|
Сказка по математике в 5-м классе по теме "Уравнение" Цели: Совершенствовать умения решать уравнения, используя нахождение компонентов при сложении и вычитании Урок-сказка по математике в 5-м классе по теме "Уравнение"
Цели:
Совершенствовать умения решать уравнения, используя нахождение компонентов при сложении и вычитании.
Вырабатывать умения решать уравнения в два действия.
Совершенствовать умения решать задачи составлением уравнения.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать интерес к математике.
Учитель: Бирюков ПВ
2012 год
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Постановка цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок, урок-сказка. На этом уроке мы с вами будем решать уравнения и задачи с помощью уравнений.
III. Работа над изученным материалом.
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Всё у них в царстве было хорошо. Но вдруг нежданно-негаданно откуда-то появился Змей-Горыныч и унёс Василису Прекрасную к себе в подземелье, заточил в темницу. И пришлось Ивану-царевичу идти спасать Василису. Долго ль сказка сказывается, да не быстро дело делается. Съел Иван-царевич все припасы, истоптал башмаки, а до Змея-Горынычева царства далеко. Попадается Ивану чудесная яблоня. Яблоки волшебные наливные, съесть их можно только, правильно решив задание. Давайте же поможем Ивану-царевичу. (На доске яблоня, в прорезях яблоки, на обратной стороне яблок написаны задания. Устная работа).
- Что такое уравнение? (Уравнение-это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти).
- Что называется корнем уравнения? (Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения).
- Что, значит, решить уравнение? (Решить уравнение – значит, найти все корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
- Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое).
- Как найти неизвестное уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность).
- Как найти неизвестное вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность).
- Как называются числа при сложении?
-Как называются числа при вычитании?
- Решить устно уравнения:
x+54=95
| y-67=41
| 19+x=62
| 72-z=26
| x=41
| y=108
| x =43
| z =46
| - Молодцы! Помогли мы Ивану-царевичу. Отведал Иван наливного яблочка и пошёл дальше. Долго шёл, устал, решил отдохнуть. Вдруг перед ним открылось море. А в море плавала рыба, да не простая, а волшебная. Иван-царевич решил отведать рыбки, да отведать её можно только тогда, когда выполнишь верно её задание. (На полу море, а в море волшебная рыба. Учащиеся ловят рыбу с помощью удочки с магнитом и решают уравнения, написанные на обратной стороне рыбы, у доски).
(68-m) +16=24
| 85-(14+n) =68
| (524-m) -133=207
| 24+(78-m) =36
| 68-m=24-16
| 14+n=85-68
| 524-m=207+133
| 78-m=36-24
| 68-m=8
| 14+n=17
| 524-m=340
| 78-m=12
| m=68-8
| n=17-14
| m=524-340
| m=78-12
| m=60
| n=3
| m=184
| m=66
| Ответ: m=28
| Ответ: n=3
| Ответ: m=184
| Ответ: m=66
| Отведал Иван-царевич рыбки и пошёл дальше. Долго ль шёл, коротко ль, притомился, видит, стоит дом на курьих ножках. А в этом доме жила баба-яга. Баба-яга решила помочь Ивану-царевичу, только в том случае, если он правильно решит её задания:
1) В санатории было 97 отдыхающих. После того как несколько человек уехали на экскурсию, в санатории осталось 78 отдыхающих. Сколько отдыхающих уехали на экскурсию?
- Пусть x-отдыхающих уехали на экскурсию.
97-x=78
|
|
| x=97-78
|
|
| x=19
| 19+78=97
| Ответ: 19 отдыхающих
| 2) Петя задумал число. Если из задуманного числа вычесть 333, то получится 195.
- Пусть x-задуманное число.
x-333=195
|
|
| x=195+333
|
|
| x=528
| 528-333=195
| Ответ: 528
| 3) Придумать задачу, которая решалась бы с помощью уравнения: y+15=45 (На столе лежало несколько тетрадей. После того как на стол положили ещё 15 тетрадей, их стало 45. Сколько тетрадей было на столе первоначально).
4) Решить уравнения по вариантам самостоятельно с последующей проверкой:
44+(a-85) =105
| 69+(87-b) =103
| a-85=105-44
| 87-b=103-69
| a-85=61
| 87-b=34
| a=61+85
| b=87-34
| a=146
| b=53
| Ответ: a=146
| Ответ: b=53
| Решил Иван-царевич все задания. Прощаясь, баба-яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе, какой замок отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Указала баба-яга дорогу Ивану-царевичу. И пошёл он дальше по дороге. Долго ль сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наконец добрался Иван-царевич до темницы Змея Горыныча. А на воротах новая задача, последняя преграда:
В классной комнате было несколько учеников. После того как 7 учеников вошли и 9 вышли, в комнате их стало 31. Сколько учеников было в классной комнате первоначально?
- Пусть x-учеников было в классной комнате первоначально.
(x+7) -9=31
|
|
| x+7=31+9
|
|
| x+7=40
|
|
| x=40-7
|
|
| x=33
| (33+7) -9=31
| Ответ: 33 ученика.
| Произнёс Иван-царевич корень уравнения вслух. Ворота открылись, и увидел Иван-царевич Василису Прекрасную. Забрал он её и поехали они домой. Жили долго и счастливо. А вы молодцы! Помогли Ивану-царевичу спасти Василису Прекрасную.
IV. Итог урока.
Оценки за урок.
- Чему научились на этом уроке? Что запомнилось?
|
|
|