Главная страница

Календарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие»



НазваниеКалендарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие»
страница1/7
Дата21.08.2016
Размер1.34 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7


Календарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие» в старшей группе



Месяц

Неделя

Тема непосредственно образовательной деятельности, цель


Содержание

НРК (+)

Компонент ДОУ (*)

Сопутствующие формы работы

Средства обучения




Сентябрь

  1. День знаний

«Земной шар на столе»

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, его назначением; формировать практические навыки работы с глобусом; развивать любознательность, познавательный интерес.
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с.13)

1. Рассказ об отдыхе в летнее время, с демонстрацией фотографий, видеофильмов.

2. Рассказы детей о летних впечатлениях, об интересных местах, где они побывали.

3. Рассказ о давних временах, о планете Земля.

4. Пальчиковая игра «Ежик»

5. Знакомство с глобусом, показать глобус; показать место на глобусе где мы живем.

6. Помочь детям, разместить, глобус в группе



+

*

Проведение бесед (коллективных и индивидуальных) с детьми о лете.

Организация небольших экспозиций детских работ (фотографий) о лете.

Рассматривание глобуса и карты.

Размещение на «Полочке умных книг» познавательной литературы.

P.S. После появления в группе карты и глобуса в работе педагогов начинает действовать обязательное правило: как только произносится какое-либо географическое название, воспитатель обязательно показывает это место (объект) на карте мира.

Педагог предлагает детям задания: показывает на глобусе материки и дает их название (по одному), затем предлагает детям найти тот же материк на карте и повторить его название; аналогичные задания проводятся с крупными реками, горами, морями и пр.; вместе с детьми рассматривают на карте (глобусе) место своего проживания; определяют характерные особенности (реки, горы, леса, озера и пр.)

Глобус, иллюстрации глобусов




2. День раб-в нефтяной и газовой промышленности, день города

«Поговорим о профессиях»

Формировать у детей представление о том, что такое профессия. Поддерживать интерес к разным профессиям. Познакомить с профессией нефтяника.
С.А.Козлова

«Мой мир» (с.66)
Конспект

«Знакомим с профессией нефтяник. Сказание о буровиках»; «Буровая вышка»

1. Рассказ о том, что такое труд, работа, профессия, зачем они нужны человеку.

2. Знакомство с профессий нефтяника.

3. Динамическая пауза «Цапля и лягушки»

4. Объяснить детям, что каждая профессия на Земле появилась потому, что она нужна не одному человеку, а многим людям.





+

*

Проведение бесед с детьми о разных профессиях.

Просмотр видеоролика «Профессия нефтяник», рассматривание рисунков, фотографий.

Создание альбома «Мои профессии».

Традиция «Встречи с интересными людьми».

Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?»








3. День красоты

«Экскурсия в парк»

Расширить, закрепить представления детей об окружающем мире. Учить детей видеть красоту осеннего леса (парка); устанавливать зависимости и закономерности в природе
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с.140).

Конспект «Наблюдение за деревьями»; «Наблюдение за листопадом»;

«Наблюдение за гроздьями рябины»; «Наблюдение за ветром»

  1. Беседа о лесе осенью (растительный, животный мир, Живая и неживая природа).

2. Создание гербария «С какого дерева листок?»

3. Пальчиковая гимнастика «Дождь пошел»

4. Слушание музыкального произведения



+

*

Ежедневные наблюдения на прогулке.

Упражнения на внимание «Чем сегодняшний день отличается от вчерашнего», «Найди приметы осени».

Работа по созданию гербария. Рассматривание иллюстраций, картин об осени.










4. День дошкольного работника

ррддработникаработника

4.День дошкольного работника рработника

«Кто заботится о нас в детском саду?»

Знакомить детей с работниками детского сада, воспитывать любовь к своему детскому саду, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость.
С.А.Козлова

«Мой мир» (с.44)



1. Беседа о сотрудниках детского сада.

2. Рассматривание фотографий сотрудников детского сада в процессе их труда.

3. Пальчиковая гимнастика «Мирись».

4. Изготовление подарков, рисунков для сотрудников детского сада.



*

Экскурсия по детскому саду. Рассматривание альбомов, фотографий о детском саде.

Работа с альбомом «Профессии». Изготовление игрушек для малышей.






Месяц

Неделя

Тема непосредственно образовательной деятельности, цель


Содержание

НРК (+)

Компонент ДОУ (*)

Сопутствующие формы работы

Средства обучения

Октябрь

  1. Международный день музыки

«О чем звучит музыка»

Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского. Познакомить детей с музыкальными знаками.

Учить угадывать настроение музыки, воспитывать положительное отношение к музыкальному искусству
С.А.Козлова

«Мой мир» (с.118)
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с.148)

Конспект «Путешествие в страну музыки»

1. Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского.

2. Слушание музыкального произведения «Времена года», «Болезнь куклы»

3. Обсуждение содержания и характера услышанного.

4. Игра-импровизация «Звуки музыки»

5. Отображение впечатления в детских рисунках.

6. Показ музыкальных знаков (ноты, скрипичный ключ), объясняя, для чего они нужны.



*

Рассматривание портретов известных композиторов.

Слушание музыкальных произведений.

Игры с музыкальными инструментами.

Д/и «Выложи мелодию», «Тихо - громко запоем»



2. Всемирный день животных

«Царство животных»

Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних. Воспитывать любовь к животному миру
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с.176)

1. Показ карты мира, уточнение, как называется наша планета; кто населяет планету Земля.

2. Беседа об удивительном царстве животных.

3. Пальчиковая гимнастика «Мышки»

4. Классификация животных (дикие и домашние).

4.Создание альбома «Мои любимые животные.



+
*

Рассматривание иллюстраций, картинок о животных.

Чтение художественной литературы

(Е. Чарушин, В. Ватагин, В.Чижиков); заучивание стихов о животных.

С/р игра «Зоопарк».

Работа над созданием коллекции «Животные России».

Конкурс рисунков «Мои любимые животные.

Уход за животными в уголке природы.

Разучивание песен о животных.

Картинки и иллюстрации с изображением различных животных, коллекция «Мы их знаем»

3. Международный день врача

«Где, какая профессия нужна»

Способствовать формированию представления о том, что такое профессия. Побуждать интерес к разным профессиям

Закреплять знания о профессии врача.

Воспитывать уважение к труду взрослых.
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с.150).

С.А.Козлова

«Мой мир» (с. 21).

Конспект «Знакомство с профессией врача

(медицинской сестры)»; «Уроки Айболита».

1. Показ иллюстраций с изображением различных профессий

( дети коротко рассказывают, кто изображен на картинках).

2. Рассказ о необходимости профессии врача.

3. Игра «Строим новый город». Проблемная ситуация: «Людей каких профессий мы пригласим с собой?»

4. Физ. минутка «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

4. Работа в альбоме «Все работы хороши»

*

С/р игра «Больница».

Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит».

Экскурсия в детскую поликлинику, в медицинский кабинет детского сада.

Беседы, рассказы о профессиональных действиях, обязанностях, специальностях (окулист, лор, хирург).

Изготовление подарков (открытка, плакат) медицинским работникам




4. Международный день

анимации

«Мои любимые герои мультфильмов»

Познакомить детей с профессией художника- мультипликатора. Развивать интерес детей к людям разных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Конспект «Художник- мультипликатор В.Г Сутеев» («В.Г. Сутеев «Палочка- выручалочка»» с показом слайдов по сказке).


1. Просмотр мультфильмов художника – мультипликатора В.Г. Сутеева.

2. Знакомство с творчеством В.Г Сутеева, беседа с детьми о том, что очень сложная и кропотливая работа у художника (н-р, для создания одного мультфильма нужно нарисовать много рисунков).

3. Физ. минутка «Мы играем»

4. Мастерская по изготовлению мультфильмов: «Нарисуем героев из полюбившихся мультфильмов».


*

Игра-драматизация по сказке«Теремок».

Просмотр мультфильмов, чтение сказок В.Г Сутеева, рассматривание иллюстраций по сказкам В. Сутеева.

Рисование, лепка «Мой любимый герой».

Беседа о нравственном качестве героев.

Прослушивание песенок из любимых мультфильмов.






Месяц

Неделя

Тема непосредственно образовательной деятельности, цель


Содержание

НРК (+)

Компонент ДОУ (*)

Сопутствующие формы работы

Средства обучения

Ноябрь

  1. День народного единства

«Кто мы?»

Показать различие и сходство людей разных рас, вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности; вызвать интерес, любознательность к языку, деятельности, быту, воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли
С.А. Козлова

«Мой мир» (с.134).

1. Беседа о том, что на Земле живут люди разных рас (Чем они похожи? Чем отличаются?).

2. Рассматривание картин с изображением людей разных рас.

3. Рассказ, о том, что люди разных рас населяют всю планету (название страны, на каком языке говорят люди данной страны).

4. Хороводная игра «Дружат дети всей земли».

5. Показ предметов быта, костюмов разных народов.


*

Чтение художественной литературы, сказок народов России; разучивание стихотворений.

Рассматривание фотографий с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому.

Путешествие по карте России.

Слушание и разучивание песен, танцев народов России.

Рисование, лепка кукол в национальной одежде.




2. Календарь

«Как появился календарь»

Дать детям представление о календаре как системе счета больших промежутков времени; познакомить с историей создания календарей; рассказать о разных видах календарей и показать их; вызвать стремление планировать свою жизнь по календарю; развивать логическое мышление, творческое воображение.
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с153).

1. Рассказ о форме отсчета времени, найденной человеком.

2. Показ различных календарей.

3. Рассказ о том, что все дни года люди распределили на месяцы.

4. Гимнастика для глаз «Далеко-близко»

5. Изготовление своего календаря в группе и планирование жизни группы по календарю.

6. Совместная работа над созданием календаря.


*

Рассматривание часов, календарей.

Чтение художественной литературы, просмотр телепередач. Беседы на тему «Мой любимый день».

Работа над созданием календаря жизни группы (традиция).

Работа с познавательной литературой по теме «Время». Рисунки детей к памятным датам.

Справочное издание, содержащее перечень чисел, дней недели и месяцев года; иллюстрации и образцы древних и современных календарей; бумага, цветные карандаши.

3. Всемирный день приветствий

3. Всемирный день приветствий



«Что означает слово «Здравствуйте»

Познакомить детей с правилами приветствия, историей этих правил; вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими. Вызвать желание быть вежливым.
С.А. Козлова

«Мой мир» (с. 50).

Л. Л. Мосалова

«Я и мир» (с. 56).

1. Рассказывание сказки, о том, как появилось первое приветствие.

2. Словесное упражнение «Назови и объясни» (назови слова приветствия, объясни значение).

3.Физ. минутка «Помиримся»

4. Д/и «Вежливый ручеек»



*

Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово».

С/р «Детский сад приглашает гостей».

Мастерская по изготовлению поздравительных открыток. Слушание музыки и исполнение песен «Улыбка», «Облака».




4. День матери

«На кого я хочу быть похожим»

Закрепить представление детей о семье; продолжать формировать представления о социальной роли каждого члена семьи. Воспитывать желание перенимать лучшие качества близких людей. Закреплять понятия о доброте, порядочности, милосердии.
С.А.Козлова

«Мой мир» (с.42).

1. Беседа о семье.

2. Рассказ ребенка «Моя семья»

3. Физ. минутка «Моя семья»

4. Работа с альбомом «Моя семья»

5. Рисунки детей на тему «Моя семья»



*

Рассматривание фотографий, фотовыставка «Моя мама», презентация «Я и моя мама».

С/р и. «Семья».

Работа по созданию альбома «Моя семья».

Слушание музыки, песен про маму.

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»




5. Профессии

«Все работы хороши»

Развивать у детей интерес к разным профессиям.

Воспитывать уважение к труду старших.

1. Беседа о профессиях.

2. Продолжить работу по созданию альбома «Профессии»

3. Физ. минутка «Как живешь?»

4. Рассказы детей о профессиях своих родителей.



*

Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.

Рисование на тему «Кем быть».

Сл./игра «Кто нужен, чтобы…(построить дом, сварить обед, сшить пальто)?».







Месяц

Неделя

Тема непосредственно образовательной деятельности, цель


Содержание

НРК (+)

Компонент ДОУ (*)

Сопутствующие формы работы

Средства обучения

Декабрь

  1. День инвалида

«Что такое милосердие»

Формировать у детей представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям; сверстникам; оказывать им внимание, помощь, делать это искренне, доброжелательно. Воспитывать сочувственно доброе отношение к людям-инвалидам.
С.А.Козлова

«Мой мир» (с.49).

1. Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»;

2. Беседа по содержанию сказки (выслушивает ответы детей)

3. Решение проблемных ситуаций.

4. Физ. минутка «Буратино»

5. Рассказ о людях-инвалидах; обратить внимание детей, что такие люди научились жить без слуха, зрения, конечностей, что это требует большого усилия и воли.

6. Совместное изготовление подарков-сувениров для детей-инвалидов.



*

Чтение художественной литературы К.Чуковский «Путаница», «Кошкин дом».

Изготовление поделок, сувениров для детей-инвалидов.

Ознакомление с опознавательными знаками на транспортных средствах («Инвалид», «Глухой водитель»).

Р/и «Полезное, необходимое, опасное».

Рассматривание фотографий, картинок об источниках опасности для человека.





  1. Гиганты прошлого

«Гиганты прошлого»

Ввести понятие

«прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры); развивать любознательность.
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с.161)

1. Показ иллюстраций с изображением динозавров.

2. Беседа о часах (как в древнее время отсчитывали время).

3.Физ. минутка «Две лягушки».

4. Рассказ о том, что было на Земле, когда не было людей.

5. Создание макета «Уголок древнего мира».


+


*

Рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы.

Работа по созданию макета «Уголок древнего мира».

Рассматривание часов (песочные, солнечные, механические, электронные)

P.S. воспитатели рассказывают и читают детям о динозаврах, палеонтологах, местах на земном шаре, где находят останки древних животных (обязательно рассказать о мамонтенке, найденном в 1977 году в Восточной Сибири), современных загадках и находках, связанных с древними животными (лохнесское чудовище, латимерия)

Иллюстрации с изображением динозавров, книга соответствующего содержания

  1. Новый год

«Мастерская деда Мороза»

Формировать представление о Новом годе, как веселом, добром празднике. Воспитывать доброжелательные отношения к близким людям.


1. Рассказ о традициях празднования Нового года.

2. Изготовление елочных игрушек, поздравительных открыток.

3. Физ. минутка «Погода».

4. Разучивание стихов и песен к новому году.


*

Планирование предстоящих дел, связанных с подготовкой и проведением праздника Новый год: изготовление поделок, украшений для елки и группы, заучивание стихотворений, подготовка костюмов, декораций.

Украшение елки елочными игрушками.

Чтение художественных произведений по теме.

Работа с альбомом «Наши славные дела».









  1. Новый год

«Что такое Новый год?

Продолжать формировать представления о новогодних праздниках; учить детей радоваться новым впечатлениям, воспитывать любовь к близким людям, доставлять им радость.


1. Беседа «За что люди любят праздники? Зачем они нужны людям?»

2.Физ. минутка «Холодно»

3. Беседа о праздниках. Обобщающий рассказ воспитателя.

4. Подготовка к праздникам (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения).

5. Пение песен о Новом годе





*

Рассматривание елочных игрушек, новогодних открыток.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен к празднику, подготовка к новогоднему утреннику. Разучивание хороводов.

П /и «Два Мороза»






Месяц

Неделя

Тема непосредственно образовательной деятельности, цель


Содержание

НРК (+)

Компонент ДОУ (*)

Сопутствующие формы работы

Средства обучения

Январь

2. Рождество

«Рождество»

Формировать представление детей о празднике, народных традициях; знакомить детей с рождественской атрибутикой; воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

1. Знакомство с праздником «Рождество»

2.Физ. минутка «Холодно»

3. Рассказ о народных традициях, знакомство с атрибутами праздника

4. Разучивание рождественских колядок, стихов





*

Рассматривание картинок, открыток на тему «Рождество».

Беседа о народных традициях (украшение елки звездочками, разучивание колядок).

Создание коллекции «Бумага» (формирование правил обращения с вещами и предметами, сделанными из бумаги).

Изготовление альбома на тему «Елочка» (работы детей с рассказами о своей елочке).

Встреча с интересным человеком «Домашняя коллекция».

Чтение художественных произведений по теме.




3-4. Солнечная система


«Солнечная система»

Познакомить детей с солнечной системой, показать на слайдах, иллюстрациях все планеты солнечной системы. Развивать любознательность.
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с.167)

1. Наблюдение за дневным небом.

2. Установление разницы между дневным небом и ночным

3. Рассказ о Солнце

4. Упр. на дыхание

4. Знакомство детей с планетами Солнечной системы.

5. Создание модели Солнечной системы.


*

Рассматривание вечернего неба. Поинтересоваться впечатлением, которое производит звездное небо на детей; какие мысли приходят к ним, когда они смотрят на звездное небо; предложить высказать свои предположения по следующим вопросам: сколько звезд на небе? Какие звезды? и т.п.

Чтение познавательной литературы. Изготовление модели «Солнечная система», просмотр презентации «Солнечная система»; п/и «День- ночь»

Схема Солнечной системы (ее можно рисовать на доске по ходу); иллюстративный материал по теме

«День и ночь»

Показать детям зависимость наступления дня и вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к солнцу; закрепить представления о Солнечной системе; развивать внимание, мышление.
Т. И. Гризик «Познаю мир» (с.169)

1. Рассматривание строения Солнечной системы.

2. Рассказ о том, что земля вращается вокруг солнца, а солнце стоит на месте, поэтому происходит смена дня и ночи.

3. Физ. минутка «Строим дом»

4. Демонстрация опыта, показывающего смену дня и ночи.

5. Игровое упражнение «Когда это бывает?»



*

Рассматривание карты «Солнечная система»; работа с познавательной литературой «Полочка умных книг»; зарисовки детей «Уголок знаний»;

П/и «День–ночь»; исследовательская деятельность;

с/р «Космонавты»

Глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок); настольная лампа



Месяц

Неделя

Тема непосредственно образовательной деятельности, цель


Содержание

НРК (+)

Компонент ДОУ (*)

Сопутствующие формы работы

Средства обучения

Февраль

1. День доброты

«Обратись по имени»

Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других людей; вызвать у детей интерес к этой теме; воспитывать любовь к близким людям.
Л.С. Козлова

«Мой мир» (с.34)

Конспект «Праздник доброты».

1. Рассказ о том, как на Руси давали имена и что они означали.

2. Д/и « Назови друг друга ласково» (Леночка, Сашенька)

3. Физ. минутка «Мартышки»

4. Работа по созданию альбома «Наши славные дела»

5. Д/ и «Разгадаем имена»


*

Рассматривание иллюстраций к сказкам; чтение Н.Носов «приключения Незнайки»; помощь взрослым (уборка в групповой комнате, дежурство по столовой, на занятиях; д /и «Путешествие в мир эмоций»; работа над альбомом «Наши славные дела»; рассказы детей из личного опыта «Добрый поступок»





2. Международный день родного языка


«Моя Родина – Россия»

Упорядочить, закрепить информацию детей о России, ввести понятие «родина»; формировать чувство любви к Родине; воспитывать уважение и интерес к родному языку, языковой толерантности.
Т. И. Гризик

«Познаю мир» (с.172).

Конспект «Ноябрьск – город мой любимый, Ноябрьск- город мой родной»


1. Обратить внимание детей на карту, показать, где находится Россия.

2. Беседа о Родине, у каждого человека есть своя Родина- это место где он родился.

3. Физ. минутка «Маланья»

4. Рассказ о том, что люди разных национальностей говорят на своем родном языке.



*

Беседы по теме

(о существовании разных языков в мире; средствах выразительности родного языка),

Слушание стихов и песен на иностранных языках, разучивание стихов на родном языке, рассматривание карты мира, рассматривание альбома «Костюмы народов мира», подвижные игры разных народов.




3. День защитника отечества

«День защитника отечества»

Формировать первичные представления о Российской армии, знакомить с людьми военных профессий, воспитывать уважение к защитникам отечества.
Н.В.Алешина

«Ознакомление дошкольников с окружающим» (с.103).

Конспект «Защитники отечества»

1. Рассказ о празднике – «День защитника Отечества»

2. Разучивание стихотворение «Мой папа »

3. Физ. минутка «Буратино»

4. Изготовление праздничных открыток для пап

5. Работа по созданию альбома «Моя семья»


*

Рассматривание фотографий, иллюстраций защитников Отечества; традиция «Встреча с интересными людьми», изготовление открыток к празднику, разучивание стихов и песен к празднику;

с/р «Пограничники»


4. Масленица

4

«Ой ты, масленица»

Продолжать формировать представление детей о народных традициях, народном костюме, обогащать знания о приметах Масленой недели, воспитывать уважение, патриотизм к традициям русской народной культуры.
Л.Л. Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой» (с.86).

1. Рассказ о праздновании масленицы.

2. Упр.- имитация «Печем блины». Упражнение на дыхание «Подуй на блин».

3. Заучивание стихов про масленицу

4. Чтение сказки «Каша из топора»





*

Беседы о праздновании масляничной недели, рассматривание иллюстраций, приготовление блинов совместно с родителями, разучивание стихов, песен; чтение сказки «Крылатый, мохнатый и масленый», подвижные игры «Горелки», «Гори, гори, ясно»




5. Времена года. Зима

«Зима»

Уточнить и систематизировать представления о зиме, зимних праздниках, воспитывать любовь к народным традициям.
Т. И. Гризик «Познаю мир» (с.174).


1. Беседа с детьми о зиме.

2. Продолжить работу с зимним панно «Портрет февраля».

3. Физ. минутка «Как живешь?»

4. Чтение стихов, загадок на зимнюю тематику.

5. Разучивание поговорок о зиме.


+

*

Рассматривание иллюстраций «Зима», чтение сказки «Два Мороза», просмотр мультфильма «Морозко», разучивание песен, стихов к зимним праздникам, групповой праздник «Наши славные мужчины», подвижные игры, катание на санках, коньках. Катание с ледяной горке.



  1   2   3   4   5   6   7