Главная страница

Использование презентаций в преподавании математики как средство повышения эффективности урока (Из опыта работы)



Скачать 259.21 Kb.
НазваниеИспользование презентаций в преподавании математики как средство повышения эффективности урока (Из опыта работы)
Исупова М.Ф
Дата27.02.2016
Размер259.21 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Кирова

Использование презентаций в преподавании математики как средство повышения эффективности урока

(Из опыта работы)
Выполнила:

Исупова М.Ф.

учитель математики

высшая

квалификационная

категория

Киров

2010

Содержание.

  1. Сущность и значение информационно-коммуникативных технологий в обучении математике.

  2. Особенности мультимедийного обучения учащихся на уроках математики. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ.

  3. Методические особенности использования информационно-коммуникативных технологий на различных этапах обучения математике.

  4. Выводы, результаты и перспективы работы.

  5. Литература.


Современная система российского образования переживает период модернизации, отражающий изменения, происходящие в обществе.

Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств. Информатизация - это важнейшее направление модернизации системы образования.

Одной из причин использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что учителя вынуждены постоянно решать дилемму – как “уложить” растущий объём изучаемого материала в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятий.

Сегодня мы являемся свидетелями появления и создателями новых форм интерактивного обучения, связанных с электронными дидактическими средствами обучения. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний. Использует те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Направленность на оперативную обратную связь, возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняет дидактические методы традиционного урока. Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием.

Повышение эффективности современного урока педагоги-практики связывают с применением мультимедийных технологий, которые обладают уникальной возможностью повышать информационную плотность урока, но требуют понимания дидактической специфики новых носителей учебного материала. Эффективность такого подхода обуславливается не только вышеперечисленными его характеристиками, но и повышенным интересом учащихся к использованию на уроке компьютерных средств обучения.

Назовём значимые для обучения дидактические свойства технической составляющей информационно-коммуникационных технологий обучения:

  • возможность вставлять в документ графические изображения, гиперссылки, звуковую и видео информацию (мультимедиа) и тем самым оживлять восприятие учебной информации;

  • поддержка копирования информации из одного программного средства в другое;

  • возможность учителю управлять динамикой и логикой предъявления учебного материала;

  • возможность получения через Интернет громадного информационного поля, содержащего самую разнообразную педагогически ценную информацию, и работы с гипертекстом в качестве средства навигации в этом поле;

  • способность хранить, выдавать на печать и структурировать передаваемую и получаемую информацию.

Кроме того, стремление использовать компьютерные технологии на уроках продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами:

  • сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования;

  • педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности обучения;

  • компьютер значительно расширяет возможность предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс.

Выше перечисленные свойства информационно-коммуникационных технологий объясняют большое число электронных обучающих пакетов по математике, появившихся за последние годы в школах. Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют методического сопровождения. Основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих систем, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор", но их использование на уроках в большинстве случаев проблематично, практически все они рассчитаны на индивидуальную работу с учащимися. Преобладающими причинами, затрудняющими использование готовых электронных учебных пособий, являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Но главная причина в том, что учителя "учат", а программисты "программируют". Кроме того, опираясь на собственный опыт знакомства с электронными учебниками, можно назвать общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:

  • различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения;

  • излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;

  • несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.

  • невозможность извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке.

Анализ сложившейся ситуации в области применения информационно-коммуникационных технологий позволяет выделить объективно существующее противоречие между целесообразностью активно использовать электронные ресурсы в образовательном процессе и отсутствием готовых электронных пособий, удовлетворяющих частным, сложившимся методикам учителей-предметников. В своей работе я предлагаю разрешить это противоречие путем разработки учителем собственных электронных ресурсов на основе дидактических свойств программного пакета Microsoft Office, обусловленных интеграцией входящих в пакет приложений.

Поскольку важной частью обучения является представление информации, то основой для создания учителем электронного ресурса для своего урока может использоваться среда подготовки презентаций MS POWER POINT, имеющая в своём арсенале необходимый набор инструментов для эффективной подачи учебного материала.

Компьютерные презентации на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала, позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение. Использование презентационных материалов на уроках математики помогает:

  • рационализировать формы преподнесения информации (экономия времени на уроке);

  • повысить степень наглядности;

  • получить быструю обратную связь;

  • отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;

  • создать эмоциональное отношение к учебной информации;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

  • повысить эффективность усвоения учебного материала учащимися;

  • проводить уроки на современном уровне, высокотехнологично;

  • сократить сроки освоения предмета

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) зависят, конечно, от содержания урока, целей, которые ставит учитель. Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:

  • при изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

  • при проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

  • при проверке домашних работ и фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает визуальный контроль результатов.

  • при решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует отдельной максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной педагогической технологии, организационной формы обучения. Подготовка уроков с применением презентаций требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации.

При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;

  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

  • для обобщения, систематизации знаний?

Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

  • узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

  • динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

  • продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа дают учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;

  • оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора;

  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:

  • структура;

  • объем;

  • формат.

Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.

Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком. Напомним определение текста в энциклопедических справочниках как «последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением» (лат.Textus - соединение…).

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано. Такой прием можно использовать при комплексном подходе в обучении, подключая различные каналы восприятия. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.

Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, учитель должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на проектировании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием, а, значит, повысить эффективность урока. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и -видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах, что также позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
Рассмотрим примеры использования Power Point для уроков математики.

(Из опыта работы).

Направления для использования Power Point

1. Создание мультимедийной наглядности при изучении новых понятий, определений.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся. Используется большое количество анимированного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося при ознакомлении с новым материалом. На экране можно наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Наглядно демонстрирую процессы, которые сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

Пример: «Простейшие комбинаторные задачи» (алгебра 9 класс), "графики функций» (алгебра 8 класс).

2.Разработка презентации-сопровождения ко всему уроку.

В такой программе на слайдах пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.

Пример: «Простейшие комбинаторные задачи» (алгебра 9 класс).

3.Разработка тренажеров для фронтальной работы.

Активизирует работу всего класса, оживляет урок. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа.

Пример: "Определи координаты точки" (6 класс), «Найди число, соответствующе точке» (алгебра 9 класс), «Запиши формулу, задающую график функции» (алгебра 8 класс).

4. Разработка презентаций для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Пример: «Устный счет», «Десятичные дроби», (математика 5 класс).

5. Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися.

Очень часто после выполнения исследовательской работы по математике, и не только, рефераты лежат в шкафу учителя или в портфолио учащегося и больше не востребованы. Но можно в качестве приложения к реферату сделать мультимедийную презентацию, которая еще долго будет интересна и другим учащимся и даже может служить наглядным пособием по какой-либо теме по математике.

Пример: «Аксиома параллельных прямых» (геометрия 7 класс), «Теорема Пифагора» (геометрия 8 класс».

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Применение презентаций на уроке геометрии.
Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии.

  • развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;

  • развивать логическое мышление обучающихся;

  • формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

  • совершенствовать графическую культуру.

Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер. При составлении чертежей я использую инструменты панели рисования: прямая, полилиния, кривая и др. Легко добиться филигранной точности можно с помощью замечательного инструмента «начать изменение узлов». А использование различных способов заливки делает наши геометрические чертежи просто путешествием в сказку.

Не соглашусь с мнением «математика дело аскетичное, медитации некоторой требует, красивость тут – не по существу». Использование цвета в геометрическом чертеже в PowerPoint делает его, несомненно, более информативным. И не только цвет. Используя презентации, учитель может создавать интерактивные модели для доказательства теорем, решения задач.

Доказательство теорем для детей наиболее трудная и скучная сторона геометрии. Поэтому ценным при изложении материала в виде компьютерных презентаций, считаю возможность анимации последовательных шагов рассуждений при доказательстве теорем или решении задач.

Помогают анимационные слайды при решении задач на доказательство, на построение. Компьютер на уроке геометрии становится незаменимым техническим средством.

Преимущества в работе на уроке, которые получает учитель и обучающиеся, если используется презентация-сопровождение:

  • В ходе урока высвобождается время у учителя. Значит, есть возможность пройти лишний раз по классу, заглянуть детям в тетради, поработать индивидуально. Я считаю это очень важно: учитель не привязан к доске, у него появляется дополнительное время для индивидуальной работы на уроке.

  • Чертежи в тетрадях обучающихся значительно улучшились.

  • Чертеж, представленный на слайде бесспорно более информативен, за счет цветового выделения и анимаций «сюжета» задачи. А значит, затраченный труд на создание презентации даст знания большему количеству обучающихся в данном классе.

  • Чертеж четкий, всем все видно. С последней парты обучающиеся перестали нарушать ритм урока репликами: «Что там написано?», «Не видно!» Всем все видно, ничто не отвлекает от главного – осмысления решения задачи.


Приведу пример методики работы над геометрической задачей.

В курсе геометрии есть множество задач «по готовым чертежам». Презентации PowerPoint незаменимы при такой работе. Научить детей «читать» чертеж поможет компьютер. Скептики скажут, что можно и на доске чертежи «Быстренько так чирк-чирк, кружок, окружность» нарисовать. Кстати, на перемене иногда быстренько и не получается.

Когда появились цветные учебники по геометрии, учителя математики были очень довольны. Плоскости желтые, голубые, розовые. Цветной чертеж, несомненно, более информативен.

Сравним два рисунка, где представлены вертикальные углы. И ответим на вопрос, какой чертеж более информативен?


Наблюдая за учениками в классе, можно заметить, что когда у доски отвечает сильный ученик, у детей со слабыми способностями быстро пропадает интерес к происходящему, они перестают следить за ходом рассуждений. Ученик с указкой у доски показывает, например, вертикальные и смежные углы. Указка так и мелькает перед глазами, не успеваешь разглядеть. Замечательно, что есть ученики, которые лихо «читают» чертеж. Но это время для других обучающихся превращается в скуку. На слайдах презентации можно с помощью анимации, иллюстрированием цветом, сопровождать ответ ученика. Такое представление решения задачи на готовых чертежах делает их доступными значительно большему числу обучающихся. Представляя геометрическую задачу на слайдах, я ставлю цель: активизировать внимание не только отличника Карпова (он и мелом на доске и ручкой на бумаге разберется с любой задачей, решит ее «головой»), я ставлю более тяжелую задачу, чтобы Малых УВИДЕЛ вертикальные углы.

Опишу несколько приемов работы над задачей, представленной в презентации «Свойства равнобедренного треугольник» (геометрия 7 класс).

Решение задач на готовых чертежах, устно.

1. Фронтальная работа.

Дети комментируют с места возможные шаги решения. Если предложенное решение совпадает с решением, представленным в презентации, то, делая клик мышкой, можно продемонстрировать анимации слайда. Если дети предлагают решение, отличное от заготовленного на слайде, то, выслушав оригинальное решение, можно сравнить и осмыслить то, что предложит компьютер.

2. Другой вариант – индивидуальный ответ ученика.

Ученик работает у экрана с указкой в руке. Далее – аналогично предыдущему примеру.

3. Работа в режиме создания презентации.

Приглашаю к компьютеру ученика. Работая с мышкой, он рассуждает вслух, обосновывает свой выбор ответа, делает построения, отмечает равные элементы. Ошибку увидят все, поэтому методом «наудачу» обычно не пользуются.

Решение задач с оформлением в тетради, письменно.

Варианты зависят от уровня подготовки класса. Если сильный класс, то по тексту задачи предлагаю перевести задачу на язык чертежа. Далее предлагаю посмотреть, как представлен чертеж в презентации. Выбираем лучшее. Если класс слабый, то рисуем чертеж вместе с компьютером, копируем. Для многих детей скопировать – это тоже сложно.

Можно работать с двумя чертежами – чертеж в презентации, чертеж мелом. Оформление решения задачи – на доске мелом.

Как часто мы просим детей «Представьте себе…», «Наложим мысленно треугольник…», а если ребенок не может представить, не может мысленно наложить треугольник. Вот и придет на помощь этому ученику компьютер.

Использование анимации и мультипликации для создания слайдов для уроков, способствует развитию пространственного воображения, образного мышления, повышает эффективность урока.
Сравнительная характеристика уроков, проводимых с применением технических средств и классических уроков.
Опыт работы с применением компьютера показал, что наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках геометрии при доказательстве теорем, решении задач на готовых чертежах. На уроках алгебры, посвященных функциям и графикам функций.

Рассмотрим, за счет чего происходит это повышение эффективности урока на примере нескольких тем.
Алгебра, 9 класс, тема «Квадратные неравенства».


Этап урока

Урок с применением

технических средств

«Классический» урок

  1. Проверка

домашнего задания

Домашнее задание проверяется с помощью презентации.

Ученик поясняет решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, то выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.

Время используется непосредственно на разбор заданий.

Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам.

При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается.

2. Объяснение нового материала.


Объяснение ведется с использованием презентации. Учащиеся заполняют «Лист изучения нового материала».

Учитель комментирует изучаемый материал, при необходимости, дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся.


Чертежи выполняются на доске, приводятся примеры решения, которые учащиеся также записывают в тетради.

В зависимости от скорости письма учащихся времени тратится на 30%-35% больше.

Кроме потери времени здесь есть еще один недостаток: если учащийся не очень внимателен, при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затруднят понимание материала или приведут к ошибкам при решении заданий подобного типа.

3. Первичное закрепление материала

При решении заданий из учебника время, которое затрачивается на каждый пример, одинаково.

Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников, для этого достаточно распечатать подборку примеров для учащихся, а на доске выводить заготовленные заранее условия.

Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного на класс числа сборников.

Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока.

4. Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся

При решении заданий по вариантам, учащиеся решают в тетрадях, затем с помощью проектора презентационный вариант решении проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.

(Исключается бездумное списывание с доски, плюс экономится время на воспроизведение решения).

Существует два способа:

1) Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а двое или трое учащихся (по 1 человеку от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске, а затем эти задания комментируются.

В этом способе есть один существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать самостоятельно, списывают с доски, а значит, данный материал остается неотработанным.

2) Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по 1 представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение.

При этом процент списывающих детей сокращается, но идет потеря времени.


Постановка домашнего задания

Учащимся может быть задано не только общее, но и индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток.

Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске (все учащиеся получают одинаковое задание).

Дополнительные преимущества применения компьютера

Дополнительно экономится время на уроке за счет того, что не надо стирать с доски, а

в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, т.к. сохраненные решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему.






Геометрия, 8 класс, тема «Теорема Пифагора».


Этапы урока

Урок с использованием технических средств

Классический урок

1. Устная работа и разбор домашнего задания

(необходимо решить 5-7 простых задач на нахождение элементов прямоугольного треугольника; часть этих задач является промежуточными этапами решения домашних задач).

На доску выводится готовый чертеж к задаче или вопросу, учащиеся, при необходимости, выполняют дополнительные построения (в режиме создания презентации) и по данному чертежу рассказывают решение задачи. Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного нагромождения чертежей.

Возможны 2 варианта:

  1. Чертежи на доске заготовлены заранее.

Плюс: экономия времени на уроке

Минусы: а) большое количество чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретной задаче,

б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждой конкретной задаче, что может привести к непониманию каких-то моментов решения.

2) Чертежи выполняются и стираются по мере решения задач.

Минус: потеря времени на выполнение чертежей (в среднем 3-4 минуты).

2. Решение задач на нахождение площади четырехугольников (с использованием теоремы Пифагора).

Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений может иметь задача.

Письменно решаются только 1-2 задачи (в очень редких случаях - 3).

Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается.

3. Подведение итогов урока

Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

Из-за недостатка свободного места на доске большая часть решенных задач была стерта, а значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель, - это их тетради.

Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какой-либо решенной задаче или при формулировке выводов, чертеж к задаче или этапы рассуждений приходится восстанавливать на доске заново. (Дополнительная трата времени 3-4 минуты).

Дополнительные преимущества

1. В режиме создания презентации на одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.

2. Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно.





Подводя итоги работы, можно сделать выводы:

  • как бы ни были захватывающими и многофункциональными новые информационные технологии, роль учителя остается по–прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик становится субъектом педагогического процесса;

  • компьютер освобождает время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальным работам с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу;

  • нужно осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально использовать их;

  • Power Point позволяет любому учителю, владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета;

  • Power Point предоставляет широкий выбор готовых решений, обеспечивая создание высокопрофессиональных презентаций, которые ранее могли быть созданы только профессионалами.

Эффективность данного обучения может быть достигнута лишь в том случае, если сам учитель понимает и осознает перспективность такого обучения, применяя в своей практике современные методы и формы обучения.

Использование мультимедийных презентаций в изучении математики способствует развитию активной деятельности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной деятельности ученика и учителя, осуществить сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной учебной деятельности, следовательно, повысить эффективность урока.

Считаю необходимым продолжить использование мультимедиа в дальнейшей педагогической практике, т.к. это имеет большое значение для учителя в плане накопления материала, его систематизации; развивает творческие возможности учителя.
Литература

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное

пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,

2003. – 192 с.

2. Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и

методика их использования /Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия»,

2001. – 256 с.

3. Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. – Математика. - 2002. -

№7. – С 26-29

4. Математика: 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.В.Дорофеев,

И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др.; Под ред. Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.-6-е изд.-М.: Просвещение:Дрофа, 2003.-368 с.: ил.

5. Д.Ю.Усенков "Microsoft PowerPoint как инструментальная среда для создания мультимедиа-приложений"/ Москва "Вопросы Интернет образования» № 22.

6 Л.И.Ястребов "Вопросы Интернет образования №32. "Создание презентации и техника эффективного выступления".

7. А.В.Лызлов "Создание презентаций. Организация уроков с использованием презентаций", "Вопросы Интернет образования № 26.

8. А.Ю. Уваров. Серия «Педагогический дизайн»//Вопросы Интернет Образования. №№10.

9 Материалы сайта https://klyaksa.net/

10 Щеглов Ю. Разработка компьютерных презентаций в MS Power Point. Учебное пособие для начинающих. www.nsu.ru/education/powerpoint/

11 Интернет Университет информационных технологий. Курс «Современные офисные приложения» www.intuit.ru.

12 https://intuit.ru/department/office/odpr/ Интернет Университет информационных технологий.

13. Геометрия 7-9. Учеб. Для 7-9 классов общеобразовательных школ /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. М.: Просвещение, 2007/

14. Алгебра 7 класс в двух частях Под редакцией А.Г.Мордковича, М.: Мнемозина, 2007/