|
Умножение и деление
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ
Цели: повторить связь арифметических действий; учить находить неизвестный множитель и неизвестное делимое; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения составлять задачи по данному выражению, составлять и решать обратные задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Соедините линиями равные числа:
2. Впишите знаки («+» или «–») так, чтобы записи были верными:
8 + 6 1 = 13 12 – 510 = 17
30 + 7 30 = 7 85 – 80 6 = 11
3. Вставьте пропущенный множитель:
7 · + 8 = 29 7 · – 0 = 35
7 · + 32 = 53 7 · + 4 = 39
7 · + 600 = 621 7 · + 70 = 105
7 · + 8 = 29 7 · – 0 = 42
7 · + 18 = 67 7 · – 29 = 20
7 · + 51 = 100 7 · + 18 = 81
4. Решите задачу по краткой записи:
Испекли – 16 пирожков.
Съели – ? пирожков.
Осталось – 9 пирожков.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите схемы на доске. Расскажите, что они обозначают.
– Сегодня на уроке узнаем, как связаны умножение и деление.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 22.
– Рассмотрите рисунок.
– Сколько букетов на рисунке?
– Сколько цветов в каждом букете?
– По данному рисунку составьте три математические записи.
Запись:
5 · 4 = 20
20 : 4 = 5
20 : 5 = 4.
– Объясните, что обозначает запись 5 · 4 = 20. (Сколько всего цветов в четырех букетах, если в каждом букете 5 цветов.)
– Рассмотрите вторую и третью записи. Чем является число 20 для произведения чисел 5 и 4?
– Что получится, если значение произведения разделить на один из множителей?
Учащиеся формулируют правило:
Если значение произведения разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
2. Задание 23.
Учащиеся читают рассуждения Миши и Маши и устанавливают правило, которое связывает деление с умножением.
Если значение частного умножить на делитель, то получится делимое.
V. Поупражняемся в вычислениях.
1. Задание 24.
– Для данных табличных случаев умножения составьте и запишите соответствующие случаи деления.
3 · 4 = 12 6 · 5 = 30 7 · ? = 21
12 : 3 = 4 30 : 6 = 5 21 : 7 = 3
12 : 4 = 3 30 : 5 = 6 21 : 3 = 7 8 · 9 = 72 9 · 9 = 81
72 : 8 = 9 81 : 9 = 9
12 : 4 = 3
– Сформулируйте правило, как найти неизвестный множитель.
2. Задание 25.
– Из следующих случаев умножения выпишите тот, с помощью которого можно вычислить значение частного 24 : 6.
– Вычислите значения частных: 24 : 6 и 24 : 4.
Запись: 4 · 6 = 24
24 : 6 = 4
24 : 4 = 6.
3. Задание 26.
Учащиеся составляют задачу, решением которой будет произведение 5 · 6.
Запись: Цена
| Кол-во
| Стоимость
| 5 р.
| 6 шт.
| ? р.
| Решение:
5 · 6 = 30 (р.) – стоят 6 булочек.
Ответ: 30 рублей.
– Составьте обратные задачи и решите их.
Запись:
а) Цена
| Кол-во
| Стоимость
| ? р.
| 6 шт.
| 30 р.
| Решение:
30 : 5 = 6 (шт.) – купили.
Ответ: 6 булочек.
4. Работа по карточкам.
– Решите примеры.
32 – 11 65 – 56 42 – 6
16 – 9 15 + 16 72 – 68
47 – 39 45 + 8
23 – 19 7 + 23
– Запишите их в два столбика: в первый – примеры, в ответе которых получилось однозначное число, а во второй – примеры, в ответе которых получилось двузначное число.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как найти неизвестный множитель?
– Как найти неизвестное делимое?
– Какие задачи называются обратными?
Домашнее задание. составить и решить задачу, решением которой будет произведение 7 · 5.
|
|
|