| 
  Рабочая учебная программа по дисциплине «математика» для 6 класса  МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  «НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ»
  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
  «Замишевская средняя общеобразовательная школа»
  ______________________________________________________________________
  243003, РФ, Брянская область, Новозыбковский район, село Замишево, пер. Первомайский, д.14.,
  ИНН 3222002734, КПП 322201001тел.(48343)5-72-84, e-mail:zamishevo@yandex.ru
        «Рассмотрено»
  на заседании методического объединения _________________
  ____________________________
  Протокол № 
  от «____» ___________ 2013г.
  Руководитель методического объединения
  __________ _________________ 
  |    «Согласовано»
  Зам. директора по УР Маковенко Д.В. ____________  «____» ___________ 2013 г.
  |    «Утверждаю»
  Директор МБОУ 
  «Замишевская средняя общеобразовательная школа»
  Г.М. Банадыкова _______
  Приказ №__ от «__»_____ 2013г.
 
  |      
  Рабочая учебная программа   по дисциплине «математика»   для 6 класса
   специального (коррекционного) образования VIII вида
  (надомное обучение) (Авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева)
  Составитель:
  учитель Мамеева-Шварцман И.М.
 
  2013-2014 учебный год Пояснительная записка
  Статус документа
  Рабочая программа по математике в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида составлена на основе авторской программы М.Н. Перовой, В.В.Эк, Т.В. Алышевой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.)
  Всего часов 102
  Количество часов в неделю 3
  Количество учебных недель 34
  Количество плановых контрольных работ 8  
  Структура документа
  Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, основные требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-методический комплект и дополнительная литература, календарно-тематическое планирование.
  Общая характеристика предмета
  Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
  Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
  Цель преподавания математики во вспомогательной школе состоит в том, чтобы:
   дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
    Задачи:
   через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
  развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
  воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
    Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
  Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
  Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
  Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).
  Методология преподавания математики  
  Классификация методов по характеру познавательной деятельности:
   Объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
  Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
  Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
  Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
  Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
    Наиболее продуктивным и интересным считаем создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
  Для развития познавательных интересов рекомендуется выполнять следующие условия:
   избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
  не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности
    (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
   специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
    Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
  Содержание тем учебного курса
  Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000.Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
  Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
  Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысячи единиц. Сравнение многозначных чисел.
  Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.
  Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ.
  Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
  Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
  Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
  Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
  Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки ┴ и ║. Уровень, отвес.
  Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. 
  Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства.
  Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1. Распределение часов по разделам (102 часа)
         № п/п
  |    Название раздела
  |    Количество часов
  |    Количество контр.работ
  |       I четверть (9 недель)
  |    27 часов
  |   
 
 
  |       1.
  |    Тысяча
  |    13
  |    1
  |       2.
  |    Геометрический материал
  |    2
  |   
 
 
  |       3.
  |    Тысяча 
  |    12
  |    1
  |       II четверть (7 недель)
  |    21 час
  |   
 
 
  |       4.
  |    Тысяча
  |    10
  |    1
  |       5.
  |    Обыкновенные дроби
  |    7
  |   
 
 
  |       6.
  |    Геометрический материал
  |    4
  |    1
  |       III четверть (10 недель)
  |    30 часов
  |   
 
 
  |       7.
  |    Обыкновенные дроби
  |    9
  |    1
  |       8.
  |    Тысяча 
  |    16
  |    1
  |       9.
  |    Геометрический материал
  |    5
  |    1
  |       IV четверть (8 недель)
  |    24 часа
  |   
 
 
  |       10.
  |    Повторение 
  |    24 часа
  |    1
  |      
  Перечень обязательных контрольных работ
 
   контрольная работа № 1 «Арифметические действия с числами в пределах 1000» 
  контрольная работа № 2 «Нумерация многозначных чисел»
  контрольная работа № 3 «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000» 
  контрольная работа № 4 «Взаимное положение прямых на плоскости» 
  контрольная работа № 5 «Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями» 
  контрольная работа № 6 «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки»
  контрольная работа № 7 «Куб, брус»
  контрольная работа № 8 (итоговая) «Арифметические действия в пределах 10 000» 
   
  ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать:
   десятичный состав чисел в предел 1 000 000; 
  разряды и классы;
  основное свойство обыкновенных дробей; 
  смешанные числа;
  расстояние, скорость, время, зависимость между ними; 
  различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; 
  свойства граней и ребер куба и бруса. 
   
  Учащиеся должны уметь:
   устно складывать и вычитать круглые числа; 
  читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
  чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа; сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;
  округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
  складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
  выполнять проверку арифметических действий; 
  выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы письменно;
  сравнивать смешанные числа;
  заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами; 
  складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми знаменателями;
  решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа, на отношение чисел с вопросами «Во сколько раз больше (меньше)?», решать и составлять задачи на встречное движение двух тел;
  чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;
  чертить высоту в треугольнике;
  выделять, называть. пересчитывать элементы куба, бруса.
   
  ПРИМЕЧАНИЯ
  Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении математических знаний, должны овладеть:
   преобразованиями небольших чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы;
  сравнением смешанных чисел;
  решением простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого;
  приемами построения треугольника по трем сторонам с помощью циркуля и линейки, классификацией треугольников по видам углов и длинам сторон;
  вычислением периметра многоугольника.
   
 
  Учебно-методический комплект и дополнительная литература
 
   Г.М. Капустина, М.Н. Перова. Математика.Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 7-е издание, Москва, «Просвещение», 2012 г
  Математика. Рабочая тетрадь.6 класс.Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Перова М.Н., Яковлева И.М. – М: Просвещение, 2012
  М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе», Москва, ВЛАДОС, 2001 г.
  Н.Н.Никитина «Математика в пословицах, загадках и стихах», СПб.: Издательство Дом «Литера», 2007 г.- (Серия «Начальная школа»)
  Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы»,Москва, «ВАКО», 2007 г.(Мастерская учителя)
  Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
  Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (https://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты 
   
  Календарно-тематическое планирование по математике - 6 класс I четверть (9 недель по 3 часа)
 
                    № п/п
  |    Дата
  |    Тема урока
  |    Кол-во часов
  |    Тип урока
  |    Основные термины и понятия
  |    Учебный материал
  |    Коррекционная работа
  |       Тысяча – 13 часов
  |       
 
    |   
 
 
  |    Нумерация чисел в пределах 1000 (повторение)
  |    1
  |    Урок обобщения и систематизации знаний и умений
  |    Разрядная таблица
  |    с.3 №3
  |    Развивать устную речь, через упражнение «Сосчитай»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Десятичная система счисления. Таблица разрядов. Класс единиц (повторение)
  |    1
  |    Слагаемое
  Сумма
 
  |    с.4 №11
  |    Развивать фразовую речь через умение правильно и быстро подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающие мысль
  |       
 
    |   
 
 
  |    Разрядные единицы. Запись и сравнение чисел в нумерационной таблице (повторение)
  |    1
  |    Разрядные единицы
  |    с.5 №13
  |    Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, через упражнение «Таблица»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Простые и составные числа
 
  |    1
  |    Урок ознакомления с новым материалом
  |    Множитель
  произведение
  |    с.10 №37
  |    Развивать внимание, мышление, через упражнение «Найди по одинаковым признакам»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Округление чисел до десятков и сотен
  |    1
  |    Урок ознакомления с новым материалом
  |    Десятки
  сотни
  |    с.11 №41
  |    Развивать особенности диалогической речи, через упражнение «Разряды»
  |      
 
 
  |   
 
 
  |    Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    разряды
  |    с.12 №44
  |    Развивать устную речь, внимание, мышление, через решение примеров
  |       
 
    |   
 
 
  |    Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Сумма 
  Слагаемые
  Разность
  Вычитаемое
  уменьшаемое
  |    с.15 №60
  |    Развивать связную речь, мышление через умение правильно находить неизвестные компоненты при сложении и вычитании
  |       
 
    |   
 
 
  |    Умножение целых чисел на однозначное число
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Множитель
  произведение
  |    с.17 №71
  |    Развивать слуховую, зрительную память, через умение использовать приемы запоминания и припоминания
  |       
 
    |   
 
 
  |    Деление целых чисел на однозначное число
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Делитель
  Делимое 
  частное
  |    с.17 №76
  |    Развивать диалогическую и монологическую речь через решение примеров
  |       
 
    |   
 
 
  |    Умножение и деление целых чисел на однозначное число
  |    1
  |    Урок обобщения и систематизации знаний и умений
  |   
 
 
  |    с.16 №68
  |    Развивать внимание, через игру «Веселая полянка»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Преобразование чисел полученных при измерении длины, массы, времени
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Длина
  Масса
  время
  |    с.20 №91
  |    Развивать устойчивость внимания, через упражнение «Преобразуй числа»
 
  |       
 
    |   
 
 
  |    Сложение и вычитание чисел полученных при измерении длины, массы, времени
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |   
 
 
  |    с.22 №95
  |    Корригировать внимание, память, через упражнения на нахождение суммы и разности чисел, полученных при измерении
  |       
 
    |   
 
 
  |    Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Сумма
  разность
  |    с.23 №102
  |    Развивать мышление, через решение уравнений с одним неизвестным.
 
  |       
 
    |   
 
 
  |    Контрольная работа № 1 «Арифметические действия с числами в пределах 1000»
  |    1
  |    Урок проверки знаний и умений
  |   
 
 
  |    с.3-26
  |    Развивать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий
  |       Геометрический материал (повторение) – 2 часа
  |       
 
    |   
 
 
  |    Геометрические фигуры и тела 
  |    1
  |    Урок обобщения и систематизации знаний и умений
  |    Фигуры, линии
  |    с.28 №125
  |    Развивать тактильное восприятие, внимание через игру «Распознай на ощупь»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Нахождение периметра многоугольника
  |    1
  |    Многоугольник, периметр
  |    с.28 №128
  |    Развивать умение применять правила при выполнении задания
  |       Тысяча (продолжение) – 12 часов
  |       
 
    |   
 
 
  |    Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000
  |    1
  |    Урок ознакомления с новым материалом
  |    Единицы тысяч
  |    с.29 №130
  |    Развивать целенаправленное внимание, мышление и устную речь, через упражнение «Таблица»
 
  |       
 
    |   
 
 
  |    Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи)
  |    1
  |    Круглые числа
  |    с.30 №131
  |    Развивать вычислительные навыки при сложении и вычитании круглых чисел
  |       
 
    |   
 
 
  |    Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |   
 
 
  |    с.32 №137
  |    Развивать внимание, мышление, через упражнение «Выпишите числа»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Чтение, запись под диктовку многозначных чисел, изображение на калькуляторе
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Многозначные числа
  |    с.36 №148
  |    Развивать внимание, речь, через игру «Калькулятор»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Разложение четырех, пяти, шестизначных чисел на разрядные слагаемые (десятичный состав числа)
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Разрядные слагаемые
  |    с.38 №159
  |    Развивать память, мышление, через упражнение «Разложение»
 
  |       
 
    |   
 
 
  |    Получение четырех, пяти и шестизначных чисел из разрядных слагаемых
  |    1
  |    Урок ознакомления с новым материалом
  |    Четырехзначные
  Пятизначные
  шестизначные
  |    с.39 №162
  |    Развивать смысловую память, через решение упражнения №162
  |       
 
    |   
 
 
  |    Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч
  |    1
  |    Урок ознакомления с новым материалом
  |    Единицы тысяч
  |    с.40 №165
  |    Развивать особенности диалогической речи, через упражнение «Разряды»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Десятки 
  Сотни
  Единицы
  |    с.42 №176
  |    Развивать мышление, внимание через игру «Группируй по признакам»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Определение количества разрядных единиц, десятков, сотен тысяч в числе и общего количества единиц, десятков, сотен в числе
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Разрядные слагаемые
  |    с.43 №179
  |    Развивать связную, устную речь, через умение отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя
 
  |       
 
    |   
 
 
  |    Обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX
  |    1
  |    Комбинированный урок
  |    Римские цифры
  |    с.46 №189
  |    Развивать словесно-логическую память, через игру «Замени число»
  |       
 
    |   
 
 
  |    Нумерация многозначных чисел (1 миллион)
  |    1
  |    Урок обобщения и систематизации знаний и умений
  |   
 
 
  |    с.47 №1-4
  |    Развивать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий
  |       
 
    |   
 
 
  |    Контрольная работа № 2 «Нумерация многозначных чисел»
  |    1
  |    Урок проверки знаний и умений
  |   
 
 
  |    с.48 
  №5-10
  |      |  
   | 
 |