|
Рабочая учебная программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) для 10 класса МОУ СОШ
пгт Новокручининский
Рабочая учебная программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень)
для 10 класса
на 2013-2014 учебный год
Составила: Овчинникова О.Н.
учитель математики
пгт Новокручининский 2013г. Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень) разработана на основе: 1) примерной программы Министерства образования РФ с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта математического образования 2004г.;
2) авторской программы А.Г.Мордкович;
3) сборника нормативных документов. Математика/ сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М. Дрофа 2006г.- 80 стр.
Программа составлена к учебнику «Алгебра и начала анализа 10», 2006 г.
Введение данного курса обусловлено необходимостью овладения учащимися конкретными математическими знаниями, нужными для углубленного изучения информатики, для продолжения образования в высших учебных заведениях и ССУЗ-ах, где необходимы глубокие знания по математике. В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент для применения математического аппарата в практической деятельности, а также формирование качеств мышления необходимых для продуктивной жизни в обществе, формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности и математике, как части общечеловеческой культуры.
Цели предмета:
- формирование представлений о тригонометрических функциях, производной, расширение и систематизация знаний о числе;
- овладение методами решения тригонометрических уравнений и неравенств; правилами нахождения производной и практического применения производной к исследованию функции и построению графика функции;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования;
- воспитание культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно- технического прогресса. Задачи:
1) - систематизировать и расширить знания о числе, организовать деятельность учащихся по изучению ряда новых задач по теории чисел;
2) - организовать деятельность учащихся по систематизации и расширению знаний о функциях;
3) - помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Тригонометрические функции»;
- организовать деятельность учащихся по формированию представлений о числовой окружности; об обратных тригонометрических функциях; по формированию умения находить значения тригонометрических функций на числовой окружности;
- организовать деятельность учащихся по овладению умением применять различные формулы связи тригонометрических функций для преобразования тригонометрических выражений; применять различные методы решения тригонометрических уравнений и неравенств;
- обеспечить овладение умением строить графики тригонометрических функций;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний для построения графиков различных сложных тригонометрических функций;
4) - организовать деятельность учащихся по изучению производной, организовать деятельность учащихся по овладению умением исследовать функции с помощью производной, составлять уравнение касательной к графику функции;
5) - организовать деятельность учащихся по формированию представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире.
На изучение алгебры в 10 классе отводится 170 часов (4 часа в неделю-первое полугодие, 5 часов в неделю во втором полугодии).
Учащиеся 10 класса делится на три профиля и расписание составляется по подгруппам, поэтому в тематическом планирование главу 1 пришлось передвинуть на конец года, чтобы не менять программу базового уровняы. Характеристика класса
Работа планируется с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребят.
Особое внимание на начальном этапе обучения необходимо уделить изучению математической подготовки учащихся, готовность их к изучению математики на расширенном уровне. Для этого будут применяться различные образовательные технологии: индивидуальные, модульные и т.д., в зависимости от темы урока и уровня обученности конкретного ученика. При изучении нового материала, на уроках повторения и закрепления предпочтение отдаю модульной технологии, так как она позволяет работать каждому ребенку в удобном для него темпе. Требования к уровню подготовки десятиклассников
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать / понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
– значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Числовые и буквенные выражения
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
– выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
– проводить преобразование числовых и буквенных выражений, включающих тригонометрические функции.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройств
Функции и графики
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;
– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов. Начала математического анализа
уметь:
– находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
– вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы;
– исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
– решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
– решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения прикладных задач, в том числе на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа. Уравнения и неравенства
уметь:
– решать тригонометрические уравнения и неравенства;
– доказывать несложные неравенства;
– находить приближенные решения уравнений, используя графический метод;
– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь:
– решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера. Содержание программы Гл.1 Действительные числа (12 часов)
Натуральные, целые, рациональные, иррациональные числа, их множества. Делимость целых чисел. Деление с остатком. Сравнения. Признаки делимости. Простые и составные числа. НОД. НОК.
Основная теорема алгебры.
Решение задач с целочисленными неизвестными.
Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную.
Числовая прямая. Числовые неравенства и их свойства. Числовые промежутки. Аксиоматика действительных чисел. Доказательство неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Модуль действительного числа
Метод математической индукции.
Гл.2 Числовые функции (10 часов)
Определение числовой функции и способы ее задания. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, непрерывность, выпуклость.
Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Периодические функции. Периодичность функций. Обратная функция. Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной.
Гл.3 Тригонометрические функции (33 часа)
Числовая окружность. Числовая окружность на координатной плоскости Синус и косинус, тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Основные тригонометрические тождества. Тригонометрические функции углового аргумента. Радианная мера угла. Формулы приведения.
Функция у=sinх, ее свойства и график.
Функция у=cosх, ее свойства и график.
Периодичность функций у=sin х, у=cos х. Как построить график функции у=mf(х), если известен график функции у=f(х).
Как построить график функции у=f(kх), если известен график функции у=f(х). Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат, симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у=х.
Растяжение и сжатие вдоль осей координат. График гармонического колебания.
Функции у=tg х, у=ctg х, их свойства и графики.
Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Гл.4 Тригонометрические уравнения (12 часов)
Первые представления о решении простейших тригонометрических уравнений и неравенств. Арккосинус и решение уравнения cosх=а.
Арксинус и решение уравнения sinх =а.
Арктангенс и решение уравнения tg х=а.
Арккотангенс и решение уравнения сtg х= а.
Тригонометрические уравнения. Методы решения тригонометрических уравнений.
Простейшие тригонометрические неравенства.
Гл.5 Преобразование тригонометрических выражений (30 часов)
Синус и косинус разности аргументов.
Тангенс суммы и разности аргументов. Формулы двойного аргумента.
Формулы понижения степени.
Формулы половинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента.
Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в сумму. Преобразование выражения Аsinх+Вcosх к виду Сsin(х+t). Методы решения тригонометрических уравнений.
Гл.6 Комплексные числа (10 часов)
Комплексные числа и арифметические операции над ними. Действительная и мнимая часть. Комплексно-сопряженные числа. Модуль и аргумент комплексного числа. Комплексные числа и координатная плоскость
Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Тригонометрическая форма записи комплексного числа. Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи. Комплексные числа и квадратные уравнения. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа. Возведение в натуральную степень (формула Муавра. Основная теорема алгебры.
Гл.7 Производная (35 часов)
Числовые последовательности. Предел числовой последовательности.
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Теоремы о пределах последовательностей. Переход к пределам в неравенствах
Предел функции. Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях. Понятие о пределе функции в точке. Поведение функций на бесконечности. Асимптоты.
Определение производной. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Вычисление производных.
Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций.
Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции.
Производные сложной и обратной функции.
Уравнение касательной к графику функции. Применение производной для исследования функций..
Применение производных при решении уравнений и неравенств.
Построение графиков функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.Вторая производная и ее физический смысл. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин. Использование производных при решении текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. Примеры использования производной для нахождения решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Гл.8 Комбинаторика и вероятность (10 часов)
Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Выбор нескольких элементов.
Биномиальные коэффициенты. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Календарно – тематическое планирование
4 часа в неделю-первое полугодие, 5 –второе . Всего 170 часов.
№
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Планируемый результат
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
(По плану/фактическая)
| примечание
|
| I ПОЛУГОДИЕ
|
| Повторение
|
|
| 2
|
|
| 1
2
| Повторение материала курса алгебры 7-9 классов.
| Уметь:
решать рациональные уравнения (линейные, дробно-рациональные, квадратные);
решать рациональные неравенства (линейные, дробно-рациональные, квадратные) методом интервалов;
решать системы неравенств с одной переменной;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы
| Практикумы. Повторение основного материала, пройденного в курсе алгебры 7-9 кл. Индивидуальный контроль,
самостоятельная работа (метод интервалов).
| 2
| 4.09
|
|
| ГЛАВА 2.
Числовые функции
| Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся сведения о числовых функциях, углубить и расширить функциональные представления учащихся.
| 10
|
|
| 3
4
| §7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛОВОЙ ФУНКЦИИ И СПОСОБЫ ЕЕ ЗАДАНИЯ.
| Знать и понимать:
числовая функция; способы задания функции;
| Повторение материала, пройденного в курсе алгебры. Обучающий.
| 2
| 2.09
5.09
|
| 5
6
7
| §8. СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ.
| область определения; область значений;
график функции, преобразование графиков функций (параллельный перенос, растяжения и сжатия вдоль осей координат, симметрия относительно осей координат и относительно прямой y=x);
свойства функций (четность, нечетность; возрастание и убывание; нули функции и промежутки знакопостоянства; наибольшее и наименьшее значения, периодичность); отражение свойств функции на графике;
функция как соответствие между множествами; элементарные функции, их свойства и графики;
функции y=[x], y={x};
обратная функция.
Уметь:
определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
описывать и исследовать с помощью функций реальные зависимости,
строить графики кусочно-заданных функций; функций, связанных с модулем; взаимообратных функций.
| Обучающий урок.
Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.
Групповой контроль, самоконтроль.
| 3
| 9.09
11.09
12.09
|
| 8
| §9. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.
| Объяснения и теоретические обобщения. Самостоятельная работа проверочного характера.
| 1
| 11.09
|
| 9
10
11
| §10. ОБРАТНАЯ ФУНКЦИЯ.
| Изучение нового материала. Мини исследование.
Практикум.
СР. Тематический контроль.
| 3
| 16.09
18.09
18.09
|
| 12
| Контрольная работа №1 по теме «Числовые функции», § 7 – 10.
| Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.
| 1
| 19.09
|
|
| ГЛАВА 3.
Тригонометрические функции
| Цель: изучить свойства тригонометрических функций.
| 33
|
|
|
13
14
| §11. ЧИСЛОВАЯ ОКРУЖНОСТЬ.
|
| Усвоение изученного материала в процессе решения задач.
| 2
| 23.09
25.09
|
| 15
16
17
| §12. ЧИСЛОВАЯ ОКРУЖНОСТЬ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ.
| Знать и понимать:
понятие числовой окружности;
радианное измерение углов;
определение синуса, косинуса любого действительного числа, связь этих определений с определениями тригонометрических функций, введенных в курсе планиметрии;
соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента (угла, числа);
знаки тригонометрических функций в зависимости от расположения точки, изображающей число на числовой окружности.
тригонометрические функции;
синусоида, тангенсоида;
свойства и графики тригонометрических функций.
Уметь:
строить графики основных тригонометрических функций; читать по графикам их свойства.
| Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа); практическая работа ; МД. Взаимный и индивидуальный контроль.
| 3
| 25.09
26.09
30.09
|
| 18
19
20
| §13. СИНУС И КОСИНУС. ТАНГЕНС И КОТАНГЕНС.
|
| 3
| 2.10
2.10
|
| 21
22
| Синус и косинус, п.1.
| Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.Групповой контроль, самоконтроль.
| 2
| 3.10
7.10
|
| 23
| Тангенс и котангенс, п.2.
| Обучающий урок. Самостоятельная работа проверочная.
| 1
| 9.10
|
| 24
25
26
| §14. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧИСЛОВОГО АРГУМЕНТА.
| Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.Групповой контроль, самоконтроль.
| 3
| 9.10
10.10
14.10
|
| 27
28
| §15. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ УГЛОВОГО АРГУМЕНТА.
| Объяснения и теоретические обобщения. Самостоятельная работа проверочная.
| 2
| 16.10
17.10
|
| 29
30
| §16. ФУНКЦИИ y = sin x,
y = cos x, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ.
| Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа). Тематический контроль.
| 2
| 16.10
23.10
|
| 31
| §26. ФОРМУЛЫ ПРИВЕДЕНИЯ
| Уроки – практикумы. Самостоятельная работа. Индивидуальный конт..
| 1
| 21.10
|
| 32
| ЗАЧЕТ №1
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| 1
| 23.10
|
| 33
| Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции», § 11 – 16.
| Уметь применять теоретический материал при выполнении письменных заданий.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный тематический контроль.
| 1
| 24.10
|
| 34
35
| §17. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ФУНКЦИИ y = m f(x).
| Знать и понимать:
арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс;
математическое представление гармонических колебаний; графики гармонических колебаний;
свойства и графики функций y = tg x,
y = ctg x;
обратные тригонометрические функции, их свойства и графики;
преобразование графиков тригонометрических функций (параллельный перенос, растяжения и сжатия вдоль осей координат, симметрия относительно осей координат и относительно прямой y=x).
Уметь:
вычислять обратные тригонометрические функции некоторых числовых значений;
строить графики основных тр. функций;
строить графики функций вида y = m f(x), путем преобразования графика y = f(x);
строить графики функций вида y = f(kx), путем преобразования графика функции y = f(x);
описывать свойства тригонометрических функций y = tg x, y = ctg x;
уметь определять период, частоту и амплитуду гармонических колебаний.
| Усвоение нового материала в процессе выполнения практических заданий на преобразование графиков функций.
| 2
| 5.11
6.11
|
| 35
36
| §18. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ФУНКЦИИ y = f(kx).
| Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
| 1
| 6.11
7.11
|
| 37
| §19. ГРАФИК ГАРМОНИЧЕСКОГО КОЛЕБАНИЯ.
| Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
| 1
| 13.11
|
| 38
39
| §20. ФУНКЦИИ y = tg x, y = ctg x, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ.
| Урок – исследование.
Обучающая СР.
| 2
| 11.11
13.11
|
|
| §21. ОБРАТНЫЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.
|
| 4
|
|
| 40
41
| Функция y=arcsin x, п.1.
| Уроки практических самостоятельных работ (исследовательского типа). Тематический контроль.
| 2
| 14.11
18.11
|
| 42
43
| Функция y=arccos x, п.2.
| 1
| 20.11
20.11
|
| 44
| Функция y=arctg x. Функция y=arcctg x, п.3-4.
| 1
| 21.11
|
| 45
| ЗАЧЕТ №2
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Тематический контроль.
| 1
| 27.11
|
|
| ГЛАВА 4. Тригонометрические уравнения
| Цель: сформировать у учащихся умение решать простейшие тригонометрические уравнения и научить обучающихся некоторым приемам решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.
| 12
|
|
|
| §22. ПРОСТЕЙШИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА.
|
|
| 5
|
|
| 46
| Первые представления о простейших тригонометрических уравнениях, п.1.
| Знать и понимать:
тригонометрическое уравнение, простейшее тригонометрическое уравнение;
однородное тригонометрическое уравнение первой степени, второй степени;
формулы для решения тригонометрических уравнений;
графическое изображение решений тригонометрических уравнений и неравенств.
Уметь:
решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, а также применять тригонометрические преобразования к более сложным;
показывать решение на единичной окружности.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач.
| 1
| 25.11
|
| 47
| Решение уравнения cos t = a, п.2.
| Урок – практикум по решению уравнений. Групповой контроль и взаимоконтроль.
| 1
| 27.11
|
| 48
| Решение уравнения sin x = a, п.3.
| Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль.
| 1
| 28.11
|
| 49
| Решение уравнений tg x = a,. ctg x = a, п.4.
| Обучающий урок. Практикум.
| 1
| 2.12
|
| 50
| Простейшие тригонометрические уравнения, п.5.
| Урок – практикум по решению уравнений. СР.
| 1
| 4.12
|
|
| §22. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
|
| 5
|
|
| 51
| Метод замены переменной, п.1.
| Урок – практикум по решению уравнений. Групповой контроль и взаимоконтроль.
| 1
| 4.12
|
| 52
| Метод разложения на множители, п.2.
| Урок лекция с необходимым минимумом задач.
Урок – практикум по решению уравнений.
| 1
| 5.12
|
| |
|
|