Главная страница

Повышение мотивации к изучению математики с помощью интегрированных уроков



Скачать 51.77 Kb.
НазваниеПовышение мотивации к изучению математики с помощью интегрированных уроков
Дата10.02.2016
Размер51.77 Kb.
ТипДокументы

Повышение мотивации к изучению математики с помощью интегрированных уроков.

Одной из основных целей обучения математике в школе является овладение учащимися математическими знаниями, которые будут необходимы им в практической деятельности.

Образовательные и воспитательные задачи обучения алгебре и геометрии в средней школе должны комплексно решаться. Правильная организация учебно-воспитательной работы строится на выборе наиболее эффективной системе методов обучения, которые должны включать приемы повышения мотивации учения детей.

С учетом того, что мотивы учеников в средней школе формируются через их потребности и интересы (Потребность - Интерес - Мотив), усилия учителя должны быть направлены на развитие познавательных интересов учащихся. Устойчивый познавательный интерес – это единственный мотив, который необходим для творческой деятельности и для формирования навыков. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Необходимо создать систему приемов, которые сформируют познавательный интерес, для которого характерен активный поиск необходимого решения.

В школе имеется большой потенциал, создающий условия для активизации творческого мышления детей на занятиях по алгебре и геометрии, что в свою очередь повышает их мотивацию к усвоению материала. Эффективность обучения данными предметам зависит от степени развития мотивации.

Технология и методы формирования мотивации при обучении математике в средней школе должны:

- быть тесно связаны с содержанием обучения;

- выбираться после предварительного анализа знаний, умений и мотивационного уровня детей;

- учитывать конкретную ситуацию;

- зависеть от цели и задач занятия;

- определяться психологическим особенностями возрастной группы учащихся.

Развитие мотивации обучения алгебре и геометрии является одной из актуальных проблем теории и методологии обучения в средней школе и требует новых способов совершенствования форм и методов ее активизации. Решению данной проблемы может помочь включение в преподавание школьникам интегрированные уроки (математика и физика, математика и химия, математика и биология, математика и информатика, математика и черчение).

На уроках математики необходимо формировать целостное восприятие решаемой задачи, учить делать выбор методов решения, переносить и использовать знания, умения и навыки с одного предмета на другой, узнавать и применять информацию из смежных дисциплин (физика, химия, информатика, биология, черчение).

Интеграция школьных предметов на современном этапе является одним из направлений активных поисков новых решений, способствующих формированию мотивации учащихся.

При обучении детей математическим понятиям необходимо усилить интеграцию математики с другими предметами. Например в курсе геометрии изучается тема «Векторы». При ее изучении можно пользоваться знаниями, полученными в курсе физики по теме «Сила – векторная величина», «Сложение двух сил, направленных по одной прямой». Использование знаний по физике помогает развитию у учащихся умений для применения математического аппарата в решении прикладных задач, формирует представление о месте математики в окружающем мире, помогает увидеть разницу между реальностью и идеалом, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению.

При изучении темы «Подобие» можно использовать материалы из курса географии (темы: « Измерение расстояний на местности», « Изображение направлений и расстояний на чертеже», «Составление схематического плана участка местности способом полярной съёмки»). Данная связь математики и географии помогает вывести новые математические понятия, доказывать теоремы, а также применять математические действия в географии.

Когда изучается тема «Масштаб», можно использовать задания, в которых условием является определение по плану или карте расстояние между двумя пунктами. При этом целесообразно использовать географические карты.

На уроках геометрии учащиеся знакомятся с градусными измерениями углов, что, в свою очередь, способствует более эффективному изучению темы «Градусная сеть» из курса географии.

Таким образом, знания по географии дают большие возможности для понимания учащимися понятий рационального числа, отрицательного числа, координаты точки, навыков построения различных диаграмм.

Особый интерес вызывает у учащихся использование на уроках математики компьютерных программ. Обучающие или контролирующие программы можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они развивают логику учащихся, их память, и формируют мотивацию учения.

В условиях всемирной информатизации разнообразие подходов к решению одних и тех же задач математическими методами и с помощью компьютерных технологий наглядно и ярко представляет содержание материала, дает возможность проведения исследовательской работы учащихся.

Очень тесная связь существует между геометрией и черчением. Цель геометрии – ознакомить учащихся со свойствами фигур на плоскости, развить их пространственные представления и пространственное воображение. Параллельно с этим учащимся необходимо приобрести практические навыки и умения, чтобы решать практические геометрические задачи. Подобные задачи есть в курсе черчения, поэтом возникает необходимость взаимосвязи преподавания черчения и геометрии, чтобы подготовить детей к практической деятельности.

Помимо этого, в геометрии дети изучают теоретические основы для черчения, а навыки чертежного построения применяются на уроках геометрии.

Для того, чтобы интегрированные уроки проходили эффективно, необходима атмосфера заинтересованности и творчества. В процессе проведения интегрированных занятий по алгебре и геометрии условно выделяется два блока процессов: актуализация и конкретизация. Задачей интегрированных уроков является оказание помощи ученикам в усвоении учебного материала.

Эффективность применения интегрированных занятий по математике для развития мотивации связана, в первую очередь, с освещением жизненной важности рассматриваемых вопросов, которые воздействуют на эмоциональную сферу и чувства учащихся, формирующих сильную устойчивую внутреннюю мотивацию учения. Средства эмоционального воздействия на детей на уроках математики – это новизна, занимательность, необычность, неожиданность. Мощнейшим средством создания внутренней устойчивой мотивации учения является практическая направленность учебной проблемы. Хорошо организованный процесс обучения алгебре и геометрии в средней школе раскрывает потенциал учеников. Предметная мотивация имеет влияние на продуктивность обучение и развитие личности детей.

Таким образом, предметная мотивация обучения алгебре и геометрии состоит из целого ряда многообразных взаимосвязанных факторов. Самые главные – это интерес, мотив подготовки к будущей профессиональной деятельности, мотив личного самоутверждения и достижения успеха. Все разнообразие мотивационных факторов важны для пробуждения интереса и образования внутренней мотивации учения математики.
Список литературы


  1. Коваленко, В.И. Дидактические игры на уроках математики [текст]: пособие для учителя / В.И.Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

  2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [текст]: книга для учителя / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлова М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

  3. Маркова, А.К. Формирование мотиваций учения [текст]: книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

  4. Родионов, М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования [текст] / М.А.Родионов. – Саранск: Поволжск, 2001. – 252 с.