|
Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст Кит-убийца Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст Кит-убийца
3
| В течение тысячелетий
|
| 6
| человечество волнует библейская
| 12
| история о том, как за непослушание
| 17
| пророк Иона был проглочен китом.
| 22
| Возможно, конечно, что это всего
| 26
| лишь легенда, однако, интересен
| 35
| вопрос: могло ли все это случиться на самом деле?
| 40
|
| Известный немецкий зоолог Альфред Брем
| 48
| решил изучить всех-всех китов, обитающих на Земле,
| 58
| и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не
| 65
| сказка. Для начала ученый определил, каким должен
| 75
| быть подобный гигант. По преданию кит должен жить в Средиземном
| 85
| море. Кроме того, добычу он должен был заглатывать целиком, не
| 94
| повреждая ее своими огромными зубами. У гигантского кита должно
| 103
| быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных
| 111
| кислот. Иначе обед постепенно начнет растворяться в желудке,
| 116
| наподобие сахара в стакане чая.
|
| 120
| Брем внимательно изучил 27
| 126
| видов зубатых китов-дельфинов и 16
| 132
| видов беззубых китов-гигантов и среди
| 138
| них обратил внимание на дельфина-косатку,
| 146
| или орку. И что же оказалось? Орка – не
| 152
| только самый красивый, но и самый
| 161
| прожорливый и кровожадный кит. Его считают по праву морским
| 170
| чудовищем. Потомки этих китов обитают сейчас в северных районах
| 179
| Атлантического и Тихого океанов. Но в книгах древнеримских ученых
| 188
| можно прочитать, что такие чудовища обитали и в Средиземном
| 198
| море. Орки, как и другие дельфины, часто сопровождали корабли и
| 208
| заглатывали все, что с них выбрасывалось. У дельфина-косатки очень
| 219
| много острых зубов (до 240 штук). Однако добычу он глотает целиком,
| 230
| не перемалывая зубами. Длина его более 10 метров, масса доходит до
| 240
| 8 тонн, а горло такое широкое, что через него может легко проскочить
| 248
| не только человек, но и обычный дельфин, массой в 300 кг.
| 254
| Как многокомнатная квартира желудок дельфина-косатки
| 263
| состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой
| 273
| «склад» для пищи. Его стенки покрыты толстым роговым слоем кожи.
| 282
| Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, стенки не движутся.
| 291
| Известен случай, когда один китобой поймал огромного орку. Оказалось,
| 301
| что эта косатка пообедала 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий
| 306
| вес обеда составил 50 центнеров!
| 314
| Что же происходит с гостями желудка потом? После
| 322
| наполнения первого его отделения открывается дверка во второе,
| 329
| которое можно назвать «дробилкой». Здесь начинается грубое
| 338
| дробление пищи при помощи движущихся стенок. Затем следует третье
| 345
| отделение желудка, или «лаборатория». Здесь заканчивается химическая
| 347
| обработка пищи.
| 356
| Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может
| 365
| быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону.
|
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
А. Сказка Б. Легенда
В. Научно-популярный текст Г. Инструкция
Д. Повесть Е. Не знаю
Задание 3. 1) В тексте «Кит-убийца» описано исследование, проведенное немецким зоологом Альфредом Бремом. Как и в любом исследовании в нем есть: постановка проблемы, гипотеза, описание хода исследования, описание полученных фактов и их объяснение, вывод. Укажи, в каких абзацах в тексте описан каждый из этих этапов. Ответ дай в виде таблице.
Описание этапа исследования
|
| Номера абзацев
| постановка проблемы
| –
| 1)
| гипотеза
|
| 2)
| описание хода исследования
|
| 3)
| описание и объяснение полученных фактов
|
| 3)
| вывод
|
| 4)
|
2) Выпиши предложение, которое поясняет, в чем состояла гипотеза Альфреда Брема. Какие ключевые слова (или одно какое-то слово) помогли тебе догадаться, что нужно записать именно это предложение? Подчеркни эти слова (слово) в выписанном тобою предложении.
Ответ: _______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ Задание 4. Прочитай таблицу и ответь на вопросы.
Таблица. На них охотится дельфин-косатка
Название
| Изображение
| Длина
| Масса
| Скорость
| Где встречаются
| Млекопитающие, китообразные
| Белуха
|
| до 6 м
| до 2 т
| до 50 км/ч
| в арктических морях и среди льдов, часто входят в реки Обь, Енисей, Лену, Амур
| Кашалот
|
| до 20 м
| до 70 т
| до 30 км/ч
| во всех океанах и открытых морях, кроме арктических
| Гренланд-ский кит
|
| до 20 м
| до 120 т
| до 20 км/ч
| в арктических моря
| Млекопитающие, ластоногие
| Гренланд-ский тюлень
|
| до 2 м
| до
150 кг
| до 25 км/ч
| в арктических морях
|
Вопрос 1. Выпиши из таблицы названия всех животных, которые тяжелее дельфина-касатки.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 2. Выпиши из таблицы название животного с самыми маленькими размерами.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 3. Выпиши название самого быстрого из всех перечисленных таблице животных.
Ответ: ___________________________________________
Вопрос 4. Как ты думаешь, с какой скоростью может плавать дельфин-косатка? Поясни свой ответ.
Ответ:
1) Думаю, что дельфин-косатка может развивать скорость до ________ км/ч.
2) Я так думаю, потому что ______________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Вопрос 5. В таблице указано, что масса кашалота составляет до 70 т. Как ты думаешь, бывают ли кашалоты с массой 20 т? А с массой 200 т? Обведи букву ответа, которые ты считаешь наиболее правильным.
Ответ:
А. Кашалоты с массой 20 т бывают, а с массой 200 т – нет.
Б. Не бывает кашалотов ни с массой 20 т, ни с массой 200 т – у них у всех масса 70 т.
В. Бывают всякие кашалоты.
Г. Не знаю. Задание 5. Обведи на карте те области, где встречается дельфин-косатка. Обведи сначала карандашом; сверь получившийся у тебя рисунок с тем, что говорится об этом животном; исправь, если нужно, ошибки и обведи рисунок ручкой.
Задание 6. Ребята решили сделать диаграмму, чтобы наглядно показать, во сколько раз один гренландский кит массой 60 т больше других животных. Нашли в справочниках примерные массы слона и носорога, сравнили их с массой кита, и получилась такая диаграмма.
|
|
|
|
|
| Гренландский кит
| Слон
| Носорог
| 60 т
|
|
| Хотели еще рядом нарисовать столбик с быками, масса которых примерно равна 600 кг, стали считать, сколько для них нужно клеточек на диаграмме, и запутались. нужна 1 клетка
| нужно 2 клетки
| нужно 2 клетки
| Сколько нужно клеток?
| Гренландский кит
| Слон
| Носорог
| Бык
| 60 т
| ?
| ?
| 600 кг
|
Помоги ребятам доделать диаграмму. 1) Подсчитай и запиши в нужных клеточках диаграммы рядом со знаком вопроса примерные массы слона и носорога. 2) Подскажи ребятам, какой длины им нужно взять лист бумаги, чтобы рядом со столбиками «кит», «слон» и «носорог» поместить на нем еще и столбик «бык». Ответ: Нужно взять лист бумаги длиной примерно _______ см. Задание 7. Придумай свою задачу, используя данные, которые приводятся в тексте и в таблице «На них охотится дельфин-косатка». Запиши ее условие, вопрос, решение и ответ.
А) Условие и вопрос задачи
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Б) Решение
В) Ответ к задаче __________ .
Задание 8. Во втором абзаце есть четыре формы одного слова. Найди все формы этого слова, выпиши их так, как они стоят в тексте, и укажи падеж для каждого слова.
Ответ.
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
_______________ – стоит в __________________ падеже;
Задание 9. Найди в первом предложении третьего абзаца два однокоренных прилагательных. Выпиши оба эти слова и разбери по составу слово с приставкой. Допиши к ним еще два однокоренных слова. Ответ. А) однокоренные прилагательные:
1) _____________________________,
2) _____________________________. Б) разбор по составу прилагательного с приставкой:
приставка _________
корень _________
суффикс _________
окончание _________ В) еще два однокоренных слова:
1) _____________________________,
2) _____________________________. Задание 10. Найди во втором абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, и заполни таблицу.
Название орфограммы
| Пример слова с данной орфограммой
|
|
| |
| парные согласные в корне слова
|
| непроизносимый согласный в корне
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание 11. Ежедневная потребность дельфина-косатки в пищи составляет примерно 150 кг. Ниже в таблице приведены изображения и названия, некоторых животных, которыми питается дельфин-косатка, а также указаны их возможные массы.
Название
| Изображение
| Масса
| Сельдь
|
| 2 кг
| Осьминог
|
| 10 кг
| Треска
|
| 40 кг
| Пингвин
|
| 40 кг
| Нерпа
|
| 60 кг
| Акула
|
| 500 кг
| Морж
|
| 1200 кг
| Пользуясь данными этой таблице, составьте «недельный рацион» дельфина-косатки так, чтобы в него входили рыбы и млекопитающие. Подтвердите вычислениями, что этот рацион покрывает потребность дельфина-косатки в пище.
Ответ. За неделю дельфин-косатка может съесть: __________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Этого ему достаточно, так как:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________ Задание 12. Как лучше доставить до берега пойманного кашалота массой 10 тонн? Выбери вариант ответа, который тебя устраивает. Задание 13. Отметь на карте цифрой 1 место, где, по свидетельству древнеримских ученых, встречались дельфины-косатки в древние времена, а цифрами 2, 3, 4 и т.д. отметь те места, где их можно встретить сегодня.
Задание 14. В центре Написаны названия четырех групп понятий. Отнесите каждое из записанных в левом и правом столбиках понятий к одной из групп, соединив их с названием группы стрелками.
грамматическая основа
|
|
|
| глагол
|
|
| Звуки
|
|
| имя существительное
|
|
|
| гласные
|
|
|
|
|
| имя прилагательное
|
| Состав слова
|
| корень
|
|
|
|
|
| окончание
|
|
|
| предлог
|
|
| Части речи
|
|
| основа слова
|
|
|
| приставка
|
|
|
|
|
| повествовательное
|
| Предложение
|
| согласные
|
|
|
|
|
| распространенное
|
|
|
| ударение
|
Задание 15. В книгах древнеримских ученых говорится, что орки или дельфины-косатки часто сопровождали корабли. Как ты думаешь, зачем они это делали? Представляло ли это опасность для мореходов? Ответ запиши в четырех – пяти предложениях. __________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 16.
1) Перечитай текст «Кит-убийца». Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ: Незнакомых слов ________ 2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово
|
| Значение незнакомого слова
| 1. ____________
| –
| ____________________________
| 2. ____________
| –
| ____________________________
| 3. ____________
| –
| ____________________________
| 4. ____________
| –
| ____________________________
| 5. ____________
| –
| ____________________________
| 6. ____________
| –
| ____________________________
| 7. ____________
| –
| ____________________________
| 8. ____________
| –
| ____________________________
| 9. ____________
| –
| ____________________________
| 10. ___________
| –
| ____________________________
|
|
|
|