Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Троснянская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
«____»_____________2009г. «____»_____________2009г. «____»_____________2009г.
Директор школы Зам. дир. По УВР на заседании МО
______________________ _______________________ ________________________
Прокопович А. В. Козлова З. Л. Протокол №1
Рабочая программа по математике
на 2011-2012год
4 класс Разработала учитель
начальных классов
Воробьёва Л. В.
2011г. Пояснительная записка
Развёрнутое тематическое планирование по математике составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, программы «Школа России».
Стандарт начального общего образования по математике
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
- Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова и др. «Математика. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2009.
- Тетрадь на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волкова. «Тетрадь по математике. 4 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2009.
- «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.
Основные разделы курса: «Нумерация чисел в пределах 1000» (1 ч), «Арифметические действия. Порядок выполнения» (15 ч), «Нумерация многозначных чисел» (12 ч), «Величины» (18 ч), «Сложение и вычитание многозначных чисел» (10 ч), «Умножение и деление многозначных чисел» (74 ч), «Итоговое повторение» ( 6 ч).
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический, геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их некоторыми свойствами, а также, основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. В ходе формирования представлений о величинах происходит опора на опыт ребёнка, уточнение и расширение его.
Курс изучения математики предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами. При этом ведущая роль отводится практическим упражнениям: построение, измерение, преобразования фигур.
Элементы алгебраической пропедевтики позволяют повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нём основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. К общим умениям работы над задачей относится и умение моделировать описанные в ней взаимосвязи, использовать разного вида схематические и условные обозначения.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт благоприятные условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Учитывая особенности класса, считаю необходимым организацию систематической работы на уроках математики, направленной на развитие не только логического, но и творческого математического мышления. Важнейшее значение при этом придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления, аналитико-синтетической деятельности учеников.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.
Практическая направленность начального курса изучения математики выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приёмов вычислений обеспечивается за счёт использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приёмов на основе изученных теоретических положений;
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей к индуктивным выводам на основе собственных наблюдений;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены по времени. Усилено в 4 классе внимание к практическим упражнениям, к использованию схематических рисунков, предусмотрена вариативность в приёмах выполнения действий и в решении задач;
-широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т.е. требующие применения знаний из различных разделов курса.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,
обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:
Нумерация
Учащиеся должны знать:
-название и последовательность чисел в натуральном ряду;
- как образуется каждая следующая счётная единица;
- сколько разрядов содержится в каждом классе, название и последовательность первых трёх классов.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
- записывать результат сравнения, используя знаки « >», «<», «=»;
- представлять трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результатов каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и без них;
- таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Учащиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия ( со скобками и без них);
- находить числовое значение буквенных выражений вида: а+3, 8-k, d:2, с . в, k: n при заданных числовых значениях;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-выполнять письменные вычисления ( сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число), выполнять проверку вычислений;
- решать уравнения вида: х+60=320, х-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450, х. 12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий;
- решать задачи в 1-3 действия.
Величины
Учащиеся должны иметь представление о таких величинах как длина, площадь, масса, время, и способах их измерения.
Учащиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой величины;
- связи между такими величинами как цена, количество, стоимость; время, скорость, расстояние.
Учащиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- определять время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
Геометрические фигуры
Учащиеся должны иметь представления о названиях геометрических фигур: точка, лини (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.
Учащиеся должны знать:
- виды углов (прямой, острый, тупой);
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Учащиеся должны уметь:
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Тематическое планирование рассчитано на 4 часа в неделю, 136 часов за год: I четверть - 34ч, IIчетверть - 28ч, IIIчетверть- 40ч, IVчетверть - 32ч.
Контрольные работы – 12 по программе и три административные :I четверть -3(+ входная), II четверть -2(+ промежуточная), IIIчетверть- 4, IVчетверть -3(+ итоговая).
Содержание учебного предмета «Математика»
IV КЛАСС (136 ч)
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (9 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (15 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217 + 163,
х - 137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (75 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 -х = 429 +120, х- 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
- нахождение неизвестных компонентов действий;
- отношения больше, меньше, равно;
- взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2—4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
- разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Повторение
| Элементы
содержания
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид
контроля
| Оснащение урока
| Дата проведения
| Элементы
дополни-
тельного
содержания
|
| Числа от 1 до 1000 (12 ч)
|
| 1.
| Нумерация. Счет предметов. Разряды
| 1
| Комбинированный
| Числа однозначные, двузначные, трехзначные
| Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем
| Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица
| Текущий
| Таблица разрядных единиц
|
|
|
| 2.
| Числовые выражения. Порядок выполнения действий
| 1
| Порядок действий
| Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях
| Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях
| Схема - опора
|
| Магический квадрат
|
| 3
| Нахождение суммы нескольких
слагаемых
| 1
| Переместительное свойство сложения.
| Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения
| Уметь выполнять
письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия
| С/работа
| таблица
|
| логические задачи
|
| 4.
| Вычитание трехзначных чисел
| 1
| Приёмы вычитания
| Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них
| Текущий. Фронтальный опрос
| презентация
|
| Ребусы
|
| 5.
| Приемы письменного умножения
трехзначных чисел на однозначные
| 1
| умножение двузначного на однозначное
| . Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов
| Уметь выполнять
приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные
| Опора - схема
|
| Задачи на смекалку
|
| 6.
| Письменное умножение однозначных чисел на многозначные
|
|
|
| Нахождение значений выражений
Переместительное
свойство умножения Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них
| Уметь использовать переместительное
свойство умножения однозначных чисел на трехзначные
|
|
|
|
|
| 7
|
Приемы письменного деления
трехзначных чисел на однозначные
| 1
| Комбинированный
| Приёмы деления многозначных чисел
| Умножение трёхзначного числа на однозначное. Решение задач разными способами
| Уметь пользоваться
изученной математической терминологией, решать текстовые задачи разными способами, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные, выполнять работу над ошибками
| Текущий
| карточки
|
| Задачи – шутки
|
| 8
| Деление трёхзначных чисел на однозначные. Определение количества цифр в частном
| 1
| Таблица умножения.
| Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов Таблица умножения. Деление с остатком.
| Уметь выполнять
приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные
| С/работа
(15 мин)
| Схема - опора
|
|
|
| 9
| Приемы письменного деления трёхзначных чисел на
однозначное
число
| 1
| Комбинированный
| Деление с остатком
| Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление
с остатком. Деление трехзначного числа на однозначное
| Уметь выполнять
приемы письменного
деления на однозначное число.
Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел
| Тематический. Ар/диктант
| Схема плана решения
|
| нахождение закономерности
|
| .10
| Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль
| 1
| Таблица деления
| Деление трехзначного числа на однозначное
| Уметь выполнять
письменно деление
трехзначного числа на
однозначное, когда в
записи частного есть нуль
| Текущий
| карточки
|
| Числовые закономерности
|
| 11
| Контрольная работа №1 по теме «Повторение»
| 1
|
| Письменные вычисления
с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом
(с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)
| Уметь пользоваться
изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)
|
|
|
|
| 12.
| Анализ контроль-
ной работы, работа над ошибками.
Свойства диагоналей прямоугольника
| 1
| прямоугольник, циркуль, линейка, карандаш
квадрат,
| Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и
другие модели)
Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины
| Знать свойства диагоналей прямоугольника. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку
| Модель прямоугольника
|
| Числовые ребусы
|
| Числа, которые больше 1000. Нумерация (9 ч)
|
| 13
| Разряды и классы.
Класс единиц и класс тысяч
| 1
| Комбинированный
| таблицу разрядов
| Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.
| Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы».
Уметь читать, записывать числа, которые
больше 1000
| Текущий
| Таблица
«Разряды и классы»
|
|
|
| 14
| Чтение и запись многозначных чисел
| 1
| Классы и разряды
| Названия, последовательность натуральных чисел. Классы и разряды
Последовательность
и запись чисел. Классы и разряды
| Уметь читать, записывать и сравнивать
числа в пределах
1 000 000
Уметь представлять
многозначное число в
виде суммы разрядных слагаемых
| Текущий.
Фр/опрос
Мат/дик (15 мин)
| карточки
|
| арифметические действия над числами в пределах 1000
|
|
|
| 15
| Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых
| 1
| Комбинированный
| разряды чисел
| Представление числа
в виде суммы раз-
рядных слагаемых.
Классы и разряды
| Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста
| Тест
(10 мин)
| Таблица «Разряды и классы»
|
|
|
| 16
| Сравнение многозначных чисел
| 1
| Классы и разряды.
| Классы и разряды.
Сравнение чисел
с опорой на порядок следования чисел при счете
| Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000
| Текущий
| Карточки,
таблица «Разряды и классы»
|
| Числовые ребусы
|
| 17
| Увеличение и
уменьшение числа
в 10, 100, 1000 раз
| 1
| умножение на 10, 100
| Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в...», «меньше в...»
| Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз
| Текущий.
Фр/опрос
| Таблица «Разряды и классы»
|
|
|
| 18
| Нахождение общего количества
единиц какого-либо разряда
в данном числе
| 1
| разряды
| Разряды. Сравнение
многозначных чисел.
Сравнение чисел с
опорой на порядок
следования чисел при счете
| Знать последовательность чисел в пределах
100 000.
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе
| Тест
(10 мин)
| Карточки, таблица «Разряды и классы»
|
|
|
| 19
| Класс миллионов и класс миллиардов
Числовой луч
| 1
| Комбинированный
| Классы и разряды
Точка, прямая, отрезок
| Классы и разряды:
класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел
Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, прямого угла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины
| Знать класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах 100 000. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000
Знать понятия «луч», «числовой луч». Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч
| Текущий.
Фронтальный опрос
Текущий
| Таблица «Разряды и классы»
презентация
|
| Нумерация многозначных чисел
|
| 20
| Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки
| 1
| Практического применения знаний
| Геометрические фигуры
| Построение прямого угла на клетчатой бумаге
| Знать понятие «угол», виды углов. Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, строить прямой угол
| Текущий. Арифметический диктант
| презентация, таблица «Углы»
|
|
|
| 21
| Контрольная работа №2 по теме: «Нумерация».
| 1
| Контроль и
учет знаний
|
| Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом
| Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины. в различных единицах, решать задачи арифметическим способом
| Контрольная работа
|
|
|
|
| Величины 15 ч
|
| 22
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
Величины. Единица длины, километр
| 1
| Комбинированный
| единицы длины
| Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними
| Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах
| Текущий Раб/ошибками.
| Таблица «Единицы длины»
|
| Задачи, связанные со временем
|
| |