяет попробовать свои силы в различных видах деятельности.
Коллективный образ жизни, который ведут ребята в лагере, зачастую вступают в противоречие с такими понятиями, как «саморазвитие», «индивидуальность», «самоопределение». В лагере ребята сталкиваются с непростой для них задачей – найти гармонию индивидуального и коллективного. Коллектив – добровольное объединение личностей. В основе коллективной жизнедеятельности лежит личностно – ориентированный подход. Сущность его заключается в том, что главной ценностью в коллективе является личность ребёнка и взрослого.
Эта ценность лежит в основе орлятской методики, которая в течение многих лет разрабатывалась во Всероссийском Детском Центре «Орлёнок». Сегодня об орлятской педагогике говорят несколько условно, но при этом имеют в виду совершенно конкретные вещи.[4]
Сердцевина орлятской системы воспитания – коллективная творческая деятельность. Это означает, что каждое дело выполняется коллективно, но с участием каждого. Однако если мы хотим создать коллектив, для этого нам необходимо вооружить детей навыками коллективной работы и деятельности. Поэтому существует второе слагаемое орлятской методики – коллективное планирование, то есть всё задумываем, всё планируем вместе, сообща. Это позволяет включить в деятельность всех детей. Существует также понятие «методики организации коллективной творческой деятельности». Её основной аспект – слияние воедино планирования и организации. Проще говоря, сами задумываем, сами воплощаем собственные замыслы.
Однако коллективно спланировать, организовать и провести дело, это ещё не всё. Есть ещё одно слагаемое орлятской системы – коллективный анализ деятельности. Коллективный самоанализ обладает величайшей силой воспитательного воздействия. Он формирует оптимальную самооценку, оценку человеком своих сил и возможностей. Он создаёт привычку рассматривать коллективную жизнь и работу во всех составных и в целом, видеть не только конечный результат, плохой или хороший, но и причины, от которых зависел успех или неуспех, рассматривать организацию дела организаторами, взаимодействие групп, отношение к делу каждого.
Согласно орлятской методике, лагерная смена делится на три периода: организационный, основной и заключительный. Лозунгом организационного периода является «Темп и разнообразие». Высокий темп и разнообразие деятельности облегчает детям адаптацию, тормозит создание негативных группировок, обеспечивает быстрое развитие отношений. В этот период педагог занимает активную позицию лидера, так как в это время закладываются основы детского временного коллектива.
Основным побуждением, которое направляет поведение детей в первые дни жизни в лагере, является потребность в информации о требованиях нового коллектива, о своём положении в нём и т.д. Носителями же информации являются педагоги, сверстники, совместная деятельность, поэтому здесь важно, чтобы педагог не использовал авторитарные методы руководства, так как сама организация коллектива способствует стремлению к самостоятельности. Именно по этой причине в основной период смены вожатый постепенно уходит с позиции лидера и предоставляет коллективу почти полную самостоятельность. Заключительный период – это период реадаптации, подготовка детей к отъезду из лагеря, поэтому вожатый опять выступает в роли лидера.
В психологии [14] выделяется два пути социальной адаптации:
- автопластия (стремление изменить себя с тем, чтобы наилучшим образом соответствовать новым условиям взаимодействия);
- аллопластия (тенденция к изменению новой для индивида социально среды с целью соответствия своим установкам во взаимодействии).
Путь, по которому пойдёт адаптация личности в известной степени стимулируется типом того объединения, в которое включена данная личность. Успешность адаптации, таким образом, зависит не только от индивидуальных характеристик конкретной личности, но и от той группы, в которую она входит. Временное детское объединение способствует именно автопластическому варианту личностной адаптации, так как временное детское объединение характеризуется:
эмоциональным возбуждением от «новизны» обстановки и людей;
потребностью самоутверждения в новом окружении, а отсюда наличие стремления быть, казаться «лучше»;
возможностью смены неблагоприятной «роли» и приобретение удовлетворительного статуса;
наличие вызванной этим положительной установки, внутренней готовности следовать новым нормам и предписаниям;
насыщенностью и плотностью общения.
Благодаря тщательно продуманной методике организации лагерной смены, за небольшой период времени формируется временный детский коллектив, и влияние такого коллектива на подростка не заканчивается с отъездом из лагеря. За период лагерной смены удаётся сформировать у детей установку на активную жизненную позицию, при этом дать им образец жизни, по настоящему интересной, пронизанной творчеством, юмором и человечностью.
В организации деятельности временного детского объединения заложены огромные возможности для повышения воспитательного воздействия, так как детей постоянно ставят в позицию, требующую самостоятельного решения, проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Итак, коллективная творческая деятельность, организуемая на достаточно высоком уровне, спрессованная во времени, усложняющаяся в течение смены, захватывающая каждого её участника, помогающая раскрыться, показать кто на что способен, способствующая преодолению страха ответственности, в конечном счете, способствует социализации личности ребёнка.
По определению Е.Н. Сорочинской, «детские объединения – это элемент педагогической социальной системы, которая обеспечивает вхождение и адаптацию личности к социальной среде, освоение и воспроизводство существующих социальных связей» [18].
Находясь в настоящее время на этапе своего становления, самоопределения в новых социально – экономических условиях, детское движение настойчиво ищет место и роль в жизни общества, в социальном движении.
Таким образом, изменения демократической направленности в нашей стране, открыли возможность для зарождения различных детских объединений, независимо от их социальной, политической, классовой, национальной, идейной, религиозной сущности. Сегодня в России детское движение возрождается на широкой основе. Оно представляет весьма многоцветную картину и характеризуется многообразием, разнотипностью, разномаштабностью, разнонапрвленностью.
Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнёрские и лидерские качества. Участие в детском объединении может также служить средством коррекции поведения подростка и компенсацией нарушений его отношений в семье, в школе.
Таким образом, можно сказать, что детское объединение является фактором социализации ребёнка.
1.2 Детское объединение как фактор социализации ребёнка.
Сегодня детские объединения всё больше стремится к созданию условий для социального становления ребёнка, что самими детьми формулируется как перспектива интересной жизни. Итогом реализации данной цели является сформированность у членов объединения готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.
Наполнение интересов детей и подростков социально значимым содержанием, основанным на опыте поколений, помощь им в освоении и использовании этого опыта, преобразование окружающей жизни к лучшему является одной из главных задач детского объединения, способствующих социализации личности ребёнка.
Цель деятельности детского объединения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны – как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, создавшие это объединение.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делала их более «взрослыми».
Второй аспект, не противоречащий «детской» цели предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребёнка. Результатом этого является желание и готовность членов детского объединения к выполнению социальных функций в обществе. Реализация воспитательной цели предполагает не просто обретение необходимых для выполнения социальных функций знаний, а включение членов организации в реальные социальные отношения.
Для разработки целей и задач обновлённых детских объединений, принципов их деятельности существенное значение имеет выявление интересов современных детей.
Основными человеческими потребностями подростков является необходимость найти место в группе, которой он дорожит, потребность в чувстве собственного достоинства.
Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Подросток стремиться найти своё место в группе, которой он дорожит, то есть он должен быть признан в той социальной группе, в которой он живёт. От этого зависит продолжительность пребывания подростка в ней. Примечательно, что наряду с тягой подростов к независимости они отличаются конформизмом, что выражается в обострённом чувстве групповой принадлежности.
Объединяясь в различные группы, дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели. Ребёнок видит в объединение с другими детьми средство самозащиты, самоопределения как личности, единственной в своём роде, и как члена сообщества себе подобных людей.
Действуя в своих объединениях, дети приобщаются тем самым к общественной жизни, здесь во многом происходит формирование их мировоззрения, гражданского самосознания.
Детские объединения являются одним из важных факторов социальной среды, в которой осуществляется процесс социализации личности.
Социализацией называется процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.
С точки зрения социологии [12] в социализации индивида можно выделить две фазы. Процесс адаптации – это первая фаза социализации индивида. Вторая её фаза, интериоризация, - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица.
М.И. Рожков [16] считает, что в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды.
Социальная автономизация предполагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке.
Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».
Это противоречие порождает социальную активность. Социальная активность – сознательная, целенаправленная деятельность человека, ориентированная как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности (активной жизненной позиции); характеристика деятельности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека (его способностей, знаний, навыков, стремлений, целей, задач).[5]
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации является всё новые и новые качества, которые приобретают люди в процессе социальной жизни, вступая в различные всё новые и новые связи с другими людьми, общностями, системами. Рассматривая социализацию как непрерывный процесс, нельзя ограничить её стадией завершения каким – то определённым состоянием.
Процесс социализации индивида продолжается до тех пор, пока не завершится его социальное существование. Таким образом, можно говорить лишь об интенсивности социализации в различные периоды жизни человека.
Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию нельзя также сводить и к воспитанию. Суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию.
Воспитание – часть процесса социализации, т.к. предполагает включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание – процесс формирования человеческой личности, способной к социальному творчеству. Необходимо создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребёнку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально – экономических условиях.
Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и несемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). «Расширение и углубление социализации индивида происходит в трёх основных сферах: деятельности, общения, самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов последней, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, то есть выделение главного в ней, её осмысление и т.д. В сфере общения происходит расширение круга общения человека, обогащение его содержания, углубление познания другого человека, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.» [5].
Для социального становления большое значение имеет социальная практика, то есть реальное включение ребёнка в различные сферы социальных отношений, призванных удовлетворить основные потребности человека: экономику, политику, духовную сферу. В каждом из перечисленных видов социальных отношений можно выделить те объекты, с которыми вступает в контакт ребёнок.
Таких отношений множество, но главными из них являются: ребёнок – семья; ребёнок – школа; ребёнок – среда; ребёнок – государство; ребёнок – мир.
Традиционно выдвигается две формы социализации подрастающего поколения:
- целенаправленная (специально разработанная определённым обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества);
- ненаправленная (автоматическое формирование отдельных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении).
Социальное становление личности происходит в процессе деятельности, значит, социализация ребёнка может осуществляться тоже лишь в процессе социальной деятельности.
Б.А. Титов [20] отмечает три основных блока мотивов социальной деятельности:
1. Блок мотивов самовыражения и самоутверждения. Мотивация самовыражения и самоутверждения детей проявляется в стремлении заявить о себе посредством поступков, заслуживающих признание и одобрение друзей, знакомых; в стремлении к самореализации, к получению удовлетворения от выполнения поставленных целей. Поэтому в подростковом возрасте необходимо развивать положительные, общественно значимые мотивы самоутверждения и самовыражения.
2. Когнитивный блок. Мотивация когнитивной деятельности проявляется в стремление к познанию в социальной сфере, к знаниям.
3. Блок общения. Мотивация общения проявляется в стремлении к поддержанию межличностных отношений с положительной эмоциональной окраской, к контактам, которые устанавливаются для получения удовлетворения от самого общения в детском объединении отличается избирательностью, непринуждённостью.
Подросток рассматривается как субъект познания, развития, реализации себя в деятельности, в значимой для него социальной среде.
Детские общественные объединения, которые реализуют направленную форму социализации, в первую очередь как раз призваны обеспечить включение ребёнка в социальные отношения окружающей среды с учётом мотивации. Именно этим определяются особенности работы детских организаций по социализации личности ребёнка.
М.И. Рожков [16] выделяет ряд особенностей социализации личности ребёнка в детском объединении:
1. Относительная независимость детских объединений от государственных социальных институтов позволяет прогностически ориентировать детей на характер их социальных отношений в будущем.
2. Добровольный характер включения детей в социальные отношения позволяет осуществлять их социализацию с учётом интересов и потребностей ребёнка, опираясь на индивидуальные качества личности.
3. В детских объединениях усвоение социального опыта может осуществляться избирательно, с учётом отношений к оценкам взрослых, опосредованных их отношением к этим взрослым.
В настоящее время ярко проявляется тенденция усиления влияния и значения детского движения на жизнь и развитие детей как уникального оптимального фактора, активно способствующего их самоутверждению, самоопределению, самореализации и, в конечном счёте, социализации.
Детское движение тогда становится фактором развития ребёнка, когда оно связано не только с запросами общества, но и с интересами и потребностями детей, защитой их прав.[8]
В деятельности детских объединений нашей страны одним из наиболее распространённых подходов в работе детских организаций является программный подход.
В настоящее время прогрессивной тенденцией в развитии детского движения является отказ от единообразия, монопольного характера деятельности детских объединений, от стремления к обязательному охвату всех детей, росту их численности в масштабах всей страны и унификации их по содержанию. Эта тенденция находит своё отражение в вариативно – программном подходе, который на данном этапе становления детского движения России выступает как наиболее эффективный путь обновления содержания работы детских объединений.
Вариативно – программный подход – «это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей». [16]
Вариативно – программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их в зависимости от поиска интереса, самому планировать сроки и темп выполнения программ.
Вариативно – программный подход предоставляет детским объединениями право создавать свои программы деятельности. Это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов программ, способствующих социализации личности ребёнка.
Итак, детским объединением считается любое добровольное формирование детей и связанных с ними совместной деятельностью взрослых, объединяющихся для удовлетворения интересов, развития творческих способностей и социального становления членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
Работа детских объединений представляется чрезвычайно важной. Действуя в рамках детского объединения, ребёнок осваивает такие навыки, которые он не может получить и реализовать в других традиционных институтах таких, как семья, образовательные учреждения. Подросток, который вовлечён в деятельность детского объединения, оказывается в преимущественном положении по отношению к подросткам, которые не являются членами детского объединения.
Преимущество детского объединения для детей и подростков состоит в том, что здесь создаются все условия для формирования объективной оценки самого себя, предоставляется уникальная возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности, открывается широкий простор для творческой реализации современных интересов детей.
Таким образом, все детские объединения несут социальную направленность, то есть выполняют внешнюю функцию – обеспечивают познавательную деятельность и воспитание членов объединения, и внутреннюю функцию – создают условия развития, саморазвития и самореализации членов объединения. В конечном итоге, они способствуют социализации личности подростка, то есть выполняют социальный заказ общества.
На данном этапе становления детского движения в России, когда ведётся поиск новых подходов к содержанию деятельности детских объединений, большую роль играет вариативно – программный подход. Он позволяет найти такие пути обновления детского объединения, которые создадут наиболее оптимальные условия для успешной социализации ребёнка.
Таким образом, в настоящее время социальный педагог детского объединения должен уметь создать и приводить в действие программы деятельности своего объединения. Однако для того, чтобы разрабатывать конкурентно способные программы, направленные на социализацию членов детского объединения, социальному педагогу необходимо знать и уметь реализовать большой круг социально – педагогических функций.
|