|
Программа по подготовке детей к школе (30 ч) «гном (Гуманитарное Научное Образование Малышей)»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Балаково Саратовской области
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч)
«ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)»
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области
Образцовой Людмилы Николаевны
Пояснительная записка
Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течение трёх месяцев обучения с февраля по апрель по четырём предметам: развитию речи, развитию мелкой моторики рук, математике, адаптационной психологии. Продолжительность занятий по 30 минут один раз в неделю.
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, учителей начальных классов, музыкальных работников. Программа даёт возможность ученику познакомиться со школой, с будущими одноклассниками и учителями, а также успешно адаптироваться в новом школьном мире. В ходе учебно – игровых уроков учитель выявляет индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, получает достоверные данные о состоянии готовности будущих первоклассников к школе, на основе которых в дальнейшем строит их учебную деятельность.
Данная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы. Программа пройдет апробацию в течение пяти лет (2011 - 2016 гг.) Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей свидетельствуют о ее эффективности. Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни.
Цель программы. Успешная подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Задачи программы: развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Работа проводится в 3 этапа: беседа с родителями, учебно – игровые занятия, педагогическая диагностика, педагогические выводы.
На первом этапе с родителями проводится беседа о целях и задачах данного курса, учитель знакомит их с планом работы.
Второй этап включает в себя учебно - игровые занятия по математике, развитию речи, развитию мелкой моторике рук, адаптационной психологии.
На третьем этапе проводится педагогическая диагностика, которая поможет учителю лучше узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
Содержание программы
I. Знакомство со школой. Беседа с родителями - 3ч
День открытых дверей.
II. Учебно – игровые занятия - 24ч
III. Педагогическая диагностика- 3ч
В январе месяце учитель приглашает родителей будущих первоклассников на родительское собрание, на котором родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Родители помогают учителю, их присутствие на уроках в первую неделю делает атмосферу подготовки более домашней, спокойной, доверительной.
Математика (пояснительная записка)
Начальный курс математики проводится 1 раз в неделю в течение трёх месяцев – курс интегрированный: в нём объединены арифметический и геометрические материалы. При этом основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле. Дети знакомятся с числовым отрезком, действиями «сложение» и «вычитание», сравнивают предметы по количеству.
Наряду с этим важное место занимает ознакомление с геометрическими фигурами и их свойствами. Знакомятся с названиями «треугольник», «квадрат», «круг», «точка», «линия», учатся чертить отрезок.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений. Даются понятия: справа, слева, между посередине, тяжелее, легче, вверху, внизу.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики
способствует развитию абстрактного мышления.
На уроках математики учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учётом психофизиологических особенностей курсантов, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. Планируемые результаты:
обучающиеся выучат названия и последовательность чисел от 1 до 10;
познакомятся с названием и обозначением действий сложения и вычитания;
научатся считать предметы в пределах 10;
сравнивать предметы и числа в пределах 10;
находить значения числового выражения путём присчитывания и отсчитывания по 1;
решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания. Программа по математике (6 ч.)
№п/п
| Тема занятия. Использование ИКТ.
| Количество часов
| 1
| Сложение. Вычитание. ИКТ
| 30мин
| 2
| Слева, справа, между, посередине, вверху, внизу. ИКТ
| 30мин
| 3
| Один – много. Число 1. Цифра 1. ИКТ
| 30мин
| 4
| Число 2. Цифра 2. Точка, линия. ИКТ
| 30мин
| 5
| Число 3. Цифра 3. Треугольник. Квадрат. ИКТ
| 30мин
| 6
| Число 4. Цифра 4. Числовой отрезок. ИКТ
| 30мин
| 7
| Число 5. Цифра 5. Знак «=». ИКТ
| 30мин
| 8
| Число 6. Цифра 6. Знаки «<» и «>». ИКТ
| 30мин
| 9
| Число 7. Цифра 7. Измерение длины. ИКТ.
| 30мин
| 10
| Число 8. Цифра 8. Круг. ИКТ.
| 30мин
| 11
| Число 9. Цифра 9. Тяжелее, легче. ИКТ.
| 30мин
| 12
| Число 10. Цифра 10. Повторение. ИКТ.
| 30мин
| Развитие речи (пояснительная записка) Развитие речи в подготовительный период - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу посвящён курс «Развитие речи». Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.
Основные задачи направления речевого развития включают в себя следующие цели: формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей речевой среды; выработка культуры общения; формирование связной речи; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.
Для поддержки интереса у учащихся, высокой их работоспособности на уроках при проведении различного рода тренировочных упражнений предусмотрено активное использование познавательно – дидактических игр, которые снимают усталость и дают возможность более эффективно усваивать материал. Программа по развитию речи (6ч.)
№п/п
| Тема занятия. Использование ИКТ.
| Количество часов
| 1
| Знакомство. Расскажи мне о себе. Игра «Давайте познакомимся!». Режим дня школьника.
| 30мин
| 2
| Упражнения для закрепления правильного произношения. Скороговорки, чистоговорки, загадки – догадки, загадки – обманки. ИКТ
| 30мин
| 3
| Звук. Гласные и согласные звуки. Фонотека «Город звуков». Слушание.
| 30мин
| 4
| Формирование фонематического восприятия. Ролевая игра по теме «Школа». ИКТ
| 30мин
| 5
| Слог. Деление слов на слоги. Беседа по теме « Я и моя семья». ИКТ
| 30мин
| 6
| Слово. Предложение. Упражнения для развития связной речи.
| 30мин
| 7
| Беседа по теме «Деревня». Игра «Угадайте, где мы были?»
| 30мин
| 8
| Работа с предметными картинками. Составление рассказов по картинке. ИКТ
| 30мин
| 9
| «Сказка, сказка, я тебя знаю!». Инсценирование знакомых сказок.
| 30мин
| 10
| Упражнения для формирования грамматического строя речи.
| 30мин
| 11
| Составление рассказа по картине «В городе». ИКТ
| 30мин
| 12
| Фонотека. Слушание. «В гостях у времён года».
| 30мин
|
Развитие мелкой моторики (пояснительная записка)
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
На занятиях учитель выполняет с детьми простые упражнения на развитие мелкой мотрики, сопровождаемые стихотворным текстом, тем самым заинтересовывая ребенка и помогая ему овладеть новой информацией. Обучение проходит в игровой форме, с присутствием похвалы.
В играх используется мелкий раздаточный материал, который является хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т.е. готовит руку ребенка к овладению техникой письма. Учитель проводит игры как на занятиях, так и в перерыве. Курс включает разные упражнения: разминка рук с самомассажем, упражнения с карандашом, постановка захвата.
Планируемые результаты:
обучающиеся научатся: владеть руками, владеть пишущими инструментами, познакомятся с разными видами штриховки, обеспечивающими постепенное овладение необходимыми для письма стандартными элементами знаков, научатся срисовыванию букв и слов, а также работе с пластилином, рисованию и аппликации. Программа по развитию мелкой моторики (6ч.)
№п/п
| Тема занятия. Использование ИКТ.
| Количество часов
| 1
| Упражнения для выявления ведущей руки. Знакомство с карандашом и ручкой.
| 30мин
| 2
| Знакомство с правилами посадки при письме. Просмотр кинофильма. ИКТ
| 30мин
| 3
| Упражнения, подготавливающие руку к письму. Игры «Курица пьёт воду», «Красим кистью забор», «Рисуем грабли», «Рыболовный крючок».
| 30мин
| 4
| Знакомство с «Прописью» и разлиновкой на её страницах. Строка и междустрочное пространство. Ориентировка на листе бумаги.
| 30мин
| 5
| Знакомство с разными видами штриховки. Лекало. Упражнения на штриховку.
| 30мин
| 6
| Рисование бордюров, узоров.
| 30мин
| 7
| Основные элементы букв. Учимся писать красиво.
| 30мин
| 8
| Письмо элементов букв. Задания на выбор и классификацию.
| 30мин
| 9
| Узнаём правила пользования цветными карандашами, кистью и красками. Наше творчество.
| 30мин
| 10
| Работа с ножницами. Учимся вырезать по трафаретам.
| 30мин
| 11
| Сгибание бумаги. Оригами. ИКТ
| 30мин
| 12
| Работа с пластилином. Игра «Я леплю из пластилина»
| 30мин
|
Адаптационная психология (пояснительная записка) Предполагаемая программа отражает современный подход в подготовке ребёнка к школе, учитывающий психологические закономерности формирования знаний и возрастные особенности младшего школьного возраста.
В задачи обучения входит создание условий для общего умственного развития детей, развитие творческих возможностей, формирование и развитие познавательных интересов.
Исходным в построении курса выступило следующее: внимание, память (зрительная, двигательная, непосредственная, вербальная), слуховые ощущения, пространственные представления. Большое место в программе занимает развитие понятийного мышления, фонематического восприятия., самоконтроля. Программа по адаптационной психологии (6 ч.)
№п/п
| Тема занятия. Использование ИКТ.
| Количество часов
| 1
| Вводная диагностика. ИКТ
| 30мин
| 2
| Словесное обозначение предметов и слуховые ощущения.
| 30мин
| 3
| Внимание (сосредоточенность). ИКТ
| 30мин
| 4
| Артикуляция. Пространственное представление.
| 30мин
| 5
| Понятийное мышление. Фонематическое восприятие.
| 30мин
| 6
| Выполнение словесных поручений. Самоконтроль и слуховые ассоциации.
| 30мин
| 7
| Внимание (объём). Осязательные ощущения. ИКТ
| 30мин
| 8
| Память (непосредственная, вербальная). Пространственные представления.
| 30мин
| 9
| Внимание. Сосредоточенность внимания. ИКТ
| 30мин
| 10
| Память двигательная. Пространственные представления и понятийное мышление.
| 30мин
| 11
| Анализ образа. Память (непосредственная, зрительная). ИКТ
| 30мин
| 12
| Заключительная диагностика.
| 30мин
| Литература:
1. Бородкина Г.В. Дневник учителя начальной школы. Москва.2004г.
2.Даминова М.П. Записки учительницы. Москва.1988г.
3. Тарабарина Т.И. Что необходимо знать к 1 классу? Ярославль. 1999г
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва.1995 |
|
|