Главная страница

Методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. И др.», Москва, «Тесты по математике»



НазваниеМетодические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. И др.», Москва, «Тесты по математике»
страница1/6
Дата10.02.2016
Размер1.11 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

МОУ Ниноровская ООШ Угличского района Ярославской области

Утверждена приказом руководителя образовательного

Учреждения Ниноровской ООШ

№ от

Директор школы:

Рабочая программа учебного курса математики в 6 классе.

Учителя математики Ниноровской ООШ

Киселёвой Тамары Анатольевны.

2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, рекомендованной министерством образования и методическими рекомендациями к авторской программе «Математика-6» по учебно-методическому комплекту Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. («Сборник программ «Математика 5-6», Москва,»Мнемозина», 2010 г., автор –составитель В.И. Жохов), 5 часов в неделю, всего 170 часов.

Учебник «Математика-6» Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др., «Мнемозина», Москва, 2013 г.

Учебно- методический комплект:

  1. Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А. С., Шварцбург С.И. «Математика-6», Москва, «Мнемозина», 2013 г.

  2. «Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-6 класс», Москва, «Просвещение», 2010 г.

  3. Жохов В.И. «Преподавание математики в 5-6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. И др.», Москва,

  4. «Тесты по математике», Рудницкая В.Н., «Экзамен», Москва, 2013

  5. Попов М. А. «Контрольные и самостоятельные работы по математике», «Экзамен», Москва, 2014 г.

  6. Попов М. А. «Дидактические материалы по математике», «Экзамен», Москва, 2014 г.

  7. «Математические диктанты 5=6 классы», автор- составитель Конте А.С., «Учитель», Волгоград, 2014 г.

  8. Рудницкая В. Н. «Рабочая тетрадь №1 и №2 к учебнику Виленкина Н. Я. И др, «Мнемозина», Москва, 2014 г.


Общая характеристика учебного предмета.

Цели и задачи курса.

Цели обучения:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжении образования;

- формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно- технического прогресса.

Задачи обучения:

- приобретение математических знаний и умений;

- овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности;

- освоение компетенций (учебно- познавательной коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно- технологической, ценностно- смысловой).

Общая характеристика курса математики в 6 классе.

В курсе математики 5-6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика ,наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся .Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно- методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Множества»- служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая- «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Содержание учебного предмета.

Делимость чисел. Делители и кратные. Признаки делимости на 2; 3; 5; 9; 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.

Отношения и пропорции. Отношения. Пропорции, основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.

Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел Изменение величин.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.

Решение уравнений. Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.

Координаты на плоскости. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.

Итоговое повторение курса математики 5-6 классов.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса.

В результате освоения курса математики 6 класса учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- независимость и критичность мышления;

- воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат , выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. Д.)

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение ( точку зрения), доказательство ( аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Предметная область «Арифметика»

- Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную дробь в виде десятичной, проценты- в виде дроби и дробь – в виде процентов;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значение числовых выражений ( целых и дробных);

- округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; переводить одни единицы измерения в другие;

- решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

- устной прикидки и оценки результата вычислений;

- интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

- Переводить условия задачи на математический язык; использовать методы работы с математическими моделями;

- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

- определять координаты точки и изображать числа точками на координатной прямой;

- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

- решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия».

- Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;

- в простейших случаях строить развёртки пространственных тел;

- вычислять площади, периметры, объёмы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин ( используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Календарно- тематическое планирование.




Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Дата

предметные

личностные

метапредметные

Делимость чисел (20 ч.)

1.

Делители и кратные.

Фронтальная беседа, ответы на вопросы. Решение проблемы является ли данное число делителем ( кратным) числа.

Освоить понятие делителя и кратного данного числа. Научиться определять, является ли число делителем (кратным) данного числа.

Формирование стартовой мотивации к изучению нового.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий.

Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов.

Устный опрос.

Карточки с примерами на повторение.




2.

Делители и кратные.

Решение проблемы: чему равен самый маленький ( большой) делитель данного числа , чему равно самое маленькое кратное числа а, существует ли самое большое кратное?

Научиться находить все делители данного числа. Научиться находить кратные данного числа.

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь устанавливать причинно- следственные связи.

Ответы на вопросы. Работа в группе с текстом учебника. Индивидуальная работа на карточках.




3.

Делители и кратные. Самостоятельная работа.

Решение проблемы, как найти все делители данного числа?


Совершенствовать навыки нахождения делителей и кратных данного числа.

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.

Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Математический диктант.

Тестовая работа.




4.

Признаки делимости на 10, на 5, на 2.

Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом. Решение проблемы, как по записи числа определить, делится ли оно на 2; 5; 10 без остатка.

Выучить признаки делимости на 2; 5; 10 и применять их для нахождения кратных и делителей данного числа.

Формирование устойчивой мотивации к обучению.

Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию для решения.

Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

Познавательные: выявлять особенности ( качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.

Устный опрос, ответы на вопросы.




5.

Признаки делимости на 10, на 5, на 2.

Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа ( чётные и нечётные) Находить объединение и пересечение конкретных множеств.

Научиться применять признаки делимости на 10, на 5, на 2 для решения задач на делимость.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану.

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Тестовая работа.




6.

Признаки делимости на 9 и на 3.

Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях. Решение проблемы, как по записи числа определить, делится ли оно на 3; 9?

Выучить признаки делимости на 3; 9 и применять их для нахождения кратных и делителей данного числа.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.

Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий.

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Устный опрос, ответы на вопросы.




7.

Признаки делимости на 9 и на 3.

Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа.

Научиться применять признаки делимости на 3; 9 для решения задач на делимость.

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.

Коммуникативные: управлять своим поведением ( контроль,,самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: контролировать в форме сравнения способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: владеть общим приёмом решения учебных задач.

Математический диктант.




8

Простые и составные числа.

Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом. Решение проблемы, как можно классифицировать натуральные числа в зависимости от количества их делителей.

Научиться отличать простые числа от составных, основываясь на определении простого и составного числа. Научиться работать с таблицей простых чисел.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.

Устный опрос. Ответы на вопросы.




9

Простые и составные числа.

Решение проблемы может ли простое число быть чётным (нечётным). Самостоятельная работа и взаимопроверка.

Научиться доказывать, что данное число является составным. Познакомиться с методом Эратосфена для отыскания простых чисел.

Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению.

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием интернет- ресурсов.

Тест с последующей взаимопроверкой.




10

Разложение на простые множители.

Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях.

Освоить алгоритм разложения числа на простые множители на основе признаков делимости.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Устный опрос, индивидуальная работа на карточках.




11

Разложение на простые множители.

Решение проблемы: чем отличаются два разложения одного и того же числа на простые множители. Работа у доски и в тетрадях.

Научиться определять делители числа по его разложению на простые множители. Освоить другие способы разложения на простые множители.

Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.

Математический диктант.




12

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом. Решение проблемы Какое число является наибольшим общим делителем двух натуральных чисел, всегда ли он существует, какие числа называются взаимно простыми.

Научиться находить НОД методом перебора. Научиться доказывать, что данные числа являются взаимно простыми.

Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.

Регулятивные: контролировать в форме сравнения способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и вносить необходимые коррективы.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами.

Устный опрос, ответы на вопросы.




13

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

Находят НОД двух, трёх чисел, используя разложение на простые множители. Работа у доски и в тетради.

Освоить алгоритм нахождения НОД двух и трёх чисел.

Формирование устойчивой мотивации к обучению.

Коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.

Самостоятельная работа на карточках.




14

Решение текстовых задач на нахождение НОД.

Фронтальный опрос, работа в группах,

работа у доски.

Научиться применять понятие «наибольший общий делитель» для решения задач.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.

Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Ответы на вопросы и самостоятельное решение задачи.




15

Наименьшее общее кратное.

Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом.

Освоить понятие «наименьшее общее кратное». Научиться находить НОК методом перебора.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.

Устный опрос, ответы на вопросы.




16

Наименьшее общее кратное.

Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях.

Освоить алгоритм нахождения НОК двух, трёх чисел.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.

Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов.

Индивидуальные задания на вычисление НОК по алгоритму.




17

Решение задач на нахождение НОК.

Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа ( карточки-задания).

Научиться применять понятие НОК при решении текстовых задач. Ответить на вопрос: чему равно НОК чисел а и в, если а делится на в, если а ив взаимно простые.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану.

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения( если оно таково) и корректировать его.

Регулятивные: Осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Индивидуальная работа на карточках.




18

Обобщающий урок по теме Делимость чисел»»

Применение НОД и НОК при выполнении различных заданий. Работа у доски и самостоятельно в тетради.

Обобщить приобретённые знания, навыки и умения по теме НОД и НОК чисел.

Развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задач.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Словарный диктант по теме «Делимость чисел». Тестовая работа по теме «НОД и НОК».




19

Контрольная работа №1 по теме «НОД и НОК чисел».

Написание контрольной работы.

Научиться применять приобретённые знания, умения, навыки в конкретной деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Коммуникативные: управлять своим поведением ( контроль, самокоррекция, оценка своего действия)

Регулятивные: способствовать к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.

Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.

Самостоятельная работа.




20

Резерв. Решение задач.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, работа с текстом учебника, работа у доски.

Научиться применять приобретённые знания, умения и навыки для решения практических задач.

Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана.

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения( если оно таково) и корректировать его.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Индивидуальная работа над ошибками.




Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями ( 22 ч.)
  1   2   3   4   5   6