Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по предмету «Математика» в 6 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Сборника рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Составитель Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011.
2. Стандарта основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно- правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана- Граф», 2008.
3. Авторской программы В.И.Жохова по математике для 5-6 класса.
При изучении учебного курса 6 класса уделяется внимание задачам, направленным на развитие естественно - научного мировоззрения. Планирование рассчитано на 6 часов в неделю, всего 204 часа ( в том числе из школьного компонента выделен 1 час в неделю, используется для более основательного изучения соответствующих тем программы). Изучение учебного курса в 6 классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса. Всего запланировано 14 контрольных работ, в том числе итоговый тест.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ. В календарно тематическом плане указаны контрольно-измерительные материалы из пособий:
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –-М. Мнемозина В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
— развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
— развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
— развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
— сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Целью изучения курса математики в 6 классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Цели обучения математики: - овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики, для общественного прогресса.
Содержание обучения
6 класс
6 ч в неделю, всего 204 ч
1. Делимость чисел (24 ч).
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 ч).
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (38 ч).
4. Отношения и пропорции (23 ч).
5. Положительные и отрицательные числа (16 ч).
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (14 ч).
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (15 ч).
8. Решение уравнений (17 ч).
9. Координаты на плоскости (16 ч).
10. Повторение (15 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должензнать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних математических задач;
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой;
- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами;
- составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
- округлять целые числа и десятичные дроби. Выражения и их преобразования
Учащиеся должны:
- правильно употреблять термины «выражения», «тождественные преобразование», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;
- составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие. Уравнения и неравенства
Учащиеся должны:
- понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний практики;
- правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство»;
- решать уравнения первой степени;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнения.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерения геометрических величин.
- понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, четырехугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения длин отрезков и величин углов;
- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы.
Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Сокращения, используемые в рабочей программе: Виды контроля:
МД – математический диктант
СР – самостоятельная работа
ФО - фронтальный опрос
КР – контрольная работа
ИРД – индивидуальная работа у доски
ИРК – индивидуальная работа по карточкам
№ п/п
| № урока по четвертям
| Изучаемый раздел, тема учебного материала
| Кол-во часов
| Календарные сроки
по плану
| Фактические сроки проведения урока
| Планируемые результаты
| Контрольно-измеритель-ные материалы
| знания
| умения
| Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности
| Глава 1. Обыкновенные дроби (111 часов)
§1. Делимость чисел (24 часа, в т.ч. КР№1 )
| 1
| Iчетв.
52ч.
1
| Делители и кратные
| 1
| 01.09
|
| Знать определения делителя и кратного
| Уметь находить делители и кратные данных натуральных чисел
| Формулировать определения делителя и кратного. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Верно использовать в речи термины: делитель, кратное
| ФО
| 2
| 2
| Решение задач и примеров на делители и кратные
| 1
| 02.09
|
| УО
| 3
| 3
| Делители и кратные. Самостоятельная работа
| 1
| 03.09
|
| СР
| 4
| 4
| Признаки делимости на 10,на5 и на 2
| 1
| 04.09
|
| Знать признаки делимости на 10, на 5, на 2
| Уметь использовать признаки делимости натуральных чисел при решении задач
| Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел.
Решать текстовые задачи арифметическими способами.
| ФО
| 5
| 5
| Решение задач на признаки делимости на 10,на5 и на 2
| 1
| 05.09
|
| Текущий
| 6
| 6
| Задачи на применение признаков делимости
| 1
| 07.09
|
| Тест
| 7
| 7
| Признаки делимости на 9 и на 3
| 1
| 08.09
|
| Знать признаки делимости на 9 и
на 3
| Уметь использовать признаки делимости натуральных чисел при решении задач
| Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел.
Решать текстовые задачи арифметическими способами.
Вычислять факториалы
| ФО
| 8
| 8
| Решение примеров на признаки делимости на 9,на 3
| 1
| 09.09
|
| УО
| 9
| 9
| Решение задач на признаки делимости на 9 и на 3
| 1
| 10.09
|
|
|
|
| СР
| 10
| 10
| Простые и составные числа
| 1
| 11.09
|
| Знать определение простого и составного числа
| Распознавать простые и составные числа.
Уметь разложить составные числа на множители
| Верно использовать в речи термины: простое число, составное число, чётное число, нечётное число. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.
| Текущий
| 11
| 11
| Решение задач и примеров на простые и составные числа
| 1
| 12.09
|
| ФО
Тест
| 12
| 12
| Простые и составные числа
| 1
| 14.09
|
| ИРД
| 13
| 13
| Разложение на простые множители
| 1
| 15.09
|
| Знать алгоритм разложения чисел на простые множители.
.
| Уметь раскладывать составные числа на простые множители
| Верно использовать в речи термины: разложение числа на простые множители.
Вычислять факториалы.
| УО
| 14
| 14
| Решение примеров на разложение на простые множители
| 1
| 16.09
|
| Текущий
| 15
| 15
| Решение сложных примеров на разложение
| 1
| 17.09
|
| СР
| 16
| 16
| Наибольший общий делитель
| 1
| 18.09
|
| Знать определения НОД, взаимно простых чисел, алгоритм нахождения НОД.
| Уметь находить НОД для двух и более натуральных чисел.
| Верно использовать в речи термины: НОД, взаимно простые числа, числа-близнецы. Приводить примеры несложных
классификаций из различных областей жизни.
| УО
| 17
| 17
| Взаимно простые числа
| 1
| 19.09
|
| Текущий
| 18
| 18
| Решение задач и примеров на нахождение НОД
| 1
| 21.09
|
| Знать определения НОД, взаимно простых чисел, алгоритм нахождения НОД
| Уметь находить НОД для двух и более натуральных чисел.
| СР
| 19
| 19
| Решение на доказательство взаимно простых числа
| 1
| 22.09
|
| ИК
| 20
| 20
| Наименьшее общее кратное двух натуральных чисел
| 1
| 23.09
|
| Знать какое число называют НОК чисел, алгоритм нахождения НОК чисел.
| Уметь находить НОК двух и более натуральныхчисел. Уметь, используя признаки делимости натуральных чисел, находить НОК и НОД натуральных чисел, распознавать взаимно простые числа.чисел
| Верно использовать в речи термины: НОК. Решать текстовые задачи арифметическими способами.
Иллюстрировать теоретико-множественные и логические понятия с помощью диаграмм Эйлер-Венна.
| УО
| 21
| 21
| Наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел
| 1
| 25.09
|
| Текущий
| 22
| 22
| Решение примеров на нахождение НОК
| 1
| 26.09
|
| ИРД
| 23
| 23
| Решение задач на нахождение НОК
| 1
| 28.09
|
| ДМ
| 24
| 24
| Контрольная работа №1 «Делимость чисел»
| 1
| 29.09
|
|
| Уметь применять полученные знания
|
| КР
| §2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 часов, в т.ч. КР№2 и КР №3 )
| 25
| 25
| Анализ КР. Основное свойство дроби
| 1
| 30.09
|
| Знать основное свойство дроби и применять его при замене данной дроби равной ей дробью
| Уметь применять свойство дроби при решении задач
| Формулировать основное свойство дроби. Преобразовывать обыкновенные дроби.
| УО
| 26
| 26
| Решение примеров на применение основного свойства дроби
| 1
| 01.10
|
| ИК
| 27
| 27
| Основное свойство дроби
| 1
| 02.10
|
| МД
| 28
| 28
| Сокращение дробей
| 1
| 03.10
|
| Знать определение сокращения дроби.
| Уметь сокращать дробь, используя различные приемы сокращения, распознавать несократимые дроби
| Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Решать текстовые задачи арифметическими способами. Анализировать и осмысливать текст задачи.
| ФО
| 29
| 29
| Решение примеров на сокращение дробей
| 1
| 05.10
|
| Текущий
| 30
| 30
| Решение задач на сокращение дробей
| 1
| 06.10
|
| СР
| 31
| 31
| Приведение двух дробей к общему знаменателю
| 1
| 07.10
|
| Знать определения дополнительного множителя, наименьшего общего знаменателя дробей.
| Уметь приводить дроби к общему знаменателю
| Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их.
Переформулировать условие задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять самоконтроль.
| ФО
| 32
| 32
| Приведение нескольких дробей к общему знаменателю
| 1
| 08.10
|
| Текущий
| 33
| 33
| Решение примеров на приведение двух дробей к общему знаменателю
| 1
| 09.10
|
| ДМ
| 34
| 34
| Решение примеров на приведение нескольких дробей к общему знаменателю
| 1
| 10.10
|
| СР
|
35
| 35
| Сравнение дробей с разными знаменателями
| 1
| 12.10
|
| Знать правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Знать правило сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
| Уметь складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, используя соответствующее правило.
Уметь применять правило при сравнении дробей
| Формулировать правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей. Грамматически верно читать записи неравенств, содержащих обыкновенные дроби, суммы и разности обыкновенных дробей. Решать текстовые задачи. Вычислять факториалы.
| Текущий
| 36
| 36
| Сложение дробей с разными знаменателями
| 1
| 13.10
|
| УО
| 37
| 37
| Вычитание дробей с разными знаменателями
| 1
| 14.10
|
| ИК
| 38
| 38
| Решение примеров на сравнение сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 1
| 15.10
|
| Текущий
| 39
| 39
| Решение задач на сравнение сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 1
| 16.10
|
| ДМ
| 40
| 40
| Комбинированные задачи на дроби с разными знаменателями
| 1
| 17.10
|
| ИРД
| 41
| 41
| Сравнение,сло-жение и вычитание дробей с разными знаменателями: Тест
| 1
| 19.10
|
| Тест
| 42
| 42
| Контрольная работа №2 «Сло-жение и вычита-ние дробей с раз-ными знамена-телями»
| 1
| 20.10
|
|
| Уметь применять полученные знания
|
| КР
| 43
| 43
| Анализ КР. Сложение смешанных чисел
| 1
| 21.10
|
| Знать правило сравнения, сложения и вычитания смешанных чисел
| Уметь складывать и вычитать смешанные числа, применяя известные свойства сложения и вычитания; решать уравнения, содержащие смешанные числа; решать текстовые задачи.
| Выполнять сложение и вычитание смешанных чисел. Грамматически верно читать записи неравенств, содержащих смешанные числа. Решать текстовые задачи. Вычислять факториалы.
Переформулировать условие задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять самоконтроль.
Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.
| ФО
| 44
| 44
| Вычитание смешанных чисел
| 1
| 22.10
|
| ФО
| 45
| 45
| Решение примеров на сложение смешанных чисел
| 1
| 23.10
|
| УО
| 46
| 46
| Решение примеров на вычитание смешанных чисел
| 1
| 24.10
|
| Знать правило сравнения, сложения и вычитания смешанных чисел
| Текущий
| 47
| 47
| Решение примеров на сложение и вычитание смешанных чисел
| 1
| 26.10
|
| Текущий
| 48
| 48
| Комбинированные задачи на сложение и вычитание смешанных чисел
| 1
| 27.10
|
| СР
| 49
| 49
| Обобщение темы «Сложение и вычитание смешанных чисел»
| 1
| 28.10
|
| Тест
| 50
| 50
| Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание смешанных чисел»
| 1
| 29.10
|
|
| Уметь применять полученные знания
|
| КР
| |