Главная страница


Рабочая программа



НазваниеРабочая программа
страница6/6
Дата10.02.2016
Размер0.86 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4   5   6

Особенности построения учебного курса

Характеристика класса

Большая часть учащиеся 5-а класса имеет хороший уровень подготовки по математике начальной школы. На уроке активны, умеют анализировать и делать выводы. Несколько детей трудно усваивают материал (пропуски по болезни, медлительность, неумение работать самостоятельно).
Особенности методики

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.

Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).

Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В данном курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута, пользуясь принципом минимакса. Согласно этому принципу учебник содержит учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Изучение новой темы проходит через этапы:

1 этап (1 урок) – постановка проблемы и поиск методов ее решения. На этом этапе используются такие технологии как развитие критического мышления, информационные технологии, педагогическая мастерская, лаборатория исследователя, игровые технологии;

2 этап (1-3 урока) – изучение и поиск методов и отработка навыков решения математических задач. Здесь проблема разноуровневой сформированности знаний, умений и навыков решается путем применения парных и групповых форм работы, дифференциации учебных заданий, элементов модульной технологии, проверочных работ, контрольных срезов;

3 этап (2 урока) – обобщение изученного материала и подведение итогов работы проводится в форме контрольной работы с последующим проведением коррекционных мероприятий.

Система организации контроля.

График контрольных работ приведен в тематическом плане. Контрольные работы проводятся в соответствии с рекомендациями автора (Дорофеев, Г. В. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2013г.) и текстами контрольных работ, взятых из сборника Кузнецова, Л. В. Математика: контрольные работы для 5-6 классов общеобразователь­ных учреждений: книга для учителя /Л. В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009.

Виды и формы контроля:

• стартовый;

• текущий;

• индивидуальный;

• фронтальный;

• промежуточный;

• тематический.

А также самоконтроль своей деятельности на всех этапах работы и после ее завершения: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы( 2-х уровневые), творческие и исследовательские задания, выставки творческих работ, тестирование, словесная оценка работ обучающихся.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

• активность участия;

• умение собеседника прочувствовать суть вопроса;

• искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;

• самостоятельность;

• оригинальность суждений.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:

• повторение и контроль теоретического материала;

• разбор и анализ домашнего задания;

• устный счет;

• математический диктант;

• самостоятельная работа;

• контрольные срезы.


Планируемые результаты

Арифметика

Выпускник научится:

• понимать особенности десятичной системы счисления;

• владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора.

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями,
отличными от 10;

• научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления; приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Алгебра(измерения, приближения, оценки)

Выпускник научится:

• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;

• изображать числа точками на координатной прямой;

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.

Выпускник получит возможность:

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания зависимостей между изученными физическими величинами, соответствующими им формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.

• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в инфрмационных источниках, можно судить о погрешности приближения

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

• распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды;

• строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда и пирамиды;

• вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

• вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
Стратегия смыслового чтения и работа с информацией.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

• определять главную тему. Общую цель или назначение текста;

• выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

• предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

• объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

• сопоставлять основные текстовые и вне текстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

• находить в тексте требуемую информацию ( пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

• определять назначение разных видов текстов;

• ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

• различать темы и подтемы специального текста;

• выделять главную и избыточную информацию;

• прогнозировать последовательность изложения идей текста;

• сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

• выполнять смысловые свёртывания выделенных фактов и мыслей;

• формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

• понимать душевное состояние персонажей текса, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст. Используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

• сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

• обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

• делать выводы из сформулированных посылок;

• выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста;

• связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

• оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

• находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной информации.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Создание графических объектов

Выпускник научится:

• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;

• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать мультипликационные фильмы;

• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать и заполнять различные определители;

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

Выпускник научится:

• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;

• строить математические модели;

• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;

• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.


Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

  1. Дорофеев, Г. В. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. - М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по математике.

  2. Дорофеев, Г. В. Математика: дидактические материалы для 5 класса общеобразователь­ных учреждений / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, - М.: Просвещение, 2012.

  3. Дорофеев, Г. В. Математика: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреж­дений (в 2-х частях) / Г. В. Дорофеев, - М.: Просвещение, 2012.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  5. Кузнецова, Л. В. Математика: контрольные работы для 5-6 классов общеобразователь­ных учреждений: книга для учителя /Л. В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009.

  6. Суворова, С. Б, Математика. 5-6 классы: книга для учителя / С. Б. Суворова. - М.: Про­свещение, 2008.


Информационно-методическая и Интернет поддержка:

  1. журнал «Математика в школе»

  2. приложение «Математика», сайт www.prov.ru (рубрика «Математика»).

  3. интернет-школа сайт www.Просвещение.ru.

  4. сайт www.talant Perm ru.

  5. www.1september.ru

  6. www.math.ru

  7. www.allmath.ru

  8. www.uztest.ru

  9. https://schools.techno.ru/tech/index.html

  10. https://catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html

  11. https://methmath.chat.ru/index.html

  12. https://mathnet.spb.ru/

  13. https://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292

  14. https://schools.techno.ru/tech/index.html

  15. я иду на урок математики(методические разработки) www.festival.1september.ru

  16. уроки, конспекты www.pedsovet.ru

  17. сайт интернет-поддержки УМК

  18. www.uchportal.ru/load/24-1-0-6409Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР): https://fcior.edu.ru

  19. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК): https://school-collection.edu.ru

  20. ЦОР и ЭОР разработанные учителем и учениками.

  21. Использование ИКТ: мультимедия, интерактивная доска, компьютер.

  22. Ресурсы портала для общего образования https://edu.ru/db/portal/sites/school-page.htm

  23. Издательство «Экзамен» https://examen.biz/


Информационно-коммуникативные средства:

  1. УМК «Живая математика»;

  2. коллекция медиа ресурсов;

  3. коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия (СД);

  4. интернет.


Печатные пособия:

  1. портреты великих ученых математиков;

  2. демонстрационные таблицы по темам: «Десятичные дроби», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».


Технические средства обучения:

  1. компьютер;

  2. мультимедиапроектор;

  3. интерактивная доска.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. доска магнитная;

  2. комплект чертёжных инструментов (наглядных и раздаточных);

  3. комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный);

  4. комплекты для моделирования (цветная бумага,картон,калька,клей,ножницы






1   2   3   4   5   6