Главная страница

Тематическое планирование по теме «Электронные таблицы»



Скачать 82.53 Kb.
НазваниеТематическое планирование по теме «Электронные таблицы»
Дата26.02.2016
Размер82.53 Kb.
ТипТематическое планирование

Организация факультативной работы в 8 классе по теме «Подготовка школьников к олимпиаде по информатике по теме «Электронные таблицы»

Ученикам школьного возраста нравится посещать кружки, различные секции, ходить на факультативы и решать задачи повышенной сложности, но если нет ни знаний, ни умений, то желание что-либо делать пропадает. Если не знаешь, а еще и не получается, то ничего и делать не хочется.

Одно слово «олимпиада» ученикам уже нравится, но весь класс не может принимать участие в олимпиаде, потому что у многих нет знаний и силы воли, у кого-то нет желания получать новые знания. Но те ученики, кто для себя точно решил, что хочет участвовать в олимпиаде – стараются приобрести новые знания, изучают новый материал, решают задачи. Ученики активно участвуют в олимпиадах, но для этого нужны определенные знания и умения.

Для качественной подготовки школьника к олимпиаде педагогу необходимо проанализировать Госстандарт базовой школы, тематическое планирование. Для того чтобы спланировать работу для учеников во внеурочное время для более глубокого изучения темы «Электронные таблицы» был проанализирован Госстандарт по информатике, тематическое планирование, подобран и классифицирован материал и составлено тематическое планирование для внеурочной работы по подготовке к олимпиаде.
3.1 Тематическое планирование по теме «Электронные таблицы»

урока

Тема урока

Основные вопросы, понятия

Форма занятия

УМК, оборудование.

Контроль знаний

Домашнее задание

1.

Электронные таблицы.

    • Виды электронных таблиц;

    • Табличные процессоры;

    • Вычисляемые и зависимые поля.

Урок изучения нового материала с использованием мультимедиапроектора

И. Семакин «Информатика базовый курс 7-9 класс», мультимедиа,

MS Power Point.

В ходе урока

§33 уч., см. конспект в тетради.

2.

Электронные таблицы MS Excel.

    • Интерфейс программы;

    • Назначение

Урок изучения нового материала с использованием мультимедиапроектора

И. Семакин «Информатика базовый курс 7-9 класс», мультимедиа,

MS Power Point.

В ходе урока

§33 уч., см. конспект в тетради.

3

Данные в электронной таблице.

    • Текстовые данные;

    • Числовые данные;

    • Вычисляемые ячейки.

Урок изучения нового материала с использованием мультимедиапроектора

И. Семакин «Информатика базовый курс 7-9 класс», мультимедиа,

MS Power Point.

В ходе урока

§33 уч., см. конспект в тетради.

4

Адресация ячеек.

    • Относительный адрес;

    • Абсолютный адрес;

    • Смешанный адрес.

Урок изучения нового материала с использованием мультимедиапроектора

И. Семакин «Задачник - практикум», мультимедиа,

MS Power Point.

В ходе урока

§35, 37 уч.,см. конспект в тетради.

5

Правила заполнения таблицы

    • Тексты;

    • Числа;

    • Формулы.

Урок изучения нового материала с использованием мультимедиапроектора

И. Семакин «Информатика базовый курс 7-9 класс», мультимедиа,

MS Power Point.

В ходе урока

§34 уч., см. конспект в тетради.

6

Формулы.

Урок практических работ

И. Семакин «Задачник - практикум», мультимедиа,

MS Power Point.

В ходе урока

см. конспект в тетради.

7

Проверочная работа №4 «Создание формул».




Урок проверки знаний

тетрадь для сам. и контр. работ

Самостоятельная работа.




8

Стандартные функции

    • Категории функций;

    • Способы указания диапазонов

Урок изучения нового материала с использованием мультимедиапроектора

И. Семакин «Задачник - практикум», мультимедиа, MS Power Point.

В ходе урока

см. конспект в тетради.

9

Математические функции Статистические функции Логические функции




Урок практических работ

И. Семакин «Задачник - практикум», мультимедиа,

MS Power Point.

В ходе урока

§37 уч.,см. конспект в тетради.

10

Проверочная работа №5 «Встроенные функции».




Урок проверки знаний

тетрадь для сам. и контр. работ

Самостоятельная работа.




11

Построение диаграмм

    • Диаграмма;

    • Стандартные диаграммы;

    • Дополнительные диаграммы.

Урок изучения нового материала с использованием мультимедиапроектора

И. Семакин «Задачник - практикум», мультимедиа,

MS Power Point.

В ходе урока

см. конспект в тетради.

12

Зачёт по теме: «Электронные таблицы»




Урок проверки знаний

ПК

Электронное тестирование


[22]
Как мы видим, в представленной таблице подробно расписаны темы, раздела «Электронные таблицы». Но все эти темы изучаются только поверхностно, для подготовки к олимпиаде этого не достаточно. Поэтому чтобы хорошо выполнять задания, которые предлагаются на олимпиаде, учащимся нужно готовиться самостоятельно.

Тематическое планирование 8 класс

Общее количество часов – 10



Тема урока

Практика

Всего часов

1

Электронные таблицы MS Excel (столбцы, строки, ячейки). Принцип работы с ЭТ.

Создание таблиц, ее редактирование и форматирование




2

Данные в Электронных таблицах (числа, текст, формулы). Правила записи формул.

Заполнение данными ЭТ. Вставка формул




3

Абсолютные и относительные ссылки.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ




4

Построение диаграмм в табличном процессоре MS Excel. Вставка графических объектов.

Построение диаграмм различных типов. Вставка в документ картинок.




5

Математическое моделирование и решение задач с помощью ЭТ

Решение простых задач и примеров с помощью ЭТ




6

Использование функций. Посторенние графика функции.

Создание таблиц значений функций в ЭТ




7

Встроенные функции MS Excel

Решение задач с использованием простейших функций




Рассмотрев учебный план для 8 класса по информатике, было составлено тематическое планирование дополнительных занятий по теме «Электронные таблицы».
3.2 Тематическое планирование занятий для подготовки к олимпиаде



Тема

Практика

Всего часов

1

Олимпиада – что это такое? Алгоритм выполнения олимпиадного заданий.

Тест на проверку знаний табличного процессора MS Excel. Его разбор. Пример задачи.

2

2

Основные понятия MS Excel. Повторение.

Выполнение заданий на построение таблицы её форматирования и редактирования: занесение и удаления данных, объедения и пересечение ячеек, автозаполнение и др.

2

3

Виды диаграмм (гистограмма, линейчатая, график, круговая, точечная)

Построение простых и сложных диаграмм

2

4

Сложные функции MS Excel (логические, математические, дата и время)

Решение задач на использование простых и сложных функций

2

5

Абсолютная и относительная адресация

Решение простых и сложных задач с использованием адресаций

2

6

Решение сложных олимпиадных задач в процессоре MS Excel

Олимпиада!

2

В процессе прохождения преддипломной практики в школе № 6 г. Александровск, в 8 классе был проведен факультатив «Подготовка школьников к олимпиаде по теме «Электронные таблицы». Данные занятия способствовали развитию умения решать задачи повышенной сложности по данной теме. На занятиях факультатива были рассмотрены типовые задания олимпиад, апробированы учебные материалы, которые были разработаны.

Информатика в данном классе изучается с 7 класса (по одному часу в неделю в 7 и 8 классах и два часа в 9 классе). Факультатив проходил два раза в неделю по два часа, после уроков.

На первом занятии проверялись знания учащихся, которые они получили на предыдущих уроках в виде теста. По результатам теста стало понятно, что по теме «Электронные таблицы» нужно повторить: понятие адресация ячеек (абсолютная и относительная), запись формул, форматирование и оформление таблицы (объединение и пересечение ячеек, автозаполнение), построение простых диаграмм, логические функции.

Необходимо изучить дополнительно: построение сложных логических функций, построение сложных диаграмм, использование функций: ОКРУГЛ (округляет число до указанного количества десятичных разрядов), ДАТА (возвращает число, представляющее дату в коде даты-времени), ОКРВНИЗ (округляет число до ближайшего меньшего по модулю), ОКРВВЕРХ (округляет число до ближайшего большего по модулю), ОСТАТ (возвращает остаток от деления), СРГЕОМ (возвращает среднее геометрическое элементов массива из положительных чисел), СРЗНАЧ (возвращает среднее (арифметическое) своих аргументов, которые могут быть числами или именами, массивами или ссылками на ячейки с числами, СТЕПЕНЬ (возвращает результат возведения в степень), СУММЕСЛИ (суммирует ячейки, заданные указанным условием), СЧЕТ (подсчитывает количество чисел в списке аргументов), СЧЕТЕСЛИ (подсчитывает количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию), СЧИТАТЬ ПУСТОТЫ (подсчитывает количество пустых ячеек в диапазоне), ФАКТР(возвращает факториал числа, равный 1*2*3..*число), ЧЕТН (округляет число до ближайшего четного целого. Положительные числа округляются в сторону увеличения, отрицательные в сторону уменьшения). [15, 257]

На протяжении занятий учащимся предлагался как теоретический материал, так и практический. Учащиеся самостоятельно решали задачи, начиная с простых и заканчивая более сложными заданиями.

Для занятий были разработаны: тесты, конспекты уроков, презентации по новому материалу, подобранны задачи для решения на занятиях и для самостоятельной подготовки, решения предлагаемых задач,

На последнем занятии была предложена сложная олимпиадная задача, которую учащиеся смогли решить.

Апробация учебного материала показала, что четко спланированная и организованная самостоятельная работа учащихся позволяет углубить знания по выбранной теме, заинтересовать учащихся к самостоятельному изучению дополнительного материала.

В результате посещения дополнительных занятий дети стали более активными на уроках информатики и изъявили желание заниматься дополнительно и по другим темам.