Главная страница


Протокол № Принята на заседании педагогического совета мкоу подгоренская сош от. 08. 2012г Протокол №



НазваниеПротокол № Принята на заседании педагогического совета мкоу подгоренская сош от. 08. 2012г Протокол №
страница1/6
Дата12.02.2016
Размер1.02 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6

Рассмотрена

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

от .08.2012г

Протокол №


Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от .08.2012г

Протокол №

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от .09.2012г №

Директор школы…………………/Климова В.Н./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Усовой Людмилы Николаевны,

учителя высшей квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ
по основам православной культуры

4-5-6-7-8 классы
Согласована

Зам.директора по УВР

…………./Соловьёвой Т.М./

……………..сентября 2012г
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы 5-8 разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном

Актуальность проблемы духовно-нравственного просвещения.

  1. В условиях современного общественного кризиса России, который определяется прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием.

  2. Особую важность в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и образа мысли наших сограждан приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.

  3. Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в общем доме всех народов, мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования культуросообразной личности.

  4. Но Православие не только культурообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствообразующая религия. Огромнейшее же число современных деструктивных сект, стремящихся обосноваться в учебных заведениях, разрушает государственность и деформирует сознание учащихся. Чтобы привить детям иммунитет против сект, необходимо знакомить их с традиционной духовностью.

  5. Современная педагогика зажата в тисках технократизма и информационного инструментализма. Поэтому существует острая потребность в разработке «технологии духовности», когда запускаются в рабочий обиход не просто средства и инструментарий (часто не дающие результата), а содержательная духовная пища, на которую проявляется повышенный спрос, отличающаяся трезвым взглядом, умеющим выходить на личность с ее внутренним миром, неповторимостью.

Законодательная база духовно-нравственного просвещения.

    • Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

    • Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);

    • Национальная доктрина образования;

    • Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;

    • Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;

    • Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);

    • Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.

Основные направления работы по духовно-нравственному просвещению.

  1. Работа с детьми и подростками.

  2. Работа с семьей, родителями.

  3. Работа с педагогами.

Работа с детьми и подростками охватывает все типы образовательных учреждений: от дошкольных до учреждений начального профессионального образования. Она предполагает разнообразные формы, а именно:

а) введение знаний по духовно-нравственной проблематике в преподавание традиционных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарной направленности (истории, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки);

б) введение факультативов духовно-нравственной направленности;

в) организацию внеклассной воспитательной работы в образовательных учреждениях на принципах духовно-нравственного просвещения (подготовка к праздникам Рождества Христова и Пасхи; работа кружков духовно-нравственной направленности и т. д.).
Формы работы с семьей и родителями: тематические родительские собрания, городской родительский семинар, привлечение родителей к паломническим поездкам по святым местам родного края, организация соответствующих передач на радио и ТВ.
Работа с педагогами:

  1. педагогические советы по вопросам духовно-нравственного воспитания;

  2. курсы при ВОИПКиПРО для учителей, ведущих работу по духовно-нравственному просвещению;

  1. епархиальные двухгодичные курсы для педагогов;

  1. проведение ежегодных педагогических конференций по данной тематике;

  2. проведение областных, городских и районных семинаров для педагогов;

  1. организация открытых уроков с последующим обсуждением;

  1. ведение постоянной рубрики в газете «Вестник просвещения»«Духовно-нравственное воспитание»;

  2. организация консультаций для педагогов при Центре духовно-нравственного образования и воспитания ВОИПКиПРО;

  3. организация методической помощи в вопросах духовного воспитания на базе районных и городских информационно-методических центров.

  4. Механизм реализации программы.

  5. Вопросы организации духовно-нравственного просвещения в образовательных учреждениях области решаются совместно Главным управлением образования и епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации на основе действующего между ними договора (дата) с соблюдением всех законодательных актов РФ.

  6. Исполнительный орган – постоянно действующая Комиссия Главного управления образования, епархиального Отдела религиозного образования и ВОИПКиПРО.

  7. Для разработки теоретических основ, учебных программ и организации методического обеспечения, сбора и обобщения имеющегося опыта создается Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) при ВОИПКиПРО – «Лаборатория по духовно-нравственному просвещению» из представителей Главного управления образования, епархии, ученых, педагогов-практиков.

  8. Для комплексного апробирования программ по духовно-нравственному просвещению необходимо развернуть сеть экспериментальных площадок во всех типах учебных заведений. Особенное внимание следует уделить интернатам как общеобразовательным учреждениям, имеющим свою специфику в проведении воспитательной работы.

  9. Для развития работы по реализации программы необходимо поднять престиж педагогов, работающих в этом направлении, с помощью системы поощрений: моральных (грамоты, конкурсы) и материальных (книги, экскурсионные поездки, призы и т. д.).

Принципы работы по реализации программы.

  1. Вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве светской системы образования и Русской Православной Церкви.

Во избежание проникновения в образовательные учреждения сектантов, педагоги, ведущие занятия духовно-нравственной направленности, допускаются к их проведению только при условии прохождения соответствующих курсов на базе ВОИПКиПРО и при наличии письменной рекомендации епархиального Отдела религиозного образования и катехизации.

  1. Постепенность поэтапной работы с соблюдением принципов преемственности в реализации программы.

  2. Отказ от унификации форм. Формы должны быть разнообразными и применяться в соответствии с имеющимися условиями.

  3. Учет желаний родителей и обучающихся.

  4. Согласованность всех направлений работы.

  5. Добровольность участия исполнителей.

  6. Охват всех типов образовательных учреждений, в том числе и системы дополнительного образования.

Цель программы: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире. 

Задачи программы:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

4. Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки не выставляются.



Рассмотрена

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

от .08.2012г

Протокол №


Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от .08.2012г

Протокол №

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от .09.2012г №

Директор школы…………………/Климова В.Н./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Усовой Людмилы Николаевны,

учителя высшей квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ
по основам православной культуры

4 класс
Согласована

Зам.директора по УВР

…………./Соловьёвой Т.М./

……………..сентября 2012г
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4 класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном. Преподавание ОПК в 4 классе осуществляется по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы автора А.В. Кураева.

Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.

Законодательная база духовно-нравственного просвещения.

    • Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

    • Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);

    • Национальная доктрина образования;

    • Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;

    • Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;

    • Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);

    • Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.

Цель программы: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире. 

Задачи программы:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;

  • знакомить с основами православной культуры;

  • раскрывать её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

4. Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование. По предмету оценки не выставляются.

Учебно-тематический план



п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Россия – наша Родина.

1

2

Культура и религия.

1

3

Человек и Бог в православии.

1

4

Православие и молитва.

1

5

Библия и Евангелие.

1

6

Проповедь Христа.

1

7

Христос и его крест.

1

8

Пасха.

1

9

Православное учение о человеке.

1

10

Совесть и раскаяние.

1

11

Заповеди.

1

12

Милосердие и сострадание.

1

13

Золотое правило этики.

1

14

Храм.

1

15

Икона.

1

16

Творческие работы учащихся.

1

17

Подведение итогов.

1

18

Как христианство пришло на Русь.

1

19

Подвиг.

1

20

Заповеди блаженств.

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина.

1

23

Православие о Божием суде.

1

24

Таинство Причастия.

1

25

Монастырь.

1

26

Отношение христианина к природе.

1

27

Христианская семья.

1

28

Защита Отечества.

1

29

Христианин в труде.

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31

Творческие работы учащихся.

1

32-33

Экскурсия в храм.

2

34-35

Подведение итогов года.

2




Итого:

35


Содержание тем учебного курса


1

Россия – наша Родина.

2

Культура и религия.

3

Человек и Бог в православии.

4

Православие и молитва.

5

Библия и Евангелие.

6

Проповедь Христа.

7

Христос и его крест.

8

Пасха.

9

Православное учение о человеке.

10

Совесть и раскаяние.

11

Заповеди.

12

Милосердие и сострадание.

13

Золотое правило этики.

14

Храм.

15

Икона.

16

Творческие работы учащихся.

17

Подведение итогов.

18

Как христианство пришло на Русь.

19

Подвиг.

20

Заповеди блаженств.

21

Зачем творить добро?

22

Чудо в жизни христианина.

23

Православие о Божием суде.

24

Таинство Причастия.

25

Монастырь.

26

Отношение христианина к природе.

27

Христианская семья.

28

Защита Отечества.

29

Христианин в труде.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

31

Творческие работы учащихся.

32-33

Экскурсия в храм.

34-35

Подведение итогов года.
  1   2   3   4   5   6