Главная страница

Рабочая программа по предмету «Математика» в 5-9 классах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью



НазваниеРабочая программа по предмету «Математика» в 5-9 классах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
страница5/5
Дата05.04.2016
Размер0.66 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4   5

6.Требования к уровню подготовки учащихся.
Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся каждого класса и, принимая во внимание сложную структуру дефекта детей школы- интерната (НОДА и умственная отсталость), в программе предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьника (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).

Первый уровень - базовый- предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала.

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема материала и его содержательного процесса.
5 класс
1 уровень

Учащиеся должны знать:

• класс единиц, разряды в классе единиц;

• десятичный состав чисел в пределах 1 000;

• единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;

• римские цифры;

• дроби, их виды;

• виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон. Учащиеся должны уметь:

• выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно (все случаи);

• читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;

• считать присчитывая, отсчитывая различные разрядные еди­ницы в пределах 1 000;

  • выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1000;

  • выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пре­делах 1 000 с последующей проверкой;

  • выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

  • выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1 000;

  • умножать и делить на однозначное число (письменно);

  • получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

  • решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», на нахождение неизвестного сла­гаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составные задачи в три арифметических действия;

  • уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

  • различать радиус и диаметр;

  • вычислять периметр многоугольника.

Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении математичес­ких знаний, выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами письменных вычислений; при выполнении умножения и деления может быть разрешено в трудных случаях использование таблицы умно­жения на печатной основе.

2 уровень
В требованиях к знаниям и умениям учащихся данной группы может быть исключено следующее:

  • счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 20, 200, 250;

  • округление чисел до сотен;

  • римские цифры;

  • сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно;

  • трудные случаи умножения и деления письменно;

  • преобразования чисел, полученных при измерении длины, массы;

  • сравнение обыкновенных дробей;

  • простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемо­го, уменьшаемого, вычитаемого;

  • решение составных задач тремя арифметическими действиями;

  • виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;

  • построение треугольника по трем заданным сторонам с помощью цир­куля и линейки;

  • вычисление периметра многоугольника.


6 класс

1 уровень

Учащиеся должны знать:

  • Десятичный состав чисел в пределах 1000000;

  • Разряды и классы;

  • Основное свойство обыкновенных дробей;

  • Смешанные числа;

  • Расстояние, скорость, время, зависимость между ними;

  • Различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

  • Свойства граней и рёбер куба и бруса.

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны уметь:

• устно складывать и вычитать круглые числа;

• читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;

• чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы вписывать в нее числа, сравнивать; записывать числа, внесен­ные в таблицу, вне ее;

' округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;

• складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное чис­ло и круглые десятки числа в пределах 10 000, выполнять де­ление с остатком;

• выполнять проверку арифметических действий;

• выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при изме­рении двумя мерами стоимости, длины и массы письменно;

• сравнивать смешанные числа;

• заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;

• складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми знаменателями;

• решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость время; на нахождение дроби от числа, на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»; решать и со­ставлять задачи на встречное движение двух тел;

• чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;

• чертить высоту в треугольнике;

• выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.

2 уровень:

В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значитель­ные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено

  • нумерация чисел в пределах 1 000 000; получение десятков сотен тысяч; сложение и вычитание круглых чисел; получение пятизначных, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (все задания на нумерацию должны быть ограниченны числами в пределах 10000);

  • черчение нумерационной таблицы с включением разрядов десятков и сотен тысяч;

  • округление чисел до десятков, сотен тысяч;

  • обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX (достаточно знакомство с числами I-XII);

  • деление с остатком письменно;

  • преобразование обыкновенных дробей;

  • сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел), со знаменателями более чисел первого десятка (достаточно, если в знаменателе будут 2-10), с получением суммы и разности, требующих выполнения преобразований;

  • простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время;

  • задачи на встречное движение двух тел;

  • высота треугольника, прямоугольника, квадрата;

  • свойства элементов куба, бруса.

Данная группа учащихся должна овладеть:

  • преобразованиями небольших чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы;

  • сравнением смешанных чисел;

  • решением простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого;

  • приёмами построения треугольников по трём сторонам с помощью циркуля и линейки, классификацией треугольников по видам углов и длинам сторон;

  • вычислением периметра многоугольника.


7 класс

1 уровень

Учащиеся должны знать:

• числовой ряд в пределах 1 000 000;

• алгоритмы арифметических действий с многозначными чис­лами, числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;

• элементы десятичной дроби;

• преобразования десятичных дробей;

• место десятичных дробей в нумерационной таблице;

• симметричные предметы, геометрические фигуры;

• виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения.

Учащиеся должны уметь:

• умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;

• читать, записывать десятичные дроби;

• складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обык­новенные и десятичные);

• записывать числа, полученные при измерении мерами стоимо­сти, длины, массы, в виде десятичных дробей;

• выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при из­мерении двумя единицами времени;

• решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;

• решать составные задачи в 3-4 арифметических действия;

• находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии.

2 уровень

В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значитель­ные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено:

  • сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно, достаточно складывать и вычитать числа в пределах 1 000 (легкие случаи);

  • присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000 000 (достаточно присчитывать и отсчитывать по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне, 1 единице тысяч в пределах 10 000);

  • умножение и деление на двузначное число письменно;

  • умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя едини­цами стоимости, длины, массы;

  • приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями;

  • место десятичных дробей в нумерационной таблице;

  • запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;

  • простые арифметические задачи на нахождение начала и конца события;

  • составные задачи на движение в одном и противоположных направле­ниях двух тел;

  • составные задачи в 3-4 арифметических действия;

  • высота параллелограмма (ромба), построение параллелограмма;

  • предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные отно­сительно центра симметрии; построение точки, симметричной данной, относительно оси, центра симметрии.

Данная группа учащихся должна овладеть:

  • умножением и делением на однозначное число в пределах 10 000 с проверкой письменно;

  • легкими случаями преобразований обыкновенных дробей;

  • знанием свойств элементов куба, бруса.


8 класс

1 уровень

Учащиеся должны знать:

• величину 1°;

• смежные углы;

• размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; сумму смежных углов, углов треугольника;

• элементы транспортира;

• единицы измерения площади, их соотношения;

• формулы длины окружности, площади круга.

Учащиеся должны уметь:

• присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000;

• выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел, обыкно­венных и десятичных дробей; умножение и деление десятичных дробей на 10, 100,1 000;

• находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;

• находить среднее арифметическое чисел;

• решать арифметические задачи на пропорциональное деление;

• строить и измерять углы с помощью транспортира;

• строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;

• вычислять площадь прямоугольника (квадрата);

• вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;

• строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники, ок­ружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии.

2 уровень

В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний, может быть исключено:

  • присчитывание и отсчитывание чисел 2 000, 20 000; 500, 5 000,

50 000; 25 000 в пределах 1 000 000, достаточно присчитывать и отсчитывать числа 2, 20, 200, 5, 50, 25, 250 в пределах 1 000;

  • умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей на двузначные числа;

  • самостоятельное построение и измерение углов с помощью транспортира;

  • построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней;

  • соотношения: 1 м2 = 10 000 см2,1 км2 = 1 000 000 м2,1 га = 10 000 м2;

  • числа, полученные при измерении двумя единицами площади;

  • формулы длины окружности и площади круга;

  • диаграммы;

  • построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии.

Данная группа учащихся должна овладеть:

  • чтением чисел, внесенных в нумерационную таблицу, записью чисел в таблицу;

  • проверкой умножения и деления, выполняемых письменно.


9 класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих 9-летний курс обучения

1 уровень

Учащиеся должны знать:

• таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом

через десяток;

• табличные случаи умножения и получаемые из них случаи

деления;

• названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;

• числовой ряд чисел в пределах 1 000 000;

• дроби обыкновенные и десятичные; их получение, запись, чтение;

• геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоуголь­ников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма), прямоугольного параллелепипеда;

• названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса,

шара.

Учащиеся должны уметь:

• выполнять арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 устно;

• выполнять арифметические действия с многозначными числа­ми письменно в пределах 10 000;

• выполнять арифметические действия с десятичными дробями;

• складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выра­женными в десятичных дробях (легкие случаи);

• находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;

• решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3, 4 арифметических действия;

• вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;

• различать геометрические фигуры и тела;

• строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в раз­ном положении на плоскости, в том числе симметричные от­носительно оси, центра симметрии.

2 уровень

В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний на всех годах обучения, может быть исключено:

  • нумерация чисел в пределах 1 000 000 (достаточно знания числового ряда в пределах 10 000);

  • арифметические действия с числами в пределах 10 000 (достаточно в пределах 1 000, легкие случаи) письменно;

  • умножение и деление на двузначное число письменно;

  • арифметические действия с десятичными дробями, имеющими в записи 5 и более знаков (цифр);

  • умножение и деление десятичных дробей на двузначное число;

  • простые арифметические задачи на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»;

  • составные задачи в 3-4 арифметических действия;

  • составные задачи на соотношение скорость, время, расстояние;

  • построение углов, многоугольников с помощью транспортира;

  • построение геометрических фигур, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.


7. Оценка знаний учащихся.
Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса математики в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными, самостоятельными работами.

В каждом классе есть часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учи­теля. Для самостоятельного выполнения этим ученикам предлагаются облегченные варианты заданий.


п/п

Форма оценки


Периодичность

(срок проведения)

1

Устный опрос

Согласно плану урока

2

Самостоятельная работа

Согласно плану урока

3

Контрольная работа

Согласно календарно-тематическому плану


Характеристика формы оценки:

Устный опрос.

Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях.
Контрольная (самостоятельная) работа.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой.

При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:

  • неправильное написание строк;

  • выпадение элементов букв, цифр, знаков или их незаконченность, дополнения элементов цифр, знаков и т.д;

  • смещение сходных по начертанию цифр, знаков;

  • повторение отдельных элементов за счёт насильственных движений;

  • плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей;

  • специфические ошибки для данной группы учащихся (консультация с логопедом).


В связи с нарушением двигательных функций: наличие насильственных движений (гиперкинезы), нарушение мышечного тона (спастичность, дистония), ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи) одной из рук, тремор рук, который затрудняет выполнение произвольных действий, для таких учащихся допустима значительная помощь учителя при проведении чертёжных работ. Учитывая двигательные, пространственные, зрительные нарушения, замедленность темпа работы, самостоятельные и контрольные работы могут выполняться отдельными учащимися не в полном объёме, оценка при этом не снижается или задания могут заменяться на посильные для учащихся.

У некоторых учащихся наблюдается нарушение счёта и счётных операций (акалькулия), поэтому допускается использовать при арифметических вычислениях калькуляторы и счётный материал (счёты, линейка).
Критерии оценки:

При устном опросе

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;

  • умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;

  • умеет самостоятельно или с небольшой помощью учителя объяснить ход решения задачи;

  • правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положения фигур по отношению друг к другу на плоскости;

  • допускает единичные ошибки.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

  • допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

  • с помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, по отношению друг к другу;

  • при решение задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий.

Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе:

  • обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса математики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил;

  • с помощью учителя обсуждают решение задачи;

  • узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы со значительной помощью учителя;

  • отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя;

  • не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.


Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов;

  • не умеет использовать средства наглядности;

  • при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.


Оценка «1» учащимся не ставится.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей учащегося;

  • допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы учащихся.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %);

  • допустил 2-3 ошибки

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%);

  • выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.

Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Оценка «1» учащимся не ставится.

При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных).
Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу ребёнка.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок учащихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и навыков ученика, но и его достижения в зоне ближайшего развития.


1   2   3   4   5