Главная страница

Программа по подготовке детей к школе (30 ч) «гном (Гуманитарное Научное Образование Малышей)»



Скачать 104.64 Kb.
НазваниеПрограмма по подготовке детей к школе (30 ч) «гном (Гуманитарное Научное Образование Малышей)»
Дата05.04.2016
Размер104.64 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Балаково Саратовской области

                                                       

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч)

«ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)»

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области

Образцовой Людмилы Николаевны

Пояснительная записка

Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течение трёх месяцев обучения с февраля по апрель по четырём предметам: развитию речи, развитию мелкой моторики рук, математике, адаптационной психологии. Продолжительность занятий по 30 минут один раз в неделю.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, учителей начальных классов, музыкальных работников. Программа даёт возможность ученику познакомиться со школой, с будущими одноклассниками и учителями, а также успешно адаптироваться в новом школьном мире. В ходе учебно – игровых уроков учитель выявляет индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, получает достоверные данные о состоянии готовности будущих первоклассников к школе, на основе которых в дальнейшем строит их учебную деятельность.

Данная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы. Программа пройдет апробацию в течение пяти лет (2011 - 2016 гг.) Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей свидетельствуют о ее эффективности. Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни.

Цель программы. Успешная подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Задачи программы: развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Работа проводится в 3 этапа: беседа с родителями, учебно – игровые занятия, педагогическая диагностика, педагогические выводы.

На первом этапе с родителями проводится беседа о целях и задачах данного курса, учитель знакомит их с планом работы.

Второй этап включает в себя учебно - игровые занятия по математике, развитию речи, развитию мелкой моторике рук, адаптационной психологии.

На третьем этапе проводится педагогическая диагностика, которая поможет учителю лучше узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.

Содержание программы

 I. Знакомство со школой. Беседа с родителями - 3ч

День открытых дверей.

II. Учебно – игровые занятия - 24ч

III. Педагогическая диагностика- 3ч

В январе месяце учитель приглашает родителей будущих первоклассников на родительское собрание, на котором родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Родители помогают учителю, их присутствие на уроках в первую неделю делает атмосферу подготовки более домашней, спокойной, доверительной.

Математика (пояснительная записка)

Начальный курс математики проводится 1 раз в неделю в течение трёх месяцев – курс интегрированный: в нём объединены арифметический и геометрические материалы. При этом основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле. Дети знакомятся с числовым отрезком, действиями «сложение» и «вычитание», сравнивают предметы по количеству.

Наряду с этим важное место занимает ознакомление с геометрическими фигурами и их свойствами. Знакомятся с названиями «треугольник», «квадрат», «круг», «точка», «линия», учатся чертить отрезок.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений. Даются понятия: справа, слева, между посередине, тяжелее, легче, вверху, внизу.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики

способствует развитию абстрактного мышления.

На уроках математики учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учётом психофизиологических особенностей курсантов, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
Планируемые результаты:

обучающиеся выучат названия и последовательность чисел от 1 до 10;

познакомятся с названием и обозначением действий сложения и вычитания;

научатся считать предметы в пределах 10;

сравнивать предметы и числа в пределах 10;

находить значения числового выражения путём присчитывания и отсчитывания по 1;

решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания.
Программа по математике (6 ч.)


№п/п

Тема занятия. Использование ИКТ.

Количество часов

1

Сложение. Вычитание. ИКТ

30мин

2

Слева, справа, между, посередине, вверху, внизу. ИКТ

30мин

3

Один – много. Число 1. Цифра 1. ИКТ

30мин

4

Число 2. Цифра 2. Точка, линия. ИКТ

30мин

5

Число 3. Цифра 3. Треугольник. Квадрат. ИКТ

30мин

6

Число 4. Цифра 4. Числовой отрезок. ИКТ

30мин

7

Число 5. Цифра 5. Знак «=». ИКТ

30мин

8

Число 6. Цифра 6. Знаки «<» и «>». ИКТ

30мин

9

Число 7. Цифра 7. Измерение длины. ИКТ.

30мин

10

Число 8. Цифра 8. Круг. ИКТ.

30мин

11

Число 9. Цифра 9. Тяжелее, легче. ИКТ.

30мин

12

Число 10. Цифра 10. Повторение. ИКТ.

30мин

Развитие речи (пояснительная записка)
Развитие речи в подготовительный период - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу посвящён курс «Развитие речи». Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

Основные задачи направления речевого развития включают в себя следующие цели: формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей речевой среды; выработка культуры общения; формирование связной речи; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

Для поддержки интереса у учащихся, высокой их работоспособности на уроках при проведении различного рода тренировочных упражнений предусмотрено активное использование познавательно – дидактических игр, которые снимают усталость и дают возможность более эффективно усваивать материал.
Программа по развитию речи (6ч.)


№п/п

Тема занятия. Использование ИКТ.

Количество часов

1

Знакомство. Расскажи мне о себе. Игра «Давайте познакомимся!». Режим дня школьника.

30мин

2

Упражнения для закрепления правильного произношения. Скороговорки, чистоговорки, загадки – догадки, загадки – обманки. ИКТ

30мин

3

Звук. Гласные и согласные звуки. Фонотека «Город звуков». Слушание.

30мин

4

Формирование фонематического восприятия. Ролевая игра по теме «Школа». ИКТ

30мин

5

Слог. Деление слов на слоги. Беседа по теме « Я и моя семья». ИКТ

30мин

6

Слово. Предложение. Упражнения для развития связной речи.

30мин

7

Беседа по теме «Деревня». Игра «Угадайте, где мы были?»

30мин

8

Работа с предметными картинками. Составление рассказов по картинке. ИКТ

30мин

9

«Сказка, сказка, я тебя знаю!». Инсценирование знакомых сказок.

30мин

10

Упражнения для формирования грамматического строя речи.

30мин

11

Составление рассказа по картине «В городе». ИКТ

30мин

12

Фонотека. Слушание. «В гостях у времён года».

30мин


Развитие мелкой моторики (пояснительная записка)

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

На занятиях учитель выполняет с детьми простые упражнения на развитие мелкой мотрики, сопровождаемые стихотворным текстом, тем самым заинтересовывая ребенка и помогая ему овладеть новой информацией. Обучение проходит в игровой форме, с присутствием похвалы.

В играх используется мелкий раздаточный материал, который является хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т.е. готовит руку ребенка к овладению техникой письма. Учитель проводит игры как на занятиях, так и в перерыве. Курс включает разные упражнения: разминка рук с самомассажем, упражнения с карандашом, постановка захвата.

Планируемые результаты:

обучающиеся научатся: владеть руками, владеть пишущими инструментами, познакомятся с разными видами штриховки, обеспечивающими постепенное овладение необходимыми для письма стандартными элементами знаков, научатся срисовыванию букв и слов, а также работе с пластилином, рисованию и аппликации.
Программа по развитию мелкой моторики (6ч.)


№п/п

Тема занятия. Использование ИКТ.

Количество часов

1

Упражнения для выявления ведущей руки. Знакомство с карандашом и ручкой.

30мин

2

Знакомство с правилами посадки при письме. Просмотр кинофильма. ИКТ

30мин

3

Упражнения, подготавливающие руку к письму. Игры «Курица пьёт воду», «Красим кистью забор», «Рисуем грабли», «Рыболовный крючок».

30мин

4

Знакомство с «Прописью» и разлиновкой на её страницах. Строка и междустрочное пространство. Ориентировка на листе бумаги.

30мин

5

Знакомство с разными видами штриховки. Лекало. Упражнения на штриховку.

30мин

6

Рисование бордюров, узоров.

30мин

7

Основные элементы букв. Учимся писать красиво.

30мин

8

Письмо элементов букв. Задания на выбор и классификацию.

30мин

9

Узнаём правила пользования цветными карандашами, кистью и красками. Наше творчество.

30мин

10

Работа с ножницами. Учимся вырезать по трафаретам.

30мин

11

Сгибание бумаги. Оригами. ИКТ

30мин

12

Работа с пластилином. Игра «Я леплю из пластилина»

30мин


Адаптационная психология (пояснительная записка)
Предполагаемая программа отражает современный подход в подготовке ребёнка к школе, учитывающий психологические закономерности формирования знаний и возрастные особенности младшего школьного возраста.

В задачи обучения входит создание условий для общего умственного развития детей, развитие творческих возможностей, формирование и развитие познавательных интересов.

Исходным в построении курса выступило следующее: внимание, память (зрительная, двигательная, непосредственная, вербальная), слуховые ощущения, пространственные представления. Большое место в программе занимает развитие понятийного мышления, фонематического восприятия., самоконтроля.
Программа по адаптационной психологии (6 ч.)


№п/п

Тема занятия. Использование ИКТ.

Количество часов

1

Вводная диагностика. ИКТ

30мин

2

Словесное обозначение предметов и слуховые ощущения.

30мин

3

Внимание (сосредоточенность). ИКТ

30мин

4

Артикуляция. Пространственное представление.

30мин

5

Понятийное мышление. Фонематическое восприятие.

30мин

6

Выполнение словесных поручений. Самоконтроль и слуховые ассоциации.

30мин

7

Внимание (объём). Осязательные ощущения. ИКТ

30мин

8

Память (непосредственная, вербальная). Пространственные представления.

30мин

9

Внимание. Сосредоточенность внимания. ИКТ

30мин

10

Память двигательная. Пространственные представления и понятийное мышление.

30мин

11

Анализ образа. Память (непосредственная, зрительная). ИКТ

30мин

12

Заключительная диагностика.

30мин

Литература:

1. Бородкина Г.В. Дневник учителя начальной школы. Москва.2004г.

2.Даминова М.П. Записки учительницы. Москва.1988г.

3.  Тарабарина Т.И. Что необходимо знать к 1 классу? Ярославль. 1999г

4.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва.1995