Главная страница

Календарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие»



НазваниеКалендарно-тематическое планирование по разделу «Познавательное развитие»
страница7/7
Дата21.08.2016
Размер1.34 Mb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
1   2   3   4   5   6   7

Воспитатель: Океаны вы назвали, а какие моря вы знаете?
Дети: Красное, Черное, Желтое…
Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов, и чем они похожи?
Дети: Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая.
Воспитатель: Давайте представим, что мы на море…

Физкультминутка
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения
Качает вода соленая
Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения
Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперед
На волнах качаются
Солнцу улыбаются Руки вверх

Воспитатель: Вы хотите узнать, какие богатства есть на дне морском? Мы с вами отправимся в сказочное подводное царство.
(Дети переходят в другое помещение, где их встречает Морская Царица)
Морская Царица: Здравствуйте дети! (Дети здороваются)
Морская Царица: Я царица не простая, Я – Владычица морская! Зачем вы ко мне пожаловали в морское Царство-государство?
Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир и собрать немного морских камушек и ракушек.
Морская Царица: А для чего вам они понадобились?
Дети: Скоро будет праздник День Матери и мы хотим сделать для мам подарки.
Морская Царица: Без труда не вытащишь и рыбку, а уж из морских глубин достать сокровища смогут только самые сообразительные, смелые, упорные.

Охраняю я просторы
Океанов и морей.
Ну, а если вы ребята
Отгадаете загадки
И решите все задачи
Непременно одарю вас
Я богатствами морей.
Вот мои загадки:

· Кругом вода, а с питьем беда (море)

· По морю идёт-идёт, а до берега дойдёт и пропадёт (волна)

· Обхватив хвостом травинку,

Не за край, за серединку,
За коралловый пенёк
Хочет сесть в воде конек,
Но не получается –
Все в воде качается? (морской конек)

Дети рассматривают картинку с морским коньком, отмечают отличительные особенности
Морская Царица: Какой петушок не умеет кукарекать?
Дети: Морской.
Морская Царица: Почему его так назвали и что он делает?
Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не кукарекает а стрекочет как кузнечик.
Морская Царица: У кого ноги растут из головы?
Дети: У осьминога, у него 8 ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов
Морская Царица: По воде плывет лепешка
Ну и страшная рыбёшка
Изменяет цвет она
Да ведь это -…?
Дети: Камбала. Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов. Может стать пятнистой или в клеточку.
Морская Царица: Да, молодцы с загадками вы справились. А сейчас другое задание – угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем вы знаете? (показывает силуэт морской звезды)
Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветы. Передвигаясь по дну морские звезды шевелят своими лучами, а когда найдут раковину, обхватывают её своими лучами, приоткроют створки моллюска и выедят его.
Морская Царица: А это кто? (показывает силуэт акулы)
Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая акула – её называют «рыба – людоед».
Морская Царица показывает силуэт кита
Дети: Это кит. Киты – млекопитающее, своих детенышей они вскармливают молоко. Кит самое крупное животное на земле. Кит во много раз крупнее самого большого слона.
Морская Царица: Да в 25 раз крупнее чем африканский слон. (показывает силуэт ската)
Дети: Скат, он поражает жертву с помощью электрического разряда.
Морская Царица: А еще каких морских обитателей вы знаете? (Показывает иллюстрации, дети отвечают: рыба-молот, рыба-пила, рыба-собачка, кальмар, морская черепаха, рыба-фугу (самая ядовитая), морской огурец, угорь, рыба-еж и т.д.)
Морская Царица приглашает детей подойти к макету морского дна и предлагает рассмотреть его.

Морская Царица: Назовите обитателей дна морского.

Дети на макете показывают и называют

Дети: Ракушки, губки, актинии, кораллы, морские звезды
Морская Царица: Что ещё есть на дне морском?
Дети: Камни, песок
Морская Царица: А как называются эти камни (галька). А каких камней не бывает на дне морском? (сухих).
Посмотрите, какие чудесные вещи создали мастера из даров моря (Дети рассматривают выставку изделий из ракушек)
Морская Царица: Я приготовила для ваших поделок дары моря.
Волны, волны расступитесь
Дети в мастерской очутитесь.
Давайте все вместе произнесем эти слова (дети повторяют слова вместе с Морской Царицей)
Проходите к своим местам, дары моря уже ждут вас.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбки пляшут в синем море,

Хорошо им на просторе Вытянуть ладошки и качать запястьями влево – вправо

Пальчиковая гимнастика «Краб»
Краб ползёт по дну,
Выставив свою клешню Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по теме «Перелетные птицы».
Программное содержание:

  • закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;

  • формировать умение выразительно выполнять упражнения в играх-имитациях;

  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;

  • развивать внимание, наблюдательность, способность примечать новое, необычное в привычных явлениях;

  • развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями);

  • воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними;

  • воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное

Материал: мягкая игрушка Каркуша, сумочка, картинки с изображением птиц, крылья и ободок, аудиокассета с записью музыки и пением птиц. Тарелочки с кормом: семечки, сало, ягоды рябины, крошки хлеба, карточки с насекомыми. Палочка с двумя птичками, 10 силуэтов птиц, сеть, искусственная ель, портреты Каркуши.
Игровая мотивация

В группу заходят дети вместе с воспитателем и здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече!

Вы хотите со мной поиграть и наши знания гостям показать? (Да). Давайте поиграем в игру «Ловишки с птичкой». Кто считалку мне расскажет и водящего покажет? (Я). Хорошо, скорей считай и игру нашу начинай.

Ребенок: Голубь, соловей и галка... Вот и вся считалка.

Воспитатель: Замечательно, (имя ребенка) у нас будет птичкой (надевает на нее крылья и ободок). 1, 2, 3 – птичку лови.

Инсценировка стихотворения К. Д. Ушинского “Пойманная птичка” (уча­ствуют трое детей — “птичка” и два “птицелова” с сеткой).

Ход инсценировки: (птицеловы под музыку ловят птичку и накрывают сеткой)

Первый птицелов:

Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Птичка:

Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Второй птицелов:

Нет, не пустим, птичка, нет

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

Птичка:

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю.

Первый птицелов:

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка:

О! Не бойтесь, в теплый край

Улечу зимою,

А в неволе — светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Второй птицелов:

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить,

Все б тебя ласкали.

Птичка:

Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Птицеловы (вместе):

Правда, правда, птичка! Ты

Не снесешь неволи.

Ну, так Бог с тобой — лети

И живи на воле!

(Птицеловы убирают сеть и отпускают птичку, которая радостно улетает. Ребенок снимает ободок, крылья и возвращается к детям).

Воспитатель: Ребята, мне нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то след! Но я не пойму, кто его оставил? Вы мне поможете? (Да).

Дети под музыку идут по следу, воспитатель читает загадку:

Снится ночью червяку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это ... (птица).

Так вот, кто след оставил! (Достает игрушку птичку, с сумочкой на крыле). Здравствуй, Каркуша! Добро пожаловать!

Каркуша: Кар-кар! И вы будьте здоровы! Давненько я вас не видала и в лесу совсем заскучала. Спасибо вам, ребятишки, что подружку мою от неволи избавили и на волю жить отправили. Только вышел у нас с ней спор, который не можем решить до сих пор. Мы животные, какие, домашние или дикие? (Дикие, потому что живете в лесу). И как мы зовемся друзья, помочь нам можно или нельзя?

Воспитатель: Конечно, можно. Ребята, кто у нас Каркуша, наверное, рыба? (Птица). Наверное, ласточка? (Нет, ворона). Наверное, домашняя? (Нет, дикая птица).

Каркуша: Кар-кар! Докажите, что я птица, а то ответ такой совсем не годиться! (Показывают и рассказывают: ты птица, ворона. У тебя, как и у всех птиц есть крылья, ты можешь летать. Этим птицы отличаются от других животных. Есть клюв, лапы и тело покрыто перьями).

Воспитатель: (достает перышки из сумочки, рассматривает с детьми). Посмотрите, какое перышко легкое, нежное, мягкое, давайте подуем на него. Полетело перышко, легкое, воздушное, ветерку послушное. (Звучит магнитофонная запись «птичьи голоса»).

Каркуша: Слышите, кар-кар! Как громко зазвучали птичьи голоса, значит, вы правильно сказали. Что за чудеса!

Воспитатель: И, точно... Шумят, поют, хлопочут. Интересно, о чем ребята, как вы думаете? (О весне, о солнышке, о гнездах)

Каркуша: Весна. Кар-кар! А какая она? Я по лесу летала, и что-то такой птицы не видала!

Воспитатель: Ребята, разве весна – это птица? (Весна – это время года. Нежная, радостная, звонкая…).

Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Все кругом просыпается, тает снег, бегут ручьи, сосульки капают и т.д.)

- А кто весну на крыльях приносит? (Птицы)

- Как называются эти птицы? (Перелетные)

Каркуша: Кар-кар! Почему это их называют перелетными? (Потому что они улетают в теплые края).

Воспитатель: Правильно, такие птицы, которые каждый год на зиму перелетают в теплые края, а весной возвращаются обратно, называются перелетными.

- А как называют птиц, которые зимуют с нами? (Зимующие)

Физкультминутка: подвижная игра “Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой музыки.

- Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети идут под музыку и поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей).

Каркуша: Кар-кар! Сыграли вы отлично и знаете птиц прилично! Расскажу я вам за это, какие еще птицы возвращаются на лето. Ребята, давайте присядем, отдохнем, и речь о перелетных птицах заведем.

Дети садятся на ковер, звучит фонограмма с пением птиц.

- Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет! (Показывает картинку) Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать-и-мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают. А еще скворцы – настоящие певцы-пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц и не только, затем слагают свою песню: то ласточкой защебечет, то курицей закудахчет, то лягушкой заквакает. Питаются скворцы насекомыми, слизнями, червями, и оказывают человеку помощь, защищая растения от вредных насекомых. Так, что это за птица? (Скворец).

- А это жаворонок запел, он одновременно со скворцом на родину прилетел. Только скворец дорогой молчал, а жаворонок на лету песни распевал. Поля, пастбища и луга – вот его дом, весело живется ему в нем. С песней он в небо поднимается, с песней на землю опускается. И так целый день, и петь ему совсем не лень. Самец поет, заливается, а самка рядом сидит, восхищается. Так с песней за лето, они воспитывают два выводка малышей. И это прекрасно! Так как они не только славные певцы, но и отличные помощники: множество вредных насекомых поедают, и поля с пшеницей защищают. Про кого это я говорила, что-то название птицы совсем забыла. (Про жаворонка).

- Вот и дрозд нас на чаепитие приглашает: «Приди, кум! Приди, кум! Чай пить! С сахаром...» Правда, песенка дрозда похожа на эти слова? Так дрозды встречают и провожают солнце. В это время ни один дрозд не молчит, у одного голосок лучше другого звенит. На верхушках елей и сосен сидят, и во все стороны их трели звенят. Вы слышали такой концерт, ответьте мне да или нет? Но будьте осторожны весной в лесу, появитесь вблизи гнезда птицам на беду. Бросит свое гнездо певчий дрозд навсегда, и не вылупится из яйца ни одного птенца. Дрозд ведь не только песни поет, слизней, пауков, мокриц клюет. Пользу приносит он лесу, а не вред! Помни об этом маленький человек! «Приди, кум! Приди, кум! Чай пить! С сахаром...» - это кто так поет, неужели кашалот? (Нет, певчий дрозд).

Воспитатель: Как ты нам здорово, Каркуша, о своих друзьях рассказала и откуда, интересно знать, все узнала?

Каркуша: А мы у одного дерева собираемся, и все время друг с другом общаемся. Хотите, я вам его покажу? (Да). Ну, тогда за мной летите и ничего не пропустите.

Воспитатель берет палочку с двумя птичками на леске и проводит зрительную гимнастику:

Летели две птички собой невелички.

Как они летели, все люди глядели,

Как они садились, все люди дивились.

Подводит детей к искусственной ели, кладет палочку и Каркушу рядом с елью.

Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько здесь птиц собралось и не разобрать – где перелетные, где зимующие.

Снимает с искусственной ели по очереди птичек и проводит пальчиковую игру «Пой-ка, подпевай-ка: десять птичек – стайка».

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка, серенькое перышко.

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развеселый чиж.

На, а это – злой орлан. Птички, птички – по домам!

А рядом-то, сколько птиц собралось! Давайте, их разделим? На снежинку нужно поместить зимующих птиц, на проталинку – перелетных.

Дает одному ребенку снежинку, нарисованную на 1/2 ватмана, другому – проталинку. Дети, под музыку, выкладывают на снежинку – зимующих птиц, перелетных – на весеннюю проталинку.

Каркуша: Кар-кар! Каких птиц ты узнала? А ты? Правильно, правильно! А вот интересно, чем мы питаемся, вы знаете? Может, и меню наше птичье угадаете?

Воспитатель: Что ж – это несложная задача, правда, ребята? (Имя ребенка) – накорми своих птичек, а ты (имя ребенка) - своих. Подходят к столу, выбирают корм для зимующих и перелетных птиц и ставят рядом: картинки с изображением насекомых на проталинку, тарелочки с выше перечисленным кормом – на снежинку. Обосновывают свой выбор.

Каркуша: Кар-кар! Ну-ка, ну-ка, чем это мы питаемся? (Зимующие: хлебными крошками, ягодами рябины, калины, семенами подсолнуха, салом. Перелетные: насекомыми).

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, так почему же перелетные птицы улетают зимовать в теплые края? (Потому что становится холодно и насекомые пропадают. Птицам нечего есть).

Каркуша: Молодцы! Кар-кар! А я еще одну игру знаю, называется она: “Выбери правильный ответ”. Вы хотите со мной поиграть, да или нет? Только слушайте внимательно, и не перебивайте меня – это обязательно!

1. После, какого времени года наступает весна?

  • Лето.

  • Зима.

  • Осень.

2. Как весну называют в народе?

  •  День года.

  • Утро года.

  • Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

  • Дети.

  • Сосульки.

  • Взрослые.

4. Во что превращается снег на солнце?

  • В талую воду.

  • В стылую воду.

  • В сутулую воду.

5. Что происходит со льдом на реке весной?

  • Ледопрыг.

  • Ледобег.

  •  Ледоход.

6. Какие птицы прилетают весной первыми?

  • Ласточки.

  • Соловьи.

  • Грачи.

7. Что появляется на полях, когда тает снег?

  • Проталинки.

  • Заталинки.

  • Обталинки.

- Я просто диву даюсь, ну что за дети, знают про все на свете!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с Каркушей? (Да). Поля, что нового ты узнала? А Юле, что больше всего понравилось? (Дети отвечают).

Каркуша: А теперь мне домой пора, рассказать друзьям, какая здесь живет замечательная детвора. А вот вам и занятие на досуге, примите подарок от старой подруги. Дарю на память мой портрет, я вам нравлюсь здесь, да или нет? (Достает из сумочки рисунки и раздает детям)

1   2   3   4   5   6   7