|
Рабочая учебная программа по дисциплине «математика» для 6 класса МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Замишевская средняя общеобразовательная школа»
______________________________________________________________________
243003, РФ, Брянская область, Новозыбковский район, село Замишево, пер. Первомайский, д.14.,
ИНН 3222002734, КПП 322201001тел.(48343)5-72-84, e-mail:zamishevo@yandex.ru
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения _________________
____________________________
Протокол №
от «____» ___________ 2013г.
Руководитель методического объединения
__________ _________________
| «Согласовано»
Зам. директора по УР Маковенко Д.В. ____________ «____» ___________ 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ
«Замишевская средняя общеобразовательная школа»
Г.М. Банадыкова _______
Приказ №__ от «__»_____ 2013г.
|
Рабочая учебная программа по дисциплине «математика» для 6 класса
специального (коррекционного) образования VIII вида
(надомное обучение) (Авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева)
Составитель:
учитель Мамеева-Шварцман И.М.
2013-2014 учебный год Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе авторской программы М.Н. Перовой, В.В.Эк, Т.В. Алышевой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.)
Всего часов 102
Количество часов в неделю 3
Количество учебных недель 34
Количество плановых контрольных работ 8
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, основные требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-методический комплект и дополнительная литература, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика предмета
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Цель преподавания математики во вспомогательной школе состоит в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).
Методология преподавания математики
Классификация методов по характеру познавательной деятельности:
Объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаем создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Для развития познавательных интересов рекомендуется выполнять следующие условия:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Содержание тем учебного курса
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000.Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысячи единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ.
Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки ┴ и ║. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.
Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.
Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1. Распределение часов по разделам (102 часа)
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов
| Количество контр.работ
| I четверть (9 недель)
| 27 часов
|
| 1.
| Тысяча
| 13
| 1
| 2.
| Геометрический материал
| 2
|
| 3.
| Тысяча
| 12
| 1
| II четверть (7 недель)
| 21 час
|
| 4.
| Тысяча
| 10
| 1
| 5.
| Обыкновенные дроби
| 7
|
| 6.
| Геометрический материал
| 4
| 1
| III четверть (10 недель)
| 30 часов
|
| 7.
| Обыкновенные дроби
| 9
| 1
| 8.
| Тысяча
| 16
| 1
| 9.
| Геометрический материал
| 5
| 1
| IV четверть (8 недель)
| 24 часа
|
| 10.
| Повторение
| 24 часа
| 1
|
Перечень обязательных контрольных работ
контрольная работа № 1 «Арифметические действия с числами в пределах 1000»
контрольная работа № 2 «Нумерация многозначных чисел»
контрольная работа № 3 «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000»
контрольная работа № 4 «Взаимное положение прямых на плоскости»
контрольная работа № 5 «Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями»
контрольная работа № 6 «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки»
контрольная работа № 7 «Куб, брус»
контрольная работа № 8 (итоговая) «Арифметические действия в пределах 10 000»
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать:
десятичный состав чисел в предел 1 000 000;
разряды и классы;
основное свойство обыкновенных дробей;
смешанные числа;
расстояние, скорость, время, зависимость между ними;
различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
свойства граней и ребер куба и бруса.
Учащиеся должны уметь:
устно складывать и вычитать круглые числа;
читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;
округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы письменно;
сравнивать смешанные числа;
заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми знаменателями;
решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа, на отношение чисел с вопросами «Во сколько раз больше (меньше)?», решать и составлять задачи на встречное движение двух тел;
чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;
чертить высоту в треугольнике;
выделять, называть. пересчитывать элементы куба, бруса.
ПРИМЕЧАНИЯ
Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении математических знаний, должны овладеть:
преобразованиями небольших чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы;
сравнением смешанных чисел;
решением простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого;
приемами построения треугольника по трем сторонам с помощью циркуля и линейки, классификацией треугольников по видам углов и длинам сторон;
вычислением периметра многоугольника.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
Г.М. Капустина, М.Н. Перова. Математика.Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 7-е издание, Москва, «Просвещение», 2012 г
Математика. Рабочая тетрадь.6 класс.Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Перова М.Н., Яковлева И.М. – М: Просвещение, 2012
М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе», Москва, ВЛАДОС, 2001 г.
Н.Н.Никитина «Математика в пословицах, загадках и стихах», СПб.: Издательство Дом «Литера», 2007 г.- (Серия «Начальная школа»)
Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы»,Москва, «ВАКО», 2007 г.(Мастерская учителя)
Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (https://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Календарно-тематическое планирование по математике - 6 класс I четверть (9 недель по 3 часа)
№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Основные термины и понятия
| Учебный материал
| Коррекционная работа
| Тысяча – 13 часов
|
|
| Нумерация чисел в пределах 1000 (повторение)
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Разрядная таблица
| с.3 №3
| Развивать устную речь, через упражнение «Сосчитай»
|
|
| Десятичная система счисления. Таблица разрядов. Класс единиц (повторение)
| 1
| Слагаемое
Сумма
| с.4 №11
| Развивать фразовую речь через умение правильно и быстро подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающие мысль
|
|
| Разрядные единицы. Запись и сравнение чисел в нумерационной таблице (повторение)
| 1
| Разрядные единицы
| с.5 №13
| Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, через упражнение «Таблица»
|
|
| Простые и составные числа
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Множитель
произведение
| с.10 №37
| Развивать внимание, мышление, через упражнение «Найди по одинаковым признакам»
|
|
| Округление чисел до десятков и сотен
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Десятки
сотни
| с.11 №41
| Развивать особенности диалогической речи, через упражнение «Разряды»
|
|
| Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд
| 1
| Комбинированный урок
| разряды
| с.12 №44
| Развивать устную речь, внимание, мышление, через решение примеров
|
|
| Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании
| 1
| Комбинированный урок
| Сумма
Слагаемые
Разность
Вычитаемое
уменьшаемое
| с.15 №60
| Развивать связную речь, мышление через умение правильно находить неизвестные компоненты при сложении и вычитании
|
|
| Умножение целых чисел на однозначное число
| 1
| Комбинированный урок
| Множитель
произведение
| с.17 №71
| Развивать слуховую, зрительную память, через умение использовать приемы запоминания и припоминания
|
|
| Деление целых чисел на однозначное число
| 1
| Комбинированный урок
| Делитель
Делимое
частное
| с.17 №76
| Развивать диалогическую и монологическую речь через решение примеров
|
|
| Умножение и деление целых чисел на однозначное число
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
|
| с.16 №68
| Развивать внимание, через игру «Веселая полянка»
|
|
| Преобразование чисел полученных при измерении длины, массы, времени
| 1
| Комбинированный урок
| Длина
Масса
время
| с.20 №91
| Развивать устойчивость внимания, через упражнение «Преобразуй числа»
|
|
| Сложение и вычитание чисел полученных при измерении длины, массы, времени
| 1
| Комбинированный урок
|
| с.22 №95
| Корригировать внимание, память, через упражнения на нахождение суммы и разности чисел, полученных при измерении
|
|
| Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого
| 1
| Комбинированный урок
| Сумма
разность
| с.23 №102
| Развивать мышление, через решение уравнений с одним неизвестным.
|
|
| Контрольная работа № 1 «Арифметические действия с числами в пределах 1000»
| 1
| Урок проверки знаний и умений
|
| с.3-26
| Развивать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий
| Геометрический материал (повторение) – 2 часа
|
|
| Геометрические фигуры и тела
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Фигуры, линии
| с.28 №125
| Развивать тактильное восприятие, внимание через игру «Распознай на ощупь»
|
|
| Нахождение периметра многоугольника
| 1
| Многоугольник, периметр
| с.28 №128
| Развивать умение применять правила при выполнении задания
| Тысяча (продолжение) – 12 часов
|
|
| Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Единицы тысяч
| с.29 №130
| Развивать целенаправленное внимание, мышление и устную речь, через упражнение «Таблица»
|
|
| Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи)
| 1
| Круглые числа
| с.30 №131
| Развивать вычислительные навыки при сложении и вычитании круглых чисел
|
|
| Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица
| 1
| Комбинированный урок
|
| с.32 №137
| Развивать внимание, мышление, через упражнение «Выпишите числа»
|
|
| Чтение, запись под диктовку многозначных чисел, изображение на калькуляторе
| 1
| Комбинированный урок
| Многозначные числа
| с.36 №148
| Развивать внимание, речь, через игру «Калькулятор»
|
|
| Разложение четырех, пяти, шестизначных чисел на разрядные слагаемые (десятичный состав числа)
| 1
| Комбинированный урок
| Разрядные слагаемые
| с.38 №159
| Развивать память, мышление, через упражнение «Разложение»
|
|
| Получение четырех, пяти и шестизначных чисел из разрядных слагаемых
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Четырехзначные
Пятизначные
шестизначные
| с.39 №162
| Развивать смысловую память, через решение упражнения №162
|
|
| Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Единицы тысяч
| с.40 №165
| Развивать особенности диалогической речи, через упражнение «Разряды»
|
|
| Сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел
| 1
| Комбинированный урок
| Десятки
Сотни
Единицы
| с.42 №176
| Развивать мышление, внимание через игру «Группируй по признакам»
|
|
| Определение количества разрядных единиц, десятков, сотен тысяч в числе и общего количества единиц, десятков, сотен в числе
| 1
| Комбинированный урок
| Разрядные слагаемые
| с.43 №179
| Развивать связную, устную речь, через умение отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя
|
|
| Обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX
| 1
| Комбинированный урок
| Римские цифры
| с.46 №189
| Развивать словесно-логическую память, через игру «Замени число»
|
|
| Нумерация многозначных чисел (1 миллион)
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
|
| с.47 №1-4
| Развивать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий
|
|
| Контрольная работа № 2 «Нумерация многозначных чисел»
| 1
| Урок проверки знаний и умений
|
| с.48
№5-10
| |
|
|