Главная страница

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся. Основные задачи методики преподавания математики



Скачать 70.14 Kb.
НазваниеИспользование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся. Основные задачи методики преподавания математики
Дата05.03.2016
Размер70.14 Kb.
ТипДокументы

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
Основные задачи методики преподавания математики:

  • Определить конкретные цели изучения математики по классам.

  • Отбирать содержание учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся.

  • Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей.

  • Рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Метод обучения – это упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания.

Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели.

Современные методы обучения математике: проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

Информационно-развивающие методы:

а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов и др.);

б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных - использование информационных технологий).

Проблемно-поисковые методы:

проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы: 

пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы: 

сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Важную роль в учебном процессе играют формы организации обучения,

т. е. виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, направленные на овладение знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.

Выделяют четыре основных типа уроков:
- урок по ознакомлению с новым материалом;
- урок по закреплению изученного материала;
- урок проверки знаний, умений и навыков;
- урок по систематизации и обобщению изученного материала.

Кроме того, в практике обучения учащихся математике встречаются специальные уроки: урок в компьютерном классе, урок по измерениям на местности, урок вычислений на счетных приборах, видео-урок и другие.

- Нетрадиционные формы уроков:
•  Урок-лекция
•  Урок-сочинение
•  Урок-диспут
•  Уроки-творчества
•  Урок-соревнование
•  Урок-турнир
•  Урок-семинар
•  Урок-путешествие и т. д.

В целях совершенствования преподавания математики целесообразна дальнейшая разработка новых методик использования нестандартных задач. Систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности. Осуществлять целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы. Целесообразно использовать на уроках задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов. Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа. Умение учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Уроки математики могут быть не только полезными и содержательными, но столь же увлекательными и интересными.

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
«Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся».
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной
деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.

Подготовка к школьным выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.

Большое внимание в своей работе я уделяю самообразованию. Изучаю документы федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, подбираю учебно-методическую литературу, осваиваю тестовые технологии 5-11 классов. Тесты использую на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание, активно использую тестовые технологии и во внеклассной работе. Все пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. В работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.

Прохожу обучение на семинарах по подготовке к итоговой аттестации. Информационное обеспечение осуществляю через уголки подготовки к экзаменам. В них размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на экзамене, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации. На методических объединениях совместно с другими учителями математики проводим изучение нормативной документации. Провожу родительские собрания совместно с учащимися, с приглашением администрации, психолога. На них мы информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Оказываем ученикам и их родителям психологическую помощь в ходе подготовки и проведения аттестации. Веду спецкурсы и индивидуальные консультации после уроков, в строго определённое время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки.

В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения.
К каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные задания, карточки, основанные на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности. Заполняю индивидуальные диагностические карты по подготовке к аттестации для каждого ученика в классе. Оцениваю знания учеников по баллам, оценку ставлю по итоговым работам. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективная работа и обсуждения. Ввиду этого в своей работе я использую различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, зачетный урок).

Считаю, что очень важно организовать тематическое повторение, в ходе которого происходит обобщение и систематизация изученного материала, необходимо, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки, устный счет, задачи по готовому чертежу. Все тренировочные тесты провожу в режиме «теста скорости», т.е. с жестким ограничением времени. Переход к комплексному тестированию разумен только в конце года, когда все темы изучены и у учеников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий.

В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы https://reshuege.ru/), готовые презентации по отработке различных заданий, а так же для коррекции знаний учащихся, часто ребята создают сами свои презентации по отдельным темам и заданиям. Тренировочные и диагностические работы беру с официального сайта https://statgrad.org/. Опыт  свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет ученикам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики происходит за счет высокого профессионализма, хорошо сорганизованной работы учащихся, активное внедрение новейших технологий, такие как интерактивное обучение, информационно-коммуникативные технологии, а так же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения.

.

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся

Учитель 1 кв. кат.

МБОУ «Гимназия №125»

Церетели Н.К.

2014 год