Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, работа с учебником)
Наглядные
Практические
Видеометоды
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, которая осуществляется на уроке:
Урок сообщение новых знаний
Формирование и закрепление знаний, умений
Обобщение и систематизация знаний
Проверка и оценка знаний, умений и навыков
Комбинированный урок
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математики, который доступен большинству учащихся, имеющих двигательные нарушения и умственную отсталость.
2. Содержание учебного материала.
5 класс
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен; знак .
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1т=10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1 год), соотношение: 1год=365,366сут. Високосный год.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1 м — 45 см;
8 м 55 см ± 3 м 19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 19 см;
8 м ± 4 м 45 см).
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно и письменно, их проверка.
Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т.п.) устно.
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.
Получение одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями, количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа,
неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение
(отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?»,
«Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.
Геометрический материал
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон.
Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100.
Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S. 6 класс
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел ХШ-ХХ.
Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Нахождение части от числа. Нахождение нескольких частей от числа
Прямая пропорциональная зависимость. Соотношение между s, v, t при равномерном и прямолинейном движении. Простые арифметические задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием. Текстовая арифметическая задача на нахождение одной или нескольких частей числа. Арифметические задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач. Треугольник. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Знаки и . Уровень и отвес. Куб. брус, шар. Элементы куба, бруса: грани, рёбра, вершины; их количество, свойства. Масштаб: 1:1000, 1:10000, 2:1, 10:1, 100:1.
7 класс
Числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000 000.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно (легкие случаи) и письменно. Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000 письменно. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени, письменно (легкие случаи). Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, письменно.
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Преобразования: выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Место десятичных дробей в нумерационной таблице.
Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной едини-тми стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры; ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии. Построение точки, симметричной данной относительно оси и центра симметрии. 8 класс
Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2 000, 20 000; 5, 500, 5 000, 50 000; 25, 250, 2 500, 25 000 в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях, письменно (легкие случаи).
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей (в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях) на однозначные, двузначные числа (легкие случаи).
Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100 и 1 000.
Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего количества за единицу.
Градус. Обозначение: 1°. Градусное измерение углов. Величина прямого, острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, элементы транспортира. Построение и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними; по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.
Площадь. Обозначение: 5. Единицы измерения площади:
1 кв. мм (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км
(1 км2); их соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2,1 м2 = 10 000 см2, 1 км2 = 1 000 000 м2.
Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения: 1 а = 100 м2,1 га = 100 а, 1 га = 10 000 м2.
Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях (легкие случаи).
Длина окружности: С = 2R (С = D), сектор, сегмент.
Площадь круга: S = R2.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.
9 класс
Умножение и деление многозначных чисел (в пределах 1000 000) и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).
Умножение и деление чисел с помощью калькулятора.
Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби коечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида (легкие случаи).
Простые задачи на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида. Грани, вершины, ребра.
Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности.
Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема:
1 куб. мм (1 мм3), 1 куб. см (1 см3), 1 куб. дм (1 дм3), 1 куб. м (1 м3), 1 куб. км (1 км3). Соотношения: 1 дм3 = 1 000 см3,1 м3 = 1 000 дм3,1 м3 = 1 000 000 см3.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерении и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1 000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения шара, радиус, диаметр.
3. Тематическое планирование.
Учитель может варьировать количество уроков на раздел или тему в зависимости от подготовки класса и каникулярного графика.
5 класс
№ урока
| Наименование раздела программы.
Тема урока.
| Кол-во часов
|
| Нумерация Сотня
| 37
|
| Повторение
|
| 1-2
| Чтение, запись однозначных, двузначных и трехзначных чисел. Таблица разрядов. Сравнение чисел.
| 2
| 3-4
| Единицы измерения длины, массы, стоимости, времени
| 2
|
| Решение задач в 2 действия. Таблица умножения и деления
| 2
| 5-6
| Сложение и вычитание чисел в пределах 100
| 2
| 7-8
| Решение примеров на умножение и деление. Сравнение чисел
| 2
| 9-10
| Решение задач в 2 действия. Решение примеров на умножение (деление) и сложение (вычитание)
| 2
| 11-13
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
| 3
| 14-18
| Нахождение неизвестного слагаемого
| 5
| 19-22
| Нахождение неизвестного уменьшаемого
| 4
| 23-28
| Нахождение неизвестного вычитаемого
| 6
| 29-33
| Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд
| 5
| 34
| Подготовка к контрольной работе
| 1
| 35
| Контрольная работа №1 по теме: «Нумерация в пределах 100»
| 1
|
| Геометрический материал (повторение)
| 8
| 36-38
| Линия, отрезок, луч
| 3
| 39-43
| Углы
| 5
|
| Тысяча
| 23
| 44-47
| Нумерация чисел в пределах 1000
| 4
| 48
| Округление чисел до десятков и сотен
| 1
| 49
| Римская нумерация
| 1
| 50-52
| Меры стоимости, длины и массы
| 3
| 53-54
| Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости
| 2
| 55-58
| Сложение и вычитание круглых сотен и десятков
| 4
| 59-62
| Сложение и вычитание без перехода через разряд
| 4
| 63-64
| Решение задач и примеров
| 2
| 65
| Подготовка к контрольной работе
| 1
| 66
| Контрольная работа №2 по теме: «Тысяча»
| 1
|
| Геометрический материал
| 12
| 67-68
| Периметр многоугольника
| 2
| 69
| Треугольник
| 1
| 70
| Различение треугольников по видам углов
| 1
| 71-72
| Различение треугольников по длинам сторон
| 2
| 73-75
| Разностное сравнение чисел
| 3
| 76-78
| Кратное сравнение чисел
| 3
|
| Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд
| 11
| 79-80
| Сложение с переходом через разряд
| 2
| 81-87
| Вычитание с переходом через разряд
| 7
| 88-89
| Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа
| 2
|
| Обыкновенные дроби
| 6
| 90-91
| Образование дробей
| 2
| 92
| Сравнение дробей
| 1
| 93-95
| Правильные и неправильные дроби
| 3
| 96-97
| Умножение чисел 10,100. Умножение и деление на 10, 100
| 2
| 98-99
| Замена крупных мер мелкими
| 2
| 100-101
| Замена мелких мер крупными
| 2
| 102
| Меры времени. Год
| 1
| 103-104
| Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число
| 2
| 105-112
| Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд
| 8
| 113-114
| Проверка умножения и деления
| 2
| 115-122
| Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд
| 8
| 123
| Подготовка к контрольной работе
| 1
| 124
| Контрольная работа №3 по теме: «Обыкновенные дроби»
| 1
| 125-160
| Повторение: Все действия в пределах 1000
Контрольная работа №4 по теме: «Все действия в пределах 1000»
| 35
|
| Геометрический материал
| 5
| 161-164
| Прямоугольник
| 4
| 165
| Куб, брус, шар
| 1
| 166-170
| Резерв
| 5
| ИТОГО:
| 170
| Контрольных работ:
| 4
| |