|
Протокол №1 от «26» августа 2011г «Согласовано» Зам директора по увр мбоу «Заводская оош» Улаханова мр Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»
МБОУ «Заводская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Председатель МО
_________/________
Протокол №1 от
«26» августа 2011г
| «Согласовано»
Зам.директора по УВР
МБОУ «Заводская ООШ»
Улаханова МР/___________
«31» августа 2011г
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Заводская ООШ» Евдокименко Т.К.
_____________
Приказ №89 от
«31» августа 2011г
М.п.
|
Программа
курса по выбору
«Элементы теории вероятностей и
комбинаторики» в 9 классе
Улахановой Марины Родионовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«31» августа 2011г
п. Николаевский
2011г
Пояснительная записка
Введение элементов комбинаторики и теории вероятностей в содержание математического образования является одним из важнейших аспектов модернизации содержания образования, так как роль этих знаний в современном мире повышает возможности практической ориентации учащихся. Знакомство с данным материалом способствует принятию нестандартных решений, помогает творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Необходимость формирования вероятностного мышления обусловлена тем, что учащиеся должны научиться извлекать, анализировать и обрабатывать порой противоречивую информацию и оценивать степень риска.
Изучение данного курса позволит учащимся продолжить развитие логического мышления, поможет сориентироваться в выборе профессии и продолжения образования.
Данная программа курса по выбору объёмом 35 часов рассчитана для учащихся 9 класса и является углублением и дополнением общеобразовательной программы, в которой данному вопросу мало уделяется внимания. В базовой программе данному разделу математики уделяется 12 часов в конце 9 класса.
Учащиеся познакомятся с основными понятиями комбинаторики и элементами теории вероятности. Между общеобразовательным и элективным курсом существует тесная связь, так как первый является фундаментом, на который опирается данный курс. Это позволит ученикам расширить кругозор и понять практическое использование математических знаний.
При планировании работы учитывается использование литературных источников, сети интернета. В основе методики преподавания лежит деятельностный подход в обучении, предполагается использовать различные формы проведения занятий: лекции, практикумы, творческие и поисково-исследовательские работы. Предусмотрен текущий и итоговый контроль учащихся (рефераты, презентации, защита проектов).
Кому адресована
Программа разработана для учащихся 9 класса МБОУ «Заводская ООШ» Тарбагатайского района.
Основные цели курса
Формирование у учащихся представления о математике как культурологической дисциплине и возможности использования математических знаний в различных сферах деятельности человека.
Задачи курса
Способствовать формированию и развитию умений для решения комбинаторных задач, составленных по определённому правилу.
Сформировать и развивать вероятностную интуицию и мышление.
Развивать общекультурный кругозор и творческие способности учащихся.
Создать условия для развития умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Помочь учащимся в определении профиля дальнейшего обучения.
Ведущие принципы:
научность;
систематичность и последовательность;
доступность;
наглядность;
индивидуальный и дифференцированный подход;
воспитывающий и развивающий характер обучения.
Ожидаемый результат
Систематическое и целенаправленное изучение элементов комбинаторики и основ теории вероятности способствует осознанному умению применять полученные знания на практике, повышает уровень эффективности обучения, развивает и поддерживает интерес к изучению математики, а так же развивает различные формы мыслительной деятельности учащихся.
Учащиеся должны уметь:
знать и уметь использовать понятия факториала, перестановки, размещения, сочетания;
усвоить практические навыки выполнения заданий по теории вероятностей;
усвоить операции над событиями;
знать различные определения вероятности;
обрабатывать статистические данные с помощью редактора «Mickrosoft Exel».
Содержание курса
История возникновения теории вероятностей и комбинаторики (2ч)
Простейшие комбинаторные задачи (5ч)
Сочетания, размещения (8ч)
Случайные события и их вероятности(9ч)
Статистика – дизайн информации (6ч)
Применение компьютерных технологий (3ч)
Контрольная работа (1ч)
Круглый стол (1ч)
Учебно-тематическое планирование
№
| Содержание
| Кол-во часов
| Форма
занятия
| 1
| Из истории возникновения теории вероятностей и комбинаторики
| 2
| лекция
| 2
| Правило умножения
| 1
| практикум
| 3
| Дерево вариантов
| 1
| творческая работа
| 4
| Перестановки
| 2
| практикум
| 5
| Закрепление пройденного
| 1
| практикум
| 6
| Выбор двух элементов
| 1
| лекция
| 7
| Числа Спк
| 2
| практикум
| 8
| Выбор трёх и более элементов
| 2
| лекция
| 9
| Размещения
| 1
| практикум
| 10
| Числа Апк
| 2
| лекция
| 11
| Закрепление пройденного
| 1
| практикум
| 12
| События достоверные, невозможные и случайные
| 1
| лекция
| 13
| Классическое определение вероятности
| 1
| лекция
| 14
| Вероятность противоположного события
| 1
| практикум
| 15
| Вероятность суммы несовместных событий
| 1
| практикум
| 16
| Статистическое определение вероятности
| 1
| лекция
| 17
| Геометрическое определение вероятности
| 2
| лекция
| 18
| Закрепление пройденного
| 1
| практикум
| 19
| Варианты и их кратности
| 2
| лекция
| 20
| Многоугольники распределения данных
| 2
| практикум
| 21
| Кривая нормального распределения
| 1
| практикум
| 22
| Числовые характеристики выборки
| 1
| практикум
| 23
| Обработка статистических данных с помощью редактора
«Mickrosoft Exel»
| 3
| практикум
| 24
| Контрольная работа
| 1
| к/работа
| 26
| Круглый стол — представление и защита творческих работ и презентаций. Подведение итогов курса.
| 1
|
|
Литература
1..Бунимович Е.А. «Вероятность и статистика». 5-9 классы М., Дрофа, 2002.
2.Кибирев В.В. «Теория вероятностей с элементами комбинаторики», У-У, БГУ, 2006.
3.Кордемский Б.А. «Математика изучает случайности», М., Просвещение - 1975.
4.Лютикас В.С. «Школьнику о теории вероятности», М., Просвещение — 1976.
5.Мордкович А.Г., Семенов П.В. «События. Вероятности. Статистическая обработка данных», М., Мнемозина, 2005.
6. Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. «Элементы статистики и вероятность». 7-9 классы,
М., Просвещение, 2005. |
|
|