Главная страница


Методические рекомендации Реализация функций социального педагога при программировании деятельности



НазваниеМетодические рекомендации Реализация функций социального педагога при программировании деятельности
страница4/6
Дата02.03.2016
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4   5   6

2.2 Сущность процесса программирования деятельности детского объединения.



Переживаемый детским движением «программный бум» - это закономерный этап в процессе развития теории и практики детского движения в нашей стране. Программы сегодня разрабатываются и ведущими специалистами – учёными и педагогами-практиками, работающими непосредственно с детьми в различных детских объединениях.

Программа – это результат (выраженный в письменной форме) процесса программирования.

Будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, предугадать, прогнозировать и т.д. Но будущее можно также планировать, программировать, проектировать. По отношению к будущему можно ставить цели и принимать решения.

Представляется необходимым ввести общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем – предвидение.

Предвидение затрагивает две взаимосвязанные совокупности форм его конкретизации: относящуюся к собственно категории предвидения – предсказательную (дескриптивную или описательную) и сопряжённую с ней, относящуюся к категории управления – предсказательную (прескрептивную). Предсказание подразумевает описание возможных или желаемых перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание связано с собственно решением этих проблем, с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности личности и общества.

Предсказание выливается в формы предчувствия, предугадывания, прогнозирования.

Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции – подсознания. Предугадывание (сложное предвосхищение) несёт информацию о будущем на основе жизненного опыта, более или менее верные догадки о будущем, не основанные на специальных научных исследованиях. Наконец, прогнозирование, как указывается в советском энциклопедическом словаре, - «специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления». [15]

Предуказание выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования, вообще решений.

Программирование означает установление основных положений, которые затем развёртываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов. Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определённых средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности. Целеполагание – это установление идеально предположенного результата деятельности. Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ. Управление в целом как бы интегрирует четыре выше перечисленных понятия.

Эти термины могут быть определены и как процессы разработки прогнозов, целей, планов, программ, проектов.

С этой точки зрения прогноз определяется как вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. [21] Практическое значение прогноза сводится именно к возможности повышения с его помощью эффективности принимаемых решений.

Различают два типа прогнозов: [24]

  1. поисковые (их называли прежде исследовательскими, изыскательными, генетическими);

  2. нормативные (их называли программными, целевыми)

Поисковый прогноз – определение возможных состояний явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений, действий, на основе которых способны радикально изменить тенденции. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Поисковый прогноз строится на определённой шкале возможностей, на которую затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям.

Нормативное прогнозирование в некоторых отношениях похоже на нормативные плановые, программные или проектные разработки. Но последние подразумевают директивное установление мероприятий по реализации определённых норм, тогда как первое – вероятностное описание возможных, альтернативных путей достижения этих норм.

Нормативное прогнозирование не только не исключает нормативные разработки в сфере управления, но и является их предпосылкой, помогает вырабатывать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений. Это обстоятельство побудило специалистов выявить специфику прогнозов, обслуживающих соответственно целеполагание, планирование, программирование, проектирование, непосредственно организацию управления. В итоге по критерию соотнесения с различными формами конкретизации управления выделить ряд подтипов прогнозов:

  • целевой прогноз;

  • плановый прогноз;

  • программный прогноз;

  • проектный прогноз;

  • организационный прогноз.

Остановимся на прогнозе, связанном с программированием. Программный прогноз возможностей путей, мер и условий достижения предполагаемого желательного состояния прогнозируемого явления отвечает на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого? Для ответа на этот вопрос важны и поисковые и нормативные разработки. Первые выявляют проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу, вторые определяют условия реализации. Программное прогнозирование должно сформулировать гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указать сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главной.

В философском словаре даётся следующее определение цели «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия».[22] План – определённая упорядочная система или последовательность действий для достижения заданной цели. Прогноз и план различаются способами оперирования информацией о будущем. Вероятностное описание возможного или желаемого – это прогноз. Директивное решение относительно мероприятия по достижению возможного, желательного – это план.

Программа – перечень идей, планов, проектов, разработанных для достижения цели. Проект – замысел относительно конкретного мероприятия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы. [17]

Относительно детского объединения, программирование – это способ определить верную цель и эффективные методы и формы деятельности детского объединения по достижению поставленной цели в сложнейших условиях социально-экономической и политической нестабильности в стране.

Социальный педагог детского объединения должен обладать умением разрабатывать программы деятельности своего детского объединения. Такое умение является одним из важнейших показателей его профессионального мастерства.

Прежде всего, программа – это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности педагогов-организаторов, так как её разработка заставляет педагога осмысливать сущность своей деятельности, свою педагогическую позицию в роли лидера детей. Однако главное для чего нужна программа заключается в следующем: получить максимально полезный и положительный результат при минимально необходимых затратах.

Под программированием понимается процесс научно обоснованного определения стратегии и тактики воспитания, образования, продумывание их дальнейших и ближайших перспектив развития в конкретных исторических условиях; процесс прогнозирования зон ближайшего и дальнего развития личности. [1]

Применительно к деятельности детского объединения воспитательно-образовательная программа – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания деятельности и особенности организационно-педагогического процесса. Иными словами, программа – это, во-первых, письменный служебный акт, чётко определяющий цели деятельности данного детского объединения, средств и пути их реализации; во-вторых, это средство управления предполагаемой деятельностью детского объединения, то есть средство, с помощью которого можно эффективно планировать, координировать деятельность всех заинтересованных лиц и контролировать будущую совместную работу.

Существует несколько типов программ. По критерию продолжительности выделяют:

  • долгосрочные программы (не менее двух лет);

  • среднесрочные программы (от 6 месяцев до двух лет);

  • краткосрочные программы (от 1 до 6 месяцев).

По своей направленности программа может быть:

  • комплексная – программа разноплановой деятельности объединения, сочетающая различные направления воспитания и развития детей в специфических условиях детского общественного движения.

  • профильная – программа с одним, ведущим направлением деятельности. Профильные программы могут быть различные по срокам их реализации. Также профильная программа может стать составной частью большой комплексной программы.

Программа детского объединения опирается на определённые научные принципы её построения: [19]

  • принцип гуманизации, то есть главной целью деятельности детского объединения является развитие ребёнка. Мера этого развития – мера качества труда педагога, мера качества деятельности детского объединения;

  • принцип демократизации создаёт предпосылки для развития активности и инициативы детей и взрослых; участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения;

  • принцип дифференцирования и индивидуализации обеспечивает развитие каждого участника детского объединения в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

  • принцип развития реализуется через деятельность каждого ребёнка – участника детского объединения в зоне его ближайшего развития;

  • принцип непрерывности и комплексности предполагает взаимосвязь всех ступеней и форм образования детей и подростков.

К программам детских объединений выдвигается ряд требований: [19]

  • актуальность – свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных для детского объединения проблем;

  • преемственность – это требование к программе учитывать то, что делалось в детском объединении до того, как стала разрабатываться данная программа. Преемственность как качество программы свидетельствует, что она создаётся не на пустом месте, а исходя из предшествующего опыта деятельности детского объединения;

  • целостность – свойство программы объединять в единую систему все действия: от выражения целей до описания предполагаемого результата деятельности объединения. Целостность программы – это её логичность;

  • прогностичность – требование работать на перспективу, отражать в своих целях не только то, что существует сегодня, но и предполагаемые изменения, новые требования к работе детского объединения;

  • реальность – свойство программы быть выполнимой, оптимальной для потенциала конкретного детского объединения;

  • оригинальность – свойство программы отражать специфику определённого детского объединения, своеобразие содержания, направлений, форм и методов его деятельности, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Программа детского объединения должна обязательно включать следующие элементы:

  1. Введение. В этой части программы обосновывается её актуальность и значимость, для чего необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, которая сложилась в детском объединении на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, то есть, для кого она создаётся (возраст, социальная группа детей и т.д.). Во введении объясняется название программы, её основные идеи и принципы.

  2. Цель. В этом разделе указывается основная цель программы и задачи, которые конкретизируют основную цель.

Определение целей и задач детского объединения, их формулирование в программе – один из наиболее важных и сложных этапов программирования воспитательного процесса. Дело в том, что добиться результата в каком-либо деле можно только при условии, что точно знаешь чего, именно, хочешь добиться. Неточно, а тем более неверно поставленные цели и задачи в процессе их реализации не позволяют добиться положительного результата, приводя зачастую, к напрасной трате душевных и физических сил детей и взрослых.

Определить цель – это, значит, построить деятельность педагога и воспитанников так, чтобы все звенья совместной деятельности работали на достижение этой цели.

Таким образом, цель – это осознанное представление результата деятельности. Иначе говоря, это идея, которую надо реализовать. Но, не всякая идея становится целью. Для этого необходимо два условия. Во-первых, идея может превратиться в цель, если она осознаётся как потребность человека, объединения и т.д. и, во-вторых, для её реализации уже имеются необходимые условия.

Задача – это частная цель или мини – цель. Это конкретизация цели, шаг на пути её достижения. Программа обычно содержит 1-2 основные цели и уточняющие их задачи (3-7).

Сформулировать задачу – значит указать конкретный результат, который предполагает получить при реализации того или иного направления деятельности детского объединения на определённом этапе работы.

Все выдвигаемые цели и задачи должны соответствовать следующим критериям:[19]

  • конкретность (должно быть ясно, что конкретно за данный период следует добиться);

  • реальность (необходимо, чтобы для решения имелись реальные условия и возможности);

  • достижимость (важно, чтобы цель (задачу) можно было, действительно, достичь (решить) именно в те сроки, на которые она ставится);

  • побудительность (цель или задача должна побуждать реализаторов действовать в направлении её достижения).

3. Содержание. На данном этапе программирования педагогу необходимо сформулированные цели и задачи трансформировать, перевести в соответствующие формы воспитательной работы, продумать педагогические средства и приёмы воплощения своего замысла в конкретные мероприятия, дела, в которых будет осуществляться воспитание и развитие членов детского объединения.

Согласно Е.Н. Титовой [8], форма воспитательной работы – это, во-первых, устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций и актов взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определённых педагогических задач; и, во-вторых, совокупность организаторских приёмов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Формы воспитательной работы условно делятся на два типа: мероприятия и дела.

Мероприятия – это событие, ситуация, занятие, организуемое педагогом для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

При проведении мероприятия дети занимают в основном созерцательно-исполнительскую позицию. Организаторская роль принадлежит взрослым.

Мероприятия проводятся:

  • когда нужно решать просветительские задачи, то есть сообщить детям какую-нибудь довольно сложную для них, но ценную информацию, познакомить с культурной и политической жизнью общества;

  • когда необходима высокая компетентность в решении каких-либо вопросов;

  • когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо.

Таким образом, объективно к мероприятиям могут быть отнесены: лекции, беседы, диспуты, экскурсии, культпоходы, обучающие занятия, тренинги и т.д.

При проведении дела дети занимают деятельно-созидательную позицию. Педагогическое руководство взрослых является опосредованным.

Коллективно творческое дело (КТД) обладает объективными наибольшими воспитательными возможностями. Но эти возможности могут быть эффективно использованы только при правильной методике подготовки и проведения КТД.

Обычно, исходя из задач, содержание программы разбивается на отдельные направления (подпрограммы, блоки), которые представляют собой относительно самостоятельные части программы.

4. План реализации. Основное предназначение этого раздела состоит в том, чтобы продумать, как, каким образом превратить всё то, что написано на бумаге, в реальную деятельность детей и подростков. В этом разделе представляется структура предполагаемых действий по достижению выдвинутых целей и задач.

Разработка плана реализации программы состоит из следующих этапов:

1. Определение условий, обеспечение которых позволит решить конкретную задачу программы.

2. Составление плана действий по реализации программы.

Чтобы реализация программы проходила эффективно, план реализации должен соответствовать нижеприведённому минимуму требований: [19]

  • быть полным, то есть содержать все необходимые и достаточные действия для достижения выдвинутых задач;

  • быть скоординированным, то есть увязывать и согласовывать все необходимые действия по содержанию и срокам;

  • быть чувствительным к сбоям, то есть своевременно обнаруживать отклонения в реализации, представляющие угрозу для достижения цели.

5. Результаты. В этом разделе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Результаты должны быть конкретными и реальными. Обычно, главным результатом деятельности любого детского объединения являются развитие ребёнка и детского сообщества. Показатели этого развития (новые знания, умения, навыки, уровень взаимоотношений и т.д.) и должны стать результатами деятельности детского объединения.

После разработки и оформления программы детского объединения начинается новый сложный период реализации, выполнения программы. В этот период главной задачей педагога является организация управления программой. Основными задачами управления реализацией программы является:

  • составление рабочих планов;

  • осуществление контроля за фактическим ходом реализации запланированных акций;

  • выявление и анализ возникающих отклонений между запланированным и фактическим ходом выполнения программы;

  • создание условий, обеспечивающих скорейшее устранение возникших отклонений.

Управление реализацией программы осуществляется в три последовательных этапа:

  1. Сбор информации о фактическом выполнении запланированного.

  2. Обработка полученной информации.

  3. Корректировка плана работы.

Каждое из вышеперечисленных действий повторяется с определенной периодичностью, что позволяет не терять контроль за ходом выполнения программы детского объединения.

На основе информации о фактическом ходе выполнения разработанной программы принимаются необходимые меры по устранению возникших отклонений, а также осуществляется стимулирование всех участников детского объединения, в целях более успешного достижения поставленных целей и задач.

Итак, разработка программы деятельности детского объединения – процесс непростой, требующий от социального педагога определённого опыта и знаний. Только зная основные этапы программирования и свои конкретные функции, социальный педагог детского объединения сможет добиться реальных успехов в разработке программ, действительно способствующих социализации ребёнка.

1   2   3   4   5   6