ГОУ ДПО МО
Педагогическая академия последипломного образования
кафедра математических дисциплин
ПРОЕКТ Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса
теме: «Квадратные уравнения»
Выполнил
слушатель учебного курса
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»
учитель математики МС(К)ОУ Юровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида
Скворцова Ольга Викторовна
Раменский район, МО Руководитель курса: КПН,
доцент кафедры математических дисциплин
Ерина Татьяна Михайловна
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Квадратные уравнения»
§ 1. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики ….5
§ 2. Логико-дидактический анализ содержания
темы «Квадратные уравнения» ….8
§ 3. Цели обучения теме «Квадратные уравнения» …13
3.1. Развитие познавательных УУД
3.2. Развитие регулятивных УУД
3.3. Развитие коммуникативных УУД
3.4. Развитие личностных УУД
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме «Квадратные уравнения»
§ 4. Карта изучения темы и её использование ….19
4.1. Диагностические цели обучения теме «Квадратные уравнения»
4.2. Логическая структура и содержание темы «Квадратные уравнения»
4.3. Средства обучения теме (в том числе ИТ)
§ 5. Учебный план темы «Квадратные уравнения» ….22
§ 6. Примеры реализации целей обучения теме «Квадратные уравнения» ….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….42
Список литературы …..43
Приложение………………………………………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня образование России переживает период перехода на ФГОС, который предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики.
Начиная с 2011года, в школах стали внедрять Стандарты второго поколения в первых классах. Постепенно, переходя из года в год, Стандарты будут вводиться и в основной школе. Именно поэтому, сейчас наша задача состоит в том, чтобы разобраться с требованиями ФГОС ООО, подготовить базу для его введения в основной школе, выявить основные направления. И этот вопрос очень актуален на данный момент, так как урок современного типа должен строиться на основе принципа системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.
Цель проекта: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: «Квадратные уравнения» в 8 классе по учебнику Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить учебную рабочую программу «Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой «Квадратные уравнения»).
5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике.
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Квадратные уравнения»
§ 1. Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.), метапредметных (межпредметные понятия и универсальные учебные действия), предметных (система основных знаний).
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, которая должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. В стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.
Отличительной особенностью нового стандарта является:
Первое. Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования. Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
Второе. В стандарте расширено количество субъектов, отвечающих за образовательные результаты. Стандарт вводится как общественный договор, в рамках которого необходимо согласовывать требования личности, общества, государства, семьи и школы к образовательным результатам, учиться определять и выполнять взаимные обязательства и права.
Третье. Структура и содержание основной образовательной программы школы. Теперь она создается для каждого уровня образования и включает примерные программы по отдельным предметам; программу воспитания, социализации, формирования ЗОЖ школьников; программу формирования универсальных учебных действий; систему оценивания учебных достижений; учебный план школы данного уровня, включая обязательную внеурочную работу с детьми, инвариантный и вариативный компоненты. В основу реализации основной образовательной программы положен системно-деятельностный подход, который предполагает смену модели построения образовательного процесса: необходимо перейти от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?». Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков.
С точки зрения реализации стандартов на практике, пожалуй, наиболее трудным будет обеспечение необходимых условий образовательного процесса: требований к материально-техническому, учебно-методическому, кадровому, финансовому обеспечению, соблюдению СанПиНов.
Четвертое. В основе стандартов второго поколения лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, в которой впервые предложен (нормируется) современный воспитательный идеал гражданина Российской Федерации. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь
обучающегося. Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Данная концепция призвана поддерживать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики - воспитание граждан РФ как сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культур через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к системе ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Это делает стандарт серьезным инструментом развития воспитательной работы в школе, консолидирующим современное российское общество в условиях социального и культурного разнообразия.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования математика входит в предметную область «Математика и информатика». Изучение математики должно обеспечить: осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности, обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т. е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ученика данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Это и новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, новая открытая информационно-образовательная среда, далеко выходящая за границы школы. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. § 2. Логико-дидактический анализ содержания темы
«Квадратные уравнения»
Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему школьного курса математики. Сила теории уравнений в том, что она не только имеет теоретическое значение для познания естественных законов, но и служит конкретным практическим целям. Большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений. Овладевая способами их решения, можно найти ответы на различные вопросы из науки и техники.
Тема «Квадратные уравнения» изучается в 8 классе. К изучению этой темы учащиеся приступают, уже накопив определенный опыт, владея достаточно большим запасом алгебраических и общематематических представлений, понятий, умений. Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач. Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей; какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.
В изучение этой темы включены:
Основные понятия (определение квадратного уравнения полного (приведённого), неполного квадратного уравнения).
Обзор известных способов решения квадратных уравнений
Формула корней квадратного уравнения
Решение задач с помощью квадратных уравнений
Теорема Виета
Решение дробных рациональных уравнений
Решение задач с помощью рациональных уравнений
Весь курс по теме "Квадратные уравнения" строится в систематическом порядке. Причем система эта определяется как принятыми математическими трактовками функциональных понятий, так и развертыванием последующих определений и доказательством теорем. Степень сложности упражнений и их решения постепенно усиливается. Каждый параграф содержит примеры с подробным решением, которые являются либо опорой для введения теоретического материала, либо образцами применения теории. А также есть условные обозначения в каждой теме для запоминания и материал, который важно знать.
Обобщение способов деятельности учащихся при решении квадратных уравнений происходит постепенно. Можно выделить следующие этапы при изучении темы «Квадратные уравнения»:
I этап – «Решение неполных квадратных уравнений». II этап – «Решение полных квадратных уравнений и приведенных квадратных уравнений».
III этап - «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
Обучение решению уравнений начинается с простейших их видов, с постепенным их накапливанием и «фонда» тождественных и равносильных преобразований, с помощью которых можно привести произвольное уравнение к простейшим. На первом этапе рассматриваются неполные квадратные уравнения
(§8 п.21 Неполные квадратные уравнения).
Решение неполных квадратных уравнений
а≠0 b=0, c≠0 а≠0, b≠0, с=0 а≠0, с=0, b=0 ax2 + c= 0 ax2 + bx = 0 ax2 = 0
1.Перенос свободного члена с в правую часть уравнения: ax2 =-с.
2.Деление обеих частей уравнения на а: х2=-с/а.
3.Если -с/а<0 , то х2 = - с/а не имеет корней.
Если – с/а>0, т.е.-с/а =к, то уравнение х2= к имеет два корня .
Метод разложения на множители
х(ах + b) =0.
х = 0 или ах + b= 0, решением уравнения являются два корня х = 0; х = -b/а. Равносильно уравнению х2=0, имеет единственный корень х=0.
На втором этапе осуществляется переход к решению полного квадратного уравнения (п.22 Формула корней квадратного уравнения). Это уравнения вида
ах2 + bx + c = 0, где a,b,c – некоторые числа, а,b,с ≠ 0, х – переменная. Сначала рассматривается решения полного квадратного уравнения способом выделения квадрата двучлена. Далее с помощью математических преобразований, учащиеся приходят к понятию «дискриминант D» и рассматривают различные случаи в зависимости от значения D.
Даётся краткая запись, где D=b2- 4ас, которую называют формулой корней квадратного уравнения. Из этой формулы получают другую формулу, которой удобно пользоваться при решении квадратных уравнений с четным вторым коэффициентом.
ах2+2kх+с=0, Если D1≥0, то , где D1=k2-ас. Если D1<0, то уравнение корней не имеет.
Учащиеся после изучения алгоритма решения квадратного уравнения, приступают к решению задач с помощью квадратных уравнений (п.23.). На этом этапе учащиеся прослеживают практическую связь данной темы, когда им предлагаются задачи из других областей (физика, техника), а так же геометрические задачи, которые решаются с помощью квадратных уравнений (№559-563).
Важным моментом в изучении квадратных уравнений является рассмотрение и доказательство теоремы Виета и обратная ей (п.24 Теорема Виета). Сложность освоения теоремы Виета связана с несколькими обстоятельствами. Прежде всего, требуется учитывать различие прямой и обратной теоремы. В прямой теореме Виета даны квадратное уравнение и его корни; в обратной — только два числа, а квадратное уравнение появляется в заключение теоремы. Далее рассматриваются дробные рациональные уравнения (§9). Отрабатывается алгоритм решения таких уравнений.
Алгоритм решения:
1. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
2. Умножить на общий знаменатель обе части уравнения.
3. Решить полученное целое уравнение.
4. Исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Решение каждого уравнения складывается из двух основных частей: · преобразования данного уравнения к простейшим; · решения уравнений по известным правилам, формулам или алгоритмам.
На последующих уроках рассматриваются задачи на составление рациональных уравнений.
Таим образом, для того чтобы решить любое квадратное уравнение, учащиеся должны знать: · формулу нахождения дискриминанта; · формулу нахождения корней квадратного уравнения; · алгоритмы решения уравнений данного вида; уметь: · решать неполные квадратные уравнения; · решать полные квадратные уравнения; · решать приведенные квадратные уравнения; · делать проверку.
Задачи
| обязательного уровня
| повышенного уровня
| на повторение
| 512-515, 517-521
533-536, 538-543
559-563
580-584
600-605
617-620, 628
| 530
554, 555 591, 592
610, 612
634, 635
| 531, 532
556-558
576-579
596-599
613-616
636-639
|
В итоге изучения материала по запоминанию темы учащиеся должны не только овладеть применением алгоритмических предписаний к решению конкретных заданий, но и научится использовать логические средства для обоснования решения. В целом освоение темы «Квадратные уравнения» поднимает учащихся на качественно новую ступень овладения содержанием школьной математики. § 3. Цели обучения теме «Квадратные уравнения»
В ходе изучения данной темы рассматривается целый ряд целей. Согласно Программе развития универсальных учебных действий (УУД), о формировании которых так много говорится в ФГОС ООО, к формированию которых мы и должны стремиться на каждом из уроков, речь идет о четырёх видах:
1) познавательные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) личностные.
3.1. Развитие познавательных УУД
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· структурирование знаний;
·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
· моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественых);
· синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
·выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов
· подведение под понятие, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
· построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
· доказательство;
· выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
· формулирование проблемы;
·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.2. Развитие регулятивных УУД
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
· планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
· коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
·оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
·саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3.3. Развитие коммуникативных УУД
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
3.4. Развитие личностных УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
· личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
· смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
· нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Таблица целей обучения теме «Квадратные уравнения»
Формулировки обобщенных целей
| Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщенная цель
| Средства
помощи
| Цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:
| первом
| втором
| третьем
| Ц1: приобретение УИ; формирование логических ПУД
| а) сравниваете данные квадратные уравнения по заданным признакам и составляете схему определения понятия данного вида уравнения с использованием учебника; схемы;
б) распознаёте дробные рациональные уравнения;
в) сравниваете решение однотипных уравнений, исследуете квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам
| а) составляете схему определения понятия данного вида уравнения с использованием набора объектов;
б) выполняете анализ и выявляете необходимые преобразования при помощи;
в) наблюдаете и анализируете связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения;
г) обобщаете решение квадратного уравнения, в т.ч. по теореме Виета;
д) переходите от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения
| а) даёте определение видов квадратных уравнений, распределяете по классам типов;
б) выполняете анализ и определяетесь с необходимым набором преобразований;
в) осуществляете анализ количества корней квадратного уравнения в зависимости от значения его дискриминанта;
г) составляете приёмы решения уравнений самостоятельно;
д) решаете уравнения по теореме Виета;
е) решаете дробные рациональные уравнения;
ж)переходите от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решаете составленные уравнения; интерпретируете результат
| а) схема определения понятия;
б) классификации видов квадратных уравнений
| Ц2: контроль усвоения теории; формирование
| знаете
а) определения квадратного уравнения; общий вид;
б) классификацию квадратных уравнений (полные, неполные);
в) решение уравнения по формулам и как выполняется проверка;
г) преобразование дробных рациональных уравнений;
д) решение простейших задач
| знаете
а) определения квадратного уравнения и его классификацию;
б) способы решения полных и неполных квадратных уравнений и выполняете проверку;
в) вывод формулы корней квадратного уравнения;
г) т.Виета и обратную ей;
д) способы решения текстовых задач с помощью квадратных уравнений
| знаете
а) определения квадратного уравнения и их классификацию;
б) способы решения квадратных уравнений выполняете проверку;
в) вывод формулы корней квадратного уравнения;
г) формулировку и доказательство теоремы Виета и обратную ей;
д) преобразование дробных рациональных уравнений, сводя к решению линейных и квадратных уравнений, с последующим исключением посторонних корней;
е) приёмы решения текстовых задач на составление уравнения, сводящегося к квадратному
| а) приёмы решения квадратных уравнений;
б) схемы и информационные карточки
| Ц3: применение знаний и умений
| умеете
а) выполнять основные преобразования;
б) решать квадратные уравнения по формулам и выполнять проверку;
в) решать простейшие текстовые задачи и составлять их, используя квадратные уравнения.
| умеете
а) выполнять любые преобразования;
б) исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам;
в) решать уравнения 2-ой степени сложности;
г) решать текстовые задачи и выполнять проверку;
д) приводить примеры
| умеете
а) выполнять все необходимые преобразования и способы решения уравнений 3-го уровня сложности;
б) составлять, обобщать, конкретизировать и решать текстовые задачи более сложного характера и выполнять проверку, анализируя полученные ответы
| учебник;
образцы записей решения задач в учебнике и тетради
| Ц4: формирование коммуникативных умений
| на своём уровне освоения темы:
а) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; б) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия
| приёмы контроля и оценки
| Ц5: формирование организационных умений
| в соответствии со своим уровнем освоения темы
а) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; б) выбираете задачи и решает их; в) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делаете выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности
| Приёмы саморегуляции УПД
| |