Главная страница


Рабочая программа по предмету «Математика» в 5-9 классах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью



НазваниеРабочая программа по предмету «Математика» в 5-9 классах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
страница1/5
Дата05.04.2016
Размер0.66 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5


Московская область

Раменский муниципальный район
МС(К)ОУ Юровская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VI вида

«Согласовано» Руководитель МО

школы-интерната
____________________

Кракасевич М.М.
«_____»__________________

«Согласовано »

Зам.директора по УВР

____________________

Минкина Л.Н.

«_____»__________________

«Утверждаю»

Директор

школы-интерната
_____________________

Сорокина В.Н.
«_____»__________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Математика»
в 5-9 классах
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и

умственной отсталостью
Срок освоения 5 лет


Программу разработали:

Скворцова Ольга Викторовна

Молчанова Ольга Петровна

Воробьёва Ольга Константиновна

2011год

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………….3

  2. Содержание учебного материала ………………………………8

  3. . Тематическое планирование…………………………………….12

  4. Учебно-методическое обеспечение……………………………..24

  5. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение. ……………………………………………………..25

  6. Требования к уровню подготовки учащихся…………………...26

  7. Оценка знаний учащихся………………………………………..33


1. Пояснительная записка.

Нормативная база:

  • Приказ Министерства образования РФ об утверждении учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида №29/2065-п. от 10.04.2002г.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:/ под ред. В.В. Воронковой. -М.: ВЛАДОС, 2010г.


Цель курса:

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Цель - подготовить учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью к жизни, к трудовой деятельности. Курс математики направлен, чтобы ученики могли распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты и применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

    1. Задачи курса:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развивать речь учащихся, обогащая её математической терминологией;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое до завершения.

Учебный план.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

5

170

6

5

170

7

5

170

8

4

136

9

4

136



Межпредметные связи, преемственность:



  • косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала используются аналогии, примеры из других областей;

  • практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но их решение осуществляется с помощью методов и средств математики, тем самым происходит изучение математики, но на том учебном материале, который интересен учащимся.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность и тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися материала и более высокий уровень владения навыками по математики.
Особенности учебной деятельности детей:

Основной особенностью учебной деятельности учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью является несформированность необходимых предпосылок учебной деятельности, обусловленных в первую очередь нарушениями опорно - двигательного аппарата и в сфере познавательных процессов. Несформированность двигательных навыков и умений – результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

Особенностью учебной деятельности учащихся с церебральным параличом и умственной отсталостью в значительной степени также определяются различными нарушениями речи: нарушения звукопроизносительной стороны, своеобразие развития лексико-грамматической стороны, трудности различения звуков речи на слух. Это проявляется в непроизнесении отдельных звуков, или их искажении, замене. Тяжесть звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, ребенок во время речи производит отдельных вдохи, речь теряет плавность и выразительность, голос монотонный, немодулированный, часто с гнусавым оттенком. У некоторых детей наблюдаются насильственные движения в речевом аппарате, которые особенно ярко проявляются при устных ответах и вызывают неестественную улыбку, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. Эти проявления в сочетании с усиленным слюнотечением, непонятной речью, неадекватной мимикой, насильственным смехом вызывают затруднения при выявлении степени усвоения программного материала и оценке знаний учащихся. При устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, отвечать речевыми штампами только на вопросы учителя. Встречаются дети, которые не могут сразу ответить на заданный вопрос учителя, им требуется какое-то время для подготовки к ответу; в противном случае они вообще отказываются отвечать. Подготовка к ответу обусловлена определенной настройкой речевого аппарата (преодоление насильственных движений, настройка дыхания, произвольное подключение голоса).

Своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи выявляется в том, что словарный запас ограничен, присутствует недостаточное понимание значений многих слов и понятий, часто встречаемых при прохождении программного материала. Это приводит к тому, что в устном ответе учащиеся пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а иногда предпочитают отвечать отдельными словами.

Для детей характерна низкая и неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания. При таком состоянии дети допускают ряд разнообразных ошибок, связанных с пропусками букв, слогов, слов, перестановками их, недописыванием слов, предложений, о различением исходных по звучанию звуков. Такие учащиеся могут одни и те же задания в разное время выполнить на различном уровне, т.е. количество и качество их ошибок отличается непостоянством.

Одним из проявлений особенностей учебной деятельности учащих­ся с церебральным параличом является недостаточная сформированность контроля своих действий. Вот почему при выполнении заданий учащиеся часто не видят своих ошибок и не умеют проверять свои работы.
Изменения, внесенные в содержание разделов учебного курса:

Программный материал по математики расположен концентрически, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. При таком расположение материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию.
Используемые технологии, методы и формы работы:

Обоснование выбора педагогических технологий, методов и форм обучения:

  • Контингент учащихся:

С нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, врождённые и приобретённые деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей) и лёгкая умственная отсталость.

  • Особенности обучения данного контингента:

Обучение детей с НОДА и умственной отсталостью - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объём, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (или отклонений) в развитии; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребёнка и его семьи; желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального обучения; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального обучения; знанием психофизических особенностей детей этой категории.

Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью характерны следующие психофизиологические особенности:

  • Различные нарушения познавательной и речевой деятельности.

  • У некоторых детей 20-25% снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различение звуковых частот, особенно высокой тональности. Нередко наблюдается недостаточность зрения, 20-30% - косоглазие. 20% - эпилептические припадки, системные неврозы (например, заикание). Для многих детей характерно наличие страхов, боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов.

  • Разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения.

  • Для большинства детей с церебральным параличом и умственной отсталостью характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.

  • Своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

  • У детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений.

Таким образом, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью – это дети с множественными нарушениями. Эти нарушения обнаруживаются в познавательной сфере деятельности, эмоционально-волевой сфере, в интеллектуальном развитии.

Технологии обучения:

Педагогические технологии

Результат использования

технологии

– Личностно-ориентированное обучение.

– Технологии игрового обучения.

– Технология уровневой дифференциации.

–  Здоровьесберегающие технологии.

– Информационно-коммуникативные технологии.

–  Групповые технологии.


- Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.

- Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей.

-Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

-Развитие творческих способностей. Самооценка собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности.
  1   2   3   4   5