|
Календарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие»
Календарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие» в старшей группе
Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
|
| Сентябрь
| День знаний
| «Земной шар на столе»
Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, его назначением; формировать практические навыки работы с глобусом; развивать любознательность, познавательный интерес. Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с.13)
| 1. Рассказ об отдыхе в летнее время, с демонстрацией фотографий, видеофильмов.
2. Рассказы детей о летних впечатлениях, об интересных местах, где они побывали.
3. Рассказ о давних временах, о планете Земля.
4. Пальчиковая игра «Ежик»
5. Знакомство с глобусом, показать глобус; показать место на глобусе где мы живем.
6. Помочь детям, разместить, глобус в группе
|
+
*
| Проведение бесед (коллективных и индивидуальных) с детьми о лете.
Организация небольших экспозиций детских работ (фотографий) о лете.
Рассматривание глобуса и карты.
Размещение на «Полочке умных книг» познавательной литературы.
P.S. После появления в группе карты и глобуса в работе педагогов начинает действовать обязательное правило: как только произносится какое-либо географическое название, воспитатель обязательно показывает это место (объект) на карте мира.
Педагог предлагает детям задания: показывает на глобусе материки и дает их название (по одному), затем предлагает детям найти тот же материк на карте и повторить его название; аналогичные задания проводятся с крупными реками, горами, морями и пр.; вместе с детьми рассматривают на карте (глобусе) место своего проживания; определяют характерные особенности (реки, горы, леса, озера и пр.)
| Глобус, иллюстрации глобусов
|
| 2. День раб-в нефтяной и газовой промышленности, день города
| «Поговорим о профессиях»
Формировать у детей представление о том, что такое профессия. Поддерживать интерес к разным профессиям. Познакомить с профессией нефтяника. С.А.Козлова
«Мой мир» (с.66) Конспект
«Знакомим с профессией нефтяник. Сказание о буровиках»; «Буровая вышка»
| 1. Рассказ о том, что такое труд, работа, профессия, зачем они нужны человеку.
2. Знакомство с профессий нефтяника.
3. Динамическая пауза «Цапля и лягушки»
4. Объяснить детям, что каждая профессия на Земле появилась потому, что она нужна не одному человеку, а многим людям.
|
+
*
| Проведение бесед с детьми о разных профессиях.
Просмотр видеоролика «Профессия нефтяник», рассматривание рисунков, фотографий.
Создание альбома «Мои профессии».
Традиция «Встречи с интересными людьми».
Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?»
|
|
| 3. День красоты
| «Экскурсия в парк»
Расширить, закрепить представления детей об окружающем мире. Учить детей видеть красоту осеннего леса (парка); устанавливать зависимости и закономерности в природе Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с.140).
Конспект «Наблюдение за деревьями»; «Наблюдение за листопадом»;
«Наблюдение за гроздьями рябины»; «Наблюдение за ветром»
| Беседа о лесе осенью (растительный, животный мир, Живая и неживая природа).
2. Создание гербария «С какого дерева листок?»
3. Пальчиковая гимнастика «Дождь пошел»
4. Слушание музыкального произведения
|
+
*
| Ежедневные наблюдения на прогулке.
Упражнения на внимание «Чем сегодняшний день отличается от вчерашнего», «Найди приметы осени».
Работа по созданию гербария. Рассматривание иллюстраций, картин об осени.
|
|
|
| 4. День дошкольного работника
ррддработникаработника
4.День дошкольного работника рработника
| «Кто заботится о нас в детском саду?»
Знакомить детей с работниками детского сада, воспитывать любовь к своему детскому саду, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость. С.А.Козлова
«Мой мир» (с.44)
| 1. Беседа о сотрудниках детского сада.
2. Рассматривание фотографий сотрудников детского сада в процессе их труда.
3. Пальчиковая гимнастика «Мирись».
4. Изготовление подарков, рисунков для сотрудников детского сада.
|
*
| Экскурсия по детскому саду. Рассматривание альбомов, фотографий о детском саде.
Работа с альбомом «Профессии». Изготовление игрушек для малышей.
|
|
| Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
| Октябрь
| Международный день музыки
| «О чем звучит музыка»
Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского. Познакомить детей с музыкальными знаками.
Учить угадывать настроение музыки, воспитывать положительное отношение к музыкальному искусству С.А.Козлова
«Мой мир» (с.118) Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с.148)
Конспект «Путешествие в страну музыки»
| 1. Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского.
2. Слушание музыкального произведения «Времена года», «Болезнь куклы»
3. Обсуждение содержания и характера услышанного.
4. Игра-импровизация «Звуки музыки»
5. Отображение впечатления в детских рисунках.
6. Показ музыкальных знаков (ноты, скрипичный ключ), объясняя, для чего они нужны.
|
*
| Рассматривание портретов известных композиторов.
Слушание музыкальных произведений.
Игры с музыкальными инструментами.
Д/и «Выложи мелодию», «Тихо - громко запоем»
|
| 2. Всемирный день животных
| «Царство животных»
Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних. Воспитывать любовь к животному миру Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с.176)
| 1. Показ карты мира, уточнение, как называется наша планета; кто населяет планету Земля.
2. Беседа об удивительном царстве животных.
3. Пальчиковая гимнастика «Мышки»
4. Классификация животных (дикие и домашние).
4.Создание альбома «Мои любимые животные.
|
+ *
| Рассматривание иллюстраций, картинок о животных.
Чтение художественной литературы
(Е. Чарушин, В. Ватагин, В.Чижиков); заучивание стихов о животных.
С/р игра «Зоопарк».
Работа над созданием коллекции «Животные России».
Конкурс рисунков «Мои любимые животные.
Уход за животными в уголке природы.
Разучивание песен о животных.
| Картинки и иллюстрации с изображением различных животных, коллекция «Мы их знаем»
| 3. Международный день врача
| «Где, какая профессия нужна»
Способствовать формированию представления о том, что такое профессия. Побуждать интерес к разным профессиям
Закреплять знания о профессии врача.
Воспитывать уважение к труду взрослых. Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с.150).
С.А.Козлова
«Мой мир» (с. 21).
Конспект «Знакомство с профессией врача
(медицинской сестры)»; «Уроки Айболита».
| 1. Показ иллюстраций с изображением различных профессий
( дети коротко рассказывают, кто изображен на картинках).
2. Рассказ о необходимости профессии врача.
3. Игра «Строим новый город». Проблемная ситуация: «Людей каких профессий мы пригласим с собой?»
4. Физ. минутка «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
4. Работа в альбоме «Все работы хороши»
| *
| С/р игра «Больница».
Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит».
Экскурсия в детскую поликлинику, в медицинский кабинет детского сада.
Беседы, рассказы о профессиональных действиях, обязанностях, специальностях (окулист, лор, хирург).
Изготовление подарков (открытка, плакат) медицинским работникам
|
| 4. Международный день
анимации
| «Мои любимые герои мультфильмов»
Познакомить детей с профессией художника- мультипликатора. Развивать интерес детей к людям разных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых. Конспект «Художник- мультипликатор В.Г Сутеев» («В.Г. Сутеев «Палочка- выручалочка»» с показом слайдов по сказке).
| 1. Просмотр мультфильмов художника – мультипликатора В.Г. Сутеева.
2. Знакомство с творчеством В.Г Сутеева, беседа с детьми о том, что очень сложная и кропотливая работа у художника (н-р, для создания одного мультфильма нужно нарисовать много рисунков).
3. Физ. минутка «Мы играем»
4. Мастерская по изготовлению мультфильмов: «Нарисуем героев из полюбившихся мультфильмов».
|
*
| Игра-драматизация по сказке«Теремок».
Просмотр мультфильмов, чтение сказок В.Г Сутеева, рассматривание иллюстраций по сказкам В. Сутеева.
Рисование, лепка «Мой любимый герой».
Беседа о нравственном качестве героев.
Прослушивание песенок из любимых мультфильмов.
|
|
Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
| Ноябрь
| День народного единства
| «Кто мы?»
Показать различие и сходство людей разных рас, вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности; вызвать интерес, любознательность к языку, деятельности, быту, воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли С.А. Козлова
«Мой мир» (с.134).
| 1. Беседа о том, что на Земле живут люди разных рас (Чем они похожи? Чем отличаются?).
2. Рассматривание картин с изображением людей разных рас.
3. Рассказ, о том, что люди разных рас населяют всю планету (название страны, на каком языке говорят люди данной страны).
4. Хороводная игра «Дружат дети всей земли».
5. Показ предметов быта, костюмов разных народов.
|
*
| Чтение художественной литературы, сказок народов России; разучивание стихотворений.
Рассматривание фотографий с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому.
Путешествие по карте России.
Слушание и разучивание песен, танцев народов России.
Рисование, лепка кукол в национальной одежде.
|
| 2. Календарь
| «Как появился календарь»
Дать детям представление о календаре как системе счета больших промежутков времени; познакомить с историей создания календарей; рассказать о разных видах календарей и показать их; вызвать стремление планировать свою жизнь по календарю; развивать логическое мышление, творческое воображение. Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с153).
| 1. Рассказ о форме отсчета времени, найденной человеком.
2. Показ различных календарей.
3. Рассказ о том, что все дни года люди распределили на месяцы.
4. Гимнастика для глаз «Далеко-близко»
5. Изготовление своего календаря в группе и планирование жизни группы по календарю.
6. Совместная работа над созданием календаря.
|
*
| Рассматривание часов, календарей.
Чтение художественной литературы, просмотр телепередач. Беседы на тему «Мой любимый день».
Работа над созданием календаря жизни группы (традиция).
Работа с познавательной литературой по теме «Время». Рисунки детей к памятным датам.
| Справочное издание, содержащее перечень чисел, дней недели и месяцев года; иллюстрации и образцы древних и современных календарей; бумага, цветные карандаши.
| 3. Всемирный день приветствий
3. Всемирный день приветствий
| «Что означает слово «Здравствуйте»
Познакомить детей с правилами приветствия, историей этих правил; вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими. Вызвать желание быть вежливым. С.А. Козлова
«Мой мир» (с. 50).
Л. Л. Мосалова
«Я и мир» (с. 56).
| 1. Рассказывание сказки, о том, как появилось первое приветствие.
2. Словесное упражнение «Назови и объясни» (назови слова приветствия, объясни значение).
3.Физ. минутка «Помиримся»
4. Д/и «Вежливый ручеек»
|
*
| Чтение произведения В.Осеевой «Волшебное слово».
С/р «Детский сад приглашает гостей».
Мастерская по изготовлению поздравительных открыток. Слушание музыки и исполнение песен «Улыбка», «Облака».
|
| 4. День матери
| «На кого я хочу быть похожим»
Закрепить представление детей о семье; продолжать формировать представления о социальной роли каждого члена семьи. Воспитывать желание перенимать лучшие качества близких людей. Закреплять понятия о доброте, порядочности, милосердии. С.А.Козлова
«Мой мир» (с.42).
| 1. Беседа о семье.
2. Рассказ ребенка «Моя семья»
3. Физ. минутка «Моя семья»
4. Работа с альбомом «Моя семья»
5. Рисунки детей на тему «Моя семья»
|
*
| Рассматривание фотографий, фотовыставка «Моя мама», презентация «Я и моя мама».
С/р и. «Семья».
Работа по созданию альбома «Моя семья».
Слушание музыки, песен про маму.
Чтение художественной литературы по теме.
Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»
|
| 5. Профессии
| «Все работы хороши»
Развивать у детей интерес к разным профессиям.
Воспитывать уважение к труду старших.
| 1. Беседа о профессиях.
2. Продолжить работу по созданию альбома «Профессии»
3. Физ. минутка «Как живешь?»
4. Рассказы детей о профессиях своих родителей.
|
*
| Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла».
Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.
Рисование на тему «Кем быть».
Сл./игра «Кто нужен, чтобы…(построить дом, сварить обед, сшить пальто)?».
|
|
Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
| Декабрь
| День инвалида
| «Что такое милосердие»
Формировать у детей представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям; сверстникам; оказывать им внимание, помощь, делать это искренне, доброжелательно. Воспитывать сочувственно доброе отношение к людям-инвалидам. С.А.Козлова
«Мой мир» (с.49).
| 1. Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»;
2. Беседа по содержанию сказки (выслушивает ответы детей)
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Физ. минутка «Буратино»
5. Рассказ о людях-инвалидах; обратить внимание детей, что такие люди научились жить без слуха, зрения, конечностей, что это требует большого усилия и воли.
6. Совместное изготовление подарков-сувениров для детей-инвалидов.
|
*
| Чтение художественной литературы К.Чуковский «Путаница», «Кошкин дом».
Изготовление поделок, сувениров для детей-инвалидов.
Ознакомление с опознавательными знаками на транспортных средствах («Инвалид», «Глухой водитель»).
Р/и «Полезное, необходимое, опасное».
Рассматривание фотографий, картинок об источниках опасности для человека.
|
| Гиганты прошлого
| «Гиганты прошлого»
Ввести понятие
«прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры); развивать любознательность. Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с.161)
| 1. Показ иллюстраций с изображением динозавров.
2. Беседа о часах (как в древнее время отсчитывали время).
3.Физ. минутка «Две лягушки».
4. Рассказ о том, что было на Земле, когда не было людей.
5. Создание макета «Уголок древнего мира».
| +
*
| Рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы.
Работа по созданию макета «Уголок древнего мира».
Рассматривание часов (песочные, солнечные, механические, электронные)
P.S. воспитатели рассказывают и читают детям о динозаврах, палеонтологах, местах на земном шаре, где находят останки древних животных (обязательно рассказать о мамонтенке, найденном в 1977 году в Восточной Сибири), современных загадках и находках, связанных с древними животными (лохнесское чудовище, латимерия)
| Иллюстрации с изображением динозавров, книга соответствующего содержания
| Новый год
| «Мастерская деда Мороза»
Формировать представление о Новом годе, как веселом, добром празднике. Воспитывать доброжелательные отношения к близким людям.
| 1. Рассказ о традициях празднования Нового года.
2. Изготовление елочных игрушек, поздравительных открыток.
3. Физ. минутка «Погода».
4. Разучивание стихов и песен к новому году.
| *
| Планирование предстоящих дел, связанных с подготовкой и проведением праздника Новый год: изготовление поделок, украшений для елки и группы, заучивание стихотворений, подготовка костюмов, декораций.
Украшение елки елочными игрушками.
Чтение художественных произведений по теме.
Работа с альбомом «Наши славные дела».
|
|
| Новый год
| «Что такое Новый год?
Продолжать формировать представления о новогодних праздниках; учить детей радоваться новым впечатлениям, воспитывать любовь к близким людям, доставлять им радость.
| 1. Беседа «За что люди любят праздники? Зачем они нужны людям?»
2.Физ. минутка «Холодно»
3. Беседа о праздниках. Обобщающий рассказ воспитателя.
4. Подготовка к праздникам (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения).
5. Пение песен о Новом годе
|
*
| Рассматривание елочных игрушек, новогодних открыток.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен к празднику, подготовка к новогоднему утреннику. Разучивание хороводов.
П /и «Два Мороза»
|
|
Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
| Январь
| 2. Рождество
| «Рождество»
Формировать представление детей о празднике, народных традициях; знакомить детей с рождественской атрибутикой; воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
| 1. Знакомство с праздником «Рождество»
2.Физ. минутка «Холодно»
3. Рассказ о народных традициях, знакомство с атрибутами праздника
4. Разучивание рождественских колядок, стихов
|
*
| Рассматривание картинок, открыток на тему «Рождество».
Беседа о народных традициях (украшение елки звездочками, разучивание колядок).
Создание коллекции «Бумага» (формирование правил обращения с вещами и предметами, сделанными из бумаги).
Изготовление альбома на тему «Елочка» (работы детей с рассказами о своей елочке).
Встреча с интересным человеком «Домашняя коллекция».
Чтение художественных произведений по теме.
|
| 3-4. Солнечная система
| «Солнечная система»
Познакомить детей с солнечной системой, показать на слайдах, иллюстрациях все планеты солнечной системы. Развивать любознательность. Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с.167)
| 1. Наблюдение за дневным небом.
2. Установление разницы между дневным небом и ночным
3. Рассказ о Солнце
4. Упр. на дыхание
4. Знакомство детей с планетами Солнечной системы.
5. Создание модели Солнечной системы.
| *
| Рассматривание вечернего неба. Поинтересоваться впечатлением, которое производит звездное небо на детей; какие мысли приходят к ним, когда они смотрят на звездное небо; предложить высказать свои предположения по следующим вопросам: сколько звезд на небе? Какие звезды? и т.п.
Чтение познавательной литературы. Изготовление модели «Солнечная система», просмотр презентации «Солнечная система»; п/и «День- ночь»
| Схема Солнечной системы (ее можно рисовать на доске по ходу); иллюстративный материал по теме
| «День и ночь»
Показать детям зависимость наступления дня и вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к солнцу; закрепить представления о Солнечной системе; развивать внимание, мышление. Т. И. Гризик «Познаю мир» (с.169)
| 1. Рассматривание строения Солнечной системы.
2. Рассказ о том, что земля вращается вокруг солнца, а солнце стоит на месте, поэтому происходит смена дня и ночи.
3. Физ. минутка «Строим дом»
4. Демонстрация опыта, показывающего смену дня и ночи.
5. Игровое упражнение «Когда это бывает?»
|
*
| Рассматривание карты «Солнечная система»; работа с познавательной литературой «Полочка умных книг»; зарисовки детей «Уголок знаний»;
П/и «День–ночь»; исследовательская деятельность;
с/р «Космонавты»
| Глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок); настольная лампа
|
Месяц
| Неделя
| Тема непосредственно образовательной деятельности, цель
| Содержание
| НРК (+)
Компонент ДОУ (*)
| Сопутствующие формы работы
| Средства обучения
| Февраль
| 1. День доброты
| «Обратись по имени»
Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других людей; вызвать у детей интерес к этой теме; воспитывать любовь к близким людям. Л.С. Козлова
«Мой мир» (с.34)
Конспект «Праздник доброты».
| 1. Рассказ о том, как на Руси давали имена и что они означали.
2. Д/и « Назови друг друга ласково» (Леночка, Сашенька)
3. Физ. минутка «Мартышки»
4. Работа по созданию альбома «Наши славные дела»
5. Д/ и «Разгадаем имена»
| *
| Рассматривание иллюстраций к сказкам; чтение Н.Носов «приключения Незнайки»; помощь взрослым (уборка в групповой комнате, дежурство по столовой, на занятиях; д /и «Путешествие в мир эмоций»; работа над альбомом «Наши славные дела»; рассказы детей из личного опыта «Добрый поступок»
|
|
2. Международный день родного языка
| «Моя Родина – Россия»
Упорядочить, закрепить информацию детей о России, ввести понятие «родина»; формировать чувство любви к Родине; воспитывать уважение и интерес к родному языку, языковой толерантности. Т. И. Гризик
«Познаю мир» (с.172).
Конспект «Ноябрьск – город мой любимый, Ноябрьск- город мой родной»
| 1. Обратить внимание детей на карту, показать, где находится Россия.
2. Беседа о Родине, у каждого человека есть своя Родина- это место где он родился.
3. Физ. минутка «Маланья»
4. Рассказ о том, что люди разных национальностей говорят на своем родном языке.
|
*
| Беседы по теме
(о существовании разных языков в мире; средствах выразительности родного языка),
Слушание стихов и песен на иностранных языках, разучивание стихов на родном языке, рассматривание карты мира, рассматривание альбома «Костюмы народов мира», подвижные игры разных народов.
|
| 3. День защитника отечества
| «День защитника отечества»
Формировать первичные представления о Российской армии, знакомить с людьми военных профессий, воспитывать уважение к защитникам отечества. Н.В.Алешина
«Ознакомление дошкольников с окружающим» (с.103).
Конспект «Защитники отечества»
| 1. Рассказ о празднике – «День защитника Отечества»
2. Разучивание стихотворение «Мой папа »
3. Физ. минутка «Буратино»
4. Изготовление праздничных открыток для пап
5. Работа по созданию альбома «Моя семья»
| *
| Рассматривание фотографий, иллюстраций защитников Отечества; традиция «Встреча с интересными людьми», изготовление открыток к празднику, разучивание стихов и песен к празднику;
с/р «Пограничники»
|
| 4. Масленица
4
| «Ой ты, масленица»
Продолжать формировать представление детей о народных традициях, народном костюме, обогащать знания о приметах Масленой недели, воспитывать уважение, патриотизм к традициям русской народной культуры. Л.Л. Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой» (с.86).
| 1. Рассказ о праздновании масленицы.
2. Упр.- имитация «Печем блины». Упражнение на дыхание «Подуй на блин».
3. Заучивание стихов про масленицу
4. Чтение сказки «Каша из топора»
|
*
| Беседы о праздновании масляничной недели, рассматривание иллюстраций, приготовление блинов совместно с родителями, разучивание стихов, песен; чтение сказки «Крылатый, мохнатый и масленый», подвижные игры «Горелки», «Гори, гори, ясно»
|
| 5. Времена года. Зима
| «Зима»
Уточнить и систематизировать представления о зиме, зимних праздниках, воспитывать любовь к народным традициям. Т. И. Гризик «Познаю мир» (с.174).
| 1. Беседа с детьми о зиме.
2. Продолжить работу с зимним панно «Портрет февраля».
3. Физ. минутка «Как живешь?»
4. Чтение стихов, загадок на зимнюю тематику.
5. Разучивание поговорок о зиме.
| +
*
| Рассматривание иллюстраций «Зима», чтение сказки «Два Мороза», просмотр мультфильма «Морозко», разучивание песен, стихов к зимним праздникам, групповой праздник «Наши славные мужчины», подвижные игры, катание на санках, коньках. Катание с ледяной горке.
|
| |
|
|