|
Протокол № Принята на заседании педагогического совета мкоу подгоренская сош от. 08. 2012г Протокол № Рассмотрена
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла
от .08.2012г
Протокол №
| Принята
на заседании
педагогического совета
МКОУ Подгоренская СОШ
от .08.2012г
Протокол №
| Утверждена
приказом директора
МКОУ Подгоренская СОШ
от .09.2012г №
Директор школы…………………/Климова В.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Усовой Людмилы Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ по основам православной культуры
4-5-6-7-8 классы Согласована
Зам.директора по УВР
…………./Соловьёвой Т.М./
……………..сентября 2012г 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы 5-8 разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном
Актуальность проблемы духовно-нравственного просвещения.
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием.
Особую важность в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и образа мысли наших сограждан приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.
Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в общем доме всех народов, мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования культуросообразной личности.
Но Православие не только культурообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствообразующая религия. Огромнейшее же число современных деструктивных сект, стремящихся обосноваться в учебных заведениях, разрушает государственность и деформирует сознание учащихся. Чтобы привить детям иммунитет против сект, необходимо знакомить их с традиционной духовностью.
Современная педагогика зажата в тисках технократизма и информационного инструментализма. Поэтому существует острая потребность в разработке «технологии духовности», когда запускаются в рабочий обиход не просто средства и инструментарий (часто не дающие результата), а содержательная духовная пища, на которую проявляется повышенный спрос, отличающаяся трезвым взглядом, умеющим выходить на личность с ее внутренним миром, неповторимостью.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
Национальная доктрина образования;
Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Основные направления работы по духовно-нравственному просвещению.
Работа с детьми и подростками.
Работа с семьей, родителями.
Работа с педагогами.
Работа с детьми и подростками охватывает все типы образовательных учреждений: от дошкольных до учреждений начального профессионального образования. Она предполагает разнообразные формы, а именно:
а) введение знаний по духовно-нравственной проблематике в преподавание традиционных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарной направленности (истории, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки);
б) введение факультативов духовно-нравственной направленности;
в) организацию внеклассной воспитательной работы в образовательных учреждениях на принципах духовно-нравственного просвещения (подготовка к праздникам Рождества Христова и Пасхи; работа кружков духовно-нравственной направленности и т. д.). Формы работы с семьей и родителями: тематические родительские собрания, городской родительский семинар, привлечение родителей к паломническим поездкам по святым местам родного края, организация соответствующих передач на радио и ТВ. Работа с педагогами:
педагогические советы по вопросам духовно-нравственного воспитания;
курсы при ВОИПКиПРО для учителей, ведущих работу по духовно-нравственному просвещению;
епархиальные двухгодичные курсы для педагогов;
проведение ежегодных педагогических конференций по данной тематике;
проведение областных, городских и районных семинаров для педагогов;
организация открытых уроков с последующим обсуждением;
ведение постоянной рубрики в газете «Вестник просвещения»«Духовно-нравственное воспитание»;
организация консультаций для педагогов при Центре духовно-нравственного образования и воспитания ВОИПКиПРО;
организация методической помощи в вопросах духовного воспитания на базе районных и городских информационно-методических центров.
Механизм реализации программы.
Вопросы организации духовно-нравственного просвещения в образовательных учреждениях области решаются совместно Главным управлением образования и епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации на основе действующего между ними договора (дата) с соблюдением всех законодательных актов РФ.
Исполнительный орган – постоянно действующая Комиссия Главного управления образования, епархиального Отдела религиозного образования и ВОИПКиПРО.
Для разработки теоретических основ, учебных программ и организации методического обеспечения, сбора и обобщения имеющегося опыта создается Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) при ВОИПКиПРО – «Лаборатория по духовно-нравственному просвещению» из представителей Главного управления образования, епархии, ученых, педагогов-практиков.
Для комплексного апробирования программ по духовно-нравственному просвещению необходимо развернуть сеть экспериментальных площадок во всех типах учебных заведений. Особенное внимание следует уделить интернатам как общеобразовательным учреждениям, имеющим свою специфику в проведении воспитательной работы.
Для развития работы по реализации программы необходимо поднять престиж педагогов, работающих в этом направлении, с помощью системы поощрений: моральных (грамоты, конкурсы) и материальных (книги, экскурсионные поездки, призы и т. д.).
Принципы работы по реализации программы.
Вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве светской системы образования и Русской Православной Церкви.
Во избежание проникновения в образовательные учреждения сектантов, педагоги, ведущие занятия духовно-нравственной направленности, допускаются к их проведению только при условии прохождения соответствующих курсов на базе ВОИПКиПРО и при наличии письменной рекомендации епархиального Отдела религиозного образования и катехизации.
Постепенность поэтапной работы с соблюдением принципов преемственности в реализации программы.
Отказ от унификации форм. Формы должны быть разнообразными и применяться в соответствии с имеющимися условиями.
Учет желаний родителей и обучающихся.
Согласованность всех направлений работы.
Добровольность участия исполнителей.
Охват всех типов образовательных учреждений, в том числе и системы дополнительного образования.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
4. Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки не выставляются.
Рассмотрена
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла
от .08.2012г
Протокол №
| Принята
на заседании
педагогического совета
МКОУ Подгоренская СОШ
от .08.2012г
Протокол №
| Утверждена
приказом директора
МКОУ Подгоренская СОШ
от .09.2012г №
Директор школы…………………/Климова В.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Усовой Людмилы Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ по основам православной культуры
4 класс Согласована
Зам.директора по УВР
…………./Соловьёвой Т.М./
……………..сентября 2012г 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 4 класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном. Преподавание ОПК в 4 классе осуществляется по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы автора А.В. Кураева.
Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
Национальная доктрина образования;
Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;
знакомить с основами православной культуры;
раскрывать её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
4. Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование. По предмету оценки не выставляются.
Учебно-тематический план
№
п/п
| Содержание
| Кол-во часов
| 1
| Россия – наша Родина.
| 1
| 2
| Культура и религия.
| 1
| 3
| Человек и Бог в православии.
| 1
| 4
| Православие и молитва.
| 1
| 5
| Библия и Евангелие.
| 1
| 6
| Проповедь Христа.
| 1
| 7
| Христос и его крест.
| 1
| 8
| Пасха.
| 1
| 9
| Православное учение о человеке.
| 1
| 10
| Совесть и раскаяние.
| 1
| 11
| Заповеди.
| 1
| 12
| Милосердие и сострадание.
| 1
| 13
| Золотое правило этики.
| 1
| 14
| Храм.
| 1
| 15
| Икона.
| 1
| 16
| Творческие работы учащихся.
| 1
| 17
| Подведение итогов.
| 1
| 18
| Как христианство пришло на Русь.
| 1
| 19
| Подвиг.
| 1
| 20
| Заповеди блаженств.
| 1
| 21
| Зачем творить добро?
| 1
| 22
| Чудо в жизни христианина.
| 1
| 23
| Православие о Божием суде.
| 1
| 24
| Таинство Причастия.
| 1
| 25
| Монастырь.
| 1
| 26
| Отношение христианина к природе.
| 1
| 27
| Христианская семья.
| 1
| 28
| Защита Отечества.
| 1
| 29
| Христианин в труде.
| 1
| 30
| Любовь и уважение к Отечеству.
| 1
| 31
| Творческие работы учащихся.
| 1
| 32-33
| Экскурсия в храм.
| 2
| 34-35
| Подведение итогов года.
| 2
|
| Итого:
| 35
|
Содержание тем учебного курса
1
| Россия – наша Родина.
| 2
| Культура и религия.
| 3
| Человек и Бог в православии.
| 4
| Православие и молитва.
| 5
| Библия и Евангелие.
| 6
| Проповедь Христа.
| 7
| Христос и его крест.
| 8
| Пасха.
| 9
| Православное учение о человеке.
| 10
| Совесть и раскаяние.
| 11
| Заповеди.
| 12
| Милосердие и сострадание.
| 13
| Золотое правило этики.
| 14
| Храм.
| 15
| Икона.
| 16
| Творческие работы учащихся.
| 17
| Подведение итогов.
| 18
| Как христианство пришло на Русь.
| 19
| Подвиг.
| 20
| Заповеди блаженств.
| 21
| Зачем творить добро?
| 22
| Чудо в жизни христианина.
| 23
| Православие о Божием суде.
| 24
| Таинство Причастия.
| 25
| Монастырь.
| 26
| Отношение христианина к природе.
| 27
| Христианская семья.
| 28
| Защита Отечества.
| 29
| Христианин в труде.
| 30
| Любовь и уважение к Отечеству.
| 31
| Творческие работы учащихся.
| 32-33
| Экскурсия в храм.
| 34-35
| Подведение итогов года.
| |
|
|