Главная страница


Рабочая учебная программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) для 10 класса



НазваниеРабочая учебная программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) для 10 класса
страница1/3
Дата10.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3

МОУ СОШ

пгт Новокручининский


Рабочая учебная программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень)

для 10 класса

на 2013-2014 учебный год

Составила: Овчинникова О.Н.

учитель математики

пгт Новокручининский 2013г. 
Пояснительная записка

Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса (профильный уровень) разработана на основе: 1) примерной программы Министерства образования РФ с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта математического образования 2004г.;

2) авторской программы А.Г.Мордкович;

3) сборника нормативных документов. Математика/ сост. С23 Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М. Дрофа 2006г.- 80 стр.

Программа составлена к учебнику «Алгебра и начала анализа 10», 2006 г.

Введение данного курса обусловлено необходимостью овладения учащимися конкретными математическими знаниями, нужными для углубленного изучения информатики, для продолжения образования в высших учебных заведениях и ССУЗ-ах, где необходимы глубокие знания по математике. В программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент для применения математического аппарата в практической деятельности, а также формирование качеств мышления необходимых для продуктивной жизни в обществе, формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности и математике, как части общечеловеческой культуры.

Цели предмета:

- формирование представлений о тригонометрических функциях, производной, расширение и систематизация знаний о числе;

- овладение методами решения тригонометрических уравнений и неравенств; правилами нахождения производной и практического применения производной к исследованию функции и построению графика функции;

- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования;

- воспитание культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно- технического прогресса.
Задачи:

1) - систематизировать и расширить знания о числе, организовать деятельность учащихся по изучению ряда новых задач по теории чисел;

2) - организовать деятельность учащихся по систематизации и расширению знаний о функциях;

3) - помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Тригонометрические функции»;

- организовать деятельность учащихся по формированию представлений о числовой окружности; об обратных тригонометрических функциях; по формированию умения находить значения тригонометрических функций на числовой окружности;

- организовать деятельность учащихся по овладению умением применять различные формулы связи тригонометрических функций для преобразования тригонометрических выражений; применять различные методы решения тригонометрических уравнений и неравенств;

- обеспечить овладение умением строить графики тригонометрических функций;

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний для построения графиков различных сложных тригонометрических функций;

4) - организовать деятельность учащихся по изучению производной, организовать деятельность учащихся по овладению умением исследовать функции с помощью производной, составлять уравнение касательной к графику функции;

5) - организовать деятельность учащихся по формированию представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире.

На изучение алгебры в 10 классе отводится 170 часов (4 часа в неделю-первое полугодие, 5 часов в неделю во втором полугодии).

Учащиеся 10 класса делится на три профиля и расписание составляется по подгруппам, поэтому в тематическом планирование главу 1 пришлось передвинуть на конец года, чтобы не менять программу базового уровняы.
Характеристика класса

Работа планируется с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребят.

Особое внимание на начальном этапе обучения необходимо уделить изучению математической подготовки учащихся, готовность их к изучению математики на расширенном уровне. Для этого будут применяться различные образовательные технологии: индивидуальные, модульные и т.д., в зависимости от темы урока и уровня обученности конкретного ученика. При изучении нового материала, на уроках повторения и закрепления предпочтение отдаю модульной технологии, так как она позволяет работать каждому ребенку в удобном для него темпе.
Требования к уровню подготовки десятиклассников

В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен

знать / понимать:

– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

– значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

– вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Числовые и буквенные выражения

уметь:

– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;

– выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

– проводить преобразование числовых и буквенных выражений, включающих тригонометрические функции.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройств

Функции и графики

уметь:

– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;

– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа

уметь:

– находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

– вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы;

– исследовать функции и строить их графики с помощью производной;

– решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

– решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– решения прикладных задач, в том числе на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства

уметь:

– решать тригонометрические уравнения и неравенства;

– доказывать несложные неравенства;

– находить приближенные решения уравнений, используя графический метод;

– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– построения и исследования простейших математических моделей.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь:

– решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Содержание программы
Гл.1 Действительные числа (12 часов)

Натуральные, целые, рациональные, иррациональные числа, их множества. Делимость целых чисел. Деление с остатком. Сравнения. Признаки делимости. Простые и составные числа. НОД. НОК.

Основная теорема алгебры.

Решение задач с целочисленными неизвестными.

Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную.

Числовая прямая. Числовые неравенства и их свойства. Числовые промежутки. Аксиоматика действительных чисел. Доказательство неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Модуль действительного числа

Метод математической индукции.

Гл.2 Числовые функции (10 часов)

Определение числовой функции и способы ее задания. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, непрерывность, выпуклость.

Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Периодические функции. Периодичность функций. Обратная функция. Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной.

Гл.3 Тригонометрические функции (33 часа)

Числовая окружность. Числовая окружность на координатной плоскости Синус и косинус, тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента. Основные тригонометрические тождества. Тригонометрические функции углового аргумента. Радианная мера угла. Формулы приведения.

Функция у=sinх, ее свойства и график.

Функция у=cosх, ее свойства и график.

Периодичность функций у=sin х, у=cos х. Как построить график функции у=mf(х), если известен график функции у=f(х).

Как построить график функции у=f(kх), если известен график функции у=f(х). Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат, симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у=х.

Растяжение и сжатие вдоль осей координат. График гармонического колебания.

Функции у=tg х, у=ctg х, их свойства и графики.

Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.

Гл.4 Тригонометрические уравнения (12 часов)

Первые представления о решении простейших тригонометрических уравнений и неравенств. Арккосинус и решение уравнения cosх=а.

Арксинус и решение уравнения sinх =а.

Арктангенс и решение уравнения tg х=а.

Арккотангенс и решение уравнения сtg х= а.

Тригонометрические уравнения. Методы решения тригонометрических уравнений.

Простейшие тригонометрические неравенства.

Гл.5 Преобразование тригонометрических выражений (30 часов)

Синус и косинус разности аргументов.

Тангенс суммы и разности аргументов. Формулы двойного аргумента.

Формулы понижения степени.

Формулы половинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента.

Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведений тригонометрических функций в сумму. Преобразование выражения Аsinх+Вcosх к виду Сsin(х+t). Методы решения тригонометрических уравнений.

Гл.6 Комплексные числа (10 часов)

Комплексные числа и арифметические операции над ними. Действительная и мнимая часть. Комплексно-сопряженные числа. Модуль и аргумент комплексного числа. Комплексные числа и координатная плоскость

Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Тригонометрическая форма записи комплексного числа. Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи. Комплексные числа и квадратные уравнения. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа. Возведение в натуральную степень (формула Муавра. Основная теорема алгебры.

Гл.7 Производная (35 часов)

Числовые последовательности. Предел числовой последовательности.

Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.

Теоремы о пределах последовательностей. Переход к пределам в неравенствах

Предел функции. Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях. Понятие о пределе функции в точке. Поведение функций на бесконечности. Асимптоты.

Определение производной. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Вычисление производных.

Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций.

Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции.

Производные сложной и обратной функции.

Уравнение касательной к графику функции. Применение производной для исследования функций..

Применение производных при решении уравнений и неравенств.

Построение графиков функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.Вторая производная и ее физический смысл. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин. Использование производных при решении текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. Примеры использования производной для нахождения решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.

Гл.8 Комбинаторика и вероятность (10 часов)

Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Выбор нескольких элементов.

Биномиальные коэффициенты. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

Календарно – тематическое планирование

4 часа в неделю-первое полугодие, 5 –второе . Всего 170 часов.



п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Планируемый результат

Контроль

знаний

учащихся

Коли-

чество

часов

Дата

(По плану/фактическая)

примечание




I ПОЛУГОДИЕ




Повторение







2







1

2


Повторение материала курса алгебры 7-9 классов.

Уметь:

  • решать рациональные уравнения (линейные, дробно-рациональные, квадратные);

  • решать рациональные неравенства (линейные, дробно-рациональные, квадратные) методом интервалов;

  • решать системы неравенств с одной переменной;

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы

Практикумы. Повторение основного материала, пройденного в курсе алгебры 7-9 кл. Индивидуальный контроль,

самостоятельная работа (метод интервалов).

2

4.09







ГЛАВА 2.

Числовые функции

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся сведения о числовых функциях, углубить и расширить функциональные представления учащихся.

10







3

4

§7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛОВОЙ ФУНКЦИИ И СПОСОБЫ ЕЕ ЗАДАНИЯ.

Знать и понимать:

  • числовая функция; способы задания функции;

Повторение материала, пройденного в курсе алгебры. Обучающий.

2

2.09

5.09




5

6

7

§8. СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ.

  • область определения; область значений;

  • график функции, преобразование графиков функций (параллельный перенос, растяжения и сжатия вдоль осей координат, симметрия относительно осей координат и относительно прямой y=x);

  • свойства функций (четность, нечетность; возрастание и убывание; нули функции и промежутки знакопостоянства; наибольшее и наименьшее значения, периодичность); отражение свойств функции на графике;

  • функция как соответствие между множествами; элементарные функции, их свойства и графики;

  • функции y=[x], y={x};

  • обратная функция.

Уметь:

  • определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

  • описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

  • описывать и исследовать с помощью функций реальные зависимости,

  • строить графики кусочно-заданных функций; функций, связанных с модулем; взаимообратных функций.

Обучающий урок.

Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.

Групповой контроль, самоконтроль.


3

9.09

11.09

12.09




8

§9. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

Объяснения и теоретические обобщения. Самостоятельная работа проверочного характера.


1

11.09




9

10

11

§10. ОБРАТНАЯ ФУНКЦИЯ.

Изучение нового материала. Мини исследование.

Практикум.

СР. Тематический контроль.

3

16.09

18.09

18.09




12

Контрольная работа №1 по теме «Числовые функции», § 7 – 10.

Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный контроль.

1

19.09







ГЛАВА 3.

Тригонометрические функции

Цель: изучить свойства тригонометрических функций.

33








13

14

§11. ЧИСЛОВАЯ ОКРУЖНОСТЬ.




Усвоение изученного материала в процессе решения задач.

2

23.09

25.09




15

16

17

§12. ЧИСЛОВАЯ ОКРУЖНОСТЬ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ.

Знать и понимать:

  • понятие числовой окружности;

  • радианное измерение углов;

  • определение синуса, косинуса любого действительного числа, связь этих определений с определениями тригонометрических функций, введенных в курсе планиметрии;

  • соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента (угла, числа);

  • знаки тригонометрических функций в зависимости от расположения точки, изображающей число на числовой окружности.

  • тригонометрические функции;

  • синусоида, тангенсоида;

  • свойства и графики тригонометрических функций.


Уметь:

  • строить графики основных тригонометрических функций; читать по графикам их свойства.




Изучение и первичное закрепление новых знаний (беседа); практическая работа ; МД. Взаимный и индивидуальный контроль.

3

25.09

26.09

30.09




18

19

20

§13. СИНУС И КОСИНУС. ТАНГЕНС И КОТАНГЕНС.




3

2.10

2.10




21

22

Синус и косинус, п.1.

Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.Групповой контроль, самоконтроль.

2

3.10

7.10




23

Тангенс и котангенс, п.2.

Обучающий урок. Самостоятельная работа проверочная.

1

9.10




24

25

26

§14. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧИСЛОВОГО АРГУМЕНТА.

Обучающий урок. Урок практикум. Самостоятельная работа обучающая.Групповой контроль, самоконтроль.

3

9.10

10.10

14.10




27

28

§15. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ УГЛОВОГО АРГУМЕНТА.

Объяснения и теоретические обобщения. Самостоятельная работа проверочная.

2

16.10

17.10




29

30

§16. ФУНКЦИИ y = sin x,

y = cos x, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ.

Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа). Тематический контроль.

2

16.10

23.10




31

§26. ФОРМУЛЫ ПРИВЕДЕНИЯ

Уроки – практикумы. Самостоятельная работа. Индивидуальный конт..

1

21.10




32

ЗАЧЕТ №1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

23.10




33

Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции», § 11 – 16.

Уметь применять теоретический материал при выполнении письменных заданий.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Фронтальный тематический контроль.

1

24.10




34

35

§17. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ФУНКЦИИ y = m f(x).

Знать и понимать:

  • арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс;

  • математическое представление гармонических колебаний; графики гармонических колебаний;

  • свойства и графики функций y = tg x,

y = ctg x;

  • обратные тригонометрические функции, их свойства и графики;

  • преобразование графиков тригонометрических функций (параллельный перенос, растяжения и сжатия вдоль осей координат, симметрия относительно осей координат и относительно прямой y=x).

Уметь:

  • вычислять обратные тригонометрические функции некоторых числовых значений;

  • строить графики основных тр. функций;

  • строить графики функций вида y = m f(x), путем преобразования графика y = f(x);

  • строить графики функций вида y = f(kx), путем преобразования графика функции y = f(x);

  • описывать свойства тригонометрических функций y = tg x, y = ctg x;

  • уметь определять период, частоту и амплитуду гармонических колебаний.

Усвоение нового материала в процессе выполнения практических заданий на преобразование графиков функций.

2

5.11

6.11




35

36


§18. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ФУНКЦИИ y = f(kx).

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

1

6.11

7.11





37

§19. ГРАФИК ГАРМОНИЧЕСКОГО КОЛЕБАНИЯ.

Урок практических самостоятельных работ (исследовательского типа).

1

13.11




38

39

§20. ФУНКЦИИ y = tg x, y = ctg x, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ.

Урок – исследование.

Обучающая СР.

2

11.11

13.11







§21. ОБРАТНЫЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.




4







40

41

Функция y=arcsin x, п.1.

Уроки практических самостоятельных работ (исследовательского типа). Тематический контроль.

2

14.11

18.11




42

43

Функция y=arccos x, п.2.

1

20.11

20.11




44

Функция y=arctg x. Функция y=arcctg x, п.3-4.

1

21.11




45

ЗАЧЕТ №2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Тематический контроль.

1

27.11







ГЛАВА 4. Тригонометрические уравнения

Цель: сформировать у учащихся умение решать простейшие тригонометрические уравнения и научить обучающихся некоторым приемам решения тригонометрических уравнений и систем уравнений.

12










§22. ПРОСТЕЙШИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА.







5







46

Первые представления о простейших тригонометрических уравнениях, п.1.

Знать и понимать:

  • тригонометрическое уравнение, простейшее тригонометрическое уравнение;

  • однородное тригонометрическое уравнение первой степени, второй степени;

  • формулы для решения  тригонометрических уравнений;

  • графическое изображение решений тригонометрических уравнений и неравенств.

Уметь:

  • решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, а также применять тригонометрические преобразования к более сложным;

  • показывать решение на единичной окружности.

Урок лекция с необходимым минимумом задач.

1

25.11




47

Решение уравнения cos t = a, п.2.

Урок – практикум по решению уравнений. Групповой контроль и взаимоконтроль.

1

27.11




48

Решение уравнения sin x = a, п.3.

Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль.

1

28.11




49

Решение уравнений tg x = a,. ctg x = a, п.4.

Обучающий урок. Практикум.

1

2.12




50

Простейшие тригонометрические уравнения, п.5.

Урок – практикум по решению уравнений. СР.

1

4.12







§22. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.




5







51

Метод замены переменной, п.1.

Урок – практикум по решению уравнений. Групповой контроль и взаимоконтроль.

1

4.12




52

Метод разложения на множители, п.2.

Урок лекция с необходимым минимумом задач.

Урок – практикум по решению уравнений.

1

5.12



  1   2   3