Воспитатель: Океаны вы назвали, а какие моря вы знаете? Дети: Красное, Черное, Желтое… Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов, и чем они похожи? Дети: Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая. Воспитатель: Давайте представим, что мы на море…
Физкультминутка И вот перед нами море Бушует оно на просторе Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения А в море высокая ходит волна И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения Качает вода соленая Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения Скачут весело дельфины Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперед На волнах качаются Солнцу улыбаются Руки вверх
Воспитатель: Вы хотите узнать, какие богатства есть на дне морском? Мы с вами отправимся в сказочное подводное царство. (Дети переходят в другое помещение, где их встречает Морская Царица) Морская Царица: Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Морская Царица: Я царица не простая, Я – Владычица морская! Зачем вы ко мне пожаловали в морское Царство-государство? Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир и собрать немного морских камушек и ракушек. Морская Царица: А для чего вам они понадобились? Дети: Скоро будет праздник День Матери и мы хотим сделать для мам подарки. Морская Царица: Без труда не вытащишь и рыбку, а уж из морских глубин достать сокровища смогут только самые сообразительные, смелые, упорные.
Охраняю я просторы Океанов и морей. Ну, а если вы ребята Отгадаете загадки И решите все задачи Непременно одарю вас Я богатствами морей. Вот мои загадки:
· Кругом вода, а с питьем беда (море)
· По морю идёт-идёт, а до берега дойдёт и пропадёт (волна)
· Обхватив хвостом травинку,
Не за край, за серединку, За коралловый пенёк Хочет сесть в воде конек, Но не получается – Все в воде качается? (морской конек)
Дети рассматривают картинку с морским коньком, отмечают отличительные особенности Морская Царица: Какой петушок не умеет кукарекать? Дети: Морской. Морская Царица: Почему его так назвали и что он делает? Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не кукарекает а стрекочет как кузнечик. Морская Царица: У кого ноги растут из головы? Дети: У осьминога, у него 8 ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов Морская Царица: По воде плывет лепешка Ну и страшная рыбёшка Изменяет цвет она Да ведь это -…? Дети: Камбала. Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов. Может стать пятнистой или в клеточку. Морская Царица: Да, молодцы с загадками вы справились. А сейчас другое задание – угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем вы знаете? (показывает силуэт морской звезды) Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветы. Передвигаясь по дну морские звезды шевелят своими лучами, а когда найдут раковину, обхватывают её своими лучами, приоткроют створки моллюска и выедят его. Морская Царица: А это кто? (показывает силуэт акулы) Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая акула – её называют «рыба – людоед». Морская Царица показывает силуэт кита Дети: Это кит. Киты – млекопитающее, своих детенышей они вскармливают молоко. Кит самое крупное животное на земле. Кит во много раз крупнее самого большого слона. Морская Царица: Да в 25 раз крупнее чем африканский слон. (показывает силуэт ската) Дети: Скат, он поражает жертву с помощью электрического разряда. Морская Царица: А еще каких морских обитателей вы знаете? (Показывает иллюстрации, дети отвечают: рыба-молот, рыба-пила, рыба-собачка, кальмар, морская черепаха, рыба-фугу (самая ядовитая), морской огурец, угорь, рыба-еж и т.д.) Морская Царица приглашает детей подойти к макету морского дна и предлагает рассмотреть его.
Морская Царица: Назовите обитателей дна морского.
Дети на макете показывают и называют
Дети: Ракушки, губки, актинии, кораллы, морские звезды Морская Царица: Что ещё есть на дне морском? Дети: Камни, песок Морская Царица: А как называются эти камни (галька). А каких камней не бывает на дне морском? (сухих). Посмотрите, какие чудесные вещи создали мастера из даров моря (Дети рассматривают выставку изделий из ракушек) Морская Царица: Я приготовила для ваших поделок дары моря. Волны, волны расступитесь Дети в мастерской очутитесь. Давайте все вместе произнесем эти слова (дети повторяют слова вместе с Морской Царицей) Проходите к своим местам, дары моря уже ждут вас.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбки пляшут в синем море,
Хорошо им на просторе Вытянуть ладошки и качать запястьями влево – вправо
Пальчиковая гимнастика «Краб» Краб ползёт по дну, Выставив свою клешню Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме «Перелетные птицы». Программное содержание:
закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;
формировать умение выразительно выполнять упражнения в играх-имитациях;
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;
развивать внимание, наблюдательность, способность примечать новое, необычное в привычных явлениях;
развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями);
воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними;
воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное
Материал: мягкая игрушка Каркуша, сумочка, картинки с изображением птиц, крылья и ободок, аудиокассета с записью музыки и пением птиц. Тарелочки с кормом: семечки, сало, ягоды рябины, крошки хлеба, карточки с насекомыми. Палочка с двумя птичками, 10 силуэтов птиц, сеть, искусственная ель, портреты Каркуши. Игровая мотивация
В группу заходят дети вместе с воспитателем и здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече!
Вы хотите со мной поиграть и наши знания гостям показать? (Да). Давайте поиграем в игру «Ловишки с птичкой». Кто считалку мне расскажет и водящего покажет? (Я). Хорошо, скорей считай и игру нашу начинай.
Ребенок: Голубь, соловей и галка... Вот и вся считалка.
Воспитатель: Замечательно, (имя ребенка) у нас будет птичкой (надевает на нее крылья и ободок). 1, 2, 3 – птичку лови.
Инсценировка стихотворения К. Д. Ушинского “Пойманная птичка” (участвуют трое детей — “птичка” и два “птицелова” с сеткой).
Ход инсценировки: (птицеловы под музыку ловят птичку и накрывают сеткой)
Первый птицелов:
Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети.
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
Птичка:
Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Второй птицелов:
Нет, не пустим, птичка, нет
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
Птичка:
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.
Первый птицелов:
Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке,
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!
Птичка:
О! Не бойтесь, в теплый край
Улечу зимою,
А в неволе — светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Второй птицелов:
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить,
Все б тебя ласкали.
Птичка:
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Птицеловы (вместе):
Правда, правда, птичка! Ты
Не снесешь неволи.
Ну, так Бог с тобой — лети
И живи на воле!
(Птицеловы убирают сеть и отпускают птичку, которая радостно улетает. Ребенок снимает ободок, крылья и возвращается к детям).
Воспитатель: Ребята, мне нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то след! Но я не пойму, кто его оставил? Вы мне поможете? (Да).
Дети под музыку идут по следу, воспитатель читает загадку:
Снится ночью червяку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это ... (птица).
Так вот, кто след оставил! (Достает игрушку птичку, с сумочкой на крыле). Здравствуй, Каркуша! Добро пожаловать!
Каркуша: Кар-кар! И вы будьте здоровы! Давненько я вас не видала и в лесу совсем заскучала. Спасибо вам, ребятишки, что подружку мою от неволи избавили и на волю жить отправили. Только вышел у нас с ней спор, который не можем решить до сих пор. Мы животные, какие, домашние или дикие? (Дикие, потому что живете в лесу). И как мы зовемся друзья, помочь нам можно или нельзя?
Воспитатель: Конечно, можно. Ребята, кто у нас Каркуша, наверное, рыба? (Птица). Наверное, ласточка? (Нет, ворона). Наверное, домашняя? (Нет, дикая птица).
Каркуша: Кар-кар! Докажите, что я птица, а то ответ такой совсем не годиться! (Показывают и рассказывают: ты птица, ворона. У тебя, как и у всех птиц есть крылья, ты можешь летать. Этим птицы отличаются от других животных. Есть клюв, лапы и тело покрыто перьями).
Воспитатель: (достает перышки из сумочки, рассматривает с детьми). Посмотрите, какое перышко легкое, нежное, мягкое, давайте подуем на него. Полетело перышко, легкое, воздушное, ветерку послушное. (Звучит магнитофонная запись «птичьи голоса»).
Каркуша: Слышите, кар-кар! Как громко зазвучали птичьи голоса, значит, вы правильно сказали. Что за чудеса!
Воспитатель: И, точно... Шумят, поют, хлопочут. Интересно, о чем ребята, как вы думаете? (О весне, о солнышке, о гнездах)
Каркуша: Весна. Кар-кар! А какая она? Я по лесу летала, и что-то такой птицы не видала!
Воспитатель: Ребята, разве весна – это птица? (Весна – это время года. Нежная, радостная, звонкая…).
Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Все кругом просыпается, тает снег, бегут ручьи, сосульки капают и т.д.)
- А кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
- Как называются эти птицы? (Перелетные)
Каркуша: Кар-кар! Почему это их называют перелетными? (Потому что они улетают в теплые края).
Воспитатель: Правильно, такие птицы, которые каждый год на зиму перелетают в теплые края, а весной возвращаются обратно, называются перелетными.
- А как называют птиц, которые зимуют с нами? (Зимующие)
Физкультминутка: подвижная игра “Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой музыки.
- Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей).
Каркуша: Кар-кар! Сыграли вы отлично и знаете птиц прилично! Расскажу я вам за это, какие еще птицы возвращаются на лето. Ребята, давайте присядем, отдохнем, и речь о перелетных птицах заведем.
Дети садятся на ковер, звучит фонограмма с пением птиц.
- Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет! (Показывает картинку) Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать-и-мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают. А еще скворцы – настоящие певцы-пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц и не только, затем слагают свою песню: то ласточкой защебечет, то курицей закудахчет, то лягушкой заквакает. Питаются скворцы насекомыми, слизнями, червями, и оказывают человеку помощь, защищая растения от вредных насекомых. Так, что это за птица? (Скворец).
- А это жаворонок запел, он одновременно со скворцом на родину прилетел. Только скворец дорогой молчал, а жаворонок на лету песни распевал. Поля, пастбища и луга – вот его дом, весело живется ему в нем. С песней он в небо поднимается, с песней на землю опускается. И так целый день, и петь ему совсем не лень. Самец поет, заливается, а самка рядом сидит, восхищается. Так с песней за лето, они воспитывают два выводка малышей. И это прекрасно! Так как они не только славные певцы, но и отличные помощники: множество вредных насекомых поедают, и поля с пшеницей защищают. Про кого это я говорила, что-то название птицы совсем забыла. (Про жаворонка).
- Вот и дрозд нас на чаепитие приглашает: «Приди, кум! Приди, кум! Чай пить! С сахаром...» Правда, песенка дрозда похожа на эти слова? Так дрозды встречают и провожают солнце. В это время ни один дрозд не молчит, у одного голосок лучше другого звенит. На верхушках елей и сосен сидят, и во все стороны их трели звенят. Вы слышали такой концерт, ответьте мне да или нет? Но будьте осторожны весной в лесу, появитесь вблизи гнезда птицам на беду. Бросит свое гнездо певчий дрозд навсегда, и не вылупится из яйца ни одного птенца. Дрозд ведь не только песни поет, слизней, пауков, мокриц клюет. Пользу приносит он лесу, а не вред! Помни об этом маленький человек! «Приди, кум! Приди, кум! Чай пить! С сахаром...» - это кто так поет, неужели кашалот? (Нет, певчий дрозд).
Воспитатель: Как ты нам здорово, Каркуша, о своих друзьях рассказала и откуда, интересно знать, все узнала?
Каркуша: А мы у одного дерева собираемся, и все время друг с другом общаемся. Хотите, я вам его покажу? (Да). Ну, тогда за мной летите и ничего не пропустите.
Воспитатель берет палочку с двумя птичками на леске и проводит зрительную гимнастику:
Летели две птички собой невелички.
Как они летели, все люди глядели,
Как они садились, все люди дивились.
Подводит детей к искусственной ели, кладет палочку и Каркушу рядом с елью.
Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько здесь птиц собралось и не разобрать – где перелетные, где зимующие.
Снимает с искусственной ели по очереди птичек и проводит пальчиковую игру «Пой-ка, подпевай-ка: десять птичек – стайка».
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка, серенькое перышко.
Это – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселый чиж.
На, а это – злой орлан. Птички, птички – по домам!
А рядом-то, сколько птиц собралось! Давайте, их разделим? На снежинку нужно поместить зимующих птиц, на проталинку – перелетных.
Дает одному ребенку снежинку, нарисованную на 1/2 ватмана, другому – проталинку. Дети, под музыку, выкладывают на снежинку – зимующих птиц, перелетных – на весеннюю проталинку.
Каркуша: Кар-кар! Каких птиц ты узнала? А ты? Правильно, правильно! А вот интересно, чем мы питаемся, вы знаете? Может, и меню наше птичье угадаете?
Воспитатель: Что ж – это несложная задача, правда, ребята? (Имя ребенка) – накорми своих птичек, а ты (имя ребенка) - своих. Подходят к столу, выбирают корм для зимующих и перелетных птиц и ставят рядом: картинки с изображением насекомых на проталинку, тарелочки с выше перечисленным кормом – на снежинку. Обосновывают свой выбор.
Каркуша: Кар-кар! Ну-ка, ну-ка, чем это мы питаемся? (Зимующие: хлебными крошками, ягодами рябины, калины, семенами подсолнуха, салом. Перелетные: насекомыми).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, так почему же перелетные птицы улетают зимовать в теплые края? (Потому что становится холодно и насекомые пропадают. Птицам нечего есть).
Каркуша: Молодцы! Кар-кар! А я еще одну игру знаю, называется она: “Выбери правильный ответ”. Вы хотите со мной поиграть, да или нет? Только слушайте внимательно, и не перебивайте меня – это обязательно!
1. После, какого времени года наступает весна?
Лето.
Зима.
Осень.
2. Как весну называют в народе?
День года.
Утро года.
Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
Дети.
Сосульки.
Взрослые.
4. Во что превращается снег на солнце?
В талую воду.
В стылую воду.
В сутулую воду.
5. Что происходит со льдом на реке весной?
Ледопрыг.
Ледобег.
Ледоход.
6. Какие птицы прилетают весной первыми?
Ласточки.
Соловьи.
Грачи.
7. Что появляется на полях, когда тает снег?
Проталинки.
Заталинки.
Обталинки.
- Я просто диву даюсь, ну что за дети, знают про все на свете!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с Каркушей? (Да). Поля, что нового ты узнала? А Юле, что больше всего понравилось? (Дети отвечают).
Каркуша: А теперь мне домой пора, рассказать друзьям, какая здесь живет замечательная детвора. А вот вам и занятие на досуге, примите подарок от старой подруги. Дарю на память мой портрет, я вам нравлюсь здесь, да или нет? (Достает из сумочки рисунки и раздает детям)
|