Главная страница

Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской деятельности студентов специальности Банковское дело



Скачать 92.12 Kb.
НазваниеВзаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской деятельности студентов специальности Банковское дело
Дата14.02.2016
Размер92.12 Kb.
ТипСтатья

Статья в сборник №4:

«Инновационные подходы к организации образовательного процесса»

Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»

Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской деятельности студентов специальности «Банковское дело» Орехово-Зуевского Промышленно-Экономического Колледжа

им. Саввы Морозова»

Изучая материалы методической работы (по статьям СПО) некоторых преподавателей, которые исследовали вопросы активности, самостоятельности и исследовательской деятельности учащихся, я сделала для себя выводы, что все эти элементы обучения тесно взаимосвязаны. Основываясь на этом, поделюсь своими соображениями в настоящей статье.

Образовательный процесс сегодня осуществляется в условиях больших перемен в политическом и социально-экономическом развитии России, когда, кроме формирования гражданского общества, происходят изменения в сфере занятости и перегруппировка рабочей силы в пользу отраслей непроизводственной сферы. Особенно актуальна проблема с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Восстребованность специалистов среднего профессионального звена в банковском секторе достаточно высока. Примером может служить последняя профессиональная практика в банках города, когда нам предложили большее число мест, а также трудоустройство после окончания. Существует статистика о количестве студентов-выпускников, работающих по специальности в банках. Так например, из числа выпускников 2009, 2010, 2011 и 2012 года, а это 110 выпускника, работают в банках региона и за его пределами — 75, что составляет 68% от общего числа выпускников специальности «Банковское дело», т. е. больше половины и это при условиях высокой и жесткой конкуренции!

Высокая потребность в кадрах связана с тем, что последние законодательные акты (Закон "О страховании вкладов физических лиц"; "О создании бюро кредитных историй"; "Переход на международные стандарты финансовой отчётности"; "О банкротстве физических лиц"; "Об ипотечном кредитовании"; "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и т.д.), а также "Стратегия развития банковского сектора до 2020 года" требуют большее число специалистов, что предполагает и нашу заинтересованность в улучшении образовательного процесса и надежду, что количество абитуриентов не сократится, а наоборот увеличится.

Поэтому основной нашей задачей является дать знания, сформировать профессиональные умения и навыки будущих специалистов, развивать у них мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний, а совершенствование методов обучения должно быть направлено на развитие активности, самостоятельности и исследовательской деятельности.

Как это достигается? Путем проведения нетрадиционных видов занятий: уроков-конкурсов и -конференций, олимпиад, деловых, имитационных и ролевых игр.

Пример 1. Традиционно мной проводятся уроки-конференции, открытые защиты отчетов по профессиональной практике, конкурсы проектов и рефератов к памятным датам среди студентов экономических специальностей (150-летие Банка России, 170-летие Сбербанка РФ, День Банкира, День Топ-Менеджера и пр.), в которых как раз и наблюдается активность в поиске материала для докладов, самостоятельность в оформлении презентаций и видеофильмов, а заинтересованность ребят в результатах всегда достаточно высока.

Пример 2. При изучении темы по принципам и методам кредитования профессионального модуля «Кредитные операции» и междисциплинарного курса «Организация кредитной работы банка», учащимся предлагается ролевая игра, когда учащиеся делятся на 4 группы по принципам обеспеченности, возвратности, срочности и целевого характера. Они должны доказать необходимость каждого из принципов и их взаимосвязь на конкретных, заранее и самостоятельно придуманных примерах. Это развивает их активность и самостоятельность, а также качества сплоченной работы в коллективе.

Пример 3. По окончании теоретического курса "Банковских операций" и после прохождения профессиональной практики учащимся предлагается урок-дискуссия о совпадении на практике теории (конкретно: теории организационной структуры банка, документообороту, набору "банковских продуктов" и дополнительных сведениях, полученных по ведению бухгалтерского учета на основе рабочего плана счетов банка).

Пример 4. Традиционно проводятся выездные занятия по операционно-кассовой работе в банках региона, по результатам таких уроков-экскурсий учащимся предлагается написать эссе, которые они представляют сначала на дискуссии в группе за круглым столом, делясь своими впечатлениями и ожиданиями в профессии, а также при открытой защите эссе на неделе цикловой методической комиссии экономических дисциплин в колледже.
Пример 5. Готовится занятие с ролевой игрой - имитацией офиса банка, банковских клерков (специалистов различных отделов) и комплекса кассовых услуг, оказываемых в КБ, в соответствии с профессиональным модулем «Выполнение работ по профессии», при этом будет использован тренажер банкомата, который имеется в арсенале электронных средств обучения при кабинете.

Наиболее эффективным и результативным условием развития активности, самостоятельности и творческих способностей является исследовательская работа студентов.

На первом этапе – это написание рефератов, докладов, сообщений, когда у студентов формируются навыки работы с учебной, научной литературой, умение анализировать, подбирать необходимую информацию из официальных Интернет-сайтов банков региона и Банка России, резюмировать, делать выводы. Причем обязательным условием должно быть написание введения и заключения этих самостоятельных работ учащихся "своим языком", без "плакатных штампов" и сложных оборотов речи, чтобы чувствовался "живой" язык со знакомыми им специальными терминами (не секрет, что студенты грубо переписывают учебники и занимаются откровенным плагиатом, порой не понимая вообще о чем идет речь в их самостоятельной работе, которую так уже нельзя назвать). Как раз в подобной работе прослеживается активность, самостоятельность в исследовательской деятельности и взаимосвязь трех элементов моей статьи.

Следующий этап исследовательской работы - это проведение мини-исследований и их анализ во время выполнения практических работ, т.е., цитируя Т.В. Колосова из статьи журнала СПО №11/2004 г. "..проведение теоретических исследований поисково-исследовательского характера в процессе изучения дисциплины", а я бы еще дополнила "и совмещения знаний нескольких дисциплин".

Например: после изучения теории организации кредитных отношений и их учета каждому студенту предлагается индивидуальная, практическая, самостоятельная работа, цель которой – совместить знания двух дисциплин по "Банковским операциям" и "Учету в банках". Им необходимо сделать соответствующие расчеты по сумме кредита, процентов по нему, определить срок возврата, выбрать метод выдачи и погашения, в зависимости от которых будут и разными бухгалтерские проводки, определить форму обеспеченности кредита с учетом возможной задолженности, создать резерв на возможные потери и т.д. Но, самое главное, постановку задачи они должны сделать самостоятельно, т.е. сформулировать условие должны таким образом, чтобы все параметры задачи соответствовали основным принципам, объектам и субъектам кредитования. Это достаточно сложная работа и без знаний теории она неразрешима, но учащиеся с ней справляются и это им нравится, т.к. они проявляют свою активность в творчестве, выдумке, а также самостоятельность в исследовательском процессе постановки задачи. Вновь мы с вами прослеживаем взаимосвязь элементов темы настоящей статьи.

Третий этап – исследовательская работа студентов во время учебной и профессиональной практик. Она предполагает поиск, творчество, активность, самостоятельность и практическую значимость работы, т.к. практика помогает адаптироваться в будущей профессиональной среде, позволяет самостоятельно подбирать практический материал для междисциплинарной курсовой работы по "Банковским операциям" и "Учету в банках", саморазвиваться, совершенствоваться и определиться окончательно с профессиональным выбором.

Но хочется остановиться на проблеме активности и самостоятельности студентов в социальном плане, что определяет их "продуктивность", предприимчивость в получении знаний, а наша с вами задача укрепить эти факторы. Каким же образом?

"Активность и самостоятельность в обучении студента выражает его отношение к цели познания и движение к ней должно сопровождаться испытанием чувства удовлетворенности при получении намеченного результата. При этом возможна иерархия целей, обуславливающих познавательную активность" – цитируя автора статьи из журнала СПО Орлова В.И.

Основываясь на опыте работы с первокурсниками, я убедилась, что у студентов на этой стадии недостаточно сформирована познавательная потребность и главной целью многих из них является не овладение конкретными знаниями, а, например, получение похвалы или внимание преподавателя к активности или инициативе учащегося, проявленные при выполнении дополнительного домашнего задания (по предмету "Введение в специальность" таким заданием на дом является, например, узнать имя председателя Банка России или президента Сбербанка РФ, найти из различных источников как можно больше наименований видов акций – как соревновательный момент, или найти как можно больше исторических фактов происхождения банков и т. п.).

В реальном учебном процессе познавательные возможности у студентов хорошо известны педагогу, они представляют собой сложный комплекс личностных качеств учащегося: его базовые школьные знания, умения и навыки, память и творческие способности, талант и многое другое.

Часто мы с вами можем сказать заранее, какой окажется для данного студента конкретная учебно-познавательная задача: нетрудной, трудной или вообще непосильной.

Например: учащимся предлагаются два термина, по которым они должны самостоятельно найти и законспектировать определения, причем возможно несколько вариантов, в зависимости от источников, затем учащимся предлагается проанализировать их и сделать выводы, являются ли эти термины синонимами одного и того же экономического явления или нет, указать отличия или схожесть, доказать и отстоять свою точку зрения (такими терминами могут быть например: кредит и ссуда). Подводя итоги, путем сравнения этого результата с познавательными возможностями студента, его активностью, не упускается из виду способность находить решение с помощью интуиции, догадки, учитывается внимательность, сосредоточенность и аккуратность учащегося. Одновременно ребята учатся и конспектировать самостоятельно домашний материал.

Встречаются и такие ситуации, когда учащиеся, получившие неполный результат, работали с наибольшей активностью, т.е. достигают максимального результата для себя. Поэтому, основываясь на знании индивидуальных особенностей учащегося, оценивается его способность к активности, самостоятельности: кто действовал в полную меру, а кто – ниже своих возможностей. Например для одного студента не представляется сложным найти пять, шесть определений банковскому термину, а для другого считается «подвигом» описать один или два...

Цитируя другого автора статьи Орлова В.И.:"...самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой проявленную им способность достигать цель деятельности....", я бы добавила решать данную студенту учебно-позновательную задачу без посторенней помощи. Но на практике абсолютная или полная самостоятельность не возможна. Поэтому достижение цели без посторонней помощи это условность и наша задача воспитания самостоятельности требует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к самостоятельному подбору информации (но с нашими рекомендациями), вырабатывать способность и потребность действовать самостоятельно (например, при написании эссе, конспектов). И ещё признаком самостоятельности является планирование своей работы в соответствии с заданием.

Например: после выбора темы курсовой или дипломной работы студенту необходимо сформулировать содержание в соответствии с рекомендациями Госстандарта, т.е. главы теоретической и практической частей курсовой или дипломной работы. На этом этапе растерянности студента (с чего начать?) необходимо помочь определиться с источниками информации по выбранной теме, и всю дальнейшую работу над курсовой или дипломом порекомендовать построить, основываясь на моих методических указаниях и рекомендациях по написанию МКР (междисциплинарная курсовая работа) и ВКР (выпускная квалификационная работа), материалах собранных, например, во время профессиональной практики, в зависимости от того, в каком отделе работал студент или какие конкретные операции он выполнял.

А если учесть, что наиболее высокий уровень самостоятельности связывают с самостоятельной постановкой проблемы, гипотезы и самостоятельным её решением и при условии, что источники информации достаточны, как следствие, для студента нет трудностей в самостоятельных расчётах и в самоконтроле за выполнением работы, но обязательно под нашим чутким, внимательным руководством и терпеливым участием.

И самое главное, хочется сказать в заключении, что активность, самостоятельность и исследовательская деятельность студентов в совокупности и во взаимосвязи, являются необходимым условием не только для получения образования студентами, но и условием объективности педагогической оценки знаний, умений и навыков, профессиональных и общих компетенций в соответствии с требованиями новых государственных стандартов образования! А новое время требует новые идеи, профессиональное отношение к делу, а, следовательно, активных, самостоятельных и креативных специалистов.
Список используемой литературы


  1. Журнал СПО №11/2004 г., статья Т.В. Колосова «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской деятельности студентов в образовании».

  2. Журнал СПО № 9/2009 г., статья Орлова В.И. «Самостоятельность и активность учащихся».