|
Методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. И др.», Москва, «Тесты по математике» МОУ Ниноровская ООШ Угличского района Ярославской области
Утверждена приказом руководителя образовательного
Учреждения Ниноровской ООШ
№ от
Директор школы:
Рабочая программа учебного курса математики в 6 классе.
Учителя математики Ниноровской ООШ
Киселёвой Тамары Анатольевны.
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, рекомендованной министерством образования и методическими рекомендациями к авторской программе «Математика-6» по учебно-методическому комплекту Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. («Сборник программ «Математика 5-6», Москва,»Мнемозина», 2010 г., автор –составитель В.И. Жохов), 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Учебник «Математика-6» Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., «Мнемозина», Москва, 2013 г.
Учебно- методический комплект:
Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А. С., Шварцбург С.И. «Математика-6», Москва, «Мнемозина», 2013 г.
«Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-6 класс», Москва, «Просвещение», 2010 г.
Жохов В.И. «Преподавание математики в 5-6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. И др.», Москва,
«Тесты по математике», Рудницкая В.Н., «Экзамен», Москва, 2013
Попов М. А. «Контрольные и самостоятельные работы по математике», «Экзамен», Москва, 2014 г.
Попов М. А. «Дидактические материалы по математике», «Экзамен», Москва, 2014 г.
«Математические диктанты 5=6 классы», автор- составитель Конте А.С., «Учитель», Волгоград, 2014 г.
Рудницкая В. Н. «Рабочая тетрадь №1 и №2 к учебнику Виленкина Н. Я. И др, «Мнемозина», Москва, 2014 г.
Общая характеристика учебного предмета.
Цели и задачи курса.
Цели обучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжении образования;
- формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно- технического прогресса.
Задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности;
- освоение компетенций (учебно- познавательной коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно- технологической, ценностно- смысловой).
Общая характеристика курса математики в 6 классе.
В курсе математики 5-6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика ,наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся .Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно- методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Множества»- служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая- «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Содержание учебного предмета.
Делимость чисел. Делители и кратные. Признаки делимости на 2; 3; 5; 9; 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Отношения и пропорции. Отношения. Пропорции, основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел Изменение величин.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
Решение уравнений. Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
Координаты на плоскости. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Итоговое повторение курса математики 5-6 классов.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса.
В результате освоения курса математики 6 класса учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- независимость и критичность мышления;
- воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат , выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. Д.)
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение ( точку зрения), доказательство ( аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
- Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную дробь в виде десятичной, проценты- в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значение числовых выражений ( целых и дробных);
- округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; переводить одни единицы измерения в другие;
- решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений;
- интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
- Переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с математическими моделями;
- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- определять координаты точки и изображать числа точками на координатной прямой;
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия».
- Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
- в простейших случаях строить развёртки пространственных тел;
- вычислять площади, периметры, объёмы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин ( используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно- тематическое планирование.
№
| Тема урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Планируемые результаты
| Форма контроля
| Дата
| предметные
| личностные
| метапредметные
| Делимость чисел (20 ч.)
| 1.
| Делители и кратные.
| Фронтальная беседа, ответы на вопросы. Решение проблемы является ли данное число делителем ( кратным) числа.
| Освоить понятие делителя и кратного данного числа. Научиться определять, является ли число делителем (кратным) данного числа.
| Формирование стартовой мотивации к изучению нового.
| Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий.
Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов.
| Устный опрос.
Карточки с примерами на повторение.
|
| 2.
| Делители и кратные.
| Решение проблемы: чему равен самый маленький ( большой) делитель данного числа , чему равно самое маленькое кратное числа а, существует ли самое большое кратное?
| Научиться находить все делители данного числа. Научиться находить кратные данного числа.
| Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
| Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: уметь устанавливать причинно- следственные связи.
| Ответы на вопросы. Работа в группе с текстом учебника. Индивидуальная работа на карточках.
|
| 3.
| Делители и кратные. Самостоятельная работа.
| Решение проблемы, как найти все делители данного числа?
| Совершенствовать навыки нахождения делителей и кратных данного числа.
| Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.
| Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
| Математический диктант.
Тестовая работа.
|
| 4.
| Признаки делимости на 10, на 5, на 2.
| Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом. Решение проблемы, как по записи числа определить, делится ли оно на 2; 5; 10 без остатка.
| Выучить признаки делимости на 2; 5; 10 и применять их для нахождения кратных и делителей данного числа.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению.
| Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию для решения.
Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.
Познавательные: выявлять особенности ( качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.
| Устный опрос, ответы на вопросы.
|
| 5.
| Признаки делимости на 10, на 5, на 2.
| Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа ( чётные и нечётные) Находить объединение и пересечение конкретных множеств.
| Научиться применять признаки делимости на 10, на 5, на 2 для решения задач на делимость.
| Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану.
| Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата.
Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
| Тестовая работа.
|
| 6.
| Признаки делимости на 9 и на 3.
| Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях. Решение проблемы, как по записи числа определить, делится ли оно на 3; 9?
| Выучить признаки делимости на 3; 9 и применять их для нахождения кратных и делителей данного числа.
| Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
| Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
| Устный опрос, ответы на вопросы.
|
| 7.
| Признаки делимости на 9 и на 3.
| Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа.
| Научиться применять признаки делимости на 3; 9 для решения задач на делимость.
| Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.
| Коммуникативные: управлять своим поведением ( контроль,,самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: контролировать в форме сравнения способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и вносить необходимые коррективы.
Познавательные: владеть общим приёмом решения учебных задач.
| Математический диктант.
|
| 8
| Простые и составные числа.
| Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом. Решение проблемы, как можно классифицировать натуральные числа в зависимости от количества их делителей.
| Научиться отличать простые числа от составных, основываясь на определении простого и составного числа. Научиться работать с таблицей простых чисел.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
| Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.
| Устный опрос. Ответы на вопросы.
|
| 9
| Простые и составные числа.
| Решение проблемы может ли простое число быть чётным (нечётным). Самостоятельная работа и взаимопроверка.
| Научиться доказывать, что данное число является составным. Познакомиться с методом Эратосфена для отыскания простых чисел.
| Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению.
| Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием интернет- ресурсов.
| Тест с последующей взаимопроверкой.
|
| 10
| Разложение на простые множители.
| Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях.
| Освоить алгоритм разложения числа на простые множители на основе признаков делимости.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
| Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
| Устный опрос, индивидуальная работа на карточках.
|
| 11
| Разложение на простые множители.
| Решение проблемы: чем отличаются два разложения одного и того же числа на простые множители. Работа у доски и в тетрадях.
| Научиться определять делители числа по его разложению на простые множители. Освоить другие способы разложения на простые множители.
| Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.
| Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.
| Математический диктант.
|
| 12
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
| Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом. Решение проблемы Какое число является наибольшим общим делителем двух натуральных чисел, всегда ли он существует, какие числа называются взаимно простыми.
| Научиться находить НОД методом перебора. Научиться доказывать, что данные числа являются взаимно простыми.
| Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
| Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.
Регулятивные: контролировать в форме сравнения способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и вносить необходимые коррективы.
Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами.
| Устный опрос, ответы на вопросы.
|
| 13
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
| Находят НОД двух, трёх чисел, используя разложение на простые множители. Работа у доски и в тетради.
| Освоить алгоритм нахождения НОД двух и трёх чисел.
| Формирование устойчивой мотивации к обучению.
| Коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.
| Самостоятельная работа на карточках.
|
| 14
| Решение текстовых задач на нахождение НОД.
| Фронтальный опрос, работа в группах,
работа у доски.
| Научиться применять понятие «наибольший общий делитель» для решения задач.
| Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
| Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.
Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
| Ответы на вопросы и самостоятельное решение задачи.
|
| 15
| Наименьшее общее кратное.
| Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом.
| Освоить понятие «наименьшее общее кратное». Научиться находить НОК методом перебора.
| Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
| Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.
| Устный опрос, ответы на вопросы.
|
| 16
| Наименьшее общее кратное.
| Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях.
| Освоить алгоритм нахождения НОК двух, трёх чисел.
| Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
| Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов.
| Индивидуальные задания на вычисление НОК по алгоритму.
|
| 17
| Решение задач на нахождение НОК.
| Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа ( карточки-задания).
| Научиться применять понятие НОК при решении текстовых задач. Ответить на вопрос: чему равно НОК чисел а и в, если а делится на в, если а ив взаимно простые.
| Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану.
| Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения( если оно таково) и корректировать его.
Регулятивные: Осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.
Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
| Индивидуальная работа на карточках.
|
| 18
| Обобщающий урок по теме Делимость чисел»»
| Применение НОД и НОК при выполнении различных заданий. Работа у доски и самостоятельно в тетради.
| Обобщить приобретённые знания, навыки и умения по теме НОД и НОК чисел.
| Развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
| Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задач.
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
| Словарный диктант по теме «Делимость чисел». Тестовая работа по теме «НОД и НОК».
|
| 19
| Контрольная работа №1 по теме «НОД и НОК чисел».
| Написание контрольной работы.
| Научиться применять приобретённые знания, умения, навыки в конкретной деятельности.
| Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
| Коммуникативные: управлять своим поведением ( контроль, самокоррекция, оценка своего действия)
Регулятивные: способствовать к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.
| Самостоятельная работа.
|
| 20
| Резерв. Решение задач.
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, работа с текстом учебника, работа у доски.
| Научиться применять приобретённые знания, умения и навыки для решения практических задач.
| Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана.
| Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения( если оно таково) и корректировать его.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
| Индивидуальная работа над ошибками.
|
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями ( 22 ч.)
| |
|
|