Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
| Март
| 1. Международный женский день | «Наши славные женщины»
Формировать представление детей о предстоящем празднике женщин, воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желание помогать им, заботится о них. Т. И. Гризик «Познаю мир» (с.181).
| 1. Беседа о самом главном человеке в жизни - маме
2. Чтение стихов о маме
3. Физ. минутка «Моя семья»
4. Изготовление поздравительных открыток к празднику
5. Работа над альбомом «Моя семья»
|
*
| Беседы о женщинах, о социальной роли женщин в жизни (женщина в жизни является и заботливой мамой, и внимательной дочерью, бабушкой). Рисование «Моя любимая мама».
С/р и. «Семья».
Работа с альбомом «Моя семья»
|
| 2-3. Всемирный день Земли и водных ресурсов
| «Царство растений»
Подвести к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; закрепить представления о культурных растениях и дикорастущих; воспитывать бережное отношение к растительному миру. Т. И. Гризик «Познаю мир» (с186).
| 1. Рассказ о растительном мире
2. Демонстрация картинок с изображением дикорастущих и культурных растений
3. Физ. минутка «Цветки»
4. Объяснения детям, чем дикорастущие растения отличаются от культурных растений.
5. Высаживание семян культурных цветов для рассады в горшки
| +
*
| Рассматривание иллюстраций, картинок с различными растениями. Д/упр. «Разложи правильно».
Работа с альбомами «Культурные растения», «Дикорастущие растения». Прослушивание песен о Земле, разучивание стихов.
| Картинки и иллюстрации с изображением различных растений
|
| «Как сберечь воду»
Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна. Развивать у детей воображение
Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Конспект «В гостях у морской царицы»
| 1. Рассматривание карты и глобуса, обратить внимание на то, что большую часть на карте занимает вода (океаны).
2. Знакомство с океанами, почему они так называются.
3. Обратить внимание на моря и океаны, чем они отличаются (размерами).
4. Физ. минутка «Рыбки плавают», «Краб».
5. Беседа об обитателях морей и океанов.
6. Работа по созданию альбома «Обитатели морей и океанов».
|
*
| Беседы на темы: «Океаны», «Живые организмы Мирового Океана». Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море». Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные.
Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».
|
| 4. Международный день
театра
| «Спектакль по сказкам»
Формирование положительного отношения к театральному искусству, воспитывать доброжелательные отношения к персонажам сказки. И. Ф. Мулько
«Развитие представлений о человеке в истории и культуре» (с.97).
| 1. Настольный театр по русской народной сказке «Теремок».
2. Самостоятельный показ сказки.
3. Физ. минутка «Маланья».
4. Изготовление атрибутов, декораций к демонстрации театра
|
*
| Беседы о театре (помещение, сцена, реквизиты, декорации, актеры), изготовление атрибутов и декораций к спектаклю, составление ролевых диалогов к спектаклю, с/р «Театр», чтение сказок, рисование по мотивам любимых сказок; разучивание стихов, песенок к спектаклю.
|
|
Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
| Апрель
| Международный день птиц
| «Перелетные птицы»
Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах, развивать внимание, наблюдательность, узнавать и называть части тела птиц (голова, туловище, хвост), воспитывать заботливое отношение к птицам, радость общения с ними. Развивать наблюдательность, коммуникативные навыки, интерес к природе. Конспект «Перелетные птицы»
Т. И. Гризик «Познаю мир» (с.183).
| 1. Показ картинок с изображением птиц.
2. Показ слайдов с перелетными и зимующими птицами, прослушивание аудиозаписи голосов птиц.
3. Д/упр. «Отгадай птицу по голосу» (дятел, сова, соловей)
4. Физ. минутка «Лебеди».
5. Изготовление кормушек для птиц.
| +
*
| Беседы о птицах (перелетные, зимующие). П/и «Перелет птиц». Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц. Знакомство со стихотворениями, загадками о птицах.
Чтение произведений
В. Бианки, Г. Сладкова.
Работа над альбомом «Наши пернатые друзья». Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек, скворечников совместно с родителями).
|
| Международный день книги
| «Откуда пришла книга»
Дать детям знания о том, как делается книга; из чего делается бумага; кто изготавливает книгу; воспитывать желание читать книги, бережное отношение к книге. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
(с.175).
Конспект «Какие бывают книги».
| 1. Рассказ о том, из чего делается бумага.
2. Д/и « Найди предмет».
3. Рассматривание книг, выставленных на стенде.
4. Физ. минутка «Дует, дует ветер»
5. Чтение рассказа А. Баркова «Откуда пришла книга»
6. Беседа о прочитанном.
7. Работа по ремонту книг в книжном уголке
|
*
| С/р и. «Библиотека». Самостоятельное изготовление книжек – малышек.
Экскурсии в библиотеку, книжный магазин. Слушание музыкальных сказок. литературная викторина
|
| День космонавтики
| «День космонавтики»
Расширять знания детей о космосе; космических полетах; формировать первичные представления о выдающихся людях и достижениях России. Воспитывать гордость за свою страну.
Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
(с.192)
| 1. Рассказ о «Дне космонавтики».
2. Просмотр слайд-шоу «Космос».
3. Прослушивание песен о космосе и космонавтах.
4. Физ. минутка «Как живешь?»
5. Конструирование ракеты.
6. Работа с альбомом «Профессии»
| *
| С/р игра «Космический корабль»; конструирование или создание макета ракеты; работа с альбомом «Профессии»; беседы воспитателя о создателях космических кораблей К.Д.Циолковском, С.П.Королеве; просмотр мультфильма «Белка и Стрелка», чтение познавательной литературы о космосе; рассматривание фотографий, иллюстраций.
|
| Всемирный день здоровья
| «Полезная и вредная пища»
Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни; закрепить значимость продуктов питания для организма в зависимости от их полезности и вредности. Л.С. Козлова
«Мой мир» (с.26).
| 1. Беседа с детьми о необходимости пищи.
2. Чтение стихотворения С. Маршака «Робин - Бобин».
3. Физ. минутка «Танец в кругу».
4. Знакомство детей с органами чувств.
5. Д/и «Съедобное, не съедобное»
| *
| Эстафеты и соревнования, посвященные празднику; чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»; конкурс рисунков по теме праздника.
|
|
Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
| Май
| Праздник весны и труда
| «Как и зачем люди отдыхают»
Формирование первичных представлений о труде; познакомить с понятием «отдых» и показать его необходимость, воспитание положительного отношения к выполнению трудовых обязанностей; создание «весеннего» настроения. Л.С.Козлова
«Мой мир» (с.70).
| 1. Беседа о труде взрослых.
2. Показ картинок с изображением разных видов деятельности человека (читает книгу, рисует, прыгает, поливает цветы). Предложить детям разложить картинки по принципу смены деятельности
3. Физ. минутка «Засолка капусты».
4. Логическая загадка «Исправь ошибку».
| +
*
| Слушание и исполнение песен о весне, разучивание стихов о весне, наблюдение за трудом взрослых, чтение художественной литературы и размещение ее на «Полочке умных книг», выставка рисунков «Весна», «Мир, труд, май»; работа с альбомом «Все работы хороши»; конкурс рисунков «Весна»
|
| Международный день семьи
| «Моя семья»
Формировать представления о семье, семейных традициях, обязанностях; воспитывать желание заботится о близких. Л.С.Козлова
«Мой мир» (с.40).
Конспект «Моя семья», сценарий семейного праздника «Цветок семейного счатья»
| 1. Обратить внимание на стенд, где расположены семейные фотографии детей.
2. Беседа с детьми о том, как их называют в семье близкие люди и как они называют своих маму и папу, бабушку и дедушку, других членов семьи (по выбору и желанию ребенка).
3. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
4. Разучивание колыбельных песен, чтение художественных произведений (Н.Артюхова «Трудный вечер»)
|
*
| С/р игра»Семья»; мастерская (изготовление предметов быта, подарков- сувениров, для членов семьи, атрибутов для сюжетных игр, организация фотовыставок, рассматривание семейного альбома,
|
| День оленевода
| «Знакомство с жизнью народов Севера»
Дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилище, одежда, труд); познакомить детей с праздником, воспитывать чувство уважения к жизни, традициям народов Севера. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
(с.130).
И.Ф. Мулько
«Развитие представлений о человеке в истории и культуре» (с.26).
| 1. Обратить внимание на карту России.
2. Беседа о народах Севера.
3. Показ иллюстраций с изображением природы Севера, обратить внимание детей на то, что лето здесь очень короткое, а зима длинная.
4. Физ. минутка «У оленя дом большой»
5. Рассказ педагога о том, что в тайге растут высокие ели, а в тундре вся растительность очень низкая
6. Беседа с детьми о профессии оленевода
7. Рассматривание национальной одежды народов Севера, жилища (чум)
|
+ *
| Национальные игры «Хейро», «Ручейки и озера», «Полярная сова и евражки».
Экскурсия в музей, знакомство с бытом народов Севера.
Конкурс рисунков «Я живу на Севере». Рассматривание иллюстраций, фотографий, работа с альбомом «Профессии»
|
| Времена года. Весна
| «Весна» (итоговое, форма проведения – развлечение)
Уточнить и систематизировать знания детей о весне; учить видеть и понимать красоту родной природы; воспитывать любовь и бережное отношение к Родине, родной природе. Т. И. Гризик «Познаю мир»
| 1. Чтение отрывка из стихотворения М. Пляцковского.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
2. Беседа о приметах весны.
3. И/упр. «Составь правильно».
4. Физ. минутка «Ветер дует».
5. Работа с панно «Лес».
6. Чтение рассказа В.Бианки «Синичкин календарь».
|
+ *
| Беседы о весне.
Чтение художественной и познавательной литературы и размещение ее на «Полочке умных книг». Выставка рисунков на весеннюю тематику. Работа с коллажем «Лес».
Разучивание стихов и песен о весне. Подготовка рассады для огорода.
| Весеннее панно («Портрет Марта», «Портрет Апреля», «Портрет Мая»), подборка стихов, загадок, весенних примет
| Международный день защиты детей
| «Такие разные и такие похожие»
Формировать представления о детях как особой категории членов общества, которых защищают взрослые люди.
Воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к людям любой расы, национальности, веры. И. Ф. Мулько
«Развитие представлений о человеке в истории и культуре» (с.37).
| 1. Беседа о правах детей в нашей стране
2. Показ иллюстраций, детей, разных рас (чем они отличаются друг от друга и чем похожи?)
3. Рассказ о детях разных рас (все дети разных рас говорят на своем языке, но все они люди, все дети могут хорошо петь, танцевать, быть добрыми. Это не зависит от цвета кожи и разреза глаз).
4. Физ. минутка «Матрешки».
5. Показ иллюстраций, картинок с изображением национальных костюмов, головных уборов.
6. Чтение рассказа В.Короленко «О маленьком мальчике, которого звали Петрусь».
|
*
| Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, работа над созданием макета «Земля».
С/р и. «Путешествие».
Чтение познавательной литературы и размещение ее на «Полочке умных книг». Слушание музыки, детских песен.
Просмотр видеофильма «Наши дети»
|
| Пояснительная записка
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по познавательному развитию детей старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск.
Наряду с федеральным компонентом программы реализуется национально - региональный компонент, который представлен темами: «Земной шар на земле», «Экскурсия в парк». «Царство животных», «Гиганты прошлого», «Зима» «Царство растений», «Перелетные птицы», «Знакомство с жизнью народов Севера», «Весна».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Доронова Т.Н. «Из детства в отрочество» (Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей пятого года жизни). Москва, 1997 г.; Гризик Т. И. «Познавательное развитие детей 5-6 лет» (Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество»). Москва, 1997г.; Гризик Т.И. «Я и мир вокруг». Москва, «Просвещение», 2006 г.
Программа рассчитана на 37 компонентов непосредственно образовательной деятельности в год. Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию проводится 1 раз в неделю длительностью 25 минут в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Познание».
Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о мире. Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Взаимодействие, сотрудничество — это, прежде всего, диалог, который постоянно обогащает всех партнеров и участников. Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.
Рабочая программа имеет целью развитие познавательных интересов, потребностей и способностей детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
В семье
| В дошкольном образовательном учреждении
| Обогащать сознание ребенка новыми сведениями, способствующими накоплению представлений о мире.
Продолжать рассказывать о представителях живой природы (растениях, животных), обитающих не только рядом с ребенком, но и находящихся в разных климатических условиях (животные и растения жарких стран, северных стран, умеренного климата).
Продолжать знакомить с миром неживой природы: Солнце и солнечная система; мир камней; природные материалы. Учить различать природные явления (радуга, ветер и др.)
Формировать социальные представления и понятия. Закреплять и расширять представления ребенка о своем городе, стране.
Закреплять представления о семье и родственных отношениях.
Рассказывать о Родине, России; о ее богатствах, просторах, о народах, населяющих ее, и известных людях; о подвигах людей (трудовых, боевых) в разные времена.
Продолжать знакомить с профессиональной деятельностью близких ему людей. Обращать внимание на людей разных профессий, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни (в магазине – продавец, кассир; в транспорте – водитель, кондуктор; в поликлинике – врач, медицинская сестра). Обращать внимание на круг домашних дел каждого члена семьи. Привлекать ребенка к участию в домашнем труде.
Объяснять ребенку назначение некоторых хорошо знакомых ему общественных мест (магазин, театр, выставка, общественный транспорт, поликлиника).
Формировать представления о правилах безопасности в разных условиях; дома, во дворе, на игровых площадках, на улице; в подъезде, при встрече с незнакомыми людьми.
| Обогащать сознание ребенка новыми сведениями, способствующими накоплению представлений о мире.
Знакомить и расширять представление детей о природе.
Продолжать знакомить с миром неживой природы. Закреплять представления о Солнечной системе; различных атмосферных явлениях (дождь, снег, ветер, гроза, радуга), о качествах и свойствах объектов неживой природы (камень, песок, почва, вода). Закреплять представления о природных материалах. Рассказать, как человек использует их в своей жизни (народные промыслы).
Расширять и закреплять знания детей о мире живой природы.
Закреплять представления о конкретных растениях и животных (внешний вид, места произрастания и обитания; легенды, сказки и интересные сведения о живой природе).
Закреплять и расширять представления детей о мире человека. Формировать представления о самооценке человека (красота, сила ума, созидание, героизм). Знакомить с поступками, достижениями людей (познавательными, трудовыми, художественными) как примерами возможностей человека.
Закреплять представления детей о строении человека (части тела и лица).
Подводить детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знакомые системы).
Ввести, закрепить и обогатить социальные понятия (семья, город (село), страна, Родина, Россия, столица (город Москва); государственная символика.
Ввести понятия «праздники» как отражение определенного отношения к различным сферам жизни человека.
Формировать основы здорового образа жизни и правил личной безопасности. Обозначить некоторые важные физиологические процессы (сон, движение, питание). Расширять и закреплять правила личной безопасности, связанные с помещением («Опасности в доме»), с улицей («Ребенок и улица»), с природой («Ребенок и природа»)
|
Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.) в соответствии с возрастной нормой.
В семье
| В дошкольном образовательном учреждении
| Развивать познавательные способности своего ребенка. Предлагать различные развивающие игры и упражнения. Наблюдать окружающую природу и социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно действовать в зависимости от увиденного и замеченного.
| Способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными темпами развития ребенка.
Целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений. Максимально использовать мыслительные операции в процессе познания мира.
Дифференцировать имеющиеся представления о природе и социальном мире посредством различных классификаций (природа: живая - неживая; живая природа: растения и животные; растения: культурные и дикорастущие; животные: дикие и домашние; деятельность человека: познавательная, трудовая, художественная). Упражнять в умении по-разному классифицировать мир природы и человека.
Упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире природы и человека посредством постижения различных связей (целевых, причинно – следственных), зависимостей, закономерностей. Показать к чему приводит нарушение связей и закономерностей.
Развивать умения детей анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения.
Создавать условия для активизации самостоятельной поисковой активности.
|
3. Способствовать выявлению и поддержанию избирательных интересов; развитию самостоятельной познавательной активности детей.
В семье
| В дошкольном образовательном учреждении
| Поддерживать познавательные интересы, привязанности ребенка. Учитывать их при планировании и проведении познавательно- развлекательных, культурных мероприятий в семье.
Рассматривать семейные коллекции; рассказывать о своих увлечениях в детстве.
Приобретать соответствующую познавательным интересам ребенка литературу.
Создать домашнюю познавательную библиотеку и видеотеку, активно пользоваться ее материалами. Записать ребенка в библиотеку.
Ввести традиционные просмотры познавательных телепередач.
| Поощрять познавательные вопросы детей.
Организовать познавательные практикумы для приобщения детей к элементарному экспериментированию (водой, песком, глиной, пластилином, тканью, магнитом).
Знакомить с материальными источниками информации (книги, телевидение, радио, компьютер). Показать их роль в жизни людей. Формировать познавательное отношение к источникам информации. Начать приобщать к источникам информации.
Создать условия для выполнения и поддержания изобразительных интересов детей. Обеспечить место для хранения их личных вещей и предметов (сумочка, визитка, косметичка) Организовать работу с коллекциями. Демонстрировать культуру оформления коллекций; правила работы с ними; способы пополнения. Проводить в течение года выставки «Мир увлечений»
|
4. Формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
В семье
| В дошкольном образовательном учреждении
| Собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое отношение к людям; заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе.
Посещать места, где можно встретиться с представителями живой природы (зоопарк, ботанический парк, цирк, выставки)
Обсуждать с ребенком, за что вы и он любите то или иное природное явление, время года, части суток.
Формировать чувство гордости за своих родителей, Родину, Россию.
| Формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения мира через конкретные исторические факты.
Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей.
Создавать условия, позволяющие активно проявлять собственное отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
Обращать внимание на положительные поступки и проявления детей по отношению к людям, к природе; фиксировать их; обсуждать, возвращаться к ним. Вместе с детьми планировать новые хорошие дела. Следить, чтобы дети стремились довести их до конца.
Формировать бережное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира.
Формировать у детей чувство признательности к сотрудникам детского сада (через объяснения и демонстрации значимости, важности их труда), желание оказать им посильную помощь.
Формировать чувство гордости за свой город, страну.
| Реализация этих задач требует использования различных форм и методов работы с детьми: целенаправленных наблюдений в повседневной жизни и на экскурсиях, бесед, решения проблемных ситуаций, чтения литературных произведений, опытно-экспериментальной деятельности, просмотра специально подобранных фильмов др. Основная задача - расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, экологических знаний.
Важным компонентом этой работы является национально – региональный компонент.
Задачи национально-регионального компонента:
Расширять знания детей об особенностях природы севера. Наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях. Знать, что зимой самые длинные ночи, летом – белые ночи.
Формировать представления о быте и труде людей: охота, оленеводство, рыбный промысел.
Продолжать знакомить детей с творчеством хантыйского народа, характером исполнения народных песен (от протяжного распева до ритмичной скороговорки). Сопровождать пение игрой на бубне. Обогащать музыкальными впечатлениями, слушая народную музыку и песни (Образовательная область «Музыка»).
Прививать уважение к традициям и обычаям коренных жителей Ямала.
При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ, в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. В каждый компонент непосредственно образовательной деятельности включена физкультминутка продолжительностью 2-3 минуты, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика.
Задачи компонента ДОУ:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Создание благоприятных условий, улучшение эмоционального состояния ребёнка.
Снятие усталости, психологической напряжённости и увеличение работоспособности.
Организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность организма.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год и осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:
«Социализация». Создание условий для развития игровой воображаемой ситуации включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщение игровой деятельности игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями.
«Художественное творчество». Развитие восприятия, обогащение представлений детей о наглядных свойствах предметов, составление перцептивных задач на восприятие пространственных и временных отношений. Конструирование из строительного материала по плану, предложенному взрослым, а также по собственному плану.
«Коммуникация». Развитие всех компонентов устной речи детей, диалогической формы речи, монологической речи, используя наглядные модели. Развитие познавательного и эмоционального воображения: использование различных схематических изображений для их последующей детализации в процессе обсуждения с детьми, создание условий для проживания различных ситуаций.
«Чтение художественной литературы». Решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирования целостной картины мира.
«Здоровье». Расширение кругозора детей в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
«Труд». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
«Безопасность». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
«Музыка» и «Художественное творчество». Расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.
«Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация». Развитие наглядно-действенного мышления в процессе детского экспериментирования. Развитие исследовательской деятельности детей с использованием простейших наглядных схем; выявление и анализ таких отношений, как начало процесса, середина и окончание, для чего организуется наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
«Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Коммуникация». Развитие наглядно-образного мышления, использование схематизированных изображений: составление задач, решение которых возможно на основе применения простых схем - ориентировка в пространстве, предвосхищение наступления тех или иных событий в результате взаимодействия объектов; осваивание использования простых схем наблюдаемых событий и историй. Создание проблемных ситуации, которые могут быть решены с применением простых схем.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).
Тематический план
по разделу «Познавательное развитие» в старшей группе месяц
| № недели
|
Тема непосредственно образовательной деятельности
|
Предполагаемая дата
|
Фактическая
дата
| сентябрь
| 1
| «Земной шар на Земле»
|
|
| 2
| «Поговорим о профессиях»
|
|
| 3
| «Экскурсия в парк»
|
|
| 4
| «Кто заботится о нас в детском саду»
|
|
| октябрь
| 5
| «О чем звучит музыка»
|
|
| 6
| «Царство животных»
|
|
| 7
| «Где, какая профессия нужна»
|
|
| 8
| «Мои любимые герои мультфильмов»
|
|
| ноябрь
| 9
| «Кто мы?»
|
|
| 10
| «Как появился календарь»
|
|
| 11
| «Что означает простое «здравствуйте» ?»
|
|
| 12
| «Почему я похож на маму?»
|
|
| 13
| «Все работы хороши»
|
|
| декабрь
| 14
| «Что такое милосердие»
|
|
| 15
| «Гиганты прошлого»
|
|
| 16
| «Мастерская деда Мороза»
|
|
| 17
| «Что такое Новый год?»
|
|
| январь
|
| «Рождество»
|
|
| 18
| «Солнечная система»
|
|
| 19
| «День и ночь»
|
|
| февраль
| 20
| «Обратись по имени»
|
|
| 21
| «Моя родина – Россия»
|
|
| 22
| «День защитников отечества»
|
|
| 23
| «Масленица»
|
|
| 24
| «Зима»
|
|
| март
| 25
| «Наши славные женщины»
|
|
| 26
| «Царство растений»
|
|
| 27
| «Как сберечь воду»
|
|
| 28
| «Спектакль по сказкам»
|
|
| апрель
| 29
| «Перелетные птицы»
|
|
| 30
| «Откуда пришла книга»
|
|
| 31
| «День космонавтики»
|
|
| 32
| «Полезная и вредная пища»
|
|
| май
| 33
| «Праздник весны и труда»
|
|
| 34
| «Моя семья»
|
|
| 35
| «Знакомство с жизнью народов Севера»
|
|
| 36
| «Весна»
|
|
| 37
| «Такие разные и такие похожие»
|
|
| Требования
к уровню подготовки детей старшей группы
по познавательному развитию К концу года дети старшей группы должны знать:
что любая вещь создана трудом многих людей;
своих родственников, домашний адрес;
некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора;
название родного города (поселка), страны, ее главного города;
два – три вида травянистых растений (в т.ч. растения лесотундры: кустарники (карликовая береза, шиповник, смородина); деревья (ель, сосна, береза, осина); травянистые растения леса и болота (мох, ягель, кубышка, пушица); ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика); грибы (боровик, подберезовик, мухомор),
четыре-пять видов птиц (сорока, кукушка, сова, куропатка, синица);
5-6 видов животных, обитающих на Ямале (олень, лось, лиса, песец, белый и бурый медведи);
явления природы: пурга, метель, северное сияние;
названия коренных народов Ямала (ненцы, ханты, селькупы);
природные богатства Севера: нефть, газ.
К концу года дети старшей группы должны иметь представление:
о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот;
о растениях и способах их вегетативного размножения;
об обитателях уголка природы;
о повадках диких животных;
о помощи человека природе;
о природе родного края;
о труде взрослых (в т.ч. труде людей нашего города);
о некоторых родах войск.
К концу года дети старшей группы должны уметь:
подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы);
различать и называть виды транспорта, предметы облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт;
определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет;
классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость - мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температура поверхности;
называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме «Знакомство с профессией врача (медицинской сестры)» Задачи: Познакомить детей с профессией врача (медицинской сестры), с некоторыми профессиональными действиями врача, с предметами – помощниками в труде врача, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.
Игровой, сюрпризный момент:
Педагог предлагает детям вспомнить сказку К. И. Чуковского «Айболит». Интересуется, к кому обращались звери, когда им было плохо, когда они заболевали. С какими проблемами и кто приходил к доктору Айболиту? Как доктор помогал разным животным? Как вы думаете, животным было больно, когда доктор Айболит лечил их?
Доктор Айболит хорошо поступал, что лечил зверей?
Педагог: А как вы думаете, у людей возникают проблемы со здоровьем? А болели? Когда вы болели, к кому вы обращались? (Вызываем врача, или идем в поликлинику).
В группу приходит врач (медицинская сестра) в обычной одежде.
Рассказывает, почему она стала врачом: «Когда я была маленькая, я очень боялась врачей. Мне казалось, что они только и ждут маленьких девочек и мальчиков, чтобы сделать им больно и неприятно (делают уколы, мажут раны йодом и зелёнкой, дают таблетки) Но потом я поняла, что врачи – это очень добрые люди. Они всё время думают о нас, заботятся о нашем здоровье, следят, чтобы мы не болели. И мне очень захотелось стать врачом, чтобы ко мне приходили все со своими проблемами, а я, конечно, всем помогала. Каждый день я прихожу в детский сад. Здесь моя работа. Я работаю медсестрой. У меня есть своё рабочее место, которое называется медицинским кабинетом. Как вы думаете, зачем медсестре нужен медицинский кабинет? Что там хранится и для чего? (Медсестра приглашает детей и логопеда в гости к себе в кабинет). Все медицинские работники должны соблюдать чистоту. Медсестра приходит на работу, надевает белый халат. (Медсестра показывает детям свой халат и надевает его.) Руки медсестры всегда должны бать чистыми, поэтому в медицинском кабинете есть раковина, мыло и чистое полотенце. У врачей много предметов помощников, без которых людям невозможно оказать медицинскую помощь».
Медсестра интересуется, какие врачебные предметы – помощники знают дети. Рассказывают о том, что есть:
Предметы, которые помогают искать врачу болезнь (определять заболевание), – градусник, стетоскоп (слушать лёгкие, сердце), специальные палочки, чтобы посмотреть горло: Предметы, которые помогают лечить болезнь. Таких предметов много. Если заболело горло, то люди пьют таблетки и поласкают горло. Если человек упал и у него на колене ссадина, то понадобится вата, зелёнка и бинт (или пластырь) и т.п. (Медсестра демонстрирует предметы, о которых она рассказывает детям. Градусник помогает определить температуру тела, для этого его ставят под мышку и держат несколько минут. Дети рассматривают термометр, отмечают его внешние признаки: сделан из стекла, очень хрупкий, его нельзя ронять, надо бережно хранить.) Логопед интересуется, чем врач занимается дома, что делает, когда отдыхает. В своих ответах врач подчеркивает, что дома у него много семейных дел.
Медсестра угощает детей витаминами.
В группе педагог показывает детям аптечку. Все рассматривают её содержимое, уточняют целевое назначение хранящихся предметов и препаратов. Затем воспитатель рассказывает и показывает, как надо пользоваться некоторыми препаратами.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме «Знакомимся с профессией нефтяников. Сказание о буровиках»
Задачи:
знакомить детей с профессией нефтяников «Бурильщик»;
обогащать словарный запас, развивать связную речь;
закреплять в словаре детей слова: обсадная колонна (колонна труб), долото, ротор, двигатель, бурильщик, скважина;
воспитывать уважение к труду буровиков. Труд буровиков очень тяжелый.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением нефтепромыслового оборудования (станок-качалка, буровая, резервуар). Выбор оборудования для буровиков (буровая). Буровая очень высокая, крюк поднимает трубы вверх, трубы длинные (рассмотрели макет буровой вышки). Макет выполнен из бросового материала. Рассмотрели картинку с изображением скважины в разрезе. Очень глубокая, узкая скважина, в нее опущены трубы. Обратили внимание на специальную одежду буровиков. На голове обязательно каска, она защищает человека, рассматривали каску-шлем. Обратили внимание на подшлемник, он находится внутри каски. Буровики работают бригадой, труд очень тяжелый, одному не справиться. Рассмотрели лесенку-модель (замысел, материал, инструмент преобразования, ход действия, результат). Сюжетно-ролевая игра «Нефтяники». Воспитываем дружеские взаимоотношения между детьми на примерах взрослых. Нефтяники молодцы, они работают сообща и добиваются хорошего результата. Работа проводилась индивидуально, подгруппами, фронтально. Рассматривание книг, книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.
Материал: Изготовленная буровая вышка (из бросового материала, трубы, изготовленные из бумаги и деревянных палочек).
1. Игровой (сюрпризный момент)
Незнайка сидит с лопатой в руках.
– Ребята, спросим у Незнайки, куда он собрался с лопатой в руках?
Дети: «Незнайка, ты куда собрался, зачем лопату взял?»
Незнайка: «Я решил стать буровиком, выкопаю скважину, окажу помощь другим нефтяникам в добыче нефти».
– Ребята, как вы считаете, можно с помощью лопаты выкопать скважину?
– Нет.
– Поможем Незнайке, расскажем с помощью какого оборудования нефтяники бурят скважины? Позавтракаем, а потом расскажем. Ты, Незнайка, подожди нас.
Рассказ педагога
1. Попросили как-то геологи бурильщиков пробурить скважину. Указали им место, где бурить. А место то было в чистом поле, далеко от леса.
2. Привезли буровики на больших машинах вышку буровую, установили её (показать картинку).
Начали бурить. Подняли высоко трубу. Труба называется обсадная. Прикрутили к одному концу долото (показать картинку), на долото сделали специальные металлические зубы, другой конец трубы зажали специальным замком, включили двигатель; двигатель начал крутить замок вместе с трубой и долотом. Долото начало грызть землю, делая в ней отверстие.
Физкультминутка:
Мы бурим, мы бурим, мы бурим целый день. Смотрите, руки (поднять вверх и посмотреть), ноги устали ли они, Нет! И снова на работу, готовы ли идти? Готовы!
3. А буровая у нас, где стоит?
В поле, в лесу. Налетел сильный ветер и завыл: «Зачем портите землю? Я помешаю вам, не дам бурить». Ветер дул сильнее и сильнее. Но буровики народ сильный, выносливый, не обращают внимания на ветер, знай себе, работают. Разозлился ветер и говорит: «Ах, так! Ну, подождите». Полетел к тучке. Сестрица тучка помоги, хотел я буровиков угнать с поля, как ни дул на них, у меня ничего не получилось. Полетела тучка к скважине, стала капли дождя на буровиков посылать. Ах, говорит: «Сейчас я вас проучу». Как думаете, буровики закончили работать? А буровики знай себе, работают. Вторую трубу прикрутили. Ведь скважину глубокую бурить надо. Разозлилась тучка, да ливнем и вылила всю воду из себя. А буровики знай себе, работают. Полетела тучка к братцу-солнцу и говорит: «Братец-солнце, помоги буровиков с поля угнать, а то они в сестрице-земле скважину задумали пробурить». Ветер гнал, гнал, не смог выгнать. Я ливнем выплеснула на них, и тоже не смогла выгнать. Поднялось солнце высоко и стало посылать свои яркие, палящие лучи на землю. Долго палило, вот уже всё от жары изнывает, а буровики всё продолжают работать. «Подождите» – говорит солнце. «Вот наступит осень, за осенью зима, узнаете тогда». Но ни осени, ни зимы буровики не боятся. И холод, и жару всё стерпят, лишь бы только скважину пробурить, да нефть добыть. А иногда и такое случается, пробурят скважину, а нефть как хлынет да и обольёт их, им бы плакать, а они радуются: «Вот она золотая, добурились».
Физкультминутка:
Мы бурим, мы бурим, мы бурим целый день (руки в замке, круговые движения перед собой). Смотрите руки (руки вверх и посмотреть на них), ноги (посмотреть на ноги) устали ли они. Нет! И снова на работу готовы ли идти? Готовы!
4. Как считаете, лёгкий труд у буровиков? Они работают и в жару, и в холод, и днём, и ночью и как бы трудно не было, не покидают буровую.
– Так о ком же мы сказание слушали?
– О буровиках (бурильщиках).
– Правильно о бурильщиках.
– Так что же задумали бурильщики?
– Пробурить скважину. (1-я ступенька лесенки)
– А если бурильщики задумали пробурить скважину, что же у них будет материалом (что же в процессе труда бурильщика может измениться)?
– Земля. (2-я ступенька лесенки)
– Конечно, земля да ещё труба. На поле была глубокая дырка в земле? (Нет)
– А труба была в земле? (Нет)
– А бурильщики поработали и прорубили скважину(глубокую дыру) и оставили в ней обсадную трубу.
– Изменилась на поле земля? (Конечно, изменилась)
– А труба изменилась? (Да, она стала длинной)
– А вот интересно, чем они бурили? Что же у них было инструментом?
– Да, конечно - это ключи, долото, ротор, двигатель, буровая вышка.(Картинки с изображением инструментов и механизмов установить на 3-й ступеньке)
– Как делали всё по порядку? (Рассказы детей)
– Привезли буровую, установили, подключили к электролинии, подняли наверх трубу, на конец трубы прикрутили долото, зажали трубу в специальном ключе и включили двигатель. Двигатель вместе с ротором вращает трубу, долото рыхлит землю, труба опускается всё глубже и глубже, пока не добурится до нефтяного пласта.
– Хорошо бурильщики поработали, и что же в результате получили?
– В результате пробуренная скважина. (Картинка на 5 ой ступеньке лесенки).
– Картинки 1ой ступеньки и 5 ой ступеньки всегда одинаковые.
Минутка шалости: дети проползают под столами и встают на ковер.
5. И так, о ком мы сегодня узнали? О людях какой профессии?
– О бурильщиках.
– Наверно не обязательно иметь такую профессию нефтяникам?
– Зачем она нужна?
– Никита, как ты считаешь, профессия бурильщик нужна нефтяникам? А чем бурят скважину? А ты хотел бы стать бурильщиком?
– Диана, а ты как считаешь, можешь ты когда-нибудь стать бурильщиком?
– Нет, профессия требует много сил. Женщины на буровой работают только в качестве поваров.
Коллективное конструирование из напольного строителя на тему «Буровая вышка» Задачи:
Закреплять навыки коллективной работы, сооружать постройку всей группой.
Развивать воображение и мышление, умение строить постройку.
Формировать умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, считаясь с мнениями товарищей.
Закреплять умение самостоятельно определять конструкцию и относительную величину отдельных частей
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением буровой вышки, беседы, сказание о буровиках.
Материал и оборудование: Напольный строитель, трубы из бумаги.
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать буровую вышку из напольного строительного материала.
Дети: Хорошо, мы построим.
1. Воспитатель: – Что мы задумали?
Дети:- Построить буровую вышку.
– Из каких деталей можно построить фундамент (мостки)?
– Из брусков.
– как думаете, бруски берем короткие или …?
– Почему решили длинные?
– Буровая внизу широкая.
– Правильно, буровая вышка напоминает пирамидку, а пирамидка внизу широкая.
Дети укладывают бруски в форме квадрата.
– Как вы считаете, полы на буровой есть?
– Конечно, есть.
Дети укладывают пластины перекрытия. Кто-то из детей несет пластину меньшего размера. Она не подходит по размерам. Дети просят поменять пластину.
Воспитатель: – А как вы думаете, буровиков от ветра можно защитить хоть немного? Что для этого нужно построить?
Дети: – Сделать стенки на первом ярусе.
Дети крепят бруски, которые стоят вертикально, тем самым как бы делают стенки, которые будут защищать бурильщиков от ветра.
Воспитатель
– Как вы думаете, поднимаясь выше вверх, стойки буровой будут располагаться шире или уже?
Дети: – Уже.
Воспитатель: – Подумайте, как это можно сделать?
Кто-то из детей предлагает на вертикальные бруски положить сначала узкие пластины, затем на низ вновь поставить вертикально бруски ближе к центру и закрепить бруски.
Затем дети повторяют еще раз подобное действие.
Воспитатель: – Вспомните, кто работает наверху?
Дети: – Бурильщик.
Воспитатель: – А ему надо прятаться от ветра?
Дети: – Надо. Строят стенки на третьем ярусе.
Четвертый ярус самый узкий. Дети завершают постройку. На пол в центр постройки кладут круги с внутренними отверстиями, вставляют круглую палочку, на которую надевают бумажные трубы.
2. Посмотрите на буровую вышку, как вы считаете, получилась у нас буровая?
Дети: – Постройка получилась похожая на буровую вышку.
Воспитатель: – почему у нас получилась буровая вышка, похожая на настоящую?
Дети: – Мы работали все вместе и обсуждали, как строить, все вместе.
Дети обыгрывают постройку.
Наблюдение за деревьями.
Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова.
Красную ягодку мне дала рябина
Думал я, что сладкая, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая пошутить хотела? Беседа по содержанию стихотворения.
Дидактическая игра: «С какой ветки детка?» Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Труд: Выкапывание картофеля на огороде. Подвижная игра: «Огородники» (закатывание мяча в ведро)
Дыхательная гимнастика:
Носиком дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…(не дышать)
Раз, два, три, четыре-
Снова дышим, глубже, шире.
ОВД: лазание по вертикальным перекладинам.
Подвижная игра: «Белка на дереве» (бег, лазанье)
«Разведчики» (развитие фонематического слуха)
«Грибы»
|