|
Физминутка УУД: общепознавательные: общеучебные самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; осознанное построение речевого высказывания; логические кодирование/декодирование, сравнение, классификация, анализ, выделение существенного, обобщение; постановка и решения проблем.
Регулятивные: целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция.
Коммуникативные. IV.Закрепление изученного материала:
Цель: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
- Как вы думаете, для чего надо чётко различать друг от друга виды неполных квадратных уравнений? (Чтобы применять нужный алгоритм).
Объединитесь в группы (1 ряд-1 группа, 2-2 группа, 3-згруппа) и выберите, какой алгоритм нужно применить для решения каждого из предложенных уравнений: 1-й, 2-й или 3-й. А один представитель от группы наклейте напротив каждого уравнения листочек соответствующего цвета: синий - 1, жёлтый - 2, зелёный - 3.
Слайд:
7х2-13=0,
7k-14k2=0,
12g2=0,
5y2-4y=0,
2h+h2=0,
35-х2=0.
Решите по одному уравнению из каждого вида на выбор (сравнивают решения уравнений на слайде).
УУД: общепознавательные: общеучебные выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, анализ.
Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, оценка.
Коммуникативные: построение речевых высказываний. V. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; поблагодарить одноклассников. Которые помогли получить результаты урока.
Итак, давайте проверим, достигли ли вы целей сегодняшнего урока. Что такое квадратное уравнение? На какие два вида делятся квадратные уравнения? Что такое неполное квадратное уравнение? Сколько существует алгоритмов его решения? От чего зависит выбор нужного алгоритма? Сколько корней может быть в неполном квадратном уравнении? Достигли ли вы поставленных целей?
А чему вы должны будете научиться на ближайших уроках? (Решать полные квадратные уравнения).
УУД: общепознавательные: общеучебные структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные: оценка осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные.
Личностные: самопознание самоопределение.
VI. Обсуждение домашнего задания:
П 21; №№ 518; 519. " Решение квадратных уравнений по формуле".
Тип урока Урок закрепления знаний
Цели урока.
- закрепить и систематизировать знания о квадратных уравнениях в ходе выполнения упражнений;
- отработать навыки нахождения корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта;
развитие приемов умственной деятельности, логического мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;
уметь проводить классификацию уравнений по общему виду;
уметь выделять общее и находить различия;
уметь проводить взаимоконтроль и самоконтроль;
уметь работать в группах и парах, развивая взаимовыручку, умение выслушивать мнения товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: учебник «Алгебра 8 кл.», мультимедийный проектор, карточки с заданиями, компьютер.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Цель: обеспечить положительный эмоциональный настрой. II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний:
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы и их коррекция; актуализировать знания о квадратных уравнениях (полные, неполные), решение квадратных уравнений по формуле.
Проверка Д/З (задания, которые вызвали затруднения разбираются у доски).
Далее фронтальная работа с классом (презентация)
*Сформулируйте определение квадратного уравнения?
*От чего зависит решение квадратного уравнения?
*Какова формула нахождения корней квадратного уравнения?
*Какие из записанных ниже уравнений являются неполными квадратными?
х2+ 2х -9=0,
2х2 +16х=0,
7 х2 =0,
х2 -3х+1=0,
3х2 -2х +19=0,
7х2 -14х=0.
(Ответ:2,3,6)
*Сформулируйте определение неполного квадратного уравнения?
*Как называются уравнения №1, №4?
*Сформулируйте определение приведённого квадратного уравнения?
*Назовите числа, которые являются корнями уравнений?
x2 + 3х = 0;
x2 - 3х = 0;
x3 + 8х = 0;
x3 - 4х = 0.
3 -2 -1 0 1 2 3
Ответы:
-3 и 0:
0 и 3;
0;
-2, 0 и 2.
*Найдите дискриминант и определите число корней уравнения.
х2 - 5х+4=0;
5 х2 - 4х - 1=0;
4 х2 - 4х +1=0.
Физминутка для глаз (работа с электронным тренажёром для глаз). УУД: общепознавательные: общеучебные осознанное построение речевого высказывания; информационный поиск; выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
III. Работа с изученным материалом.
Цель: использовать полученные знания для решения задач предъявляемые учителем, развитие умений работы с учебником. Квадратные уравнения очень важны и для математики, и для других наук.
А вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?
Заслушайте небольшое сообщение о математиках, которые занимались изучением квадратных уравнений (рассказывает ученик, который приготовил данное сообщение).
Сообщение-справка
Неполные квадратные уравнения умели решать ещё вавилоняне (примерно за 2 тысячи лет до новой эры).
В средние века в Индии, в Китае также использовались арифметические
методы решения квадратных уравнений. В Индии соответствующие задачи нередко облекались в стихотворную форму, например, одна из задач знаменитого математика 12 века Бхаскары (1114-ок. 1178) звучит так:
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая.
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
(х/ 8)2 +12=х
x 2 /64 +12=х
x2+12*64=64х
x2 - 64х+768=0
D=4096-3072=1024 >0, 2 корня
х1 =64+322 =48 х2 =64-322 =16
Ответ: 48 или 16 обезьянок было в стае.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведённых к единому виду x2 +bx=с, было сформировано в Европе в 1544 г. немецким математиком Михаэлем Штифелем.
Основные достижения в области решения уравнений принадлежат итальянским математикам: Сципиону дель Ферро (1465-1526), Никколо Тарталье (1499-1557), и Джероламо Кардано. Рафаэль Бомбелли среди положительных корней рассмотрел и отрицательные
Лишь в 17 веке благодаря трудам математика и философа Рене Декарта, математика-физика Исаака Ньютона способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Работа с учебником стр.121 №538, №540 (а-в).
Работают в тетрадях и у доски. Задаются вопросы, вызывающие затруднения, более подготовленные учащиеся отвечают на вопросы более слабых и работают самостоятельно.
Физминутка УУД: общепознавательные: общеучебные информационный поиск, знаково-символические действия; логические анализ, сравнение.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка выделение и осознание учащимися того что уже усвоено.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Личностные: интерес к учебному материалу. IV.Самостоятельная работа
Цель: отработать навыки нахождения корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта, развитие навыков самостоятельной работы с использованием информационных технологий. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Организовывается работа по применению ЦОР (работа за компьютером). Прослеживается индивидуальная траектория каждого ученика, проверяется правильность выполненной работы.
https://fcior.edu.ru/card/6769/reshenie-kvadratnyh-uravneniy-po-formule-p1.html УУД: общепознавательные: общеучебные информационный поиск, извлечение информации в соответствии с целью чтения; знаково-символические действия; логические.
Регулятивные: контроль, оценка.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; поблагодарить одноклассников. Которые помогли получить результаты урока.
Итак, давайте проверим, достигли ли вы целей сегодняшнего урока. Что такое квадратное уравнение? Сформулируйте алгоритм решения квадратного уравнения.
Анализируют результаты работы с ЦОР, свои успехи и неудачи.
УУД: общепознавательные: общеучебные структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.
Регулятивные: оценка осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самопознание самоопределение. VI. Обсуждение домашнего задания:
У каждого из вас на столе есть карточка с домашним заданием. Решив уравнение и записав его корни, по коду отметьте точки на координатной плоскости, соединяя их последовательно. Получите рисунок.
1.x2 -11х +18 =0, (х1;х2). 2.х2- 4х- 4=0, (х1;х2).
3.2х2-10х=0, (х1;х2). 4.х2+5х-14=0, (х1;х2).
5.х2 + 9х+14=0, (х1;х2). 6.3х2 + 1 5х=0, (х1;х2).
7.3х2-12=0, (х1;х2). 8.2х2 -14х-36=0, (х1;х2). Пройти практический модуль с корректировкой невыполненных заданий (ЦОР).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
В проекте были выявлены теоретические основы темы: «Квадратные уравнения», был выполнен отбор средств обучения теме, в том числе и средства ИКТ, разработана таблица целей и карта обучения теме: «Квадратные уравнения». Был составлен и фрагмент тематического планирования, фрагменты уроков, где акцент делается на формирование тех требований, что прописаны в Стандартах.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2008.
Боженкова Л.И. Планиметрия в таблицах, предписаниях, УУД. Учебные материалы. – М., Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2010. – 48 с.
Боженкова Л.И. Алгебра в таблицах. Учебные материалы. изд. 2-е испр. и доп. – М., Калуга: КГУ им. К.Э.Циолковского, 2012. – 56 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
Жохов В.И. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса/ В.И. Жохов,
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - М.: Просвещение, 2008.
Жохов В.И. Уроки алгебры в 8 классе: кН. Для учителя (В.И. Жохов, Г.Д. Карташева. – М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
Программа: Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 классы Составитель: Бурмистрова Т. А. - М. Просвещение 2009 г.
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы, 9 класс Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова. — М.: Дрофа, 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
Приложение 1
Таблица распознания корней Знаки коэффициентов
| Знаки корней
| A>0
| B>0
| C<0
| Разные: больший отрицателен
| A>0
| B<0
| C<0
| Разные: больший положителен
| A>0
| B>0
| C>0
| Одинаковые: оба отрицательные
| A>0
| B<0
| C>0
| Одинаковые: оба положительные
|
Приложение 2 Контрольная работа по теме: «Квадратные уравнения» 1 уровень 2 уровень 3 уровень 1.Решите уравнение: 1.Решите уравнение: 1.Решите уравнение:
а) 6х2+0,5х=0 а) 5х2+0,2х=0 а) х2-8х+20=0 б) 9х2-7х=2 в)0,2у2-10у+125=0
б) 7х2-4=0 б) 10х2-3=0 г) (5х – 3)2 + (2х – 3)(2х+3)=2
в) 2х2+5х-3=0 в) 3х2-5х-2=0 2.Один из корней квадратного
2.Найдите корни уравнения: 2.Найдите корни уравнения: уравнения равен 2.
(3х + 2)(х – 4) = 5 а) (2х – 5)(х + 2) = 18 Найдите второй корень уравнения
3.Задача. Найдите периметр б) (4х – 1)2+ 8(х – 4) = 0 и коэффициент а.
прямоугольника, площадь 3.Задача. Найдите стороны
которого 64 см кв, а одна прямоугольника, если их 3.Задача. Сумма катетов
из его сторон на 2 см больше разность равна 31 см, а прямоугольного треугольника
другой. диагональ прямоугольника равна 23см. Найдите катеты
равна 41 см. треугольника, если его гипотенуза
равна 17 см.
Приложение 3
Каталог электронных ресурсов к теме: «Квадратные уравнения» Теория
Ссылка на страницу в Интернете
| Пояснение
| 1
| https://coolmath.ru/lessons/8/434.html
| Основные понятия по теме
| 2
| https://coolmath.ru/lessons/8/435.html
| Формулы и их вывод
| 3
| https://festival.1september.ru/articles/607508/
| Историческая справка (Ф. Виет)
| 4
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/54467594-eccb-4d4e-8039-4a73b6f69ca6/?interface=catalog
| Флеш-ролик
Как аль-Хорезми решал квадратные уравнения (№180342)
|
Материал к уроку
Ссылка на страницу в Интернете
| Пояснение
| 1
| https://900igr.net/prezentatsii/algebra/Kvadratnye-uravnenija-8-klass/Kvadratnye-uravnenija-8-klass.html
| Презентация «Решение квадратных уравнений», закрепление материала
| 2
| https://karmanform.ucoz.ru/load/kvadratnye_uravnenija_8_klass/2-1-0-752
| Конспект урока «Решение квадратных уравнений»
| 3
| https://fcior.edu.ru/card/6769/reshenie-kvadratnyh-uravneniy-po-formule-p1.html
| Решение квадратных уравнений по формуле (тест) ФЦИОР, практический
| 4
| https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/interaktivnyi-test-po-algebre-dlya-8-klassa
| Тест
| 5
| https://festival.1september.ru/articles/413204/
| Урок – игра по теме.
| 6
| https://galina1949.ucoz.ru/load/matematika/algebra_8_klass/urok_po_teme_quot_nepolnye_kvadratnye_uravnenija_quot/12-1-0-42
| Неполные квадратные уравнения
Презентация к уроку
| 7
| https://gdz-klass.com/algebra/8-klass/mordkovich/4
| Задачник по теме «Квадратные уравнения
| 8
| prezentacii.com
| презентации
| 9
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/79558d6a-8469-496c-a034-d2052063624a/?interface=teacher&class=50&subject=17
| Презентация, тест
Решение квадратных уравнений по формуле (№191877)
| 10
| https://school-collection.edu.ru/catalog/res/54467594-eccb-4d4e-8039-4a73b6f69ca6/?interface=catalog
| Презентация
Закрепление умений решать неполные квадратные уравнения (№191881)
| 11
| http: //www.fipi.ru/
| ФИПИ.
| 12
| https://window.edu.ru/
| Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
|
|
|
|