Что же это за особы, о которых пойдёт речь?Ответы учеников: Дроби.
Слайд 2
Учитель: Да, конечно же, это дроби.
А что вы уже знаете о дробях?
Давайте с вами поработаем устно. Слайд 3
2.Устный счёт Задание 1. Из предложенных дробей, назовите правильные дроби, а теперь неправильные дроби. Итак , ….
СлайдЗадание 2. Даны дроби. Расположите дроби в порядке возрастания, а затем – в порядке убывания.
СлайдЗадание 3.
Слайд. Определите координаты точек на данном координатном луче: дан координатный луч с началом в точке и имеющий координату 0, единичный отрезок равен семи клаткам. Определите координаты точек А, В, С, и Е.
Итак, точка А имеет координату …
точка В имеет координату …
точка С имеет координату…
точка Е имеет координату…
Ответьте мне на такой вопрос:
Где на координатном луче располагаются натуральные числа?
Где обыкновенные дроби?
А где смешанные числа?
Задание 4. Из предложных чисел назовите натуральные числа, обыкновенные дроби и смешанные числа
. СлайдСлайд. С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, массу, вести расчет за купленные ими товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби.
Слайд Современное обозначение дробей берет свое начало в странах Древнего Востока. В древнем Египте дроби записывали в виде палочек – это
были целая часть, а палочки в два раза меньше – означали дробные части. В Древнем Китае впервые появилась черта дроби.
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский в 1002 году.
У людей возникла необходимость ввести числа более удобные для расчета и вычислений.
Знакомство с этими числами и будет темой нашего урока.
Слайд3. Организация учащихся по принятию познавательной задачиИтак, записываем в тетради число, классная работа
О чём же сегодняшний урок?
Что мы хотим узнать о десятичных дробях?
Одной из учениц нашего класса было заранее дано дополнительное задание: подготовить сообщение об истории десятичных дробей. И так Наташа пожалуйста ….
Слайд Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. В Древнем мире дробь вида 2,135436 выглядела так:
2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок.
Слайд Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Масуд в 15 веке. Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в 12 – 14 веках.
Слайд Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге французского математика Ф. Виета десятичная дробь записана так
2
135436 – дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.
Слайд Лишь в конце 16 века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла Симону Стевину. Он
излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании «устраняются трудности, ошибки и прочие случайности, обычные спутники расчетов.»
Слайд 1571г – Иоганн Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали так 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части. 1592г – в записи дробей впервые встречается запятая. 1703г – в России учение о десятичных дробях М.В.Ломоносов.
Слайд.Учитель математики: давайте и мы с вами попробуем поработать с десятичными дробями и ответим на вопрос действительно ли «устраняются трудности, ошибки и прочие случайности, обычные спутники расчетов» как говорил и писал Симон Стевин.
4. Усвоение новых знаний. Выполним математический диктант. Слайд.
Проверим себя, правильно ли вы справились с заданием? Слайд
Чем похожи эти числа?
Назовите целую и дробную часть каждого числа. Слайд
Числа со знаменателем 10, 100, 100 и т.д,
условились записывать без знаменателя
Как же записать и прочитать десятичную дробь
Работа над алгоритмом строится как своеобразный диалог между учителем и учеником, в котором компьютер служить демонстратором.
5. Первичное применение приобретённых знаний. Слайд 6. Применение учащимися знаний в нестандартных условиях Слайд Перед вами на мониторе несколько пользователей. Входи в пользователь «Ученик». Теперь на рабочем столе нашли папку «Давай повторим». Открыли её. Вам предложено два задания. Первое задание тестовое СлайдЗадание 1. Дана следующая таблица. Необходимо найти правильную запись десятичной дроби и выписать соответствующую ей букву в специально отведённую для ответа ячейку.
Что же будет являться вторым заданием?
Для этого давайте повторим с вами ранее изученный материал В Древней Руси в качестве единицы измерения длины применялась косая сажень, а для измерения массы – золотник.
А какие сейчас существуют единицы измерения длины, массы и времени?
Единиц измерения Слайд Длины
| Массы
| Времени
|
1 км = 1000 м
| 1 т = 1000 кг
| 1 час = 60 мин
|
1 м = 100 см
| 1ц = 100 кг
| 1 мин = 60 сек
|
1 см = 10 мм
| 1 кг = 1000 г
| 1 час = 3600 сек
|
Слайд. Вернёмся ко второму заданию. Рассмотрим на следующем примере как его выполнятьИтак:
Какую птицу называли птицей легендой?
Вам дано 7 м…. Вы должны выполнить цепочку математических действий, но при этом не забыть о единицах измерения длины. Полученное вами числовое значение и будет ответом на поставленный вопрос.Выполните похожее на персональном компьютере. При этом обратите внимание, что к соседу смотреть не стоит, у него совсем другое задание. Слайд с музыкойИтак, проверяем вашу выполненную работу. Пожалуйста, первый вариант …, Слайдвторой вариант …, Слайд, третий вариант … СлайдСлайд . Ребята нам остался последний этап: оценить свою работу.
Кто оценил свою работу на “отлично”?
Кто оценил свою работу на “хорошо”?
Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?
Нажмите на надписи соответствующие вашей самооценке7. Обобщение изученного материала. Задание на дом. Учитель математики: Слайд
Вернёмся к поставленным в начале урока целям.
Какие из них мы выполнили?
Что мы мы ещё делали? работали на компьютере
Мы с вами сегодня не только разобрали как читать, записывать десятичные дроби, но и использовали современные компьютерные технологии при закреплении изученного материала
А вот вашим домашним заданием. Слайд
8. Подведение итогов работы на уроке. Слайд Учитель математики:Это
просто замечательно, что среди вас нет таких ребят, которым скучно, неинтересно на уроках математики. Я очень рада, что вы уйдёте с урока с прекрасным настроением, хорошими отметками и отличными знаниями.
Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда вы на следующем уроке будете решать задачи по данной теме.