Главная страница

Календарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие»



НазваниеКалендарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие»
страница6/7
Дата21.08.2016
Размер1.34 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
1   2   3   4   5   6   7

Предварительная работа.

  1. Целевые прогулки по близлежащим улицам.

  2. Беседа о названиях улиц.

  3. Беседа о городском транспорте.

  4. Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города". Обсуждение.

  5. Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации.

  6. Игра "Путешествие по родному городу".

  7. Игра "Узнай, где я нахожусь".

Наглядный материал:

  • картинки людей разного возраста;

  • слайды с разными видами Ноябрьска

  • видеофильм красивых мест Ноябрьска

  • картинки профессий повара, дворника, портнихи, врача, плотника и их трудовых инструментов;

  • цветы, ваза, клубок, свисток 2-3 шт., карта города;

  • иллюстрации различных видов транспорта.

  1. Игровая мотивация

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем? (в России). Значит мы кто? (россияне). Послушайте стихи о нашем Ноябрьске (читается стихотворение)

Воспитатель: какими красивыми словами поэт описал наш город?

(Красивый, мудрый, молодой). И мы с вами расскажем о Ноябрьске: какой он?

Дидактическая игра "Букет красивых слов"

(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Ноябрьске.

Каждый ребенок говорит, какой Ноябрьск у него на открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш, мой город, город Ноябрьск – праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).

Воспитатель: Мы с вами часто ходим на экскурсии, бываем в разных красивых местах города. Где мы были, чем вам нравятся места города, которыми гордятся жители нашего города. Расскажите, пожалуйста.

Дидактическая игра "Что покажем гостям Ноябрьска?" (Просмотр видеофильма)

(Вечный огонь, Культурно-спортивный комплекс «Ямал», аллея Героев и др.). Ответы детей: Вечный Огонь – там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Ноябрьска и наших земляках…

Воспитатель: А как же вести себя на улицах Ноябрьска ,чтобы никому не доставлять неудобств и самим было комфортно? (Двигаться по правой стороне тротуаров, разговаривать спокойно, не мусорить, если сам обращаешься к кому-либо или к тебе обращаются, пользоваться "волшебными" словами.

Дидактическое упражнение "Клубок волшебных слов"

(Пальчик обмотать, передать другому, не повторяться). Воспитатель: – Ноябрьск большой, на чем же они добираются на работу, в гости, в нужную им часть города? (На автобусах, автомобилях, такси, маршрутках). Как вести себя в общественном транспорте? (Оплачивать проезд, не привлекать к себе внимание, говорит спокойно, уступать места пожилым людям и людям с маленькими детьми). А если надо переходить улицу, как мы это будем делать? (На зеленый свет светофора. На переходе – "зебра").

Воспитатель: вы рассказали, ребята, какой красивый наш город. Как много в нем памятников, транспорта. Но главное богатство каждой страны, каждого города – это народ, люди, которые живут там – в этой стране, в этом городе. У нас в Ноябрьске живут (показываю на фланелеграфе).

Первый ребенок:

Дедушка-дедушка.
Я это знаю
Нет никакого сомнения тут.
Дедушку дедушкой я называю,

Но по-другому другие зовут.
Бабушка с дедом лет 40 живет,
Бабушка деда ... зовет.

Воспитатель: Скажите, как зовут ваших дедушек? (Ответы)

Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке – дедушка он!

Второй ребенок:

Дай бабуся поцелую
В волосах твоих сединку.
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку,
От тепла они растают
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают.

Этюд "Бабушкины руки"

(Читаю стихотворения Н. Голя и Г. Григорьева. Дети вместе со мной сопровождают его жестами и движениями).

Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинках собраны. (Ладони вверх).
А у бабушки ладони добрые, предобрые. (Поглаживают ладонями друг о друга).
Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладонь).
Пахнут добрые ладони щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).
По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание).
И с любой бедою сладят теплые ладони (Складывают ладони, подносят их к лицу, дуют на них).
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)

Третий ребенок:

Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.

Воспитатель: И ваши папы такие же как в этом стихотворении? Расскажите о своих папах. (Трудолюбивый, веселый, умелый, сильный, отзывчивый, работящий, денег много зарабатывает, помогает маме, бабушке и дедушке, любит своих детей).

Четвертый ребенок:

Прожила на свете мама
Уж немало лет,
Никого дороже мамы
В целом мире нет.

Пятый ребенок:

Позже всех она ложится,
Раньше всех – встает.
По дому весь день хлопочет

Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама,

Много-много лет.
Никого тебя роднее в целом мире нет!

Шестой ребенок: Это дети школьники.

Седьмой ребенок: И совсем маленькие.

Воспитатель: Верно! В Ноябрьске живут пожилые люди – бабушки и дедушки, взрослые, ваши мамы и папы, и мамы и папы других детей города. И, конечно же, много малышей, школьников и дошколят.

Воспитатель: Люди – главное богатство нашего города. И чтобы всем было хорошо, жилось комфортно – надо уважать друг друга, беречь и помогать.

Как вы, дети, заботитесь о бабушках и дедушках? (Приносим очки, газету, тапочки, включаем телевизор, гуляем с ними, помогаем на даче).

– О мамах и папах? (Не огорчаем плохим поведением, убираем сами свои вещи и игрушки, стараемся не пачкаться, моем посуду, стираем свои носовые платки, помогаем убирать квартиру).

– О малышах? (Гуляем и играем с ними, помогаем одеваться, раздеваться).

– О других людях? ( Спрашиваем вежливо, пользуемся волшебными словами, в детском саду здороваемся, прощаемся, называем сотрудников детского сада по имени-отчеству).

Подвижная игра "Поезд"

Воспитатель: А кем работают твоя мама? Папа? (Обращаюсь к каждому ребенку. Ответы детей).

– Хорошо, давайте поиграем в игру "Кому что надо для работы?"

"Кому что надо для работы?"

Воспитатель: Говорим "волшебные" слова "Раз, два, три – картинку переверни".

На доске картинки профессий: повара, дворника, врача, продавца. Дети говорят, какой инструмент кому нужен, что им будут делать.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Одна из самых распространенных профессий в нашем городе – это профессия строитель. Что делают строители? (Ответы детей).

Воспитатель: Строительным профессиям у нас будет посвящено отдельное занятие.

Ребята, мы сегодня с вами говорили о прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным? (Ответы детей).

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме "Защитники Отечества"


Воспитатель: Ребята, что означает слово "Отечество"?
Это наша Родина, Россия.
Родина - это дом и улица, на которой вы живете. Родина - Это наш любимый город. Скоро наша Родина отметит День Защитников Отечества.
Воспитатель: Кто такие "защитники Отечества"?
- Правильно, это те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает об опасности.
Воспитатель: Крепко любили свою Родину русские люди. Сложили о ней народные пословицы:
* Жить - Родине служить.
* Родина - мать, умей за нее постоять.
* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Ребята, с древних времен и до наших дней существует такая почетная, но трудная и опасная профессия - Родину защищать.
Воспитатель: В Российской Армии есть сухопутные войска, которые действуют на суше, военно-воздушные силы - они защищают Родину в воздухе, военно-морские - несущие дежурство в морях и океанах.
Какую боевую технику вы знаете?
Танки - это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди - экипаж: командир, стрелок, механик и радист.
Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные ракетами. Знаменитая ракетная установка "Катюша" громила врагов во время Великой Отечественной войны.
В нашей армии есть и авиация - боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков - это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом; механик, отвечающий за исправность самолета.
Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Большие надводные корабли- линкоры - вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер - это корабль поменьше, а миноносец - корабль сторожевой. На корабле есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами.
Есть у России и атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами- торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.

Игра "Кто защищает Отечество?"

Цель: закрепление названий военных профессий.
- Ребята, рассмотрите воинов- защитников Родины и расставьте картинки по порядку, с древности до наших дней. (Богатырь, ратник, кавалерист, артиллерист…)
- Подберите картинки и назовите профессии воинов по образцу. Образец: танк- танкист.
Артиллерия- … кавалерия-… море-… самолет-… разведка-… парашют-…

Воспитатель: Наши мальчики, когда вырастут, тоже будут служить в Армии. Это большая честь. К этому нужно готовиться уже сейчас.
- Как вы думаете, каким должен быть защитник, солдат?
Дети: Он должен быть сильным, смелым, ловким, добрым. Он должен много знать и много уметь.

Физкультминутка

"Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!"

* На полу выложены две дорожки из деревянных кирпичиков. Это - "канаты". По сигналу дети бегут по "канату". Выигрывает тот, кто не окажется на полу, упав с "каната".
* Постоять на одной ноге, затем на другой, не теряя равновесия (руки в стороны).

Воспитатель:

Ребята, а ваши дедушки и папы служили в Армии? Расскажите, пожалуйста.
Дети: Мой папа служил в Военно-воздушных силах, в батальоне связи водителем. А прадедушка воевал в Великой Отечественной войне, был ранен.
- Мой дедушка служил в танковых войсках. Он был командиром танка. А папа служил во флоте моряком.

- Мой папа служил в Воздушно- десантных войсках десантником.

- Мой прадедушка - участник Великой Отечественной войны, дедушка служит в пограничных войсках. Папа тоже военный.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто нужнее в Армии?

- Все нужны. Армию или Вооруженные силы России можно разделить на три главные группы - это сухопутные войска, которые действуют на суше, Военно-воздушные силы - они защищают Родину в воздухе, и военно-морские - несущие вахту (т.е. дежурство) в морях и океанах.
Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме «Моя семья»


Задачи:

1. Привлечь к духовно-нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых.

2. Учить детей составлять рассказы, выступать перед аудиторией.

Игровая мотивация

Звучит музыка в грамзаписи «С чего начинается Родина».

Сегодня мы будем говорить о семье, семейных реликвиях и традициях. Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю. Такая вещь есть и в моей семье.

Это швейная машинка. Она мне досталась по наследству от маминой бабушки, а ей от прабабушки. А прабабушка получила ее от своей бабушки. Несмотря на то, что машинка очень старая, она очень хорошо работает. Швейная машинка всегда пригодится для шитья, но она дорога нам как реликвия.

Есть вещи, которые дороги нам потому, что их сделал любимый человек. Такие вещи есть у Алины.

Мою прабабушку звали Ефимова Татьяна Дмитриевна. Жила она рядом с Екатеринбургом в поселке Октябрьский. Она умела шить, вязать, ткать половики на ткацком станке, каждая тряпочка шла в ход. А еще бабушка Таня любила вышивать.

«Цветок семейного счастья»

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

  1. Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях.

  2. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо».

  3. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи

  4. Побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства.

  5. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.


Предварительная работа:

* изготовление цветка с 7 лепестками, на лепестках надписи: родство; любовь; забота; здоровье; веселье; дружба; увлечение;

* создание генеалогического древа семьями - участниками;

* издание семейных газет «Наши увлечения»;

* подготовка материала к изготовлению картин (клей, бумага, природный бросовый материал, салфетки, кисти);

* аудиозаписи с интервью детей

Игровая мотивация

Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Мы собрались сегодня все вместе, чтобы поговорить о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека - о его семье.

Давайте вместе произнесем слово «Семья». Семь - я. Что оно означает?

Давайте послушаем, что об этом думают дети? (аудиозапись). Действительно, семья – это (сделать вывод из высказываний детей).

Счастливая семья похожа на красивый цветок, лепестки которого сейчас расскажут нам о том, какой она должна быть.

(Ведущий прикрепляет к мольберту серединку цветка.)

Ведущий: Дети, я думаю, что каждому человеку интересно побольше узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом. (Показывает образец). Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья. И сегодня (перечислить) познакомят нас с происхождением своей семьи.

(Представление родословных).

Ведущий. Итак, мы сейчас доказали с вами, что первый лепесток нашего цветка обозначает родство, связь разных поколений.

(Прикрепляется первый лепесток - «родство»). А сейчас немного отдохнем - дружно песенку споем.

Ведущий. В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и самое главное - любят друг друга.

А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми добрыми словами.

(Шкатулка передается по кругу)

Теперь мы знаем, что любовь и уважение к своим близким наши семьи выражают добрыми и ласковыми словами.

(Прикрепляется второй лепесток - «любовь»).

Ведущий. Но любовь нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. И сейчас мы узнаем, какие замечательные помощники живут в наших семьях.

Конкурс «Помощники» (совместное приготовление салата).

Ведущий. Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем.

(Прикрепляется третий лепесток - «забота»).

Ведущий. Самые старшие и уважаемые члены семьи - это бабушки и дедушки.

Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас. Но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам. И когда ваши папы и мамы были совсем маленькими, бабушки пели им колыбельные.

Хотите послушать?

Звучат колыбельные в исполнении бабушек.

Ведущий. А сейчас я предлагаю поблагодарить бабушек и спеть для них веселую песню.

В старину на Руси говорили «Где много песен поётся - там и весело живется».

(На цветке появляется четвертый лепесток, обозначающий веселье).

Ведущий. Я думаю, что вы очень любите свой родной дом. Не важно - большой он или маленький, в городе или в деревне.

И, наверное, каждый из вас хочет, чтобы в вашем доме было красиво и уютно. Сейчас я предлагаю участникам нашего праздника сделать свой дом еще краше. (Из предложенных материалов участникам предлагается сделать красивую картинку для украшения интерьера дома).

Пока семьи - участницы трудятся, вас ждет музыкальный сюрприз.

Ведущий. Вы все дружно работали, поэтому у всех картины получились очень красивыми, яркими. И мы узнали еще один секрет счастливой семьи - она должна быть дружной.

(Крепится пятый лепесток - «дружба»).

Ведущий. Есть такая пословица «В здоровом теле - здоровый дух».

Если человек здоров - он бодр, весел, радуется жизни и у него все ладится. Поэтому мы должны заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих родных. И я пред­лагаю семьям - участникам нашего праздника поделиться своими рецептами здоровья.

(Презентация напитков).

Дети, оказывается, счастливая семья - это здоровая семья.

(Крепится   шестой лепесток - «здоровье»).

Ведущий. Славно мы сегодня вечер проводим, и я, кажется, знаю, что еще необходимо для того, чтобы семья была счастлива.

Может, кто-нибудь подскажет мне? Да, дети, это всем вместе отдыхать, интересно и увлекательно проводить свое свободное время. Кто умеет отдыхать, тот хорошо трудится и учится.

О своем от­дыхе и увлечениях нам сейчас расскажут и покажут участницы нашего праздника.

(Представление семейных газет).

Вот и седьмой лепесток раскрылся на нашем цветке - «увлечение» Расцвел наш красивый цветок - цветок «Семейного счастья». Берегите его. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья. И в конце нашего праздника я предлагаю всем спеть песню «Взрослые и дети».


Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме « В гостях у Морской Царицы»
Программное содержание

1. Закреплять первоначальные представления о морях и океанах.

2. Формировать знания об обитателях морского дна.

3. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

4. Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы.

 

Игровая мотивация

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами путешественники. Давайте рассмотрим глобус и карту. Что такое глобус?
Дети: Это наша планета, только в уменьшенном размере.
Воспитатель: А это что такое?
Дети: Карта – наша земля в развернутом виде.
Воспитатель: Обратите внимание, какую часть на глобусе и карте занимает вода?
Дети: Больше половины.
Воспитатель: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?
Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения …
Воспитатель: Какие вы знаете водоемы?
Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.
Воспитатель: Какие из них самые большие?
Дети: Океаны.
Воспитатель: Какие океаны вы знаете?
Дети: Тихий, Серный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Южный.
Воспитатель: А вы знаете, почему им дали такие имена?
Дети: Когда мореплаватель Магеллан проплывал по Тихому океану, 90 дней погода была спокойной и он решил назвать океан Тихим, но позже он убедился, что океан очень бурный и самый непредсказуемый.
Воспитатель: Атлантический почему так назван?
Дети: В честь Атланта – одного из самых сильных героев греческой мифологии.
Воспитатель: Какой океан самый теплый?
Дети: Индийский, а назвали его так, потому что он омывает берега Индии, которая в древни времена считалась самой загадочной и диковинной страной, в которой всегда тепло.
Воспитатель: Какой океан самый маленький.
Дети: Северный Ледовитый и назвали его так, потому что он находится рядом с Северным полюсом и большую часть года этот океан дремлет, укрываясь толстым одеялом мощных плавучих льдов.
Воспитатель: А ещё какой океан мы не назвали?
Дети: Южный – его назвали так, потому что он находится рядом с Южным полюсом.
1   2   3   4   5   6   7